Содержание
- 1 Большинство осетин исповедуют христианство или ислам
- 2 Древняя религия осетин имеет синкретические черты
- 3 Осетины — это, в основном, христианский, православный народ
- 4 Ислам в Осетии традиционно соседствует с православным
- 5 Практически все жители Республики Южная Осетия являются православными
- 6 Турецкие осетины исповедуют ислам
В столице Северной Осетии, городе Владикавказ, расположен необычный памятник. Он называется «Георгий Победоносец выскакивает из скалы». Статуя расположена на высоте 22-х метров, и она прикреплена к скале только внешней частью плаща наездника. Визуально создается ощущение, что монумент парит в воздухе.
Этот факт позволяет достаточно легко ответить на вопрос: какая вера у осетин? Дело в том, что практически 90% населения как Северной, так и Южной Осетии исповедует православие.
Большинство осетин исповедуют христианство или ислам
Осетины — это ираноязычный народ, живущий на Кавказе. Они считаются потомками алан. Большинство осетин проживает в России в Северной Осетии и Южной Осетии (частично признанное государство).
Кроме того, представители этого народа также проживают также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции и других странах. На 2010 год численность осетин составляла в мире примерно 700 000 человек. Из них в России живут 528 500 человек.
Какую религию исповедуют осетины в России понять несложно. Дело в том, что большинство осетинского народа — это мусульмане или христиане. Кроме того, на территории как Северной, так и Южной Осетии проживают почитатели традиционных осетинских верований.
По состоянию на 2012 год традиционную религию Осетии исповедовало 29 % осетин. Народная религия оказывает серьёзное влияние на сферы жизни общества Осетии. Так культура осетин во многом сформировалась под её влиянием.
Статистика говорит о том, что главным образом в республике представлены православие, традиционные осетинские верования и ислам.
Согласно масштабному опросу исследовательской службы «Среда», проведённому в 2012 году, пункт «Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы» в Северной Осетии выбрали 29 % опрошенных — самый высокий процент в РФ (следующий — всего 13 %).
Пункт «Исповедую православие и принадлежу к РПЦ» выбрали 49 % опрошенных, «Исповедую христианство, но не причисляю себя ни к одной из христианских конфессий» — 10 %, «Не верю в бога» — 3 %, «Исповедую ислам, но не являюсь ни суннитом, ни шиитом» — 3 %, «Исповедую православие, но не принадлежу к РПЦ и не являюсь старообрядцем» — 2 %, «Верю в бога (в высшую силу), но конкретную религию не исповедую» — 1 %. Остальные — меньше 1 %.
Древняя религия осетин имеет синкретические черты
Для национальной осетинской религии характерны черты синкретизма. Дело в том, что осетинами издавна почитались многочисленные покровители природных стихий, при этом осетинская религия всегда испытывала значительное давление со стороны христианства и ислама.
Именно поэтому осетины для древних божеств искали параллели в пантеоне христианских и мусульманских святых. Так, например, у этого народа Уацилла (Еллэ, Илия) — это покровитель грома и молнии. Пораженных молнией людей считали избранниками Бога за чистоту их души.
Представители православия в связи с этим говорят о давлении на них со стороны неоязычников-осетин
На всем Северном Кавказе поклонение богу-громовержцу повторялось в той или иной интерпретации и было схоже с осетинским. Культ почитания убитых молнией путешественники XIV-XVIII вв. отмечали у адыгов, черкесов, кабардинцев.
Другие христианские святые также ассоциировались у осетин с языческим культом. Жертвы-кувды приносились Николаю Угоднику, Георгию Победоносцу, Архангелу Михаилу. Кувд-моление, включает в себя обряд кровавого жертвоприношения.
Для жертвоприношения осетины режут быка или барана. Обычно такая жертва приносится в священных местах, например, рощах. Последователи национальной осетинской религии практикуют кровавые жертвоприношения.
Осетины верят в Великого Бога — Стыр Хуыцау, Творца мира. Он один обладает божественными функциями. Хуыцау создал все сущее на земле, в том числе ангелов и людей.
После Хыуцау чтят небожителей: Уасилла (Илья Пророк), Мады Майрам (мать Мария), Никкала (Николай Угодник), Мыкалгабырта (архангелы Михаил и Гавриил), Уастырджи (Святой Георгий). Кроме того, в Осетии почитание старших, унаследованное ими от предков, и культ домашнего очага.
На сегодняшний день древняя осетинская религия находиться как в Северной, так и Южной Осетии находиться в состоянии возрождения после проведенных в её отношении гонений со стороны советской власти.
Для современной её версии характерно потребность человека стремиться к добру и свету, бороться со злом, также должен подчиняться человек старшим. Эти заповеди, с точки зрения древней осетинской религии, должны исполняться всем живущим на земле.
Представители православия в Осетии заявляют о том, что они испытывают давление со стороны представителей неоязычества в Осетии. Периодически между представителями этих религий вспыхивают конфликты.
Осетины — это, в основном, христианский, православный народ
К какой религии относятся осетины можно понять, изучив историю этого народа. Дело в том, что в 916 году состоялось великое крещение Алании. При этом Николай Мистик учреждает Аланскую епархию.
Три аланских храма (IX—Х), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами (осет. Аргъуан) на территории России. Благодаря христианству у осетин появляется письменность на основе греческого алфавита (Зеленчукская надпись).
Зихская и Аланская митрополия объединились. Произошло это в 4-й четверти XIII века. Оно сопровождалось уходом христианского населения в Сарайскую митрополию.
После падения Византии и разрушения Аланского государства, под натиском варварваров-кочевников население Северной Осетии подверглось почти полному уничтожению, а христианство регрессировало к народному обычаю.
Для него характерно смешение христианских и языческих обрядов и обычаев. При этом археологии говорят о смешанном христианско-исламском населении Древней Алании.
Его провела русская православная духовная комиссия во главе с архимандритом Пахомием. Перевод Евангелий на осетинский язык появился в 1861 году. Для осетинского православия характерно «народное христианство».
Для него характерно наличие в центре религиозных церемоний семейной трапезы, где роль молитв выполняли тосты и застольные песни религиозного характера.
Особая роль отводится святилищам (дзуар), где совершались моления, жертвоприношения и торжества (куывд). Жрецом дзуара (дзуари-лаг) может быть только глубоко религиозный человек, старший в своём роде. Мужчины и женщины дзуар посещают отдельно.
В современной Северной Осетии 49% населения является прихожанами Русской православной церкви. Кроме того, в наши дни в Осетии ограниченно распространен католицизм и протестантизм (баптизм, лютеранство), а также неохристианские течения (адвентисты седьмого дня, пятидесятники).
Некоторые представители христианства, при этом, заявляют об их притеснении со стороны последователей традиционной осетинской религии.
Ислам в Осетии традиционно соседствует с православным
Считается, что на территории Алании ислам был распространен ещё в VII веке. О распространении ислама среди осетин сообщает в своих трудах Вахушти Багратиони. Он говорит о том, что ислам в Древне Осетии исповедовали феодалы, тогда как основная масса крестьянства исповедовала христианство.
Ко второй половине XVIII века практически все аристократические фамилии осетин стали мусульманами. Крестьянство же своей вере не изменило.
В XIX веке тысячи осетин-мусульман из Северной Осетии переселились в Турцию, основав там поселения. В конфессиональном отношении практически все мигранты являлись мусульманами-суннитами. В советский период в Северной Осетии мусульманское духовенство исчезло полностью.
28 февраля 1985 года председатель Совета по делам религий Константин Харчев сообщал в ЦК КПСС, что в Северо-Осетинская АССР не было ни одного зарегистрированного объединения мусульман. Связано это с теми гонениями, которые советские власти подвергли все религиозные объединения в Осетии.
Возрождение исламского духовенство произошло только в наши дни. Так на пятом Съезде мусульман 17 марта 2016 года Хаджи-Мурат Гацалов открытым голосованием был единогласно избран новым муфтием Северной Осетии.
Доля мусульман среди осетин составляет около 15 %. Традиционно считается, что большинство из них дигорцы (один из субэтносов осетинского народа).
К 1910 году на территории Северной Осетии действовало 35 мечетей. В советское время практически все мечети были закрыты или переоборудованы в другие социальные объекты. Некоторые мечети были разрушены.
В конце 1980-х годов началось восстановление закрытых ранее мечетей. На сегодняшний день в республике действует 22 мечети.
Практически все жители Республики Южная Осетия являются православными
Большинство жителей частично признанного государства Южная Осетия являются представителями русского православия. В Конституции Южной Осетии закреплено положение, по которому «православие является основой мировоззрения осетинского народа».
В 2003 году было подписано соглашение (Конкордат) между Аланской епархией и Республикой Южная Осетия, под которым стоят подписи епископа Георгия (Пухатэ) и президента Эдуарда Кокойты.
С 1943 года территория республики номинально входит в состав Никозской и Цхинвальской епархии Грузинской православной церкви.
В результате грузинско-южноосетинского конфликта (с 1989 года) Грузинский патриархат утратил возможность архипастырского окормления Южноосетинской епархии.
Таким образом, реальные позиции грузинского духовенства в республике крайне слабы, что обусловлено резким неприятием южноосетинским народом всего, что ассоциируется с Грузией.
Священство южноосетинской епархии было вынуждено в одну из греческих старостильных юрисдикций — «Синод противостоящих», признающий таинства поместных Православных церквей. В результате осетинский священник Георгий (Пухатэ) был рукоположен во епископа.
В 2005 году образована Аланская епархия, входившая изначально в юрисдикцию «Синода противостоящих», а в 2014 году, вместе с последним, вошедшая в Хризостомовский синод. В апреле 2016 году началось строительство храма Русской Православной Церкви в центре Цхинвала.
Политической руководство Южной Осетии неоднократно поднимало вопрос о создании независимой Православной церкви Алании.
Это связанно с тем, что южноосетинские политики возражают против близких отношений сложившихся между Русской православной церковью и Грузинской православной церковью. Церковные иерархи Поместных церквей выступают против создания такой церкви.
Турецкие осетины исповедуют ислам
Осетины в Турции — это национальное меньшинство, в основном представленное потомками выходцев из Северной Осетии второй половины XIX века. Большинство турок исповедует ислам, поэтому религия эта стала основной для северных осетин-мусульман, эмигрировавших в страну.
Основной причиной их переселения сюда стало мухаджирство — массовое и целенаправленное переселение мусульман в мусульманскую страну из немусульманских стран, где мусульмане являются меньшинством.
Несмотря на то, что турецкие осетины долгое время проживают вне Территории Северной или Южной Осетии, они до сих пор сохраняют свою осетичную идентичность.
По разным подсчётам осетинское население в Турции составляет от 20 тыс. до 36 тыс. человек. Сейчас большинство осетин проживают в крупных городах: Анкара, Стамбул и Измир. Осетины Турции всё ещё сохраняют свою осетинскую идентичность. В 1989 г. был создан культурно-благотворительный фонд «Алан». В настоящее время его возглавляет Ремзи Канукати (Ремзи Йылдырым). В Анкаре и в Стамбуле при этом фонде открыты курсы для детей по изучению осетинского языка.
В наше время в Турции проживает примерно 40 000 осетин. Часть переселенцев, при этом вернулось назад, в Осетию. Связанно данное обстоятельство с тем, что Турция стремилась колонизовать мухаджирами свои малозаселённые провинции, не слишком пригодные для жилья.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение