Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Первый монастырь на Руси — Киево-Печерская Лавра, третий Удел Богородицы

11.07.2019
5 838

Между историками до сих пор идёт спор о том, какой монастырь считать первым на Руси. Дело в том, что появляться обители в Русских землях начали ещё во время правления князя Ярослава Владимировича. При этом они были ктиторскими, то есть княжескими монастырями.

В современном понимании этого термина их монастырями признать нельзя. Первым же общежительным монастырём на Руси стала Киево-Печерская Лавра, где монахи проживали по студийскому общежительному уставу, который позаимствовали у Лавры другие русские монастыри.

Современный вид на Киево-Печерскую Лавру. Считается что Лавра стала первым студийножительным монастырем на Руси
Современный вид на Киево-Печерскую Лавру. Считается что Лавра стала первым студийножительным монастырем на Руси. Фото: i.simpalsmedia.com

Первые монастыри на Руси делились на собственные и несобственные

Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни. Основой монашества служат слова, сказанные Самим Господом Иисусом Христом: «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» (Мф. 19:21). Они положены в основу обета нестяжания.

«Крещение Руси». В.М. Васнецов. На Руси монашество появилось после её крещения святым равноапостольным князем Владимиром
«Крещение Руси». В.М. Васнецов. На Руси монашество появилось после её крещения святым равноапостольным князем Владимиром. Фото: opisanie-kartin.com

Монашество на Руси появилось во времена святого равноапостольного князя Владимира. При этом объединяться в религиозные общины монахи стали при его сыне Ярославе Владимировиче.

Так его современник Илларион в своём знаменитом «Слове о законе и благодати», написанном между 1037 и 1043 годом, утверждал, что уже во времена Владимира в Киеве «монастыреве на горах сташа, черноризцы явишася».

Монастыри в Древне Руси делились на «собственные» и «несобственные».

Отсюда и ведёт начало спор о том, какой монастырь в России самый первый. Дело в том, что те монахи, о которых рассказывают летописи, собственно в монастырях не жили и их собрания монастырем можно назвать только чисто символически.

Монахи совместно молились, но они не имели монашеского устава, главный в монастыре отсутствовал, не давались иноческие обеты и не было правильного пострижения.

Торжественник со «Словом о законе и благодати» митрополита Илариона. 1-я пол. XV века. В сочинении митрополита Иллариона говориться о том, что во времена святого Владимира на киевских горах появились пещерные монастыри
Торжественник со «Словом о законе и благодати» митрополита Илариона. 1-я пол. XV века. В сочинении митрополита Иллариона говориться о том, что во времена святого Владимира на киевских горах появились пещерные монастыри. Фото: upload.wikimedia.org

Древний монастырь на Руси мог быть «собственным» и «несобственным». «Собственный монастырь» — это тот, который получил правильное и законное учреждение и «несобственный», возникший стихийно при храме. В последнем случае это были обычно приходские церкви, а сами поселения монахов при них носили название «монашеских слободок».

Первый «собственный» монастырь основал киевский князь Ярослав Мудрый

Первый «собственный» монастырь, имевший правильную регламентацию внутренней жизни, появился в 1037 году. Он был создан стараниями великого князя Ярослава Мудрого. Он посвятил его святому Георгию Победоносцу, своему небесному покровителю. Эта обитель и женский монастырь во имя святой Ирины, небесной покровительницы княгини Ирины, супруги князя Ярослава он стали образцом «ктиторского монастыря».

Правильнее их назвать княжескими монастырями, так как руководитель монастыря или ктитор здесь князь. Женской же обителью руководила не настоятельница православного монастыря, а княгиня.

1037
в этом году на Руси появился первый «собственный монастырь»

В ктиторских монастырях жили своекоштные и особноживущие монахи. Первые монастыри на Руси, таким образом, повторяли историю создания монастырей в Византии, где ктитор имел особые права на основанный им монастырь.

Так настоятель монастыря на Руси, созданного по подобному образу, поставлялся ктитором, то есть князем. Эти обители, впоследствии становились родовыми монастырями, где хоронили представителей того или иного княжеского рода. От ктиторов они же получали деньги и иные дары. До середины XIII века, то есть в домонгольскую эпоху, практически все монастыри были ктиторскими или же княжескими.

Георгиевская церковь в Киеве. Вид храма до реконструкции конца XIX века. Георгиевский храм — это первый на Руси ктиторский храм. Основан киевским князем Ярославом Мудрым
Георгиевская церковь в Киеве. Вид храма до реконструкции конца XIX века. Георгиевский храм — это первый на Руси ктиторский храм. Основан киевским князем Ярославом Мудрым. Фото: upload.wikimedia.org

Исследователи насчитывают в домонгольский период около 70 православных храмов на Руси. В них царили весьма свободные нравы. Так в монашеской слободке монах проживал свободно, не подчиняясь правилам строго устава.

Приём и выход из слободки был свободен. При этом, несмотря на то, что Русской православной церкви тогда ещё не было, а была лишь Русская митрополия — часть Константинопольской Церкви, каноны православия здесь выполнялись своеобразно. Так существовали двойные монастыри, имелись странствующие безмонастырские монахи и монахини при отсутствии строгого монастырского уклада.

Первым общежительным монастырём со строгим уставом считается Киево-Печерская Лавра

Совершенно другое устройство было у знаменитой киевской пещерной обители — Печерского монастыря. Позже его стали называть Киево-Печерской Лаврой. Первый монастырь на Руси имевший строгий общежительный студийский устав возник из аскетических устремлений отдельных лиц, происходивших из простого народа.

Лавра — это один из первых по времени основания монастырей Киевской Руси, но по своему общежительному устройству, которое переняли монастыри и вне Киева, он первый.

Вид Киево-Печерской лавры в конце XIX века. Киево-Печерский монастрь признаётся первым на Руси монастырём с общежительным студийским уставом
Вид Киево-Печерской лавры в конце XIX века. Киево-Печерский монастрь признаётся первым на Руси монастырём с общежительным студийским уставом. Фото: upload.wikimedia.org

Печерский монастырь основал в 1051 году в правление великого князя киевского Ярослава Мудрого монах Антоний, происходивший из Любеча. Антоний происходил из Византии и, попав на Русь, остался недовольным распущенным образом жизни местного монашества.

В то время, а это XI век, местность, где сейчас находится Киево-Печерская Лавра (центр Киева) была покрыта лесом. Сюда уходил молиться священник соседнего села Берестова Илларион. Для уединённых молитв он выкопал здесь пещеру для себя.

Печерский монастырь основал в 1051 году монах Антоний из Любеча.

Когда Илларион стал митрополитом Киевским, его пещеру занял Антоний, пришедший с Афона, где он жил некоторое время. Монастырь был основан им на землях над пещерами, подаренных братии по воле киевского князя Святослава II Ярославича.

Произошло это, когда к Антонию присоединился Феодосий из Курска и 12 его последователей. В игумены Антоний поставил Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру.

«Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905 год. Василий Верещагин. Великая церковь стала главным храмом Лавры
«Великая церковь Киево-Печерской лавры». 1905 год. Василий Верещагин. Великая церковь стала главным храмом Лавры. Фото: upload.wikimedia.org

Когда число иноков увеличилось, они построили над пещерами церковь Успения Пресвятой Богородицы, а также кельи. Общежительный студийский устав в монастыре ввёл Феодосий. Произошло это в 1062 году, когда вместо собора иноки построили здание монастыря.

Устав Печерского (по древнерусски «печера» — это подземное жилище) монастыря позже заимствовали практически все монастыри в Древней Руси. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.

В результате в 1073 году заложили каменную церковь, оконченную и освящённую в 1089 году. Фресковую живопись и мозаики исполнили цареградские художники.

Святой Варлаам Печерский — первый настоятель Киево-Печерской лавры

Первым игуменом первого русского монастыря стал святой Варлаам Печерский. Он был сыном одного из бояр Изяслава Ярославича. Варам имел склонность к монашеской жизни и поэтому подвизался в киевских пещерах вместе преподобными Антонием и Феодосием.

После того как монашеская община разрослась, Варлаам был преподобным Антонием поставлен игуменом монастыря. Позднее князь Изяслав (в крещении Димитрий) поставил Варлаама игуменом монастыря в честь своего покровителя — святого Димитрия.

Святой Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры. Исследователи говорят о том, что он приходился дальним родственником святому князю Владимиру
Святой Варлаам Печерский, первый игумен Киево-Печерской лавры. Исследователи говорят о том, что он приходился дальним родственником святому князю Владимиру. Фото: upload.wikimedia.org

Историки связывают родословную преподобного Вараама с Малковичами. Они были наследниками Марка Любчанина — деда Святого Владимира по матери Малуше. Он том, как преподобный управлял монастырем известно мало. Летописи говорят о том, что перед своей смертью он посетил Константинополь. Похоронен первый настоятель Киево-Печерской лавры в её Ближних пещерах.

Киево-Печерскую Лавру постоянно разоряли кочевники

В 1096 году недавно построенную обитель разорили половцы. Они разграбили и подвергли поруганию православные святыни. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен и, более того, в нём появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

Монастырь огородили частоколом. Позже при нём построили странноприимный дом, который устроил Феодосий для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов.

Взятие Киева монголами. Самое страшное разорение случилось с Киево-Печерской Лаврой после того, как монголы взяли Киев
Взятие Киева монголами. Самое страшное разорение случилось с Киево-Печерской Лаврой после того, как монголы взяли Киев. Фото: upload.wikimedia.org

В 1151 году монастырь разграбили уже торки. Разорялся монастырь также в 1169 году и в 1203 году. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда орды Батыя взяли Киев и овладели всей южнорусской землёй.

После этого монахи обители частично разбежались, частично же были убиты. Известно, что уже; в XIV веке монастырь был уже возобновлен. Построенная на его территории великая церковь стала усыпальницей многих княжеских и знатных родов.

Самое ужасное разорение Киево-Печерской Лавры произошло в 1240 году.

В 1300 и 1399 году монголо-татары опять взяли Киев и разграбили Лавру. После того, как в 1470 году киевский князь Семён Олелькович возобновил и украсил великую церковь, в 1482 году крымско-татарское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь.

За счёт щедрых пожертвований Киево-Печерская Лавра быстро восстановилась. В 1593 году ей уже принадлежало два города — Радомысль и Васильков, а также до 50 сёл и около 15 сёл и деревень в разных местах Западной Руси, с рыбными ловлями, перевозами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами. В XV века обители даровано право посылать в Москву монахов для сбора пожертвований.

Менгли I Герай (в центре) со своим сыном и наследником Мехмедом Гераем (слева) и османским султаном Баязидом II (справа). Войска Менгли Гарая (Герея) также неоднократно разоряли Печерский монастырь
Менгли I Герай (в центре) со своим сыном и наследником Мехмедом Гераем (слева) и османским султаном Баязидом II (справа). Войска Менгли Гарая (Герея) также неоднократно разоряли Печерский монастырь. Фото: upload.wikimedia.org

В 1596 году предпринята попытка переподчинить монастырь, который находился в непосредственном подчинении Вселенского патриарха киевскому униатскому митрополиту. Монахи восстали против этого и оказали вооружённое сопротивление, руководил ими архимандрит Никифор Тур.

В 1598 году униаты предприняли вторую попытку захвата монастыря, но она потерпела неудачу. Тогда же, в конце XVI века, монастырь получил статус ставропигии Константинопольского Патриарха.

До революции Печерский монастырь процветал

В 1616 году в монастыре начала работать типография. В ней для борьбы с униатством печатались богослужебные и полемические книги. Пётр Могила создал здесь училище. Оно впоследствии объединилось с братским училищем, что послужило началом Киево-Могилянской коллегии.

Гетманы Иван Самойлович и Мазепа укрепили Лавру, причём последний обнёс её каменной стеной.

Портрет гетмана Мазепы, Днепропетровский художественный музей. Гетман Мазепа обнёс Киево-Печерскую Лавру каменной стеной
Портрет гетмана Мазепы, Днепропетровский художественный музей. Гетман Мазепа обнёс Киево-Печерскую Лавру каменной стеной. Фото: upload.wikimedia.org

В 1718 году пожар истребил великую церковь, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь восстановили. В 1731—1745 годах к юго-западу от Великой церкви была построена Великая Лаврская колокольня; высота вместе с крестом — 96,5 метров.

Работы по возведению звонницы начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы. Строительство завершено немецким архитектором Готфридом Шеделем.

1688
в этом году Киево-Печерскую Лавру подчинили Московскому патриарху

В состав Лавры в XIX веке входили шесть монастырей, Троицкий Больничный монастырь. В Печерском монастыре хранилось множество святынь. Так в Великой церкви обреталась чудотворная икона Успения Божией матери.

Из мощей здесь хранились мощи летописца Нестора, автора «Повести временных лет», мощи святого Феодосия и первого Киевского митрополита Михаила, глава святого равноапостольного князя Владимира. В средней части храма было несколько гробниц, между прочими митрополита Петра Могилы, Варлаама Ясинского и фельдмаршала Петра Румянцева.

Портрет генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В Киево-Печерской Лавре находились захоронения многих выдающихся личностей, например, генерала-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского
Портрет генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. В Киево-Печерской Лавре находились захоронения многих выдающихся личностей, например, генерала-фельдмаршала П.А. Румянцева-Задунайского. Фото: upload.wikimedia.org

Кроме того, в ризнице Лавры хранились древние и ценные Евангелии, церковная утварь и облачения. На хорах была устроена библиотека Лавры и её архив, так как старое книгохранилище сгорело в 1718 году. В 1688 году Лавра была подчинена патриарху Московскому, а её архимандриту дано первенство перед всеми русскими митрополитами.

В 1786 году Лавра была подчинена митрополиту Киевскому, которому присвоен титул её священноархимандрита. Управлялась наместником вкупе с Духовным собором.

В советское время братия Киево-Печерской Лавры подверглась гонениям

В советское время братия Киево-Печерской Лавры подверглась гонениям. 25 января по старому стилю большевики увезли и убили настоятеля Лавры — митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Боягоявленского).

С 1919 года монастырь существовал как артель. С начала 1924 году Лаврой стал управлять непосредственно патриарх Тихон. 15 декабря 1924 года Киевско-Печерская Лавра перешла в ведение обновленческого Всеукраинского Священного Синода.

Руины Успенского собора, 1942 год. Во время Второй мировой войны фашистские войска взорвали главный храм Киево-Печерской Лавры Успенский собор
Руины Успенского собора, 1942 год. Во время Второй мировой войны фашистские войска взорвали главный храм Киево-Печерской Лавры Успенский собор. Фото: upload.wikimedia.org

29 сентября 1926 года Лавру признали музеем. Процесс вытеснения монашеской общины им завершился к началу 1930 года полной ликвидацией монастыря. Часть братии была вывезена и расстреляна, остальные были заключены в тюрьмы или сосланы.

Лавра подверглась разорению. В одном из корпусов была размещена Государственная историческая библиотека Украины (находится там до настоящего времени). На территории лавры был образован музейный комплекс, в его составе — Музей книги, Музей исторических драгоценностей.

В советское время Киево-Печерскую Лавру ликвидировали, сделав из неё музей.

В период Второй мировой войны Печерский монастырь сильно пострадал. В ней организовали полицейский участок, 3 ноября 1941 года оккупантами был взорван Успенский собор. Об этом говориться в материалах Нюрнбергского процесса.

27 сентября 1941 года немецкие власти разрешили возобновить в обители монашескую жизнь. Во главе братии стал лаврский схиархиепископ (бывший Херсонский и Таврический) Антоний (князь Давид Абашидзе). После освобождения Киева в 1943 г. советские власти не решались вновь закрыть Лавру. Монастырь повторно был закрыт в ходе «хрущёвских» антирелигиозных кампаний в 1961 году.

Киевско-Печерская Лавра находится в двойном подчинении — Украинской православной церкви и заповедника

В наше время Нижняя лавра находится в ведении Украинской православной церкви (Московского патриархата), а Верхняя лавра — в ведении Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Кроме того, на неё претендует не признанная Православная церковь Украины, возглавляемая Филаретом Денисенко.

Возрождение обители началось в июне 1988 года. Тогда в честь 1000-летия крещения Руси Совет министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине передали территорию Дальних пещер.

Киево-Печерская лавра. Современный вид. В наше время Киево-Печерский монастрь внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО
Киево-Печерская лавра. Современный вид. В наше время Киево-Печерский монастрь внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО. Фото: static1.repo.aif.ru

Первым настоятелем воссозданной обители стал митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) (в 1992 году запрещённый в служении и извергнутый из сана), а наместником — архимандрит Ионафан (Елецких).

Первоначально кафедральным собором был вместительный трапезный храм преподобных Антония и Феодосия Печерских. В Лавре разместились также Киевские Духовные семинария и академия, издательский отдел Церкви. В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *