Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у мордвы

Далеко не все знают, что Мордовия — это родина святого праведного воина контр-адмирала Ушакова. Так жемчужиной религиозной архитектуры Мордовии является самый большой православный храм в Поволжье, освещенный в его честь.

Это кафедральный собор, находящийся в Саранске. Он способен принять до 3000 человек и здесь хранятся его мощи. Всего же в наше время на территории республики насчитывается 42 православных монастыря и около 650 храмов.

650
столько православных храмов в Мордовии сегодня

Эти сведения позволяют легко ответить на вопрос: к какой религии относиться мордва? В наше время это православие.

Мордва делится на два субэтноса: мокша и эрзя

Мордва (мордвины, мордовцы) — это финно-угорский народ. Две составные части мордовского народа — мокша и эрзя. Говорят представители этих субъэтносов на мокшанском и эрзянском языках, относящихся к мордовской подгруппе финно-угорских языков. Таким образом, мордовский язык имеет два диалекта.

Оба мордовских субъэтноса имеют свои этнографические группы: эрзян — шокша и терюхане, мокшан —каратаи. Проживают, в основном, в Российской Федерации: около трети — в Мордовии, а также в сопредельных областях — Нижегородской, Пензенской, Тамбовской, Рязанской, Самарской, Московской.

Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Мордва — это коренное население Российской федерации
Ареал расселения мордвы в Волго-Уральском регионе. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года. Мордва — это коренное население Российской федерации. Фото: upload.wikimedia.org

В Мордовии много сел со смешанным населением, но есть населенные пункты, где проживают исключительно мордва, русские и татары. Есть несколько украинских хуторов. Эта информация позволяет понять: какая религия у мордвы главенствует.

На сегодняшний день это православие, кроме того в республике также проживают приверженцы народной эрзянской веры, ислама, лютеране и молокане. Кроме того, в татарских сёлам имеются общин приверженцев ислама.

Для мордвы характерно смешение элементов разных религий.

Это мешает однозначно сказать: какая вера у мордвы доминирует. Так, например, в Мордовии распространен культ предков, остатки которого можно видеть в подробностях погребальных обычаев, поминок.

Вплоть до XX века здесь сохранился обычай при основании нового кладбища первого покойника хоронить стоя и с посохом в руках.

После этого его дух становился хозяином погоста (калмонь кирди — «покровитель кладбища» или калмо-ава — «мать кладбища»). У мордвы сохранились ещё местами моляны — остатки прежних языческих жертвоприношений, отчасти христианские праздники приурочены к ним.

Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья
Девушка мокша, девушка эрзя, мордвинская семья. Фото: goturist.ru

В эрзянских селениях особо было развито черничество. Чернички — это молодые девушки с некоторым прошлым, покрывшиеся чёрным платком и навсегда отказавшиеся от замужества; они запираются в кельях, чтобы молиться и читать богоугодные книги.

Однако у мордвы черники не пользуются лестной репутацией. Среди них имеются проповедники новых учений, поскольку сектантство очень было распространено среди мордвы. Так, например, здесь нашли свое пристанище «духовные христиане: молокане и духоборы.

Мордва, в большинстве своем, двоеверы

Многие туристы и любители этнографии спрашивают: какая вера была у мордвы до христианства? Такой религией историки и религиоведы называют «национальную эрзянскую веру».

Это этническая религия народа эрзя, одного из субэтносов мордвы, в которой главенствуют дохристианские семейно-родовые и общинные аграрные культы. При этом большинство мордвы (субэтнос мокшане) уже в основном утратили прежние верования, исповедуя православие.

Эрзяне же остаются двоеверами — во время Пасхи, Троицы, Рождества, Крещения, а также в дни престольных праздников проходят моления языческим покровителям. Исключительно национальную веру, по некоторым оценкам, исповедуют менее 2% эрзян.

Обряд зажигания эрзянской родовой свечи Штатол. Если мокша практически на 100% является православной, то эрзя во многом придерживается своей древней религии
Обряд зажигания эрзянской родовой свечи Штатол. Если мокша практически на 100% является православной, то эрзя во многом придерживается своей древней религии. Фото: upload.wikimedia.org

Какую религию исповедуют мордва в наше время можно понять, узнав, что христианизация мордвы Русской церковью была в целом завершена в XVIII веке.

Шёл этот процесс нередко насильственным образом. Последнее общенациональное моление (озкс) было разогано русскими войсками в селе Чукалы (ныне Большеигнатовский район Мордовии) 23 сентября 1629 года. Кроме того по указанию православных священников вырубались священные рощи (керемети) как места поклонения.

Из-за этого многие язычники бежали на Урал и в Заволжье (Нижегородская, Самарская и Ульяновскаяобласти), поэтому в диаспоре верования сохранились лучше, чем в самой Мордовии.

2%
столько граждан Мордовии используют национальную веру эрзян

В 1806 — 1810-е годы произошло последнее языческое восстание (в нынешней Нижегородской области) под руководством Кузьмы Алексеева, прозванного «Мордовским богом Кузькой».

Современные эрзяне наряду с христианскими сохраняют представления о подземных, земных и небесных божествах (паз) и духах (азор): бог-творец Нишке, боги солнца (Чи паз), грома (Пурьгине-паз) и молнии (Ендол паз).

Выделяются образы праматерей (ава): матери жилища, двора, хозяйственных построек, леса, воды, ветра (Вармава), огня, покровительницы полей (Норовава), плодородия и т. д. (таковы ведявы — богини вод, любви и плодородия).

Власти Мордовии поддерживают возрождение древней мордовской религии

Сельской общине в Мордовии покровительствует дух-велень кирди азорава. Известен образ избранного богом человека (эрзян кирди) в качестве посредника между народом и богами. Почитаются предки (покштят бабай) и полулегендарные мордовские цари-инязоры.

Носителем зла считается шайтан (заимствование из ислама). В отличие от соседних марийцев или чувашей среди эрзян, даже в сельской местности, практически не осталось «чистых язычников».

Эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс», 2004 год. Обрядовый праздник «Раськень Озкс» признан в Мордовии фициально
Эрзянский обрядовый праздник «Раськень Озкс», 2004 год. Обрядовый праздник «Раськень Озкс» признан в Мордовии фициально. Фото: ljplus.ru

Профессиональных жрецов-озатя у мордвы не было уже к XVIII веку, молениями в поле или в периодически назначаемом общиной доме руководили выборные мужчины и женщины.

После долгого перерыва, первое общественное моление с жертвой быка и птицы верховному богу Нишке (Инешкипазу) состоялось в 1991 году в лесу у деревни Тавла.

1991
в этом году впервые после перерыва состоялось жертвоприношение богу  Нишке

В 2004 году президент Мордовии издал указ о присвоении языческому общереспубликанскому молению «Раськень Озкс» во вторую субботу июля в селе Чукалы Большеигнатовского района, наряду с Днем славянской письменности и культуры, государственного статуса и обеспечение его бюджетным финансированием

Около 80% мордвы считает себя православными

Какая вера у мордовского народа главная невозможно понять, не изучив историю православия, которое доминирует в республике. Так первый православный храм в Мордовии был возведен в 1591 году в Пурдошевском Рождество-Богородичном монастыре, при этом православные приходы здесь существовали и ранее.

Известен преподобный монах Матфей, основавший в XVI веке Щацкую Чернееву пустынь, который за свою миссионерскую деятельность получил прозвище «мордовский апостол».

Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий, основатель Николо-Чернеевского монстыря. Преподобный Матфей считается просветителем мордвы
Преподобный Матфей Чернеево-Шацкий, основатель Николо-Чернеевского монстыря. Преподобный Матфей считается просветителем мордвы. Фото: 151722.selcdn.ru

С 1628 по 1710-е гг. в Православие чаще всего переходили татарские и мордовские мурзы, приобретавшие таким образом титулы русских князей и крупные имения с многочисленным крестьянством.

В XVIII в. крестились уже целые деревни. В конце XVII в. распространение христианства среди мордвы приняло массовый характер. В эпоху владычества ордынцев мордовская земля входила в состав Сарской епархии, затем в Крутицкую, а с 1593 г.

Понизовье, в том числе междуречье Суры и Мокши, вошли в состав Патриаршей, позднее Синодальной области

80%
 столько мордвин считает себя православными

В начале XX века на территории современной Мордовии насчитывалось около 5 тысяч священно- и церковно-служителей (вместе с семьями) и около полутора тысяч монахов и монахинь, не считая лиц, живших в монастырях на испытании.

В XX в. Православие в Мордовии пережило самые тяжелые времена, сравнимые с эпохой римских гонений. Массовое преследование верующих и священнослужителей началось с 1924 г.

Первыми были закрыты Кимляйский и Знаменский монастыри, в обоих случаях — в результате карательных экспедиций ЧК. К началу Великой Отечественной войны на территории республики не осталось ни одного православного прихода.

Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова. Большинство жителей Мордовии считает себя православными
Саранский собор св. прав. Феодора Ушакова. Большинство жителей Мордовии считает себя православными. Фото: drevo-info.ru

Процесс духовного возрождения в республике начался с введением в СССР перестройки. 8 июня 1990 года была создана Саранская епархия.

В наше время в составе епархии числиться 6 монастырей; 150 приходов, домовых церквей и часовен при министерствах, ведомствах и организациях; 148 клириков.

Более 80% населения Мордовии считает себя православными.

В Мордовии присутствуют общины «духовных христиан»

Далеко не многие знают, что такие выдающиеся представители русского православия как патриарх Никон и протопоп Аввакум. Именно поэтому ещё с самого начала раскола в Русской церкви на территорию Мордовии стали прибывать группы староверов.

Кроме того, двоеверие мордвы способствовало тому, что здесь получили большое влияние различные христианские секты.

Молокане. 1870-е годы. До революции в Мордовии большое влияние имели различные секты «духовных христиан»
Молокане. 1870-е годы. До революции в Мордовии большое влияние имели различные секты «духовных христиан». Фото: upload.wikimedia.org

Начиная с первой половины XIX века, среди мордвы начинают распространяться молоканство и духоборчество. В начале XX века Мордовские молокане, ожидавшие конца света, во множестве уходили на Кавказ к горе Арарат.

Именно тогда там образовываются русско-мордовские поселения. Закавказская мордва называет молокан-прыгунов «кирнявницят» — от мордовского слова «прыгать». Среди мордвы появляется и направление молокан-субботников.

На территории Мордовии в селе Шоржи мордва до сих пор сохранила свои обычаи и язык, уже будучи молоканами-прыгунами и молоканами-субботниками, которые даже сменили свои прежние имена на ветхозаветные.

Патриарх Никон и протопоп Аввакум родились на мордовской земле.

В наше время количество «духовных христиан» в республике невелико. Оно исчисляется десятками человек. Кроме того, здесь также практически отсутствует влияние католицизма и протестантизма. Если католики здесь практически не присутствовали изначально, то протестанты имели некоторое влияние в 1900-е годы и в конце перестройки в СССР.

В наши дни протестантизм в республике исповедуют считанные единицы, несмотря на активную миссионерскую деятельность его представителей. Этим Мордовия отличается от других российских регионов, где в последнее время протестанты активно работают.

В Мордовии ислам исповедуют, в основном татары

Около 5% населения Мордовии — приблизительно 46 тысячи человек — исповедуют ислам. В Мордовии в каждом из 58 татарских сел действуют мечети. Обычно ислам в республике исповедуют татары (субэтнос мишарей), этические мокша и эзря считают себя православными. Мусульманские поселения разбросаны по всей территории Республики Мордовия, а наиболее компактно живут в Темниковском и смежных с ним Пурдошанском, Ельниковском районах.

В исторических документах XIV–XV веков эта территория называется Мещерская земля, или просто Мещера. Другим районом компактного проживания татар Мордовии, и на сегодня более многочисленным, является Лямбирский и смежные с ним Ромадановский, Инсарский, Рузаевский районы.

Семья мишар начало XX век. В Мордовии ислам исповедуют татары-мишары
Семья мишар начало XX век. В Мордовии ислам исповедуют татары-мишары. Фото: upload.wikimedia.org

Приверженность части мордвы к Исламу отмечалась путешественниками средневековья. Так, фламандец Г. Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253 — 1255 гг., писал, что мордва, под которой он понимал мордву-эрзю, являются мусульманами.

В период существования Казанского ханства Ислам восприняли многие представители мордовской феодальной знати. С конца XVII века царское правительство активизирует политику крещения татар; не крестившиеся служилые князья и мурзы лишались своих поместий и крепостных.

В начале ХХ века на территории Мордовии появились последователи нового исламского течения — джидизма.

46 тыс
столько человек (татары-мишари) в Мордовии исповедуют ислам

В рамках борьбы с религией, которая была развернута в 1920 — 1930 е гг. советской властью в Мордовии, практически полностью были уничтожены не только все мечети и медресе Мордовии, но репрессированы, расстреляны или сосланы все имамы и другие служители мусульманского культа.

До второй половины 1980 х гг. мусульманская община республики находилась на нелегальном положении. Возрождение ислама в Мордовии началось только после развала СССР.

Мечеть села «Лямбирь». В Мордовии мечеть есть практически в каждом татарском селе
Мечеть села «Лямбирь». В Мордовии мечеть есть практически в каждом татарском селе. Фото: islam-rm.com

Необходимо отметить, что в целом для Мордовии характерен межконфессиональны мир. Здесь многие столетия не возникали конфликты на религиозной почве. Связанно это как с удаленность.

Мордовии от мировых религиозных центров, так и от присущего мордве двоеверия, которое позволяет использовать в быту элементы разных религий. В наши дни в республике доминирует православие, и другие религии занимают в ней положение религиозного меньшинств.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *