Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у тайцев: кому покровительствует король Тайланда

Скачать эту статью

Мы привыкли, что глава государства должен покровительствовать религии своего государства. Однако в мире существует страна, в которой король покровительствует всем религиям. Это страна Таиланд и ее король обязательно должен быть буддистам.

Видимо поэтому в стране такое мягкое отношение к другим религиям, ведь, как известно, буддизм — это религия мира.

В Таиланде король считается не только главой государства, но и защитником всех религий

Какая вера у тайцев главная, в принципе абсолютно неважно. Дело в том, что король Таиланда является не только главой государства, но и покровителем, защитником всех религий. Если в стране наступает кризис, в том числе и в межрелигиозных отношениях, он выступает в качестве примиряющего посредника, не занимая чью-либо сторону.

Король Таиланда считается национальным лидером и национальным символом страны. Он стоит над политикой и его задача вмешаться в неё только для того, чтобы предотвратить кровопролитие.

Маха Вачиралонгкорн, король Тайланда. Король Тайланда — покровитель всех религий в стране
Маха Вачиралонгкорн, король Тайланда. Король Тайланда — покровитель всех религий в стране. Фото: upload.wikimedia.org

Такое положение вполне в традициях буддизма, ведь Королем Таиланда может быть только буддист. При этом уважение к королевской семье носит в Таиланде — по утверждению официальных представителей — почти религиозный характер.

Именно поэтому королевским символом является белый слон, очень почитаемый в стране. Кроме того, в последние 100 лет каждому царствующему королю, так же как и членам его семьи, официально приписывается личное участие в благополучии и процветании всех его подданных.

Таиландцы в подавляющем большинстве буддисты

Основная религия Таиланда — буддизм. На сегодняшний день буддизм в Таиланде исповедуют 94% населения. Таиландские буддийские храмы характеризуются высокими золотыми ступами, по архитектуре схожи с бирманскими, лаосскими и камбоджийскими.

При этом буддизм появился в стране задолго до того, как туда поселились тайские народы. Буддийскую религию в стране, по преданию стал распространять легендарный индийский царь Ашока. Археологические раскопки свидетельствуют о появлении здесь буддийских общин во II веке н. э., когда была создана огромная ступа в Након-Патоме.

Царь Ашока, 3-й император Мауриев. Считается, что буддизм в Таиланд принес легендарны царь Ашока
Царь Ашока, 3-й император Мауриев. Считается, что буддизм в Таиланд принес легендарны царь Ашока

Буддизм в Таиланде официально был признан в XIII веке в виде буддизма хинаяны, что означает «малая колесница». В этом учении существуют свои строгие правила, в отношении которых недопустим пренебрежительный тон (особенно туристами) — это уважение к изображению Будды, к храмам, монахам, а также некоторые ограничения свободы поведения для женщин, однако обряды и ритуалы в целом гораздо проще, чем в индийском буддизме махаяны.

В 1350 году появилось тайское государство Аютая (Сиам), а с середины XV века в нём был установлен культ дева-раджи («бога-царя»). Таким образом, был установлен культ «бога-царя». В королевском декрете 1740 года подчёркивалось, что «только король — наивысший на земле, он подобен богу.

В Таиланде буддизм распространил легендарный индийский царь Ашока.

При Раме III (правил в 1824—1851) контроль за сангхой (буддийская община из монахов, монахинь, мирян и мирянок) стал осуществляться с помощью экзаменов, проводившихся 1 раз в 3 года. Его приемник Рама IV разделил сангху на 2 секты: Маха-никая и Тхаммают-никая; для последней характерно строгое соблюдение монашеского образа жизни.

К концу XIX века концепция «бога-царя» заменена на концепцию просвещённого монарха — защитника и покровителя сангхи. В 1902 обнародован декрет о создании административной системы сангхи, тождественной государственной системе. В 1941 религиозное образование отделено от светской системы просвещения.

Вид на Большой королевский дворец с реки Чаупхрая. В Таиланде существует культ короля— защитника и покровителя сангхи (буддийской общины)
Вид на Большой королевский дворец с реки Чаупхрая. В Таиланде существует культ короля— защитника и покровителя сангхи (буддийской общины). Фото: upload.wikimedia.org

В наше время около 50 тыс. деревень сведены в 5100 тамбонов. Тамбон состоит из 10—20 деревень и включает минимум 5 монастырей. Самой мелкой административной единицей является монастырь, которых в стране более 32 тыс.

Для тайского буддизма характерно вовлечение в жизнь буддийской общины всех жителе того или иного муниципалитета. При такой системе религиозными активистами оказываются не только 400 тыс. членов сангхи, но и сотни тысяч уважаемых граждан страны.

При этом стоит отметить, что конце 1970-х гг. в Таиланде появились новые буддийские общества в университетах и вузах, ставящие целью обновление буддизма. Новое идеологические направление буддизма имеет историческую перспективу и, вероятнее всего, станет политическим.

Вторая по количеству верующих религия в Таиланде — ислам

Какая религия у тайцев вторая по популярности можно судить, изучая историю этой страны. Так со второй половины XX века в королевстве вторым по количеству верующих и влиянию стал ислам.

Его исповедуют населяющие Таиланд малайцы, пакистанцы, тамилы и пенджабцы, а также беженцы-чамы из соседней с Таиландом Камбоджи. Ислам исповедуют в основном на юге страны.

Мечеть в Сураттхани. Большинство мусульман Таиланда живет в Южном Таиланде
Мечеть в Сураттхани. Большинство мусульман Таиланда живет в Южном Таиланде. Фото: upload.wikimedia.org

Эта религия в стране распространена неравномерно. При этом общему количеству верующих её последователи составляют всего лишь около 7% от общей численности населения Таиланда. Исключение составляет Южный Таиланд.

Здесь в провинции Наратхиват ислам исповедует 82 % населения. Кроме того, ислам являлся господствующий религией на территории аннексированного Таиландом султаната Патани. В четырёх провинциях Таиланда — Наратхиват, Яла, Паттани и Сатун — мусульмане (малайцы) составляют большинство населения.

82% населения
Тайланда исповедуют ислам

В наше время по всей стране стали активно возводиться мечети. Так они возведены в 38 провинциях королевства. Кроме того, также открываются новые медресе. Происходит это по нескольким причинам:

  • ислам обеспечивает социальное равенство и упраздняет кастовое деление общества;
  • медресе дают бесплатное образование, как среднее, так и высшие;
  • это форма протеста против политики государства, в частности, против развития в стране секс-туризма.
Тайские мусульманки на митинге протеста, наши дни. Тайские мусульмане часто протестуют, например, против секс-туризма в стране
Тайские мусульманки на митинге протеста, наши дни. Тайские мусульмане часто протестуют, например, против секс-туризма в стране. Фото: islam-today.ru

При этом, несмотря на благосклонность буддийского населения к мусульманам, к исламу постепенно в Таиланде формируется отрицательное отношение. Связанно это с действием в стране исламских террористических группировок. Кроме того, некоторые лидеры местных мусульман поощряют сепаратизм на юге королевства.

Католицизм в Таиланд принесли португальцы

Первые католические монастыри в Сиаме (это старое название Таиланда) основали португальские доминиканцы Жеронимо да Круж и Себаштьяо да Канто, которые прибыли сюда 1567 году. Через два года их убили местные жители. Вести миссию в стране продолжили францисканцы и иезуиты.

На протяжении XVII, XVIII и XIX веков отношения между католическими миссионерами и властями Сиама колебались от прямых гонений на миссии до благожелательности.

Католический кафедральный собор Успения Святой Девы Марии в Бангкоке. В современно Таиланде католическая церковь ведет социальную и образовательную деятельность.
Католический кафедральный собор Успения Святой Девы Марии в Бангкоке. В современно Таиланде католическая церковь ведет социальную и образовательную деятельность. Фото: upload.wikimedia.org

22 октября 1989 года папа Иоанн Павел II беатифицировал Филиппа Сифонга Онфитака и его шестерых сподвижников, которые были убиты в 1940 году по обвинению в шпионаже. Эти мученики стали первыми блаженными тайской национальности.

В настоящее время католическая церковь в Таиланде объединена в две епархии-митрополии (Бангкок и Таре-Носенг). Суффраганными по отношению к ним являются ещё 8 епархий. Возглавляет церковь Таиланда кардинал М. М. Китбунчу.

1567
в этом году португальские доминиканцы принесли католицизм в Тиаланд

Общее число католиков в Таиланде по данным на 2005 год — около 300 000 человек. Стране работает около 55 католических храмов. В стране сильно влияние католических монашеских орденов и когрегаций.

Среди них — салезианцы, сёстры Марии — Помощницы христиан, редемптористы, камиллианцы, братья христианских школ, иезуиты, францисканцы, паулины и ряд других. Католическая церковь ведет в современном Таиланде социальную и образовательную деятельность.

Сын тайского короля Чулалонгкорна принц Чакрабон принял православие, но вернулся к буддизму

Православие получило распространение в Королевстве Таиланд в XX веке. На 2010 год православие исповедовало около 0,002 % населения страны или пример 1000 человек. Первые контакты русских и сиамцев (тайцев) произошли в 1863 году, когда моряки двух кораблей России посетили столицу Сиама Бангкок. После этого в последующие десятилетия две страны целенаправленно изучали культурные феномены друг друга.

В рамках такого знакомства на сиамской земле побывали моряки, путешественники и дипломаты из России, представители царствующего дома Романовых и руководители буддийской сангхи Восточной Сибири.

Принц Чакрабон с товарищем и их воспитателем во времена учебы в Пажеском корпусе. Принц Чакрабон во время своей учебы в России принял православие, но вскоре вернулся к буддизму
Принц Чакрабон с товарищем и их воспитателем во времена учебы в Пажеском корпусе. Принц Чакрабон во время своей учебы в России принял православие, но вскоре вернулся к буддизму. Фото: bigpicture.ru

В 1898 году между Сиамом и Россией были установлены дипломатические отношения. В 1898 году сын короля Чулалонгкорна принц Чакрабон приехал учиться в Петербург. Здесь он прожил восемь лет, находясь под покровительством русского императора Николая II.

Он получил высшее гуманитарное и военное образование, изучил русский язык, русскую культур и православную веру. Принц Чакрабон в 1906 году женился на Екатерине Десницкой (1886—1960), для чего принял православие. Впоследствии принц Чакрабон вновь вернулся к буддизму, что было связано, прежде всего, с его династическим и должностным положением в стране.

1906
в этом году, Принц Чакрабон принял православие, но вернулся к буддизму

После революции в России контакты с Таиландом были прерваны. Дело в том, что Идеология коммунизма и атеизма, в Таиланде была объявлена вне закона. Даже восстановление дипломатических отношений в 1946 году не сблизили позиции двух стран. Только поле распада СССР и изменения отношения российский властей к религии, ситуация стала меняться.

Николаевский собор в Бангкоке. Таиландская епархия, РПЦ. В настоящее время православные в Таиланде объединены в рамках Таиландской епархии РПЦ Московского патриархата
Николаевский собор в Бангкоке. Таиландская епархия, РПЦ. В настоящее время православные в Таиланде объединены в рамках Таиландской епархии РПЦ Московского патриархата

В настоящее время православие в Королевстве Таиланд представлено Таиландской епархией. Она входит в юрисдикцию Московского Патриархата. Он объединяет большинство православных христиан в стране. На территории Таиланда в настоящее время действуют десять православных приходов, построен ряд храмов центральным из которых является Свято-Николаевский собор в Бангкоке. Также действует Успенский мужской монастырь в провинции Ратбури.

С 1996 года Таиланд относится к Гонконгской митрополии Константинопольского Патриархата, при этом ни одного зарегистрированного прихода Константинопольского Патриархата на 2012 год несуществовало. В настоящее время священник Константинопольского патриархата приезжает в Бангкок несколько раз в году, в основном на Рождество Христово и Пасху. Богослужения при этом совершаются им при поддержке греческого посольства в арендованном конференц-зале какого-либо отеля.

Тайская церковь Христа  — крупнейшая протестантская деноминация в Таиланде

Протестанты в Таиланде появились в середине 30-х годов XX века. Большинство из них объединены в Тайскую церковь Христа. Общая численность прихожан этой церкви около 60 000 человек. Кроме того, в стране также и другие протестантские течения — баптисты, адвентисты, лютеране, методисты, пятидесятники и англикане.

Руководство Евангельского Содружества Таиланда с православными священниками. Протестанты в Королевстве Талан в настоящее время активно работают
Руководство Евангельского Содружества Таиланда с православными священниками. Протестанты в Королевстве Талан в настоящее время активно работают

Таиландские протестанты активно участвуют в работе Тайского Библейского общества. Благодаря ему первые фрагменты Священного писания на тайском языке были опубликованы в 1834 году, а полный вариант Нового Завета — в1883 году. В 2005 году Тайское Библейское общество распространило в стране более 40 тысяч экземпляров Библии.

В Таиланде до сих пор сохраняются древние верования

В Таиланде сохраняются древние добуддийские верования. Так, например, в сельской местности здесь часто можно встретить санпрапум. Это небольшие для духов прапумтьяути, расположенные рядом с жилыми домами, учреждениями, фермами.

Тайские буддисты верят, что духи — защитники жилища — вселяются в этот домик и им, как и человеку, нужно питание и питье. Их подкармливают регулярно пивом, рисом или же другими продуктами. Обычно такие сооружения украшаются при помощи флажков, бус, гирлянд. Если это не сделать, по поверьям местных крестьян, духи могут разгневаться на людей.

У своих домов тайцы устанавливают санпрапум — домик для духов прапумтьяути.

Санпрапум устанавливают таким образом, чтобы тень от жилого дома не падала на домик духов и наоборот. Кроме домиков для духов, рядом с жилищами тайцы устанавливают также домики предков (сантайяй), домики Брахмы (санпрапром) и домики Ганеши (санпрапиканет).

Буддизм к таким обрядам относиться не враждебно, так как тайское мифотворчество связывает представление о духах с жизнью и учением Будды.

Санпрапум в Паттайе. В Таиланде принято устанавливать возле зданий небольшие домики для духов прапумтьяути
Санпрапум в Паттайе. В Таиланде принято устанавливать возле зданий небольшие домики для духов прапумтьяути. Фото: upload.wikimedia.org

Тайцы очень почитают индусского бога Ганеша. Это в индуизме бог мудрости и благополучия. При этом он не включен в пантеон буддизма. Кроме того, также существует культ Белого слона. Это фациальный символ страны и символ короля. Мухобойка, сделанная из слоновой кости и хвоста белого слона — это неотъемлемый атрибут королевской власти.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *