Содержание
- 1 Езиды — это отдельный субэтнос курдов
- 2 Из-за тайного характера религии езидов и отсутствия у них письменной передачи знаний о ней, она плохо изучена
- 3 Езиды в качестве главы ангелов почитают Малак Тавуса или ангела-Павлина
- 4 Противники езедизма среди мусульман считают езидов дьяволопоклонниками
- 5 Езиды делятся на две основные касты
- 6 В жизни езидов большую роль играют публичные религиозные праздники
- 7 Приверженцев езидизма преследуют радикальные исламские группировки
Ученые-востоковеды уже не один век пытаются разгадать загадку религии езидов. Считается, что её основы заложены примерно 5 000 лет назад, во времена вавилонского царства. Окончательно же она сложилась в XII веке.
Современные езиды верят в единого бога, сотворившего земную твердь, опустив квасцы в океан.
Легенды езидов говорят о том, что это произошло в Лалеше, в 40 км от иракского города Мосул, при этом христианские теологи утверждают, что именно здесь, у слияния рек Тигр и Ефрат, располагался библейский Эдем, откуда Господь впоследствии изгнал Адама и Еву.
Езиды — это отдельный субэтнос курдов
Езиды (йезиды, йазиды, самоназв. эзди) представляют собой субэтнос курдов, проживающий, в основном на севере Ирака. При этом часть этнографов считает, что это отдельный народ.
Говорят они на диалекте курдского языка курманджи — эздике. Какая вера у кудов езидов непосвященному понять достаточно сложно, так как они не посвящают в неё посторонних.
Религия езидов — езидизм. Ее самоназвание — шарфандын и это синкретическая религия. Она сочетает в себе элементы зороастризма, христианства (несторианского толка), иудаизма и ислама.
Езиды — монетеисты, они верят в существование единого Бога и его семи ангелов, главным из которых является Малак Таус (он же Джабраил). Основателем религии считается Шейх Шариф Ади ибн Мусафир, живший в XI—XII веках и почитаемый езидами, как пророк.
Таким образом, понять, какая вера у езидов может любой последователь авраамстких религий. В наше время основной район проживания езидов — это Север Ирака (Иракский Курдистан). Кроме того, они живут в странах бывшего СССР и Европы.
Во время Первой мировой войны езиды сражались на стороне Российской империи, при этом курды-мусульмане активно участвовали в геноциде армян и ассирийцев на стороне турок. В результате многим езидам пришлось эмигрировать в Российскую империю, а потом в Страны Европы.
Во времена президентства Саддама Хусейна езиды подверглись преследованиям, так, например, во время переписи населения страны их старались записывать в качестве арабов.
У курдов и езидов нет своего государства, поэтому отсутствуют точные данные об их численности. По различным источникам, на планете насчитывается до 2-х миллионов езидов.
В Ираке, в период правления Саддама Хусейна их пытались регистрировать в качестве арабов. Курдскими властями, контролирующим Север Ирака, после свержения его режима предпринимались попытки ассимилировать езидов.
Исторически езиды испытывали притеснения со стороны мусульманского большинства, считающего их «неверными». С 2014 года езиды стали жертвами геноцида в Ираке со стороны исламистских террористических организаций.
Из-за тайного характера религии езидов и отсутствия у них письменной передачи знаний о ней, она плохо изучена
Какая вера у езидского народа исследователи точно не знают. Дело в том, что она закрыта для непосвященных и передается только устным способом. Из-за этого она плохо изучена. Достоверно известно, что основателем или реформатором этой религии является Шейх Шариф Ади ибн Мусафир (ум. 1160 или 1162).
Произошло это в XII веке. Шейх Ади основал суфийский орден адавийя, на основе которого образовалась община езидов; окончательно вероучение сложилось к XIV—XV векам.
По преданию езидов, он — переродившийся в облике человека верховный архангел, наряду с Малак Таусом.
Вера езидов по своему вероучению близка к вероучению других синкретических курдских религий — алевитов и али-илахов. Вместе они объединены под названием язданизм. Она опирается на устную традицию.
Кроме того, также имеются и священные книги: с изложением догматики, канонов, космогонии и обрядов: Кетебе Джилве («Книга откровения») и Масхафе раш («Чёрная книга», «чёрный свиток»).
Кроме того, источниками вероучения езедизма являются религиозные гимны: «кавлы» (или «каулы», от араб. قول qawl «слово, речения») и «бейты» (отараб. بيت bayt «двустишие»), важнейшие из многих жанров молитвенной поэзии, наряду с дуа, джандиль, дуруз, мисхабат. Знатоки и певцы этих гимнов составляют низшее духовное сословие — каввалов.
Первым, древнейшим кавлом считается так называемый «Qewlê Xwedê» (Изречение Бога):
Çûme mala merebî
Qewlê Xwedê û nebî
Her kes ber bi rîya xwe bî
Перевод.
В дом наставника пошёл я,
Слово Бога и Пророков [преподал он мне]:
Каждый пусть идет своим путём (досл. «в направлении своего лица смотрит»).
Исследователи после изучения этого гимна сделали вывод о позднем происхождении езедизма.
Так в нём присутствуют арабские слова mal «имущество, дом», qewl «изречение», nebî «пророк(и)», mereb «наставник, воспитатель», а также персидские her kes «каждый», rî «лицо, сторона (от رو)» и общеиранское Xwedê «Бог».
Езиды в качестве главы ангелов почитают Малак Тавуса или ангела-Павлина
Езиды почитают Малак Тавуса, у которого еще сеть следующие имена: Пири Малакки-Таву, Мелек-Тавуз, Тавуси Малак. Они переводятся как «ангел-Павлин». Это глава ангелов в езидизме и его обычно изображают в виде павлина.
Езиды верят в то, что Бог поручил весь мир семи ангелам во главе с Малак Тавусом. Тавуси Малак является главой пантеона архангелов в религии Езидов. Их вероучение говорит о том, что он — это эманация единого Бога. Молятся они Малак Тавусу 5 раз в день.
Теория сотворения мира в езедизме следующая:
- в первый день, в воскресенье, Бог создал Ангела Азраила, он же — Тавуси Малак, Пири Тавуси Малак, глава всего, верховный первозданный ангел;
- в понедельник Бог создал ангела Дардаила (ангел понедельника), он же Шейх Хасан;
- во вторник был сотворён ангел Исраил (Рафаил?) (ангел вторника), он же Шейх Шамс-ад-Дин;
- в среду был создан ангел Михаил (ангел среды), он же Шейх Абу-Бекр;
- в четверг Бог сотворил ангела Анзазила (Гавриила?) (ангел четверга), он же Саджад-ад-Дин;
- в пятницу Он создал ангела Шемнаила (ангел пятницы), он же Насир-ад-Дин;
- в субботу был сотворён ангел Нураил (Тураил?) (ангел субботы), он же Фахр-ад-Дин;
- Малак Тауса (Бог) назначил старшим над всеми;
- Затем (Бог) сотворил образы Семи Небес и Земли, и Солнца, и Луны.
В исламе и христианстве существует критика езедизма потому, что часто мусульмане и христиане зачастую ассоциируют почитаемого езидами верховного архангела или божества Малак Тавуса с Иблисом или же падшим ангелом.
Также его по-арабски называют Шайтан или же «дьявол». Это является поводом для ошибочного обвинения езидов в дьяволопоклонничестве. Именно поэтому езиды всегда сталкивались в исламском мире с непониманием.
По-русски езидов даже называли «чертопоклониками». Современное востоковедение говорит о том, что: «Новейшие исследователи секты самым решительным образом отвергают обоготворение ею дьявола».
Кто такие езиды и почему они бегут от ИГИЛ
На 4-ой минуте автор рассказывает о том, что джихадисты отождествляют езидского ангела Малакки Тауса с Дьяволом (Шайтаном).
До нашего времени дошли устные предания, связанные с Тавуси-Малаком. Существует несколько их вариантов, так один из них говорит о том, что Тавуси Малак отошёл от Бога из гордости, не желая подчиняться созданному человеку.
Основная версия легенды о нем утверждает, что Малаки Тауса был особо предан Богу как создателю и поэтому отказался поклониться Адаму. Только Господь его Творец и никому больше он поклоняться не захотел.
За это Бог наказал Тавуси Малака, изгнав его из рая, и назначил его править адом. В аду Тавуси Малак томился 7 тысяч лет и, видя страдания грешников, плакал всё это время и затопил ад своими слезами.
За это Бог простил Тавуси Малака и возвысил его на небо, сделав главным из ангелов, а ад перестал существовать. В езидизме Тавуси Малак отожествляется со словом Шамс (Солнце).
Противники езедизма среди мусульман считают езидов дьяволопоклонниками
В связи с тем, что особым почитанием у езидов пользуется Малак Тавус, критики езедизма из исламского стана часто путают его с Иблисом или падшим Ангелом, хотя в езедизме его ассоциируют с Ангелом Азраилом.
В результате они зачисляют езидов в дьяволопоклонники. При этом езиды признают существование Бога-Творца и семи его ангелов.
Главная святыня езидов — храм при мавзолее шейха Шариф Ади ибн Мусафир в Лалаше в 40 км к северу от Мосула (Ирак).
Основные культовые предметы — 7 бронзовых литых статуэток птицы на высокой подставке (санджак), хранящиеся в Лалеше, символизирующие 7 основных ангелов (архангелов).
Периодически их с процессиями носят по селениям езидов представители специального сословия — кавлы.
Езиды делятся на две основные касты
У езидов традиционно существует две касты, которые представляют духовное и светское сословие. Духовная каста делиться на три главные группы. Их члены не имеют права вступать между собой в браки. Это:
- Шейхи или же старцы. Это особое духовное сословие, священнослужители.
- Пиры.
- Факиры.
При участии шейхов и пиров проводятся все ритуалы у езидов, например, при рождении ребенка или же по случаю свадьбы.
Низшие степени духовенства у езидов следующие:
- навалы — посланцы шейха, ездящие за поборами и пожертвованиями;
- ауханы;
- прислужники при храме.
Что же касается светской или мирской касты, то её основу составляют мюриды (мриды). Это ученик, послушник, мирянин; при этом каждый шейх и пир тоже является мюридом по отношению к своим шейху и пиру.
Высшей духовной властью у езидов обладает «шейх» («шейхан»). Это потомок шейха Шарифа Ади ибн Мусафир. Его воля признавалась священной для каждого езида, в том числе, и для «эмира» («мира») — высшего представителя светской власти.
Во времена Османской империи последнего утверждала Османское правительство. В наше время обе эти должности совмещены в одном лице «мир-шейхана», которым с 1944 года является Мир Тахсин Бег.
В числе наиболее страшных грехов езидов числятся так называемые «се харф» три смертных греха:
- Первый: истинному езиду нельзя вступать в брак или во внебрачную связь с представителями других каст.
- Второй: езид не имеет право вступать в брак с иноверцем и, таким образом, не имеет право переходить в иную веру и принять представителя другой религии в езидизм.
- Третий: ни один езид не вправе поднять руки на представителя духовной касты.
В жизни езидов большую роль играют публичные религиозные праздники
Общины езидов большое внимание уделяют празднованию публичных религиозных праздников — Рожие Эзид (трехдневный пост), праздник сотворения мира (Aida Ezid) который следует за ним и празднуется в декабре.
Пост в память пророка Хидир-Наби (Хидир-Ильяса) в феврале, Новый год в весеннее равноденствие, день поминовения усопших в середине июня. Кроме того, важнейшим семейным праздником является первая стрижка мальчиков шейхом (биск).
Видеоролик. На видео запечатлен процесс празднования езидами Нового Года (Сарсала), очень почитаемого праздника в езедизме.
У езидов Новый Год (Сарсал) отмечается в первую среду нисана (март-апрель), который также получил название Чаршама Сор («красный четверг»). К этому празднику специально пекут куличи (клоч), а также красят яйца.
Эти дары относят на кладбища как дары мертвым родственникам, также посыпают разноцветной скорлупой от яиц поля, чтобы в этот год земля дала богатый урожай.
После того, как отметят Новый Год, езиды в течение месяца ежедневно празднуют дни святых, так называемые, таваф (tewaf). Это сопровождается большим ликованием.
Так езиды образуют громадные хороводы, во время которых пляшут под музыку зурны и барабана. Праздник Езидов (Аиде Эзиде) празднуется во вторую пятницу декабря. Через неделю празднуется Праздник Солнца (Аиде Шамс), а в феврале Хыдыр Наби (Хызр).
Приверженцев езидизма преследуют радикальные исламские группировки
В наше время езиды подвергаются преследованиям и гонениям в местах их компактного проживания. Связанно это с особенностями езидизма, благодаря которым езидов часто принимают за дъяволопоклонников, хотя это не так.
В результате их преследуют не только власти тех стран, в которых они проживают, но и радикальные исламские группировки.
Ранее считалось, что обращение в езидизм возможно только на добровольной основе. Сейчас же курдские активисты активно принимают его под Давлением террористической организации запрещенной в России ИГИЛ.
Делается это для того, чтобы с целью защиты ими своей древней религии и привлечения внимания к геноциду езидов. При этом курды призывают к этому и другие народы Курдистана.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение