Содержание
- 1 Туркмены — потомки легендарного Огуз-хана
- 2 Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно
- 3 В Туркмении действует специальный совет по религиозным вопросам
- 4 В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство
- 5 Религия 90% туркменов — ислам
- 6 Православных среди туркменов почти полмиллиона человек
- 7 В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций
Туркменистан — одна из закрытых для внешнего наблюдателя стран. Часто говорят, что жить там тяжело, свободы почти нет, а в религиозном плане и вовсе идут едва ли не репрессии. Действительно ли это так?
Какая вера у туркменов сегодня наиболее влиятельная, и есть ли такая вообще? Поговорим про религию туркменов.
Туркмены — потомки легендарного Огуз-хана
Избежим лишних подробностей и сосредоточимся на главных фактах. Туркмены — это тюркский народ. Исторически он восходит к огузам, которые, по преданию, имели легендарного прародителя Огуз-хана.
Если таковой и существовал, то не ясно, когда именно. Исследователи дают слишком широкие оценки: от VII века до нашей эры до III века нашей эры.
За столетия предки туркменов смешивались с разными народами и приобрели свои отличительные признаки. Исторически туркмены проживали на территории современной Туркмении, но расселены они на гораздо более обширной территории: Узбекистан, Иран, Афганистан и др.
Государство в Туркмении вмешивается в религиозную жизнь, хотя не должно
На первый взгляд, если полагаться на Конституцию, то в религиозном плане в Туркменистане всё благополучно. Государство гарантирует людям свободу убеждений, позволяет их выражать и получать необходимую информацию.
Ограничения касаются лишь для различных сведений, составляющих государственную тайну.
Пределы государственной и религиозной деятельности, по бумагам, разграничены и не пресекаются. Всем религиозным организациям обещано равенство перед законом и запрещено участие в политической жизни страны.
Также религиозные учреждения не должны вмешиваться в образовательный процесс, а всякий человек имеет право свободно по своей инициативе ознакомляться с их вероучениями, либо не интересоваться религией вовсе. Но по факту всё далеко не так безоблачно.
Первый серьёзный удар по религиозным организациям — требование обязательной их регистрации. Кажется, формальность. Но, как показывает практика, далеко не каждая община способна миновать этот вступительный порог.
Впрочем, это не самое страшное. При благоприятном развитии событий можно даже получить лицензию на создание образовательного духовного учреждения. Правда потребуется привлекать в преподаватели компетентных, дипломированных специалистов. Иначе нельзя.
Зарегистрироваться и пустить всё на самотёк не выйдет. В 2016 году принят Закон, согласно которому, специальная Комиссия изучает деятельность и материалы религиозных организаций. В случае возникновения претензий к этим организациям могут последовать серьёзные меры против них.
Фактически, именно эта Комиссия решает десятки вопросов, связанных с религиозными организациями:
- контролирует исполнение законодательства;
- проверяет жалобы;
- утверждает руководителя, если центр организации — за пределами страны;
- организует религоведческие экспертизы;
- мониторит религиозную литературу, поступающую в страну;
- решает вопросы регистрации и открытия религиозных учреждений.
Ряд вопросов также могут решить органы местного самоуправления. Так что совсем автономно религиозным организациям существовать не удаётся. Они остаются в сильной зависимости от государства.
Допустим, тот же крестный ход нужно будет согласовать. Не согласует — дальше культового здания проводить такой ритуал будет противозаконно.
В Туркмении действует специальный совет по религиозным вопросам
В 1994 году основан так называемый Генгеш. Этот орган осуществляет надзор за различными религиозными организациями. В его составе находятся следующие лица:
- муфтий;
- заместитель муфтия;
- православный благочинный;
- гражданский чиновник.
Причина такого состава прозрачна: представители ведущих религиозных традиций плюс нейтральное лицо.
Членам совета назначили жалование за государственный счёт. Это странно для светского государства, но что имеем, то имеем.
Генгеш проводит экспертизы и даёт консультации по религиозным вопросам. Фактически это промежуточная организация между светской и религиозной. Показательно, что члены Генгеша свободно и часто участвуют в религиозной деятельности.
В древности на территории Туркменистана исповедовали буддизм, зороастризм и христианство
В доисламский период здесь уже побывали представители 3 великих мировых религий. Немного расскажем о каждой.
Буддизм — учение о том, как покинуть материальный мир, полный страданий. Буддизм не атеистичен по своей природе, но полностью игнорирует вопрос существования Бога. Куда важнее образ жизни и мышления отдельно взятого человека. Буддизм — это постоянная практика, философия умеренности и самая мирная из существующих в мире религиозных традиций.
Главной задачей зороастризма стало полностью отвергнуть ведическое наследие и создать новую религиозную традицию, которая избежала бы ошибок предшествующей.
В итоге пророк Заратустра создал религию, давшую начало дуалистическим традициям. Зороастризм — первое учение, которое делит мир на зло и добро. Именно отсюда берут начало монотеистические традиции. Многое в иудаизме и христианстве базируется на идеях зороастризма: есть ангелы, страшный суд, аналог дьявола и др.
Христианство в представлении не нуждается. Есть смысл только сказать, что туркмены познакомились с нею около III века.
Религия 90% туркменов — ислам
Какая религия у туркменов самая популярная? Это ислам суннитского толка. Эта религия создана легендарным пророком Мухаммедом. Отличительная черта ислама — то, что его Священное Писание не приписывается человеку. Подразумевается, что этот текст — прямое откровение Бога.
Ислам — молодая религия, но её сторонники убеждены, что именно она самая правильная. Идея заключается в том, что именно ислам исповедовали на земле изначально. Христианство, иудаизм и другие религии — это искажённые временем и людьми учения. Мухаммед же возродил былую веру в её изначальном виде.
Ислам суннитского толка — это традиция, в которой не почитают родственников Мухаммеда. В противоположность ей есть ислам шиитского толка.
Придя на территорию современного Туркменистана, мусульмане вытеснили все прочие традиции и до сих пор сохраняют ведущее положение.
Православных среди туркменов почти полмиллиона человек
Туркмены неохотно меняют свою религию на православие. Большинство верующих — это приезжие. Христианское православие представлено только Русской православной церковью.
Прихожан — около полумиллиона человек. Это примерно 9% от всего населения, что делает православие второй по значимости религий у туркменов.
По актуальным на осень 2019 года подсчётам в Туркмении действовало 12 православных граммов, где служило всего 15 священников.
Постепенно православие привлекает всё больше жителей Туркмении. Причину этого в материале для сайта «ЦентрАзия» объясняет один бывший имам, чьё имя журналисты предпочли не приводить:
«Причина в «огосударствлении» ислама, которое начал С. Ниязов, примерно 15 лет назад.
Я глубоко верующий человек, но могу сказать, что когда государство начинает вмешиваться в религиозные дела, причем абсолютно в них не разбираясь, начинает назначать муфтия и ответственных лиц в каждой мечети, я уже не говорю про поклонение «Рухнаме» наравне с Кораном, то ничего хорошего из этого не выйдет.
Пусть уж лучше государство остается светским, чем такая «поддержка» Ислама. То, о чем вы спрашиваете, и есть главное следствие этого вмешательства.
Боюсь, что тенденция эта — уход мусульман в другие религии — будет только нарастать. Ведь не только в православие уходят наши люди.
Сейчас много различных сект, которые очень активно работают с населением и вовлекают людей в свою веру. А в трудные времена людям нужна духовная поддержка, и они ее ищут.
Но в мечетях сейчас сидят люди, плохо сведущие в исламе, не имеющие соответствующего образования. Относящиеся к служению Великому Аллаху, как к работе.
Поэтому многие разочаровываются в Исламе или просто перестают ходить в мечети, предпочитая молиться дома.
На днях смотрел по телевизору репортаж о заседании Кабинета министров. Там Бердымухаммедов, требует, чтобы хяким Марыйского велаята отчитался о ходе строительства мечети в Мары.
Значит, опять государство будет решать, где строить мечети, кому строить и, соответственно, будет само назначать туда имамов.
Зачем это? Зачем они опять вмешиваются в дела религии? Одна надежда, что хадж, который он совершает, и встречи с руководителями Саудовской Аравии чему-то научат нашего президента».
О более личных причинах перехода в православие рассказывает узбечка Зарина И., которая приняла христианство в 2002 году:
«В русскую Церковь, в отличие от мечети (куда можно приходить только в пятницу), мы можем прийти в любое время.
Церковь открыта с утра до вечера. Здесь мы можем побеседовать с батюшкой, получить от него добрый совет, как поступить в той или иной жизненной ситуации».
В Туркмении есть католики, протестанты, кришнаиты и представители других традиций
Религиозный мир Туркмении не исчерпывается мусульманами и православными. Почти все верующие других религий — это переселенцы, которые сохранили преданностью своим религиозным традициям.
Из христиан есть и католики (около 50 человек!), и лютеране. И те и другие официально зарегистрированы. А вот свидетелям Иеговы повезло куда меньше: они действуют нелегально. При этом есть христианские малочисленные христианские общины, которые всё же добились признания у государства
В Туркмении есть даже малочисленная община кришнаитов:
- пятидесятники;
- баптисты;
- адвентисты.
Помимо христианских церквей есть также община кришнаитов, зарегистрированная в 2004 году.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение