Содержание
- 1 Апологеты — это защитники христианства во II–III веках нашей эры
- 2 Главная задача апологетов — это представить христианство в правильном свете
- 3 Во II веке жили значительные апологеты: Феофил Антиохийский, Юстин Мученик, Минуций Феликс, Мелитон Сардийский
- 4 Против Цельса — важный труд апологетов
- 5 Сегодня существуют апологетические центры — организации, которые отстаивают христианские идеи
Немного кто слышал, кто такие апологеты. Такие темы не только не обсуждают за обеденным столом, но и даже в церкви редко когда речь заходит об этих личностях. Однако апологетам христианская Церковь обязана тем, что она пережила эпоху противостояния с античным язычеством и сегодня существует в знакомой нам форме.
Апологеты — это защитники христианства во II–III веках нашей эры
Слово «апологет» восходит к греческому «апология» (защитная речь). Это название применяли к преемникам мужей апостольских и самих апостолов.
Со времени казни Иисуса Христа миновало столетие, ученики Его покинули этот мир, а у христианской религии ещё не появилось завершённой формы. «Христиане» — это было собирательное название для ряда иудейских сект, каких существовало немало.
Божественность Христа ещё не была полностью утверждена, существовала масса миссионерских, богословских, организационных и прочих проблем.
И на этом этапе возникли люди, которые решили выступить против язычников. Христианское учение их стараниями обрело мощь и утвердило авторитет в античном мире. Труды далеко не всех раннехристианских писателей дошли до нас.
Но чудо уже и то, что некогда произнесённое слово хотя бы некоторых из этих авторов сохранилось через века и стало фундаментом христианской традиции. Многое из сказанного было главным образом просто ответом на обвинения против христиан, но сделало для Церкви гораздо больше — выстроило весь организм христианской традиции.
Главная задача апологетов — это представить христианство в правильном свете
Главная задача христианских апологетов состояла в том, чтобы создать христианству правильную репутацию. Точнее, следовало сперва избавиться от плохой, а потом уже преподнести себя в более выгодном свете.
Христианство первых веков — это гонимая, всеми отвергаемая религия. Со стороны — секта сектой, от которой хочется поскорее отвернуться и забыть.
В трудах античных историков мы видим пренебрежительное или осторожное отношение к христианству. О самом Христе не пишут (либо упоминают бегло так, что не понять, историческая личность Он для автора или ещё один языческий бог). А вот христиан обвиняют во многих страшных преступлениях.
Апологеты старались не просто вести какую-то полемику, а разумно, логично и красноречиво представить не только внешнюю сторону христианства, но и внутреннюю. И слово тут играло ключевую роль. На вооружении апологетов были труды исследователей Ветхого Завета (да, апологеты были и у иудеев). Уже тогда к Священному Писанию подходили с научным интересом.
На вооружении апологетов появились идеи Нового Завета. Важная задача их трудов — разрешить проблемы соотношения двух частей Библии, найти между ними богословски точные компромиссы.
И тут нужно подчеркнуть, что в ту пору не существовало готовых решений, например, идеи о Троицы. Всё это ещё только предстояло обрести в духовных и интеллектуальных поисках.
Во II веке жили значительные апологеты: Феофил Антиохийский, Юстин Мученик, Минуций Феликс, Мелитон Сардийский
История Церкви знает немало выдающихся авторов. При этом жили многие значительные апологеты во 2 в н э. Вот имена и цитаты лишь некоторых из них.
Феофил Антиохийский — святой II века. Противостоял различным гностическим сектам. До наших дней почти не дошли его труды. Однако есть его послания к Автолику, где впервые встречается слово «Троица». Для примера приведём отрывок, где апологет рассуждает, почему Бога нельзя увидеть:
«Если ты скажешь: ‘’покажи мне твоего Бога”, то я отвечу тебе: покажи мне твоего человека, и я покажу тебе моего Бога. Покажи, что очи души твоей видят и уши сердца твоего слышат.
Ибо как телесные глаза у зрячих людей видят предметы этой земной жизни и усматривают различие, например, между светом и тьмою, между белым и черным, между безобразным и красивым, между правильным, соразмерным
и неправильным, несоразмерным, между чрезмерным и недостаточным, или как уши различают звуки, подлежащие слуху — резкие, тяжелые или приятные: так точно есть уши сердца и очи души, чтобы видеть Бога.
И Бог бывает видим для тех, кто способны видеть Его, у кого именно открыты очи душевные. Все имеют глаза, но у иных они покрыты мраком и не видят солнечного света.
И хотя слепые не видят, свет солнечный все-таки существует и светит, а слепые пусть жалуются на самих себя и на свои глаза. Так и у тебя друг мой, очи твоей души помрачены грехами и злыми делами твоими.
Человек должен иметь душу чистую, как блестящее зеркало. Когда на зеркале есть ржавчина, то не может быть видимо в зеркале лицо человеческое: так и человек, когда в нем есть грех, не может созерцать Бога»
Юстин Мученик — философ, противник ересей и активный защитник христианства. Обращался с этой целью даже к императору. Важен тем, что придумал совместить античную философию с христианским мировоззрением. Так родилось богословие как наука.
До нас дошло немало его трудов (1 и 2 апологии, «Диалог с Трифоном иудеем» и др.). Для примера приведём цитату, где Иустин Мученик пишет, что Богу нужны не ритуалы, а стремление человека к совершенству:
«А нам предано, что Бог не имеет нужды в вещественных приношениях от людей, Он, Который, как мы видим, Сам все подает нам.
Мы научены и убеждены и веруем, что Ему приятны только те, которые подражают Ему в Его совершенствах, – в целомудрии, правде и человеколюбии, и во всем, что достойно Бога, Который не именуется никаким определенным именем.
Мы научены также, что Он по благости Своей в начале все устроил из безобразного вещества для человеков, и что они, если по своим делам окажутся достойными Его назначения, удостоятся жить с Ним и царствовать с Ним, сделавшись свободными от тления и страдания.
Ибо как создал Он нас в начале, когда мы не существовали, – таким же, думаем, образом тех, которые избрали благоугодное Ему, удостоит за это избрание нетления и сожития с собою.
Что мы сотворены в начале это было не наше дело; но чтобы мы избирали следовать тому, что Ему приятно, Он посредством дарованных нам разумных способностей убеждает нас и ведет к вере».
Минуций Феликс — латинский апологет. Известен единственным сочинением. Но зато каким!
Это диалог «Октавий», одно из лучших произведений апологетики в раннем христианстве.
Апологеты не только отвечали на критику, но в ответ критиковали язычество.
Цель этого текста — критика политеизма, опровержение клеветы на христиан и описание настоящих принципов жизни реальных последователей Христа.
В приведённом далее отрывке Минцуй Феликс критикует политеизм и даёт читателю представление о слава Божией:
«Посмотри: один царь у пчел, один вожатый у овец, один предводитель у стада. Ужели же ты думаешь, что на небе разделена верховная власть и раздроблено полномочие этого истинного и божественного господства?
Очевидно, что Бог, Отец всех вещей, не имеет ни начала ни конца; всему давая начало, Он Сам вечен; Он был прежде миpa, Сам будучи для Себя миром.
Он несущее вызвал к бытию Своим Словом, привел в порядок Своим разумом, совершил Своею силой. Его нельзя видеть, Он слишком величествен; Его нельзя осязать; Он слишком тонок;
Его нельзя измерить, Он выше чувств, бесконечен, неизмерим и во всем Своем величии известен только Самому Себе; наше же сердце слишком тесно для такого познания, и потому мы тогда только Его оцениваем достойно, когда называем Его неоцененным.
Я скажу, как я думаю: кто мнит познать величие Божие, тот умаляет Его, а кто не хочет умалять Его, тот не знает Его. И не ищи другого имени для Бога: Бог — Его имя.
Тогда нужны слова, когда надо множество богов разграничить отдельными для каждого из них собственными именами.
А для Бога Единого имя Бог — выражает все. Если я назову Его отцом, ты будешь представлять Его земным; если назову царем, ты вообразишь Его плотским; если назову господином, ты будешь о Нем думать, как о смертном. Но откинь в сторону все прибавления имен и увидишь Его славу».
Мелитон Сардийский — епископ и богослов из Сарды. О жизни его известно мало. Некоторые сочинения дошли до наших дней. Многие из них — через цитаты в работах других авторов. Так в труде «О Пасхе» он пишет о том, как согласуются Ветхий и Новый Завет:
«Народ [Израиля] стал прообразом, а Закон — иносказанием. Евангелие же — объяснением и исполнением Закона, а Церковь — вместилищем истины.
Прообраз был ценен до [пришествия] истины и иносказание чудесно до [своего] истолкования. Это значит, что народ [Израиля] имел ценность, пока не восстала Церковь, а Закон был чудесен, пока не просветилось Евангелие.
Но когда восстала Церковь и вперед выступило Евангелие, тогда прообраз упразднился, передав силу истине, а Закон исполнился, передав силу Евангелию. Каким образом упраздняется прообраз, уступая место действительности, и каким образом упраздняется иносказание через освещение толкованием, таким же образом исполнился и Закон, когда просияло Евангелие, и народ [Израиля] утратил свое значение, когда восстала Церковь».
Против Цельса — важный труд апологетов
Один из самых известных трудов апологетов называется «Против Цельса». Это сочинение середины III века. Написал его философ Ориген. Цельс — это философ-платонист II века. Он написал один из самых серьёзных трудов против христианства.
Критика Христианства Цельсом потребовала создания сочинения «Против Цельса». Ориген пытается найти выход из любых уловок Цельса. Иногда это получается блестяще, иногда — спорно.
Например, ссылка на пророчества Ветхого Завета в качестве аргумента в споре — решение так себе. Но в целом «Против Цельса» — образцовое апологическое сочинение. Оно описывает многие принципы христианства, от критики получая стимул для богословских размышлений.
Сегодня существуют апологетические центры — организации, которые отстаивают христианские идеи
Апология не исчезла и по сей день, хотя сильно трансформировалась. Сегодня уже нет нужды одному человеку изобретать философские решения богословских трудностей. Сегодня апология — это коллективный труд.
Христианский Научно-Апологетический Центр — одна из такого рода организаций. Её задача — розыск и популяризация доказательств библейской картины мира. Апологетический центр выделяет для себя главную задачу — отстоять идею креационизма.
Это самостоятельная организация. Она не подчинена РПЦ или каким-то другим христианским течениям. Её наработками могут пользоваться самые различные конфессии.
Апологетический центр активно переводит иностранные материалы, чтобы сделать их доступными русскоговорящему читателю.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение