Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Вера у узбеков: жизнь в стране, где свыше 95% мусульман

Скачать эту статью

Знаем ли мы, какая религия у узбеков? Подчас русские люди даже не различают жителей средней Азии по национальностям. Куда там разбираться в их религиозных предпочтениях! А жаль. Люди слишком охладели друг к другу. Даже внутренний мир наших ближайших соседей нас не интересует.

По-христиански ли это? Если мы тратим время на что-то полезное, и его просто не хватает, то ещё куда ни шло. Но обычно это просто проявление равнодушия. От него пора избавляться! Узнаем же, какая вера у узбеков.

Узбекистан возник на стыке цивилизаций, где исповедовали зороастризм, ведизм, ислам, буддизм и другие религии

Сперва — коротко о самой стране. Территория Узбекистана издревле привлекала людей. Возможно, не наших предков, но всё же неандертальцы здесь проживали в своё время. Безусловно, у них имелись свои религиозные воззрения, но о них мы можем только догадываться.

В историческую эпоху что-то конкретное об Узбекистане зафиксировано примерно в VII–VIII века до Рождества Христова.

Узбеки в национальных одеждах
Узбеки в национальных одеждах

Тюркские народы селились здесь, организовывали Азиатские государства:

  • Хорезм — исповедовали зороастризм и ислам;
  • Бактрия — ведийская религия, зороастризм;
  • Согдиана — зороастризм, буддизму, манихеизм, несторианство.

Нынешний Узбекистан — наследник этих культур. Позднее немало государств брали эти земли под своё управление. Здесь бывали Александр Македонский, Чингисхан, Тамерлан и другие известные завоеватели. Племена, ханства и империи сменяли друг друга, пока эта часть Средней Азии не вошла в состав Российской империи. Затем Узбекистан принадлежал СССР, а в 1991 году он объявил свою независимость.

Сегодня в Узбекистане объявлена свобода совести и религиозных организаций, но есть ограничения

Закон «О свободе совести и религиозных организаций» от 1 мая 1998 года №618-1 устанавливает свободу совести. В нём дано ясное определение этого понятия:

«Свобода совести — это гарантированное конституционное право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к исповеданию или неисповеданию религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в получении религиозного образования.

Не допускается вовлечение несовершеннолетних в религиозные организации, а также обучение их религии вопреки их воле, воле родителей или лиц, их заменяющих.

Осуществление свободы исповедовать религию или иные убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые необходимы для обеспечения национальной безопасности и общественного порядка, жизни, здоровья, морали, прав и свобод других граждан.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Республики Узбекистан и несут установленную законом ответственность за нарушение законодательства о свободе совести и религиозных организациях».

Мечеть в честь Ислама Каримова (Ташкент)
Мечеть в честь Ислама Каримова (Ташкент)

Также в этом законе установлено:

  • Равноправие граждан независимо от их отношения к религии;
  • Отделение религии от государства.

Но нынешняя обстановка стала причиной установления законодательных ограничений на религиозную деятельность. Об этом — дальше.

Самая распространённая религия Узбекистана — ислам

Хотя официальной конфессии в этой стране нет, преобладающая религия Узбекистана — ислам. Процент её приверженцев огромен — 96,5%.

Это не удивительно, ведь исламизация этого и ближайших регионов произошла ещё в начале VIII века. Она проходила агрессивно, что принесло свои плоды. В те годы наиболее популярной религией на Узбекской территории был зороастризм, хотя исповедовали и другие религии. Его приверженцы вступили в длительное противоборство с мусульманами.

С IX по X век начался период персидского владычества, который способствовал укреплению ислама. Даже монгольские завоеватели не смогли изжить эту религию, а сами приняли её.

Как всегда бывает, региональные особенности, местные традиции изменили облик главенствующей религии. Например, местные мусульмане:

  • Пили вино;
  • Курили;
  • Совокуплялись с мальчиками из гаремов.

Это не соответствует образу благочестивого человека, исповедующего ислам. Впрочем, эти явления не несли повсеместный характер. Хотя процент мусульман большой, далеко не все они благочестивые верующие.

Сегодня ислам главенствует в Узбекистане. Но это, как и с православием, происходит в большей степени на цифрах. Люди рождаются и растут в мусульманской традиции. Они не принимают её осознанно, не делают попытки углубиться. Таким образом, номинальных мусульман много, а тех, кто живёт по всем религиозным правилам и хорошо знает богословие, намного меньше.

После атеистической власти авторитет религии значительно пошатнулся, и новые поколения уже не проявляют того интереса к вере, какой был у их предков.

Ислам в Узбекистане угрожает превратиться в радикальную религию, а власти с этим борются арестами и запретами

В 2000-е годы возникла неприятная склонность верующих к радикальному исламскому фундаментализму. Бывший президент Узбекистана Каримов опасался, что после Советских лет может возникнуть сильный крен в сторону ислама, а потому религиозные свободы следует дозировать.

С этой целью ввели следующие меры по выявлению опасных религиозных движений:

  • Лицензирование религиозных организаций;
  • Их аккредитаций;
  • Мониторинг религиозных СМИ и литературы;
  • Контроль за лицами, посещающими страну;
  • Аресты активистов, пропагандирующих радикальные идеи;
  • Штрафы за противозаконную религиозную деятельность;
  • Запрет на внешнюю миссионерскую деятельность.

Промедления в этих сферах, по мнению Каримов, отроют дорогу к политическому исламу, массовым беспорядкам и прочим неподконтрольным явлениям.

В страну регулярно пребывают религиозные активисты из мусульманского мира, которые пытаются подстегнуть общество для радикальных действий.

Людей задерживают по разным поводам:

  • Критика власти за запрет на ношение хиджабов;
  • Высказывание против запрета детям посещать мечети.

Координатор Центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал» Виталий Пономарев так рассказывает о сегодняшнем положении дел:

«По законам Узбекистана, уголовным преступлением считается не только какая-то, скажем, религиозно-политическая деятельность, но и просто обучение исламу на дому, скажем, небольших кружков людей, создание незарегистрированной мечети, размножение религиозной литературы. Очень многие люди были осуждены именно за то, что они либо распространяли какую-то религиозную литературу, либо посещали кружки по занятию исламом».

Виталий Пономарев
Координатор Центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал»
Мусульмане отмечают праздник Ночи Могущества совместной молитвой на улицах Узбекистана
Мусульмане отмечают праздник Ночи Могущества совместной молитвой на улицах Узбекистана

По этой причине много людей арестованы по религиозным причинам:

«Почти во всех колониях сейчас есть заключенные, осужденные по религиозным или политическим мотивам, но, естественно, основная масса таких заключенных в последние годы концентрируется в лагерях особого режима, с наиболее строгим, жестким режимом содержания. Это колонии в Навоийской и Кашкадарьинской областях, и примерно два года назад была открыта новая колония в поселке Жаслык в Каракалпакстане, примерно в 200 километрах западнее Нукуса, в пустынной местности. В этой колонии Жаслык большую часть контингента составляют люди, осужденные за религиозную и религиозно-политическую деятельность?».

Виталий Пономарев
Координатор Центральноазиатской программы правозащитного центра «Мемориал»

В итоге получается, что с одной стороны правительство справедливо обеспокоено тем, что мусульмане способны вынести религию на политический уровень и сделать Узбекистан радикальным исламским государством. С другой стороны ограничение человеческих свобод — это путь отсталых стран, который ведёт к разрыву между властью и народом, что заканчивается катастрофами.

Православие в Узбекистане, как и другие религии, представлено незначительным процентом

Православных в Узбекистане не наберётся и 5%. А кроме них есть представители ещё порядка 20 конфессий. И все кое-как уживаются. О сложностях миссионерства в этой стране рассказывает священник Марк (Мазитов):

«Миссионерствовать запрещено законом. В Узбекистане более жесткое законодательство о свободе совести и религиозных организациях. У наших же соседей законодательство более мягкое, чем у нас, поэтому для внешней миссии там более благоприятные условия. Вот внутренней миссией у нас заниматься можно.

<…>

Нельзя прийти ни в армию, ни в школу, даже в тюрьмы прийти в последние годы стало проблематично. В больницу можно прийти, только если кто-то из больных или их родственников позовет. Но мы все равно стараемся проводить с нашими верующими работу по просвещению и катехизации».

Марк (Мазитов)
священник

Также батюшка рассказывает про ситуацию с монастырями:

«В Узбекистане вообще три монастыря: Свято-Троице-Георгиевский мужской в городе Чирчик (открыт в 1996 году), и два женских – Свято-Троице-Никольский (открыт в 1990 году) в Ташкенте и Свято-Покровский в Дустабаде, под Ташкентом. Покровский монастырь сначала был подворьем Никольского, а в 1998 году стал уже отдельным монастырем.

Сейчас в мужском монастыре живут два иеромонаха, один монах и примерно 10 послушников. В Никольском – более 30 насельниц, в Покровском – более 20.

В обители едут со всего Узбекистана. Кто-то изначально желает посвятить свою жизнь служению Богу и людям в иноческом звании. Кто-то приезжает просто поработать и потом остается навсегда».

Марк (Мазитов)
священник

О священниках:

«Священников не хватает, поэтому в Ташкенте еще в 1990 году открыли духовную училище, на базе которого в 1998 году впервые в истории нашей епархии была основана Духовная семинария, призванная готовить священно- и церковносулжителей, а также других церковных работников для нужд Русской Православной Церкви в Средней Азии. До того, как открылась семинария в Казахстане, к нам приезжали абитуриенты и из этой страны. Сейчас на первом курсе семинарии обучается несколько студентов с юга Казахстана, а еще у нас учатся студенты из Киргизии и Таджикистана. Наша Семинария очень востребована, уже многие её выпускники успешно служат на среднеазиатских приходах в качестве священников, диаконов, псаломщиков, регентов, помощников настоятелей по важным церковным вопросам».

Марк (Мазитов)
священник
Успенский собор в Ташкенте
Успенский собор в Ташкенте

Батюшка делится впечатлениями о службе в Узбекистане:

«Служить в Узбекистане не легко. Но и унывать мы не собираемся. Без ложной скромности могу сказать, что все священнослужители нашей епархии – подвижники! Потому что в этих непростых условиях, не смотря ни на что они несут людям Благую Весть, радость во Святом Духе, умиротворенность во Христе Спасителе и неимоверную любовь к Богу и ближним! Своим личным примером и образом жизни они должны каждый день и час доказывать свою веру, надеясь на милость Божия и даруя своей пастве истинную христианскую любовь! И надо сказать, что они достойно несут свой подвиг служения Богу и ближним!».

Марк (Мазитов)
священник

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X