Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Какая вера у корейцев

Скачать эту статью

Какая вера у корейцев, как Вы думаете? Казалось бы, от азиатских стран стоит ждать чего-то эдакого, с восточным колоритом: буддизма, конфуцианства, даосизма, но с другой стороны Корея нам намного ближе, и кажется, что в ней вполне могут быть сильнее проявлены традиции стран Запада. И это правильное впечатление! Действительно, в Корее преобладает христианская конфессия. Правда, в Южной. А в КНДР… а там процветает культ личности. Но обо всём по порядку.

Традиционная религия Южной Кореи — шаманизм мусок

Шаманизм — это вера в духов, почитание колдунов, акцент на обрядовую сторону религиозной жизни и магию. Всё это можно сказать и о корейском течении мусок, судя по тому, что о нём сегодня известно.

Сама эта традиция старше Корейского государства. Известно, что шаманы с благоговением относились к небу и утренней звезде, одухотворяли природу, почитали умерших.

Корейские шаманы — представители их традиционной религии
Корейские шаманы — представители их традиционной религии. Фото: koryo-saram.ru

Среди шаманов — мужчины и женщины. Они взаимодействуют с добрыми и злыми духами.

Конфуцианство и даосизм вытеснили шаманизм. Сегодня его практикуют, но в малых масштабах, часто в качестве фольклорного, а не мистического явления. Хотя бывает, что к шаманам обращаются за реальной помощью. Но времена этой традиции ушли далеко в прошлое. И всё же это старейшая религия в Южной Корее.

Большинство Южных Корейцев не причисляют себя к религиозным людям

По результатам опросов, большинство жителей южной Кореи (56%) не считают себя приверженцами какой-либо религиозной традиции.

Впрочем, это не мешает второй половине населения вести активную религиозную жизнь.

Конституция Южной Кореи приравнивает в правах все религии

В правовой сфере люди всех конфессий в Южной Кореи равны, о чём нам сообщают следующие статьи Конституции Кореи:

Статья 18

Конфиденциальность частной переписки граждан не может быть нарушена.

 Статья 19

Все граждане имеют право на свободу совести.

 Статья 20

  1. Все без исключения граждане имеют право на свободу вероисповедания.
  2. Ни одна религия не может быть признана общегосударственной, церковь и государство независимы друг от друга.

А какая вера у южных корейцев самая распространённая? Это удивительно для восточной страны, но в ней преобладает количество людей, исповедующих христианство.

А ведь с исторической точки зрения никаких предпосылок не было: сюда не доходили апостолы, не спешили с походами крестоносцами, да и вообще проповедники до XVIII не думали заглядывать в Корею. Даже Япония вызывала у них больший интерес.

Но вот в 1970-х начался настоящий христианский бум в Южной Корее. Здесь представлены не только традиционные христианские направления, но даже сравнительно малочисленные пятидесятники, методисты и пресвитериане.

Пятидесятническая Церковь Полного Евангелия Ёыйдо в Южной Корее
Пятидесятническая Церковь Полного Евангелия Ёыйдо в Южной Корее. Фото: s3-eu-west-1.amazonaws.com

В Корее находится самая посещаемая церковь в мире — Церковь Полного Евангелия Ёыйдо

Это заведение основано пастором Ассамблеи Божьей Дэвидом Чо в 1958 году. Но нынешнее здание уже не то, а новое — 1973 года

26 000
столько человек ежегодно посещают Церковь Полного Евангелия Ёыйдо

Вместительность внушительная — 26 тысяч человек.

Но куда интереснее цифра ежегодного прихода — 840 тысяч человек. Это рекорд в христианстве.

Какую религию исповедуют прихожане? Пятидестяничество.

Заметное влияние на жизнь в Южной Кореи оказывает «Церковь объединения»

«Церковь объединения» — это сравнительно новое христианское течение. Оно ссылается на средневековые обрядовые тексты, в которых сказано, что Мессия придёт из Кореи.

Это течение набирает сторонников на Востоке и Западе, так как удачно балансирует между самыми разными религиозными направлениями.

«Церковь объединения» совмещает множество течений от христианства до спиритизма

За основу взяты идеи различных христианских направлений, есть заимствования из буддизма, магии, шаманизма и всевозможных оккультных учений.

Приверженцы «Церкви объединения» утверждают, что общаются на спиритических сеансах с историческими личностями — в том числе и с библейскими персонажами. Пусть это не основная религия Кореи, но зато очень влиятельная. Её сторонники занимают важные посты в крупных организациях, а потому способны воздействовать на разные сферы жизни в Корее.

Православие в Корее не имеет внушительных масштабов

Конец XIX века стал тем переломным моментом, когда в Корею направились православные миссионеры. И по сей день на её территории есть приходы и православные храмы, но они находятся в меньшинстве.

Христианскую совокупность создают католики и протестанты.

Православный приход преимущественно состоит из людей, живущих в России, но приехавших, например, по работе.

Епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким), представитель РПЦ в Корее
Епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким), представитель РПЦ в Корее. Фото: pravtuva.ru

26 февраля 2019 в составе Патриаршего экзархата Юго-Восточной Азии образована Корейская епархии. Правящим архиерей — епископ Кызыльский и Тывинский Феофан (Ким).

Владыка Феофан так комментирует ситуацию:

«Обстоятельства нового времени, когда в страны Азии приезжают на постоянное место жительства и во временные командировки значительное число чад Русской Православной Церкви – не только россияне, но и граждане других государств канонической ответственности Русской Православной Церкви, – побуждают священноначалие нашей Церкви проявлять пастырское попечение об этих людях, которые не желают разрывать духовные связи со своей Церковью. Так, только в Республике Корея число зарегистрированных россиян составляет примерно 20 тысяч человек, а в 2018 году Южную Корею посетило 300 тысяч российских туристов. Очевидно, что немалая часть этих людей желает активно участвовать в церковной жизни и посещать богослужения, которые совершаются в соответствии с традициями и церковным календарем, принятым в России».

Феофан (Ким)
епископ Кызыльский и Тывинский
Русскую православную церковь критикуют за организацию Корейской епархии.

Организация Корейской епархии вызвала острую критику со стороны митрополита Константинопольского Патриархата Амвросия, который прежде занимался вопросами православия в Корее. Он сказал следующее:

«Недавний акт Московского патриархата в Корее, а также в других частях Дальнего Востока, Восточной Азии, Европы и Латинской Америки полностью аномален или противоречит православной экклезиологии и канонической традиции».

Также Его Высокопреосвященство огорчён, что вопросы нации и государственности вклиниваются в религиозную жизнь:

«Здесь в Корее мы никогда не говорим «Греческая православная церковь», а вместо этого мы употребляем словосочетание – «Православная митрополия в Корее». Поэтому находящиеся «под крылом» Вселенского Патриархата ВСЕ православные прихожане, живущие в Корее, получают поддержку и чувствуют заботу о них. Мы научились от нашей Константинопольской Матери-Церкви думать и вести себя всемирно. Например, я был отправлен Вселенским Патриархатом на службу сюда в Корею не как греческий священник, но как православный священник, призванный служить во всемирном духе в Православной церкви Кореи.

Только подумайте, что может случиться, если после того, как сначала русские начнут претендовать на строительство приходов, а после и на образование своих епархий, тогда потом наши братья из Болгарии, Румынии, Сербии и т.д. смогут потребовать того же, поскольку здесь очень много выходцев из этих стран. А в конце концов – я надеюсь, этого не случится – мы потеряем веру в наше свидетельство единства Православия на корейской земле.

Именно по этой причине я спрашиваю всех людей доброй веры: «Вы хотите работать в Корее? Вы заинтересованы в распространении Православия в этой стране? Тогда давайте сотрудничать ради Славы Божьей без каких-либо других задач, диктуемых политическими и националистическими идеологиями, а также другими неважными причинами».

митрополит Корейский и экзарх Японии
Епископ Константинопольской православной церкви

В КНДР ситуация с религий как в Южной Корее, но ещё есть культ «великого вождя»

В КНДР похожая ситуация. По поводу религиозной жизни в Конституции есть основная статья 68:

«Гражданам предоставляется свобода совести. Это права обеспечивается разрешением построения религиозных зданий и исполнения религиозных обрядов. никому не разрешается использовать религию как средство для проникновения внешних сил и нарушения государственного, общественного порядка».

Вроде бы в Корее, будь то Южная или Северная, всё одинаково: не важно, какая религия у тебя, только живи по закону. И обе страны имеют общее религиозное прошлое в виде шаманизма, конфуцианства, даосизма и т.д. Но всё не так просто.

Северная Корея во многом является наследницей методов советской пропаганды.

Здесь тоже существует культ личности. Почитание вождей Ким Ир Сена и его сына Ким Чен Ира распространено повсеместно. На улицах висят их портреты, в школе преподают их идеологию.

Но если закрыть на это глаза, большая часть верующих живёт относительно свободно: есть права, есть церкви и храмы, даже Совет корейских верующих имеется, который защищает интересы представителей всех конфессий.

Также в КНДР существует идеология чучхе. Она восходит к корейской философии, хотя появилась на базе марксиского учения. Здесь сильный акцент сделан на труд, общность, нацию. Человек объявлен властелином мира. Особая роль отведена сознанию.

Для популяризации чучхе её приверженцы прибегают к узнаваемым образом корейской мифологии. Например, повсеместно используются такие символы:

  1. Крылатый конь Чхоллима.
  2. Тангун, основатель корейского государства.

В Северной и Южной Корее исповедуют буддизм, чхндогё и ряд других религий

Буддизм имеет среди Корейцев немало приверженцев, но уже перестал быть доминирующей традицией.

Также среди верующих можно встретить представителей всевозможных религиозных течений: ислама, иудаизма, индуизма и т.д. Но преимущественно это относится к приезжим, а не коренным жителям.

Для самих корейцев характерна религиозная традиция чхондогё, принципы которой сформулированы в 1860-е годы. Здесь есть свой бог Ханныльлим — некая персонификация природы, вера в том, что он един с человеком, а не существует отдельно от людей.

Но человек — это не бог, а потому не может считать себя безупречным. Каждому приверженцу чхондогё предстоит внушительная работа над собой на пути к самосовершенствованию.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *