Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Не мир пришел я принести, но меч: 3 смысла фразы

Есть в Библии жуткая фраза «не мир пришёл я принести, но меч» (Мф. 10:36). Что за странное утверждение? Быть может, его прояснит правильное толкование? Или в любом случае здесь говорится о неком агрессивном настрое христианства. Давайте разбираться.

Фразу «не мир пришёл я принести, но меч» Иисус Христос произносит в Евангелии от Матфея

Эту фразу Спаситель произносит в Евангелии от Матфея. Полностью она выглядит так:

«Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ».

(Мф.10:34–39)

Это часть наставлений, которые Иисус Христос обратил к своим 12 ученикам.

12 учеников Христа — та аудитория, к которой Он обратил эту фразу.

Пожалуй, Новый Завет содержит всего несколько столь же странных фраз. У многих людей, которым христианство симпатично, такое высказывание вызывает множество вопросов и возражений.

Как так? Иисус Христос учит любви, и вдруг мы видим, что говорит Господь столь ужасающие вещи.

3 смысла этой фразы: перекличка с Писанием, новые ценности, преувеличение

Очень подробный разбор этой фразы сделал Игумен Пётр (Мещеринов). Он выделил 3 смысла:

  • Смысл 1. Перекличка с книгой пророка Михея

Спаситель был очень образованным в богословском плане человеком. Обращаясь к слушателям, он явно надеялся на то, что они поймут, на какие слова пророка ссылается Иисус Христос. А речь вот об этом фрагменте:

«Горе мне! ибо со мною теперь — как по собрании летних плодов, как по уборке винограда: ни одной ягоды для еды, ни спелого плода, которого желает душа моя. Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть. Руки их обращены к тому, чтобы уметь делать зло; начальник требует подарков, и судья судит за взятки, а вельможи высказывают злые хотения души своей и извращают дело. Лучший из них — как терн, и справедливый – хуже колючей изгороди, день провозвестников Твоих, посещение Твое наступает; ныне постигнет их смятение. Не верьте другу, не полагайтесь на приятеля; от лежащей на лоне твоем стереги двери уст твоих. Ибо сын позорит отца, дочь восстает против матери, невестка – против свекрови своей; враги человеку — домашние его. А я буду взирать на Господа, уповать на Бога спасения моего: Бог мой услышит меня».

(Мих.7:1–7)

Иисус Христос хорошо знал Писание и ссылался на него в Своих высказываниях.

Мы видим здесь дословные цитаты из книги ветхозаветного автора. Это важный фундамент для тех наставлений, которые даёт Иисус Христос ученикам. В 10-ой главе Евангелия от Матфея он посылает их на проповедь. Не ясно, осознают ли до конца апостолы те риски, которые им предстоят.

Но в любом случае им требуются слова ободрения. Спаситель напоминает о пророчестве, показывая, что ученика предстоит великая миссия. В то же время Он предупреждает о грядущих опасностях этого сложного пути.

Пророк Михей — автор пророчества, на которое ссылался Спаситель во фразе «не мир пришёл я принести, но меч»
Пророк Михей — автор пророчества, на которое ссылался Спаситель во фразе «не мир пришёл я принести, но меч». Фото: azbyka.ru
  • Смысл 2. Смена ветхозаветных ценностей

Можно подумать, что Иисус Христос науськивает учеников против их семей. Это не так. Спаситель не пытается сказать, что семья — это плохо. Он просто говорит о том, что важно правильно расставить приоритеты.

Сегодня мы живём не в том мире, в котором выросли апостолы. Они жили в обществе с ветхозаветным строем. Тогда особым предметом гордости людей была принадлежность их к роду Израиля. Евреи — избранный народ. Кровь, род — всё это очень важно для их современников.

Вспомним начало одного из Евангелий, где подробно приводится родословная Иисуса Христа. Видно, что для автора важно происхождение Спасителя. Но Иисус говорит, что личность куда важнее семейных и родовых уз. Мы не должны держаться за прошлое, если хотим привнести нечто прошлое. Конечно, нет нужды бежать от семьи. Но если она препятствует твоей великой цели, нужно делать выбор. Иногда он бывает тяжёлым.

Да, не всегда человек может точно знать, что его цель достойна. Но в данном случае он полагается на авторитет Христа.

  • Смысл 3. Гиперболизация преданности Спасителю

Иисус Христос использует особую фигуру речи — гиперболу, то есть преувеличение. Игумен Пётр (Мещеринов) пишет:

«Слово ”возненавидит” здесь не выступает в собственном своём смысле, а показывает как бы максимальность дистанции до своего противоположения — то есть до понятия «любовь». Смысл здесь тот, что любить Христа нужно несравненно больше, чем отца, мать, жену, детей, братьев, сестёр и саму свою жизнь. Это не значит напрямую ненавидеть всё это; да у нас и не получится это сделать, потому что Сам же Бог, сказавший такие жёсткие слова, вложил в нас естественную любовь к жизни, к родителям, к родственникам, Сам дал заповедь о любви к людям. Это значит, что любовь к Богу должна быть настолько больше, принципиально, качественно значимее и сильнее, насколько ”ненависть” отстоит от ”приязни”».

Петр (Мещеринов)
Игумен

Иисус Христос не призывает бросать семью ради веры

В религиозной жизни нередки случаи, когда молодые люди, чьи взгляды не приняли родители, рвут с семьями. Это не христианский путь.

Не забываем, что Священное Писание — это не одна цитата, а богатейший контекст. Призывы Христа из рассматриваемой фразы существуют в окружении фундаментальных понятий: сострадания, любви, доброты, заботы. Всё это верные способны духовной жизни.

Христиане должны не бежать от ближних, а прощать их, стремиться к ним. Отличный пример — это евангельская притча о возвращении блудного сына. Она показывает истинно христианское отношение к людям, поэтому и фразу об отсечении родственных связей не стоит понимать буквально
Христиане должны не бежать от ближних, а прощать их, стремиться к ним. Отличный пример — это евангельская притча о возвращении блудного сына. Она показывает истинно христианское отношение к людям, поэтому и фразу об отсечении родственных связей не стоит понимать буквально. Фото: upload.wikimedia.org

Только эгоист ради своего благо может порвать с семьёй. В действительности же христианин должен пытаться наладить отношения до последнего. Лишь в крайних случаях есть смысл говорить о том, что вражда преодолела критическую отметку и дороги назад нет. В конце концов, жизнь не бесконечна, чтобы стучаться в закрытую дверь.

Но в то же время христианин должен оставаться готовым простить родного человека, как любящий отец из притчи прощает блудного сына.

В толковании говорит, что удаляться от родных можно, только если они препятствуют в вере

Феофилакт Болгарский, архиепископ Охридский в «Толковании на Евангелие от Матфея» писал:

«Не всегда хорошо согласие: бывают случаи, когда хорошо и разделение. Меч означает слово веры, которое отсекает нас от настроения домашних и родственников, если они мешают нам в деле благочестия. Господь не говорит здесь, что должно удаляться или отделяться от них без особенной причины, — удаляться должно только в том случае, если они не соглашаются с нами, а скорее препятствуют нам в вере».

Феофилакт Болгарский
Архиепископ

Это толкование перекликается с идеями многих других христианских комментаторов. Нигде меч у Иисуса Христа не рассматривают, как орудие убийства или кары. Меч — это образ слова, но не войны. Соответственно и сам отрывок следует интерпретировать в мирном контексте.

Святитель Николай Сербский утверждал, что это метафорическое выражение о том, чтобы отбросить всё лишнее

Святитель Николай Сербский предостерегал от буквального понимания этой фразы:

«Читай это так: «Не для того Я пришел, чтобы помирить истину и ложь, мудрость и глупость, добро и зло, правду и насилие, нравственность и скотство, целомудрие и разврат, Бога и маммону; нет, Я принес меч, чтобы отсечь и отделить одно от другого, чтобы не было смешения»».

Николай Сербский
Святитель

Святитель говорил, что меч — это фигуральное понятие:

Меч, родные и т.д. — это только образы, их не надо понимать прямо

«Чем же отсечешь, Господи? Мечом истины. Или мечом слова Божия, так как это одно. Апостол Павел советует нам: возьмите меч духовный, который есть Слово Божие. Святой Иоанн Богослов в Откровении видел Сына Человеческого, сидящего посреди семи светильников, а из уст Его выходил острый с обеих сторон меч. Меч, исходящий из уст, что иное, как не слово Божие, слово истины? Этот меч и принес Иисус Христос на землю, принес ради спасения мира, но не ради мира добра со злом. И ныне, и присно, и во веки веков.

Правильность этого толкования подтверждают дальнейшие слова Христа: ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и, если сын пойдет за Христом, а отец останется во тьме лжи, меч истины Христовой разделит их. Истина не дороже ли отца? И если дочь пойдет за Христом, а мать будет упорствовать в отрицании Христа, что общего может быть у них? Христос не слаще ли матери?.. То же самое между невесткой и свекровью ее».

А вот отделяться от родных — это неправильно. Такое понимание приводит человека к ошибке. Отделение происходит на другом уровне — умственном:

«Но не пойми это так, что тот, кто познает и возлюбит Христа, должен сейчас же телесно отделиться от своих родных. Это неправильно. Об этом не говорится. Достаточно отделиться душою и не принимать в нее помыслов и дел неверующих. Ибо, если верующие немедленно отделились бы от неверующих, в мире образовалось бы два враждебных лагеря. Кто бы тогда учил и исправлял неверующих? Сам Господь три года терпел рядом с Собой неверного Иуду. Мудрый апостол Павел пишет: неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим».

Святитель Николай Сербский — самый проницательный толкователь этого отрывка. Он понял, что здесь речь идёт об образах, так что понимать слова Спасителя прямо нельзя
Святитель Николай Сербский — самый проницательный толкователь этого отрывка. Он понял, что здесь речь идёт об образах, так что понимать слова Спасителя прямо нельзя. Фото: azbyka.ru

То есть семья была и остаётся важной христианской ценностью. В конце святитель делал такое резюме:

«В заключение приведу тебе духовное толкование этих слов Христа Феофилактом Охридским: «Под отцом, матерью и свекровью подразумевай все ветхое, а под сыном и дочерью – все новое. Господь же хочет, чтобы Его новые Божественные заповеди победили наши старые греховные привычки и обычаи».

Таким образом, слова о мече, принесенном на землю, вполне соответствуют Христу Миротворцу и Миродавцу. Он дает Свой небесный елей всем, кто искренне верует в Него».

По глубине толкования святитель Николай Сербский явно превзошёл других комментаторов и ближе всего, убедительнее остальных раскрыл идею Иисуса Христа.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *