Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у монголов

Довольно сложно сказать однозначно, какая религия у монголов. Ведь то, что большинство исповедуют, это даже не религия, а образ жизни. В самом деле — буддизм вовсе не причисляет себя к тому, что мы бы могли назвать религиозной традицией. Он живёт по своим правилам и процветает в Монголии. Впрочем, рядом с ним находится место и христианству.

Буддизм знали на этих землях ещё до появления Монголии

Ещё до того, как на карте появилась Монголия, на её территории обитали народы, знакомые с буддизмом. Об этом сообщают нам исторические источники, описывающие реалии II века до нашей эры.

Намного западнее в это же время шло становление христианства, борьба с апокрифами, споры о природе Христа. А буддизм чувствовал себя намного увереннее. Пусть его и прохладно приняли на родине, в Индии, в соседних государствах он обрёл немало сторонников. К тому же древние верования шли на спад, а ислама даже не существовало.

В XIII веке Монголия познакомилась с тибетским буддизмом

Буддизм, как и христианство, имеет множество школ и традиций, хотя в целом они перекликаются общими чертами. Это учение, в котором за скобку вынесен вопрос существования Бога. Его не то, что отрицают, но вообще стараются о Нём не думать.

Куда важнее для буддиста — праведная жизнь, познание своей внутренней природы, отсутствие крайностей в религиозном пути. Аскетизм или праздность — это тупиковые пути в представлении буддиста. Куда правильнее жить умеренно, спокойно, взращивая в себе лучшие нравственные и духовные качества.

Храм живого Будды в Монголии
Храм живого Будды в Монголии. Фото: webmandry.com

Буддизм — это философия, стиль жизни и набор духовных практик.

Среди многочисленных его направлений монголов более всего привлёк тибетский буддизм. Это учение, сторонники которого убеждены, что некая личность сменяет воплощения, но остаётся во главе мира буддистов. Такую личность называют Далай-лама. Хотя, когда монголы только узнали о тибетском буддизме, такого представления ещё не существовало.

Утверждение тибетского буддизма в Монголии прошло в два этапа:

  1. XIII–XIV вв. Монголы присматриваются к лидерам этого духовного учения, приглашают к себе учителей, объявляют буддизм государственной религией. Большую поддержку ему оказывала династия Юань. После её краха и интерес к буддизму ослаб. На время влияние возвратил шаманизм.
  2. XVI век. Монголия вновь присматривается к тибетскому буддизму. Возникает титул Далай-ламы. В связи с этим тибетский буддизм часто называют ламаизмом. Тибет и Монголия сближаются, организовывают общую культуру и цивилизацию. В последующем тибетский буддизм значительно укрепляет свои позиции в Монголии.

Тибетский буддизм в Монголии имеет твёрдые позиции, но смешан с народными верованиями

В последующие века буддизм сильно укрепил свои позиции. К XVIII веку он уже имел законодательную поддержку.

Власти всячески противостояли шаманизму, но искоренить его не смогли.

Тибетский буддизм получил в Монголии поддержку государства.

Нет не земле государства с «чистой» религией. В России среди святых мы найдём славянских богинь, в Ирландии — кельтских, в Африке есть те, кому приятнее думать, что Иисус Христос был негром. Таких примеров сотни.

Часто миссионеры в борьбе с языческими верованиями идут на хитрость. Они не отрицают их существование, но объявляют чужих божеств — злыми демонами, джинами, бесами. Так было в противопоставленном индуизму зороастризме, так происходило в языческой Греции, да и в наших быличках часто проскальзывает, что леший и русалка — это бесы, противники ангелов Божиих.

Далай-лама XIV — лидер тибетского буддизма — основной религии монголов
Далай-лама XIV — лидер тибетского буддизма — основной религии монголов. Фото: cdn.tvc.ru

В Монголии местные верования тоже отпечатались на тибетском буддизме. Под эту религию подстроили многие тогдашние культы: веру в духов-покровителей природы, культ Чингисхана, поклонение Земле и т.д.

Законсервировав всё старое, буддизм дал Монголии много нового, ибо монастыри стали библиотеками, культурными и научными центрами и т.д. Их просветительские функции много дали разным сферам жизни государства.

В XX веке буддизм в Монголии получил сильный удар от атеистов, но сегодня он возрождён

Мы можем увидеть много знакомого в истории Монголии прошлого века. Здесь тоже власть захватили атеисты, а религиозные деятели подверглись репрессиям. Монастыри не только закрывали, но и разрушали. Так что не один Советский Союз пережил столь мрачную для религии эпоху.

90-е годы стали переломным этапом, когда реанимированная религиозная жизнь обрела второе дыхание и начала возвращать утраченное влияние. И хотя в жизни тибетского буддизма в Монголии сегодня не всё идеально, эта религия остаётся наиболее популярной среди местных жителей.

Чуть больше 50% монголов сегодня называют себя буддистами.

При Чингисхане монголы исповедовали тенгрианство

Мы пока не осветили очень интересную тему — какая вера у монголов была при Чингисхане и вообще до того, как свои позиции набрал тибетский буддизм. Иначе говоря, какая религия была у татаро-монголов?

Часто источники не усложняют никому жизнь и просто пишут, что большая часть населения тогдашних монголов исповедовала шаманизм.

Но в действительности у нас есть термин — тенгрианство (тенгризм). Это слово мы используем сейчас, а называли ли как-то свою веру древние монголы, неизвестно.

Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме
Статутэтка Умай — матери-земли в тенгризме. Фото: matma.ru

Слово «тенгризм» образовано от имени бога Тенгри — главного мужского божества, образа неба. Были и женские божества. Например, Умай — это Мать-Земля. Миром мёртвых правил старик Эрлик.

Но не стоит обольщаться на счёт наших знаний о тенгризме. До наших дней дошло не столь много о том, какой была религия в Монголии при Чингисхане. Наверняка мы можем утверждать следующее:

  1. Внешне это выглядело политеистическим учением. Но в голову умерших монголов не залезть. Кто знает, не считали ли они своих богов персонификацией сил чего-то единого?
  2. Большое значение имело поклонение природе. Духи-хранители разных мест пользовались особым почитанием. Существовали ритуалы для общения с ними.
  3. Имелся культ предков. Они могли вмешиваться в жизнь живых.

Сейчас тенгрианство пытаются возродить. Есть даже храмы этой традиции. Но, увы, реставрировать по крупицам информации старые верования невозможно. Примерно то же самое мы можем наблюдать на примере славянских языческих верованиях.

Тенгрианство номинально исповедуют серди монголов, татар, бурятов и т.д. Но всё это больше фантазия на почве малоинформативных археологических находок. Сегодняшний шаманизм монголов — это попытка наугад ткнуть пальцем в небо и случайно указать на нужную звезду.

Это правильно назвать неоязычеством, то есть, религией, придуманной недавно. Сегодня её исповедует около 3% монголов.

Ислам и христианство в Монголии исповедует меньшинство населения

А какую религию исповедуют монголы, помимо буддизма и неоязычества?

Другим мировым религиям на этих землях не повезло.

Исламу удалось добраться в Монголию примерно к XIV веку. Преимущественного его исповедовали те мусульмане, которые, по каким-то причинам были вынуждены переехать сюда.

Даже сейчас, в эпоху глобализации, религия пророка Мухаммеда не получила значительного отклика среди населения Монголии. Всего лишь около 3% — мусульмане.

2,1%
примерно столько христиан в Монголии

Но и это внушительный результат, если учесть, что христиан в стране ещё меньше — около 2,1%. И речь не идёт только о католиках или только о протестантах! Мы говорим о всей совокупности монгольских христиан.

Очевидно, что местное население оказалось несгибаемым перед напором чужих традиций и сохранило верность своим.

Но вернёмся к христианам. Миссионеры попали в Монголию примерно к XIII веку, но буддизм и шаманизм оказались намного ближе местному населению. Из всех христианских традиций более всего востребованы протестантские направления.

Относительно хорошо дела идут у свидетелей Иеговы и мормонов.

Но в целом местное население противится христианизации и видит в ней угрозу своей культуре и духовности. Современная Монголия остаётся закрытой страной для чужих учений, и её основная религия продолжает держать уверенное первенство.

В Монголии православных — меньшинство

Опросы десятилетней давности показывали, что число православных в этой стране составляло примерно 1000 человек. Есть один Троицкий приход и домовая церковь.

На двух языках выпускают газету «Троица». Один из них — русский, так как очевидно, что большинство православных — русскоязычные люди.

Также действует сайт «Православная жизнь в Монголии», где есть немного истории, информация о приходе и расписание богослужений.

Православный Троицкий собор в Монголии
Православный Троицкий собор в Монголии. Фото: logoslovo.ru

Почти 40% монголов — атеисты

Справедлив вопрос: «Ладно, если приблизительно 50% населения Монголии исповедуют буддизм, а остальным религиям отводится максимум по 3%, то во что же верит оставшаяся значительная масса населения?»

А ни в что. По крайней мере, эти люди так утверждают. Не будем забывать — Монголия прошла через тяжёлый удар по религиям со стороны атеистов. В нашей стране произошло то же самое, но не стоит сравнивать.

Россия — страна, где больше десяти веков абсолютное большинство относит себя к православным. Это миссионерская религия, которая всегда активно вела проповедь и привлекала новых верующих.

Буддисты не признают миссионерство, поэтому многим монголам религия не интересна.

После распада СССР ситуация не изменилась. И сегодня Церковь пытается всячески заинтересовать людей, хотя процент атеизма по-прежнему велик.

Буддизм же — религия пассивная и сугубо добровольная. Никто не будет вещать о ней из телевизора, стоять на улице с транспарантами, устраивать массовые шествия. Это путь, который не зовёт людей. На него приходят по зову сердца.

Поэтому, не смотря на государственную поддержку, тибетскому буддисту далеко не так-то просто вовлечь неверующее население в религиозную жизнь. Да и целей таких нет. Кроме того, если православие полярно противопоставлено атеизму, то буддизм — религия без Бога, так что для монгольского атеиста принятие буддизма — не столь очевидный шаг, как для русского — принятие наиболее популярной в его стране религиозной традиции. Одно дело — пойти из неверия к Богу. В этом есть смысл. А из атеизма в духовный атеизм — есть ли для обывателя заметная разница?

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *