Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у удмуртов: преданность почти забытой традиции

Какая вера у удмуртов? Не ждём ли мы некий необычный ответ — про неизвестную нам религию. Но в большинстве удмурты — православные христиане. Однако некоторые представители удмуртского народа до сих пор разделяют языческие верования предков. И это весьма интересная тема.

Религия удмуртов нам почти неизвестна, а нынешние их верования взяли много из чужих традиций: христианства, ислама, язычества

Так какую религию исповедуют удмурты исторически? Конкретного названия у неё нет, как и единого описания. Впрочем, если просто сказать «традиционная удмуртская религия», то, в сущности, ясно, что под этим подразумевается.

Это комплекс верований, который восходит к финно-угорской мифологии. Для неё характерно почитание разных божеств (или энергий единого божества), а также всевозможных духов — персонификаций природных явлений.

Удмурты в национальных одеждах
Удмурты в национальных одеждах. Фото: udm.addnt.ru

Акцент на природу роднит удмуртскую религию не с западными, а с восточными традициями — особенно, с религией Китая. Это любопытно, поскольку географически намного ближе располагались Персия, Индия, Месопотамия, но их влияние, если оно и есть, не столь очевидно.

Важную роль в религии удмуртов играет культ предков. Удмурты почитают природу. Подобным образом к ней относились в древнем Китае. Однако за прошедшие века очень много традиций наслоились на удмуртскую религию и значительно трансформировали её. Наиболее очевидные источники воздействия:

  • скандинавская мифология;
  • христианство;
  • ислам.
Поэтому сегодня мы не имеем чистой «удмуртской» мифологии.

Сегодняшние языческие верования удмуртов — это объединение различных верований на практически исчезнувшем мифологическом фундаменте.

Иными словами, на нейтральной территории объединяются, скажем, исламские и христианские идеи, создавая нечто новое, но никак не возрождая старое.

Одним из важных представлений для удмуртов был миф о нырянии за землёй

Мы не так много знаем о религии и мифах удмуртов, как того хотелось бы. Однако кое-что можно утверждать наверняка. Как и многие другие народы своего времени, удмурты пересказывали миф о нырянии птиц за землёй. «За землёй» — не место ныряния, а его цель.

Иллюстрация мифа о нырянии за землёй. Две изначальные птицы — это силы, создающие наш мир. Они фигурируют в легендах удмуртов
Иллюстрация мифа о нырянии за землёй. Две изначальные птицы — это силы, создающие наш мир. Они фигурируют в легендах удмуртов. Фото: atnews.org

Вариаций этой истории множество. Одну из них рассказывает доктор философских наук Валерий Демин в книге «Тайны русского народа: В поисках истоков Руси»:

«Наиболее распространенным сюжетом является сотворение мира уткой, плавающей по безбрежному мировому океану. В одних вариантах (русский, мордовский, марийский, волжско-булгарский) утка (гоголь) достает кусочек земли со дна первичного океана и творит земной мир.

Изображения этого акта встречаются на многочисленных древних украшениях и орнаментах — вплоть до трансформированного образа в узоре на белокаменном Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском, 1236 г.

По другому варианту, дошедшему через карело-финский эпос «Калевала», космическая утка сносит шесть золотых яиц, роняет их в океан-море, а затем:

Из яйца, из нижней части,

Вышла мать-земля сырая;

Из яйца, из верхней части,

Встал высокий свод небесный,

Из желтка, из верхней части,

Солнце светлое явилось,

Из белка, из верхней части,

Ясный месяц появился;

Из яйца, из пестрой части,

Звезды сделались на небо».

Валерий Демин
доктор наук

Весь текст можно прочесть на ЛитМИр

Птица-демиург — это популярный символ для наших предков и их соседей. И этот образ нам очень важен для того, чтобы заполнить лакуны в представлении о том, какая религия у удмуртов была в древности. Ясно, что речь идёт о вариации финно-угорской мифологии. Но с ней сочетаются и другие мифы.

Глава пантеона удмуртов, возможно, — Инмар, бог неба

Кто же был главным богом удмуртов? Здесь не всё просто. Пантеон в этой религии оставляет массу вопросов. Подчас отличить монотеизм от политеизма довольно сложно. Различные божества могут выступать как персонификации сил Единого Бога.

Такая же ситуация могла быть и в удмуртской мифологии. А может, перед нами — промежуточная традиция, где отдельные проявления стали обожествлять и почитать. Кто знает?

Современный сувенир с изображением бога неба Инмара — возможно, главы пантеона удмуртов
Современный сувенир с изображением бога неба Инмара — возможно, главы пантеона удмуртов. Фото: multiurok.ru

Так или иначе, до нас дошло несколько имён: воршуд, Инмар, Кереметь, Шайтан, Куазь. Некоторые из этих божеств почитаются в триадах, отдалённо напоминая христианскую или языческую античную Троицу, либо Тримурти из индуизма.

Но состав и особенности этих групп божеств — предмет догадок. Эти разночтения могут свидетельствовать о том, что никогда не существовало единой, стройной религиозной традиции удмуртского народа.

Самый вероятный кандидат на должность главы удмуртского пантеона — Инмар.

Это божество неба (удмуртский язык однозначно это раскрывает), а именно такие сущности руководили остальными богами, такими как: Юпитер, Зевс, Один, Сварог, Дьяус, Тенгри. Пробелы в представлениях об Инмаре можно дополнить за счёт представлений о подобных божествах: Ильмариен (фины), Йын (марийцы), Ену (коми).

Инмар отвечает за погоду и урожаи. Роль такого покровителя для древнего человека сложно переоценить. При этом Инмар ещё и творец мира. Впрочем, не обязательно быть самым главным богом, чтобы стать демиургом. Однако, именно такой вариант наиболее вероятен в удмуртской мифологии.

Инмара отождествили с христианским Богом-Отцом.

Вероятно, Инмар сильно трансформировался под влиянием христианства. Его долго и намеренно сближают с представлениями о Боге-Отце. Постепенно оба образа становятся почти идентичны.

Ясно, что предки удмуртов подразумевали более самобытное существо с некоторыми особенностями, но сегодня мы имеем аналог христианского Единого Бога.

Удмурты верят в чудовищ, духов-хранителей, почитают предков и проводят ритуалы в священных рощах

Нельзя сказать, что у удмуртов какие-то уникальные верования. Всё то же самое можно увидеть в ряде других мифологий. Однако совокупность всех признаков создаёт особый, присущий только этой традиции колорит.

Противостояние светлого и тёмного божества. Местный злой дух или бог — это проекция исламских представлений на религиозную традицию. Образ Шайтана повлиял на пантеон богов. Очевидно, что в древности антагониста светлого Бога удмурты не упоминали.

Впрочем, и сейчас далеко не все говорят, что есть некая безусловно злая сила. Скорее — некая нужная для нашего мира функция.

Удмуртский шаман Юрий Николаевич Лобанов
Удмуртский шаман Юрий Николаевич Лобанов. Фото: udm.aif.ru

Вера в воршуда. Воршуд — это первопредок. Отдалённо можно сравнить его с Адамом, хотя общего мало. Адам жил и умер, согласно христианской традиции. А воршуд — это покровитель рода. В большей степени это похоже на индийского Пурушу и на всевозможные культы предков по всему миру. Воршудам приносили жертвы.

Ритуалы в священных рощах. Природа играла важную роль для удмуртов, как и для многих других народов. Нам полезно понимать, что храмы — это относительно поздняя традиция. А вот почитание высших сил на природе — явление древнейшее, доисторическое.

Культ священных деревьев был популярен среде евреев в годы составления библейских текстов. Священные рощи нужны были для античных мистерий.

И вот в удмуртской мифологии мы наблюдаем то же самое — почитание священных рощ. Из-за уменьшения количества язычников, увы, сегодня страдает и природа

Охрана этих заповедных мест уже не интересует такое количество населения как раньше, однако экология нуждается в том, чтобы мы сохраняли эти не только религиозно-культурные, но, в первую очередь, и природные памятники.

Домовые, водяные, лешие и пр. Удмурты верили в разные персонифицированные силы природы. Мы также называем их духами-хранителями. Лудмурт — знакомый нам полевик, Вумурт — водяной. Если начать копаться в деталях, то мы заметим, что это всё же — разные существа.

Но будем честны: взяв сборник быличек, мы прочтём совершенно противоположные сведения о любых духах даже в одном регионе России. Расхождения всегда есть, а потому нам не нужно быть особенно щепетильными к деталям.

Нюлэсмурт, аналог лешего у удмуртов. Деревянная фигура в посёлке Шаркан
Нюлэсмурт, аналог лешего у удмуртов. Деревянная фигура в посёлке Шаркан. Фото: multiurok.ru

Чудовища и великаны. Есть в мифологии удмуртов и совсем жуткие существ. Например — Палэсмурт. Это человекообразное существо, у от которого есть только половина — одна нога, одна рука и т.д. Подобное создание можно встретить в ирландской мифологии. Называют его там Фахан. Также удмурты верят в великанов и называют их «Алангасары». Аналогов этого образа — множество:

  • фоморы у ирландцев;
  • тролли у скандинавов;
  • циклопы и титаны у греков;
  • они у японцев.

Большинство удмуртов православные, есть двоеверцы, язычники, немало проблем из-за религиозных разногласий

Описанные выше религиозные представления характерны в большей степени для сельской местности. А какой религии относятся удмурты менее удалённых регионов, мы уже говорили — они православные.

Древние Удмурты

Христианство стремилось на эти земли с XIII века. Следом сюда же попытался проникнуть ислам, но оба сильных влияния не смогли искоренить языческие верования.

Но лишь XVIII веке правительство действительно забеспокоилось о том, к какой вере относятся удмурты. Начались репрессии на язычников и активная христианизация. О существенном сопротивлении ей неизвестно, но искоренить народные верования так и не удалилось.

XX век пробудил в удмуртах желание сохранить и исповедовать религию предков.

Христианский фундамент образовали православные переселенцы. XX веке удмуртский народ понял, что его идентичность во многом зависит от сохранения традиций. Религиозных — в том числе. Даже репрессии со стороны государства не остановили жрецов и волхвов, а с распадом Советского Союза язычники ощутили свободу.

Параллельно с этими верованиями усилило свои позиции православие:

  • появились православные образовательные учреждения;
  • построили и реконструировали храмы;
  • издают газету «Православная Удмуртия».

Но многие удмурты видят в церкви для себя нечто чужое. Корень проблемы в том, что они чувствуют себя лишними. Церковь не даёт осознания ценности своей традиции. Немало удмуртов, перейдя в православие, становятся равнодушными к национальному движению.

Храм Иверской иконы Божией Матери в г. Ижевск (Удмуртия)
Храм Иверской иконы Божией Матери в г. Ижевск (Удмуртия). Фото: hram-gor.cerkov.ru

Удмурты упрекают христианство и ислам за агрессию, нетерпимость и радикализм. Немало христианских деятелей действительно настроены по отношению к язычеству удмуртов недоброжелательно.

Примечательно, что на фоне этого спокойно существуют двоеверцы. Эти люди номинально православные, но продолжают следовать языческим традициям.

Как будет развиваться диалог религий дальше, покажет время. Но ясно, что для многих удмуртов преданность родным верованиям — это вопрос не только религиозный, но и национальный.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *