Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Какая вера у алавитов и почему не все признают их мусульманами

Мы все привыкли, что в мусульмане не пьют алкоголь, совершают молитвы пять раз в день и постятся месяц.

Однако существует в исламе течение, последователи которого пьют вино, молятся всего лишь два раза в день и постятся только две недели.

Их называют алавитами и некоторые исламские богословы не считают их мусульманами. Алавиты проживают в Сирии и президент страны Башаар Хафез аль-ААсад тоже алавит.

Алавиты — это последователи особой исламской секты или даже религии, отколовшейся от ислама

Алавиты известны также как нусайрииты, «кызлбаши» или «Али-Алла». Это последователи алавизма.

Алавизм — это название для ряда исламских религиозных направлений, ответвлений или сект, которые близки к учению шиитов-исмаилитов и гностическому христианству.

При этом некоторые исламские теологи, например последователи фетвы Ибн Таймии считают, что алавиты откололись от шиизма.

Кроме того, они утверждают, что во многом потеряли право считаться частью ислама вообще, превратившись в особую религию — смесь ислама, христианства и доисламских восточных верований («джахилия»).

Алавиты с соколом. Фотография 1920-х годов. Алавиты — это осбая этнографическая группа, а также последователи алавизма — отдельной религии или отколовшейся части шиизма.
Алавиты с соколом. Фотография 1920-х годов. Алавиты — это осбая этнографическая группа, а также последователи алавизма — отдельной религии или отколовшейся части шиизма. Фото: russian7.ru

Считается что алавиты — это потомками населения армянского Киликийского царства. В современной Сирии алавиты составляют 10-12% населения и проживают, главным образом, в окрестностях Латакии (северо-западная часть Сирии).

Они составляют также значительную часть населения в турецкой Александрете (Пограничная с Сирией область Турции). Алавизм сочетает остаточный исмаилитский ислам с элементами древневосточных астральных культов и христианства.

Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена.

10%
именно столько среди населения Сирии составляют алавиты

Для алавитов характерно почитание божественной троицы, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда).

В Сирии они считаются субобщиной шиитов, за её пределами алавитов мусульманами не признают.

Критики Башара Ассада указывают на то, что согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти.

Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты.

Считается, что алавизм основал исламский богослов Абу Шауибом Мухаммедом Ибн Нусайром.

Считается, что алавизм основал исламский богослов Абу Шауиб Мухаммед Ибн Нусайр. Он был сторонником шиитского имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовал его божественность и поэтому считал себя его пророком и посланником — «Вратами».

Точно же начало истории аловитов неизвестно, при этом исторические источники сообщают о том, что XVI веке в Леванте (в Джубейле и в Бааль-беке) усилились и были признаны османским правительством два владетельных алавитских семейства — шейхи Бени Хамади и эмиры Харфуш из-за Евфрата.

Усыпальница имама Аскари в Самарре, фото из книги 1916 года. Алавизм основал исламский богослов Абу Шауиб Мухаммед Ибн Нусайр, сторонник имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовавший его божественность.
Усыпальница имама Аскари в Самарре, фото из книги 1916 года. Алавизм основал исламский богослов Абу Шауиб Мухаммед Ибн Нусайр, сторонник имама аль-Хасана аль-Аскари, проповедовавший его божественность. Фото: upload.wikimedia.org

В XVI—XVIII веках в районе древнего Кассиона, Гора Кельбие (Касьюн), жили представители одной из ветвей алавитов — ансарии. Сведений о них не имеется, так как тогдашние власти страны были озабоченны только сбором податей с них и внутренней жизнью общины не интересовались.

Что же касается более позднего времени, то правительство Турции правительство систематически разжигало конфликты между алавитами, исмаилитами и друзами для противостояния им, последовательно поддерживая то одну, то другую стороны.

Несмотря на это, к XVIII веку алавитам удалось практически полностью вытеснить исмаилитские кланы из Леванта, ведя боевые действия с ними.

Алавизм основал исламский богослов Абу Шауиб Мухаммед Ибн Нусайр.

В XVIII веке могущественный алавитский шейх Насиф Нассар доминировал в регионе, он даже стал союзником российского флота в экспедиции во время русско-турецкой войны 1768—1774, которым по приказу Катерины II командовал граф А.Г. Орлов.

Благодаря такой поддержке русскому флоту было легче действовать в Средиземном море. Кроме того, время Египетского похода Бонапарта алавиты поддержали французскую армию при осаде Акко.

Граф Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский после Чесменского боя. В XVIII веке алавитский шейх Насиф Нассар оказал помощь русскому флоту под командованием Алексея Орлова, в результате были обеспечены все условия для его победы в Чесменской битве.

После того, как французы потерпели поражение, алавитские шейхи вынуждены были обороняться от мстительных турецких пашей, египетских мамлюков и местных феодалов.

В результате им удалось избежать крупномасштабной расправы над собой. Несмотря на это, алавитские шейхи потеряли контроль над значительными территориями, особенно в Палестине.

Алавитизм — тайная религия

Какая вера у алавитов понять достаточно сложно, так как он считают её тайной и посторонним о ней ничего не рассказывают. Все сведения о ней и самих алавитах получены от случайных или враждебных источников, а также от ренегатов алавизма.

При этом алавиты не занимаются прозелетизмом. Кроме того, они применяют практику такия или сокрытия своей веры, что позволяет им сохранять свою веру, соблюдая обряды других религий.

Мечеть Салмана аль-Фариси, Битва у рва, Медина. Салмана аль-Фариси алавиты почитают наряду с Али и Муххамедом.
Мечеть Салмана аль-Фариси, Битва у рва, Медина. Салмана аль-Фариси алавиты почитают наряду с Али и Муххамедом. Фото: upload.wikimedia.org

Главная священная книга алавитов — «Китаб аль-Маджму». Достоверных сведений о ней нет, кроме того, в распоряжении европейских востоковедов также отсутствует её подлинник.

Предположительно она содержит 16 сур и является подражанием Корану. Кроме того в неё размещен Символ веры алавизма:

«Верую и исповедую, что нет иного Бога кроме Али ибн Абу Талиба, достопоклоняемого (аль мабуд), нет иного покрова (хиджаб) кроме Мухаммеда достохвального (аль махмуд) и нет иных врат (бабов) кроме Салмана аль Фариси, предопределенного (аль максуд)».

Китаб аль-Маджму
главная священная книга алавитов

Такой вывод делается потому, что по некоторым источникам «Китаб аль-Маджму» начинается так: «Кто наш господин, который создал нас? Ответ: это эмир верующих, эмир веры, Али Ибн Абу Талеб, Бог. Нет Бога кроме него».

При этом у алавитов имеется преставление о «Вечной Троице», которое является основой вероучения алавитов.

Суть его в признании Али как воплощения Смысла, Мухаммада как воплощения Имени и Сальман аль-Фарси, сподвижника пророка и первого неараба (перс), принявшего ислам, как воплощение Врат («Аль-Баб». «Врата» — титул ближайшего сподвижника всякого имама).

Они единосущны и нераздельны.

Похороны Фатимы. Миниатюра из Фальнаме (Книги гаданий). Тебриз, 1550-60е гг. Алавиты очень почитают Фатиму, дочь пророка Мухаммада и супругу Али.
Похороны Фатимы. Миниатюра из Фальнаме (Книги гаданий). Тебриз, 1550-60е гг. Фото: upload.wikimedia.org

Алавиты очень почитают Фатиму, дочь пророка Мухаммада и супругу Али.

Алавиты также очень почитают Фатиму, дочь пророка Мухаммада и супругу Али — как бесполое существо из света аль-Фатир.

Они также говорят, что Познать Бога невозможно, если только он сам не откроется, явившись в образе человека.

Всего алавиты насчитывают семь явлений (в лице признаваемых исламом пророков): Адам, Нух (Ной), Якуб (Иаков), Муса (Моисей), Сулейман (Соломон), Иса (Иисус) и Мухаммед.

Все они — Али. Сам Мухаммед (согласно алавитам) заявил: «Я из Али, а Али из меня»; но Али был сущностью не только Мухаммеда, а и всех предыдущих пророков.

Алавиты очень почитают Ису (Иисуса Христа), читают Евангелие на богослужениях и причащаются вином

Христианские миссионеры утверждают, что алавиты также весьма почитают Ису (Иисуса Христа), христианских апостолов и ряд святых, празднуют Рождество и Пасху, на богослужениях читают Евангелие и причащаются вином, используют христианские имена.

При этом среди алавитов выделяются 4 конфессиональных организации, которые не подчиняются друг другу и имеющие разногласия между собой:

 

  1. «Шамсиюн» (поклонники Солнца). Они полагают, что Али «произошел из сердца Солнца».
  1. «Калязиюн» (по имени основоположника — шейха Мухаммада Калязи). Они отождествляют Али с Луной.
  1. Поклоняющиеся свету («нур).
  2. Поклоняющиеся тьме («зульм»).
Алавиты также весьма почитают Ису (Иисуса Христа). Это нехарактерно для других мусульман.
Алавиты также весьма почитают Ису (Иисуса Христа). Это нехарактерно для других мусульман. Фото: upload.wikimedia.org

Алавиты считают, что люди существовали до сотворения Земли и были светящимися огнями и планетами; тогда они не знали ни послушания, ни греха. Они могли наблюдать Али как солнце.

Потом Али стал являться им в разных обличьях, для того, чтобы показать, что познавать его можно лишь тогда, когда он сам выберет средство для этого. После каждого появления проходило 7777 лет и 7 часов.

Затем Али-бог создал земной мир и дал людям телесную оболочку. Из грехов он создал демонов и шайтанов, а из козней шайтана — женщину.

Алавиты считают, что после каждого явления Али проходит 7777 лет и 7 часов.

Как и остальные шиитские секты алавиты признают танасух или переселение душ. По их поверьям после смерти человека его душа переселяется в животное.

Душа плохого человека переселяется в тех животных, которых употребляют в пищу. После того, как случиться семикратна инкарнация, душа праведного попадает в звёздную сферу, душа же грешника — в сферу демонов.

У женщин души нет. Женщин алавиты не учат молитвам не допускают на свои богослужения.

Каллиграфическое написание имени Абу Бакр по-арабски

Алавиты не признают те хадисы, которые относятся к первому халифу Абу-Бакру как к врагу Али.

Алавиты отвергают шариат. Кроме того, они также не признают те хадисы, которые восходят к истинным и мнимым врагам Али — первому халифу Абу-Бакру (как «узурпатору» власти Али) и жене Пророка Аише (сражавшейся против Али). Естественно, что это не вызывает одобрения других представителей ислама.

Правоверные мусульмане ненавидят алавитов за извращение истинной веры

Как и у исмаилитов у алавитов существует резкое разделение между обладающими тайным знанием избранными и непросвещенной массой.

Избранные имеют имя «особых» («хасса»), прочие — «рядовые» («амма»). Общиной у алавитов руководит имам. Он представляет Али на земле и поэтому ему ведомо будущее и без него не могут быть проведены никакие обряды.

После имама идут «накибы» (представляющие Мухаммеда) и «наджибы» (представители Сальмана).

Коллективный намаз. Алавиты, в отличие от других мусульман, совершают намаз два раза а не пять раз в день.
Коллективный намаз. Алавиты, в отличие от других мусульман, совершают намаз два раза а не пять раз в день. Фото: najmnews.com

Хасса или алавитов может стать только тот, кто родился от отца и матери — алавитов. В хасса посвящают с совершеннолетием (18 лет), в собрании «особых» под руководством местного имама.

Посвящаемому сообщают тайны религии, при этом с него берут клятву не разглашать их, в подтверждение чего он причащается бокалом вина и пятьсот раз произносит священное слово «Амас» (Али, Мухаммед, Сальман).

Свои религиозные обряды алавиты проводят в тайне, по ночам, в особых часовнях (кубба, араб.: купол), расположенных на возвышенных местах.

18
во столько лет посвящают в члены общины алавитов (хасса)

Обрядовую сторону ислама алавиты сильно упростили. Несмотря на то, что они постятся в рамадан, пост у них длиться, в отличие от других мусульман, только две недели, а не месяц.

При этом отсутствуют ритуальные омовения, а намаз совершается только два раза в день (вместо пяти). Отменены многие исламские запреты, включая запрет алкоголя.

Левон II (I) — первый король Киликийской Армении. Охотное сближение алавтов с христианами породило легенды что они — потомки киликийских армян.
Левон II (I) — первый король Киликийской Армении. Охотное сближение алавтов с христианами породило легенды что они — потомки киликийских армян. Фото: upload.wikimedia.org

Так как учение алавитов близко к исламу, оно воспринимается правоверными не как особая вера, а как его извращение. Именно поэтому правоверные их ненавидят.

В свою очередь сами алавиты также дистанцировались и охотно сближались с христианами, при этом нередко женились на христианках.

Этим объясняется неоднократное появление гипотез, согласно которым алавиты являются потомками христиан: то ли крестоносцев, то ли киликийских армян и т. д.

В XX веке алавиты проживают, в основном, на территории Сирии

В Турции и Сирии алавиты всегда поддерживали идеи секуляризацию общества и борьбу за гражданское равноправие. По инициативе французов в августе 1920 года была создана «автономная территория алавитов».

Её столицей стала Латакия. 12 июня 1922 года её объявили государством. У него был свой благ: белый с жёлтым солнцем посередине и четырьмя красными углами. Население его составляло 278 тыс. чел., из них 176 тыс. алавитов.

15 президент Сирии Хафез Ассад. Хафез Ассад стал инициатором постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками.
15 президент Сирии Хафез Ассад. Хафез Ассад стал инициатором постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками. Фото: upload.wikimedia.org

Созданное государство французы 5 декабря 1936 года присоединили к Сирии, несмотря на протесты алавитских шейхов.

Протесты возникли потому, что алавиты боялись попасть под власть мусульман-суннитов. При этом они стремились к занятию высокопоставленных постов в руководстве Сирии.

В 1971 году президентом Сирии стал алавит Хафез Асад, относящийся к непосвященной массе — «амма».

Это вызвало негодование многих правоверных, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В 1973 году произошло официальное признание алавитов мусульманами (течением шиизма).

Президент Сирии Башар Ассад — алавит из непосвященной массы «амма».

Хафез Асад инициировал, а его сын Башар продолжил процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-двенадцатиричниками. В алавитских селениях начали строиться мечети, алавиты стали соблюдать рамадан.

Власти оказывают давление на алавитское духовенство, требуя отказаться от признания божественности Али.

Латакия, фотография наших дней. В наше время алавиты в Сирии, в основном, проживают в районе Латакии-Тартуса.

В настоящее алавитов около 2,5 миллионов, большинство в Сирии (1,7 млн, то есть более 11 % населения), прежде всего в районе Латакии-Тартуса, и в Турции (главным образом в сирийской части Турции, то есть в районе Александретты).

Алавитские племена Сирии делятся на четыре группы: Хаятыя, Калябия, Хаддадия и Мутавира.

Несмотря на то, что официальные власти Сирии взяли курс на слияние алавизма с шиизмом, в обозримом будущем этого произойти не может.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *