Содержание
- 1 Эфиопия — это единственно традиционная африканская страна
- 2 В Эфиопии традиционных верований придерживается до 10% жителей
- 3 Большинство эфиопских христиан принадлежат к Эфиопской православной церкви
- 4 Католики в Эфиопии закрепиться не смогли
- 5 Ислам признается второй по численности конфессией в Эфиопии
- 6 Всех эфиопских евреев правительство Израиля вывезло из страны самолетами
В Аксумском царстве господствующей религией христианство стало уже в середине IV века н.э. В наше время оно называется Эфиопией и считается древнейшей христианской страной, ведь Эфиопская православная церковь была основана в 329 году.
При этом в современной Эфиопии треть населения придерживается ислама, что делает религиозную ситуацию в это стране просто уникальной.
Эфиопия — это единственно традиционная африканская страна
Эфиопия или Федеративная Демократическая республика Эфиопия — государство в Восточной Африке. После выхода из её состава 24 мая 1993 года Эритреи она не имеет выхода к морю. Ранее была известна как Абиссиния.
Эфиопия — единственная традиционно христианская африканская страна. Одной из её основных религий является восточное христианство (Эфиопская церковь). Этот факт позволяет достаточно легко ответить на вопрос: какая вера у эфиопов?
Эфиопская Церковь — это православная церковь, при этом она придерживается миафизитства. Среди народа оромо в последние десятилетия активно распространяется лютеранство, в результате Эфиопская Церковь Мекане Йесус является самой быстро растущей лютеранской деноминацией в мире.
Среди других протестантских групп следует отметить пресвитериан, баптистов, адвентистов и верующих, входящих в христианскую пятидесятническую церковь — Всемирное братство Ассамблей Бога.
Согласно данным переписи 1994 года в стране насчитывалось следующее количество последователей той или иной религии:
- восточное христианство (Эфиопская церковь)— 50,6 %;
- христиане-протестанты — 10,2 %;
- мусульмане — 32,8 %;
- аборигенные культы — 4,6 %;
- прочие — 1,8 %.
Конституция Эфиопии предусматривает свободу вероисповедания граждан. В целом для властей Эфиопии характерно соблюдение этого принцип. Кроме того Конституция страны также устанавливает принцип отделения церкви от государства и запрещает существование государственной религии.
В 1990-х годах произошла радикализация части исламского населения, частично пошедшего на открытый конфликт с центральным правительством, поэтому в настоящее время правительство контролирует процесс строительства культовых сооружений христианскими и мусульманскими общинами страны.
По закону все религиозные объединения в стране должны быть зарегистрированы (регистрация возобновляется каждые 3 года. В межрелигиозных отношениях центральное правительство занимает подчёркнуто нейтральную позицию посредника.
Помимо этого центральное правительство запрещает религиозное образование в государственных и частных школах. При этом признаются как христианские, так и мусульманские праздники. В Эфиопии запрещено формировать партии по религиозному признаку.
В Эфиопии традиционных верований придерживается до 10% жителей
В Эфиопии число последователей традиционных верования составляет от 5 до 10 % от числа жителей этой страны. Проживают они, в основном, на юге и юго-западе страны. В их верованиях большое место отводится силам природы.
Основное место занимает культ «Атетье» — культ деторождения и плодородья. При этом местные христиане и мусульмане также почитают силы природы. Жрецы традиционных религий, как правило, выступают как особая замкнутая каста — носительница сакральных знаний.
В удалённых районах на юге страны оромо (наиболее крупный по численности народ Эфиопии) продолжают поклоняться доброму верховному богу Уаку. Зло олицетворяется в лице Борентити (или сайтан). Оромо одухотворяют природу, поклоняясь различным природным объектам и явлениям.
Культ природы связан в их представлениях с символикой чисел: каждый предмет и явления имеют своё число. В отдельных группах оромо (борана), на юге страны сохранился институт половозрастных групп — «гада». В течение 8 лет определённая группа должна исполнять определённые обязанности в жизни общины (затем происходит ротация).
В некоторых местах Эфиопии сохранились языческие культы, имеющие шокирующие обычаи. Так, например, у некоторых нилотских племён в долине р. Омо, на крайнем юге страны существует культ бога смерти Ямда.
Особенно это характерно для племени мурси. Женщины этого племени — жрицы Ямда. Они убивают в его честь своих мужей, используя для этого наркотические травы.
Большинство эфиопских христиан принадлежат к Эфиопской православной церкви
Эфиопия является третьей после Армении и Осроенского царства страной, официально принявшей христианство.
Согласно переписи 1994 года, 61,6 % населения страны являются христианами, в том числе 50,6 % — адепты дохалкидонской Эфиопской церкви, 10,1 % — протестанты и 0,9 % — католики. Эфиопская (Абиссинская) православная церковь — это одна из Древневосточных (дохалкидонских) церквей.
До 1959 года она обладала автономией и находилась в канонической зависимости от Коптской церкви, после чего получила автокефалию. Как и другие Древневосточные церкви признаёт три Вселенских собора и исповедует миафизитскую христологию. Имеет свой эфиопский обряд, а также особую, не имеющую аналогов в других церковных традициях иерархическую структуру духовенства.
Согласно Евсевию Памфилу и Новому Завету, христианство пришло в Эфиопию в первом веке от апостола Филиппа, обратившего евнуха, из посланцев царицы Кандакии. Предание также говорит о том, что первым христианским просветителем эфиопов был Фрументий, римский гражданин из Тира, который потерпел кораблекрушение на африканском побережье Красного моря.
Он обратил в христианство императора Эфиопии Аксума. Фрументий был впоследствии рукоположен в епископы Афанасием Александрийским, вернулся в Эфиопию и, став первым епископом Аксума, продолжил евангелизацию страны.
В административном отношении Эфиопская Церковь с самого своего зарождения являлась одной из епархий Александрийского Коптского Патриарха, который поставлял египетского епископа в абуны. Абуна был единственным епископом Эфиопии.
Эфиопы-христиане придерживаются некоторых заповедей Ветхого Завета, которые большинством христиан считаются неактуальными, таких как соблюдение законов о пище. Практикуется также обрезание младенцев мужского пола (на восьмой день, согласно заповеди в Ветхом Завете). При этом древние эфиопские церкви практически лишены фресковой росписи и скульптур.
В 1951, впервые за 15 веков, Эфиопскую церковь возглавил абуна — эфиоп. В 1959 году Эфиопская ортодоксальная церковь стала полностью независимой от Коптской, а её предстоятель был возведён в сан Патриарха.
B июле 2007 года в Каире Коптская и Эфиопская православные церкви торжественно провозгласили единство веры, верность общему свидетельству и готовность углублять и расширять сотрудничество, тем не менее, Коптская церковь поддержала полное отделение Эритрейской церкви и раскол Эфиопской церкви.
Кроме того, в стране присутствует Греческая православная церковь александрийского патриархата. Она представлена в Эфиопии греками и арабами (приблизительно 5 тыс. чел.), проживающими в основном в Аддис-Абебе.
Католики в Эфиопии закрепиться не смогли
Первые католические миссионеры появились в Эфиопии ещё в 15 веке. Их агрессивно поддерживал Ватикан и португальцы. В результате ряд императоров — Зэ-Дынгель и Сусныйос активно покровительствовали иезуитам и тайно приняли католичество.
Следствием этого стали междоусобные религиозные войны. В последствие Сусныйос был вынужден отречься от престола в пользу сына — Фаселедеса (Василид).
Фаселедес, в свою очередь, восстановил старые церковные порядки и подчинил заново Эфиопскую церковь коптскому патриарху. Новый император приказал всех европейцев выслать за пределы империи. А приграничным племенам было поручено платить золотом за голову каждого европейца приблизившегося к границам Эфиопской империи.
В наше время в Эфопии насчитывается не более 100 000 католиков, проживающих в основном в Аддис-Абебе и центральных районах страны, небольшая часть в Тыграй, Кэфа и Сидамо. В основном это тиграи, амхара и оромо.
Ислам признается второй по численности конфессией в Эфиопии
Ислам — вторая по численности конфессия в Эфиопии. Согласно переписи населения 1994 года, мусульмане составляют 32,8 % населения Эфиопии. Большинство эфиопских мусульман — сунниты.
Проникновение ислама в Эфиопию можно отнести к 619 году. Из-за преследования со стороны курайшитов некоторым приверженцам раннего ислама пришлось покинуть свою родину и отправиться в Эфиопию.
Это событие в арабской историографии получило название «хиджра», что с арабского переводится как «переселение». Кроме того, малоизвестен тот факт, что внук великого императора Эфиопии Менелика II — Лидж Иясу, вступивший на престол в 1913 г., принял ислам.
В настоящее время ислама придерживаются сомали, афары, значительное число оромо, отчасти гураге и сахо, некоторые амхара. Ислам, кроме того, распространён среди арабов, пакистанцев и индийцев. Больше всего мусульман живет в штатах Сомали-Огаден и Афар (почти всё население).
Кроме того, их много в бывших провинциях Уолло, Бале, Кэфа. В столице Эфиопии Аддис-Абебе проживает около 1 млн мусульман. Крупнейший религиозный центр мусульман Эфиопии – город Харер.
Периодически между христианскими и мусульманскими религиозными общинами вспыхивают конфликты. Обычно они происходят между местными мусульманами и проникающими в страну протестантами.
Правительство Эфиопии строго следит за тем, чтобы в стране соблюдался межрелигиозный мир. Для этого, например, запрещается деятельность в стране некоторых представителей протестантизма.
Всех эфиопских евреев правительство Израиля вывезло из страны самолетами
Бета Исраэль (Beta Israel) — небольшие изолированные группы африканских евреев, с древнейших времен живших в Эфиопии. Об их существовании не было известно остальному миру, но и они не знали о существовании других евреев вне своей общины. На Западе об их существовании узнали лишь в XX веке.
Практически до конца 20 века местная форма иудаизма – религия фалаша, насчитывала несколько десятков тысяч последователей в основном в высокогорных северных районах страны: Сымен и Бэгемдыр (Гондер). В 1975 году Государство Израиль признало их в качестве евреев.
В 80-е годы Эфиопию поразила ужасная засуха. По согласованию с властями Эфиопии власти Израиля в ходе операций Моисей и Соломон, проведенных в 1984 и1991 годах соответственно, на самолетах вывезли несколько тысяч фалаша в Израиль. Лишь небольшая группа евреев, которую Израиль не признал евреями, осталась на территории Эфиопии.
В 90-е годы эмиграция эфиопских евреев приняла массовый характер (в основном по экономическим мотивам и благодаря активной агитации со стороны еврейских организаций). В настоящее время численность фалаша в стране может быть около 1 тыс. человек.
Принадлежность фалаша к еврейской нации многими оспаривается: ни в языковом (язык агау), ни в расовом отношении они не являются евреями. До 19 века в религиозной практике этого народа использовался Ветхий Завет, написанный на языке геэз.
Талмуд до той поры был им не известен. Богослужение также очень сильно напоминало практику эфиопской православной церкви: у фалаша также практиковался экстатический литургический танец. В повседневной жизни разговаривали на диалекте кайла (агау) и амхарском. В синагогах использовался язык гэез.
Появление фалаша в Эфиопии объясняют широким распространением иудео-христианских и иудейских групп в первые века н. э. Это достаточно распространенное явление в то время. Так в Ймене тоже были обнаружены группы, исповедующие верования, похожие на иудаизм.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение