Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Какая вера у татар

Скачать эту статью

Все ли могут ответить на вопрос, какая вера у татар? Живём бок о бок, но так мало знаем друг о друге. Для человека религиозного полезно знать хоть что-то об убеждениях хотя бы своих соседей. Эта статья поможет людям, живущим в России, чуть углубиться в религиозный мир татар.

Татары — это этнические группы, которые в поздние века утвердились в Русском государстве

Прежде чем говорить что-то о том, какую религию исповедуют татары, кратко освежим в памяти, что же это за этнос такой. Если при упоминании татарского народа возникла ассоциация с потомками Золотой Орды, то она не случайна. Да, монголо-татары, как минимум, частично, — это предки нынешних татар.

Но этногенез татар по сей день вызывает споры, однозначного ответа не существует.

Татары в национальных костюмах
Татары в национальных костюмах

Название «татары» восходит к VI веку, когда его употребляли к восточным кочевникам. Все мы знаем, что к XIII веку эти народы образовали очень сильную армию, достигшую в своих походах Европейских государств.

Уже в более поздние годы различные этнические группы татар образовались на территории Русского государства. Исследования доказывают, что все они организовались независимо друг от друга в Сибири, Астрахани, на Кавказе, в Казани и много где ещё.

Храм всех религий в посёлке Старое Аракчино в пригороде Казани
Храм всех религий в посёлке Старое Аракчино в пригороде Казани

Древняя вера татарского народа — тенгринство, религия монголо-татар

Ещё до того, как татары появились в России, собственно, ещё до появления самой России, эти народы исповедовали тенгрианство (тенгризм). Хотя, конечно, они не называли свою веру этим новым термином. Это название в честь главного бога — Тенгри. Возможно, у этого слова есть связь с китайским, скандинавским или шумерским языком.

Тенгри — бог неба, что традиционно для древних религий. Практически всегда (за исключением разве что Египта) мужское божество отождествлялось с небом, а женское — землёй.

Многие татары исповедуют реставрированную религию своих предков. Мать-землю называли Умай. Говорили также о Эрлике — пожилом властелине мира мёртвых.

Как и в случае со многими другими древними религиями, мы мало чего можем сказать о том, какая вера у татарского народа была в те времена. О многом приходится догадываться.

Известны следующие черты этой религии:

  • Бог безличен (на первый взгляд, немного напоминает буддиский атеизм, но там Бога обычно вообще нет);
  • Поклонение природе;
  • Культ предков.

Вот в общих словах, какая вера была у монголо-татар.

Тенгризм реставрирован неоязыческими культами

К концу XX века в людях пробудилось стремление к корням. Усилился интерес к древним религиозным традициям. Тенгризм не стал исключением. Многие этносы (кумыки, башкиры и т.д.) заинтересовались верой предков.

Это не удивительно. То же самое происходит у славян, которые стремятся возродить религию древних славян. Это рассматривают как исконное и традиционное. Так люди ощущают своё не только религиозное и историческое, но и родовое, а также этническое единство.

Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме
Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме

Татары-мусульмане отождествляют Аллаха и Тенгри, ибо так им проще принять и воспринять ислам. Он становится более своим. Преимущество тенгризма — это возможность самоидентификации татарского народа, его слияние с культурой и фольклором.

Стремление в тенгризм особенно удивителен для преимущественно исламского региона, где веротерпимость — редкое явление.

Но и слабые стороны тенгризма очевидны:

  • Отрыв от древней религии. Как неоязыческое движение, эта религия лишена тесной привязки к реальной исторической вере татар. Это не более чем «вера по мотивам археологических находок». Доподлинно невозможно восстановить, какой была религия предков, так что сейчас остаётся единственное — сочинять, додумывать, по сути, выстраивать совершенно иную, неоязыческую традицию, почти никак не связанную с корнями татарского народа.
  • Отсутствие источников. Большой временной разрыв мешает найти какие-то точки опоры для тенгризма: святыни, храмы, цепочки преемственности знания. Фактичеки не из чего реставрировать древнюю традицию.
  • Конкуренция с исламом и православием. Православие представлено у татар слабо, но всё же это довольно влиятельная религиозная традиция в России. Далеко не везде священнослужители и люди, которые ходят в православные храмы, дружески относятся к представителям других религиозных традиций. Это неприятный, но реальный факт. Быть религиозным меньшинством в России сложно. Это положение изгоя.
Тенгризм
доисламская и добуддийская религия тюрко-монгольских кочевников, в которой присутствует культ обожествлённого неба

Но намного хуже и сложнее приходится выстраивать отношения и исламом. Далеко не всем мусульманам приятны компромиссы собратьев между тенгризмом и мусульманством. Верующих в религию предков часто рассматривают как язычников и соответствующее к ним относятся.

Большинство татар в России исповедуют ислам — религию пророка Мухаммеда

Ислам прочно вошёл в историю татарского народа в России. Нет ничего удивительно, ведь это принятие ислама пришлось на X век, а знакомиться с ним народ начал ещё IX. То есть фактически всю письменную историю, в которую сегодня можно заглянуть, татары исповедовали ислам. Им теперь нет возможности даже оглянуться, чтобы узнать о каких-то альтернативных верованиях — информация о них не сохранилась.

Ислам дал свои плюсы татарской цивилизации. Он отрыл дорогу к арабской культуре, а это безграничные возможности, которые даёт опыт Востока:

  • Изучение Шиловских трудов;
  • Освоение художественных приёмов;
  • Приобретение научных знаний.

Да и само по себе объединение с арабскими странами на религиозной почве — это огромное преимущество для тогдашних татар.

С тех прошло три крупных религиозных реформы. Их главная цель — отделить религию от государства. Ведь вера должна заниматься внутренним миром человека, а не политикой, экономикой и культурой. Это прошло успешно.

Если дать краткую характеристику религии пророка Мухаммеда, то это монотеистическая традиция. Она образовалась примерно в VII веке на базе христианского вероучения и в противовес арабским верованиям. Что это были за верования, мы уже вряд ли узнаем.

Путь ислама начался крупными военными компаниями, которые позволили закрепиться этой религии на Аравийском полуострове.

Ислам вышел из христианства и во многих предписаниях аналогичен ему. Это примерно те же требования к человеку, похожие представления о Боге и мироустройстве.

Мечеть Кул Шариф в Казани
Мечеть Кул Шариф в Казани

Отличия сводятся к следующему:

  • Ритуальная часть;
  • Догматические разногласия;
  • Представление об авторитетах в духовной жизни (Коран в противовес Библии);
  • Различные оценки Библейских персонажей и исламских религиозных деятелей.

Ислам имеет дурную славу из-за наиболее радикальных течений, но они в корне противоречат человеколюбивому учению Аллаха. Эта молодая религия за короткий срок смогла разрастись до мировой, закрепиться и получить масштабное влияние по всему миру.

Крымские татары исповедуют ислам

На то, какая вера у крымских татар, повлияла близость Турции. Разумеется, ислам приобрёл здесь наибольшее влияние. В 2015 году практически 84% опрошенных сказали, что они мусульмане.

84%
крымских татар исповедуют ислам

В то же время эта религиозность в большей степени внешняя и не имеет под собой глубокого принятия духовных принципов правоверного мусульманина.

Некоторые татары исповедуют христианство уже многие века

Среди татар выделяется этнконфессиональная группа крящены. Это татары, которые крещены в христианство и продолжают исповедовать его.

Есть несколько версий происхождения этого явления:

  • Насильная христианизация в XVI–XVII веках. По её итогам сформировалось пять автономных групп татар, исповедующих христианскую религию;
  • Историческая приверженность христианству. Есть мнение, что часть татар исповедовала христианство с X века. Соответственно, она могла сохранить свою приверженность этой религии через века, даже во времена монголо-татарского завоевания. А сегодняшние крещённые татары — это потомки тех самых христиан.

Руководитель татарской православной общины Москвы Динара Бухарова сообщает:

«Как показали социологические исследования 2015 года, крымскотатарская община Крыма декларативно религиозна: подавляющее большинство опрошенных заявили, что они мусульмане (84 %), а муфтий был назван в числе самых авторитетных общественных деятелей. Для большинства крымских татар, однако, характерны в первую очередь внешние проявления религиозности. Уровень религиозного радикализма невысокий, но каждый пятый (20 %) положительно отнёсся к идее проживания в религиозном государстве.

Устойчивые мусульманские объединения от 10 и более человек, сгруппировавшихся вокруг его организационного ядра — имама и его помощников, действуют практически в каждом населённом пункте компактного проживания крымскотатарского населения. Подобных объединений в Крыму на начало 2011 года насчитывалось более шестисот, зарегистрированных мусульманских общин, входящих в ДУМК, — 339, автономных мусульманских общин — 49».

Динара Бухарова
Руководитель татарской православной общины Москвы

30% татар сегодня исповедуют православие, по словам Динары Бухаровой.

Но с этим мнением не согласны представители татар-мусльман. Председатель попечительского комитета Совета муфтиев России Фарит Фарисов уверен, что эти цифры намеренно слишком завышены:

«Есть статистика, которую я ей показывал, когда она говорила, что православных татар больше. Я ее просил не обманывать людей. По статистике 6% татар исповедуют православие, среди них кряшены, а неофитов очень мало. Проблема в том, что Динара Бухарова даже под сомнение не ставит то, что она заблуждается.

Я утверждаю, что дети тех татар, которые принимают православие, перестают молиться, а их дети уже идентифицируют себя как русские. Что касается кряшен, я их очень уважаю, они сохранили свою культуру, язык».

Фарит Фарисов
Председатель попечительского комитета Совета муфтиев России
Храм Воздвижения Креста Господня (п. Васильево, Татарстан)
Храм Воздвижения Креста Господня (п. Васильево, Татарстан)

Меньшинство татар исповедует буддизм и другие религии

Пока ведутся споры христиан и мусульман, какая религия у татар в каком масштабе представлена, скромно молчат представители религиозных меньшинств. Ведь быть татарином — вовсе не значит быть православным или мусульманином.

В России каждый человек сам вправе решать, во что верить, а не руководствоваться тем, к какой религии относятся прочие представители его этнической группы. Среди татар немало буддистов. Есть представители и других религиозных традиций, но в очень малом количестве.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *