Содержание
- 1 Большинство хантов причисляет себя к православным
- 2 Тотемизм и шаманизм — традиционные верования народа ханты
- 3 Православные ханты объединены вокруг Ханты-Мансийской митрополии
- 4 Протестанты в ХМАО находятся под особым контролем властей
- 5 Ислам стал распространяться среди хантов ещё в Средневековье, но особого распространения не получил
- 6 В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
Народ ханты относится к числу коренных народов Западной Сибири. Его представители причисляют себя к православным, однако, при этом до сих пор для него характерен религиозный синкретизм.
Так, например, верховного бога, именуемого Нум-Торум, здесь ассоциируют с Николаем Угодником, ведь именно к нему обращаются верующие, если нужна помощь в конкретном деле.
Кроме того ханты иногда мажут кровью жертвенных животных губы святых, изображенных на православных иконах.
Большинство хантов причисляет себя к православным
Ханты — это коренной малочисленный угорский народ, проживающий на севере Западной Сибири, в основном в Ханты-Мансийском автономном округе. Самоназвание ас хоят означает обские люди.
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра (ХМАО – Югра) — субъект Российской Федерации, входящий в состав Тюменской области. Находится в Уральском федеральном округе.
Это регион проживания хантов и манси, их родина. Кроме того, хантымансийский автономный округ известен как основной нефтегазоносный район России.
Для того, что понять, какая вера у народа ханты, необходимо знать, что на 2012 год 38,1 % населения Югры придерживается православия.
Кроме того, 5 % христиане других деноминаций, 1 % населения указали, что придерживаются славянского родноверия и старообрядчества, остальные — последователи религий народов российского Севера (в основном это ханты и манси).
В регионе доля мусульман составляет 11 %. В основном это татары. Кроме того, 23 % населения заявляет, что они сторонники духовности без религиозной идентификации, 11 % объявляют себя атеистами. 10,9 % не дали ответа на вопрос о своей религиозной или атеистической идентификации.
Тотемизм и шаманизм — традиционные верования народа ханты
Основа мировоззрения хантов и манси — восприятие мира как живого: явления и предметы природы (камень, дерево, огонь и др.) — живые, если они двигаются или похожи на человека, то есть анимизм.
Кроме того, для традиционных верований хантов характерен тотемизм, промысловой культ, культ медведя, культ предков и семейных охранителей, а также шаманизм.
Согласно верованиям хантов и манси, мир населен духами и сверхъестественными существами: антропоморфные образы стихий и явлений природы (солнце — Хотал-эква, Хотал-ими, луна — Этпос-ойка и т.д.), хозяева леса, воды, лесные духи и великаны, хозяева верхнего и нижнего миров, призраки умерших, зооморфные духи и пр.
Православная Церковь Воскресения в Ханты-Мансийске. Православие является сегодня доминирующей религией в Ханты-Мансийском автономном округе. Шаман у народа ханты.
Мир, по версии ханты, состоит из трех сфер: небо — Нуми-Торум, земля — Калтащ-эква, его жена, подземный мир — куль-отыр. Предками фратрий у северных хантов были медведь и зайчиха (фратрий Пор и Мось).
Праздники в их честь проводятся и в наши дни. Священные места у хантов раздельные для мужчин и женщин: на мужских (около кедра, лиственницы, ели) приносили кровавые жертвы (оленя, лошадь, теленка), на женских (в березовых рощах) — бескровные (пища, лоскутки ткани, фигурки из материи).
Промысловый культ выражается в подставных именах зверей, особом отношении к их костям, к необычным животным (альбиносам, шестипалым зверям, «рогатым щукам»), в культе духов леса и воды, жертвоприношениях до и после промыслов.
В основе медвежьего культа лежат мифы о рождении женщины от медведицы. Обряды в честь медведя проводили во время «медвежьего праздника», который празднуется периодически (раз в 7 лет с последующим семилетним перерывом), а также по случаю удачной охоты на медведя
Семейными духами-покровителями у хантов считаются предки генеалогических групп или умершие предки (их представляли изображения умерших). Под влиянием христианства и в результате борьбы с традиционными верованиями шаманизм у хантов практически не сохранился.
В наше время количество последователей традиционной религии ханты составляет не более 1% населения ХМАО. При этом в их среде сохраняются промысловые обряды, Мойпар як (Медвежий праздник) после охоты на медведя, семейные обряды (особенно похоронно-поминальные).
Православные ханты объединены вокруг Ханты-Мансийской митрополии
Православные ханты объединены в составе Ханты-Мансийской митрополии, действующей в административных границах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Она образована решением Священного Синода Русской православной церкви 25 декабря 2014 года и включает в свой состав Ханты-Мансийскую и Югорскую епархии.
Главой её назначен митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. Всего же 36% населения республики считает себя православными.
Ханты-Мансийская епархия была образована 30 мая 2011 года решением Священного синода с выделением её из составаТобольско-Тюменской епархии. Тогда же Епископом Ханты-Мансийским Синод избрал архимандрита Павла (Фокина), настоятеля Свято-Николаевского ставропигиального прихода Рима.
В епархии 156 храмов, молитвенных домов, молитвенных комнат, часовен. В стадии строительства в Ханты-Мансийской епархии сегодня 47 храмов и часовен. В честь иконы Божией Матери «Умиление» женский монастырь. Количество клириков — 118.
Югорская епархия — епархия Русской православной церкви в административных границах Белоярского, Березовского, Кондинского, Октябрьского, Советского муниципальных районов, городов окружного значения Югорск, Нягань, Урай Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Входит в состав Ханты-Мансийской митрополии.
Образована 25 декабря 2014 года решением Священного Синода Русской православной церкви путём выделения части территории Ханты-Мансийской епархии. Епископом Югорским и Няганским был избран архимандрит Фотий (Евтихеев), клирик Иркутской епархии. Хиротония состоялась 15 февраля2015 года.
Необходимо отметить, что для хантыйского православия характерны черты религиозного синкретизма и дуализма. Так до сих пор, особенно в глубинке, ханты сочетают православные обряды с языческими.
Это проявляться, например, в том, что часто ханты мажут кровью уста на православных святых на иконах, отождествляя их с языческими божками. Кроме того, ими также отмечаются языческие праздники, например, Медвежий праздник.
Православное духовенство выступает протии таких обычаев, но как-то повлиять на существующее положение не может.
Протестанты в ХМАО находятся под особым контролем властей
Протестанты стали проникать на территорию современного Ханты-Мансийского автономного округа в XVI-XVII веках через военнопленных и российских чиновников-выходцев из западноевропейских стран. Так, например, Первая лютеранская община в Сибири была создана в 1718 г. в Тобольске шведскими военнопленными.
Одним из ее духовных руководителей был видный религиозный деятель XVIII в. пастор Г.Ф. Вайзе. С окончанием Северной войны основная масса военнопленных покинула Тобольск.
Позднее количество верующих различных протестантских деноминаций пополнилось за счёт ссыльных, которые были направлены в Югру для отбытия наказания. Особого влияния эти общины не имели и были малочисленны.
Среди коренного населения — ханты и манси они не имели никакого влияния, так как практически все они считали себя православными. Таким образом, протестанты в Югре были замкнутой этнорелигиозной группой.
В 1980‑е – начале 1990‑х гг. протестантские общины в ХМАО переживали сложное время. Связанно это было с тем, что началась массовая эмиграция её членов в страны Западной Европы.
Примерно в середине 1990-х годов протестантизм стал активно развиваться, так как получил финансовую поддержку от различных зарубежных организаций. Особую роль в этом играли Ммиссионерские экспедиции», в которых принимали участие проповедники из России, Украины, Финляндии, Швеции и США.
Многие церкви и группы были созданы Евангельской ассоциацией Билли Грэма, миссионерским поездом церкви «Слово Жизни», который возглавлял пятидесятник из Швеции Карл Густав Северин.
В наши дни в Ханты-Мансийском автономном округе существует крупное Объединение церквей христиан веры евангельской (пятидесятников) (ХВЕ) с центром в Нижневартовске (во главе с пастором церкви «Слово Жизни» Виктором Витюком).
Кроме того, в Югре также представлены религиозные общины баптистов, меннонитов, методистов, адвентистов и т.д.
Власти ХМАО проводят жесткую политику по отношению к протестантам, подозревая их в экстремизме. При этом необходимо отметить, что протестанты составляют 35% населения автономного округа.
Ислам стал распространяться среди хантов ещё в Средневековье, но особого распространения не получил
Согласно исследованиям российского тюрколога Николая Фёдоровича Катанова попытка исламизации Сибири, в том числе и территории современного Ханты-Мансийского автономного округа, были предпринята в 1394 году суфийскими проповедниками.
Они принадлежали к братству (тарикату) Мухаммада Бахауддина Накшбанди аль-Бухари и находились в составе 1 700 воинов сопровождавших узбекского хана Шейбана. Во время битвы на Иртыше с местными племенами 300 из них погибли.
При этом вдоль Иртыша развилась торговля, и купцы из исламских стран стали распространять ислам в регионе.
Ислам получил распространение у сибирских татар, через них его приняли некоторые племена ханты и манси. Самыми ярыми сторонниками ислама стали племена, живущие по долинам рек Иртыша с его притоков, в долинах рек Тура и Твада.
Судить о том, насколько племена охотников и рыболовов понимали ислам и как ему следовали, невозможно. Письменных источников на этот счёт не сохранилось.
Но известно, что когда в Сибирь пришли казаки Ермака, на стороне хана Кучума (а он был из сибирских татар) с ними сражались и вогулы (ханты), и остяки (манси).
Российские власти обложили хантийских мусульман пушным налогом (ясаком) и в дальнейшем не трогали. Миссионерская деятельность РПЦ в регионе началась только в XVIII веке.
При этом необходимо отметить, что в процессе христианизации ханты часть из них записалась татарами, чтобы иметь различные льготы. Большинство же народа ханты приняло православие.
В наше время примерно 22% населения округа считает себя мусульманами, но эта цифра вызывает сомнение уместных властей. Мая 1999 года в ХМАО образованно РДУМ ХМАО-Югры.
Его возглавил муфтий Тагир-хазрат Саматов, первый заместителем Верховного муфтия мусульман России. Сейчас на территории Ханты-Мансийского автономного округа находятся 18 мечетей, 5 молельных комнат, 4 молельных дома, и работают 25 служителей.
В Югре также действуют религиозные общины иудеев, кришнаитов, католиков
Впервые иудеи появились в Югре в XVII столетии. Наиболее ранний сохранившийся документальный факт присутствия отдельных представителей иудаизма в Сибири датируется 1735 годом.
Несмотря на формирование еврейской диаспоры, общинная ор- ганизация в Сибири не получила широкого распространения. Причиной этого была незначительная концентрация евреев мужчин в одном населенном пункте, что не позволяло образовать миньян (еврейскую религиозную общину).
Особенностью религиозной жизни евреев на современной территоии ХМАОбыло отсутствие некоторых свойственных иудаизму традиций, в первую очередь, таких как кагалы и институт раввината.
Стоит отметить, что здесь не столь строго соблюдались религиозные традиции — не всегда соблюдался шаббат, не совершались ритуальные омовения, многолюдные службы в еврейских молельнях проходили только по праздникам.
После революции 1917 г. произошли кардинальные изменения в религиозной жизнь еврейского населения Югры. В 1920‑е — 1930‑е гг. еврейские общины были лишены многих предметов религиозного культа, а позже и своего недвижимого имущества, включая синагоги.
В настоящее время в ХМАО развивается реформистский иудаизм. Иудейская община в автономном округе немногочисленна и насчитывает несколько сотен человек.
Кроме того, среди немногочисленных религиозных объединений Югры можно назвать католиков, кришнаитов, последователей новых религий и т.д.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение