Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Душевная лень — один из 7 смертных грехов

«Душевная лень» звучит красиво! Но не попытка ли это просто назвать ярким словосочетанием самое заурядное чувство? Или всё же есть некое состояние, когда человек действительно испытывает внутреннюю немочь совершить какое-либо полезное деяние? Давайте поговорим об этом.

Сознательная душевная лень, или леность, — это грех

Сразу оговоримся, что лень может быть следствием психических расстройств. Отсутствие инициативы бывает связано с какими-то нарушениями, и тогда человек нуждается не в порицании, а в медицинской помощи.

Мы же говорим про леность исключительно, как про грех. Это не вынужденное из-за недуга бездействие, а сознательный отказ от того, чтобы стать лучше.

При этом лень — это не желание отдохнуть, а отсутствие действий от человека, который уже полон сил.

Лень — это не желание отдохнуть, а намеренное бесцельное бездействие.

В чём же преступность такого греха?

Дело в том, что жизнь — это великий дар Божий. Господь поставил человека не хозяином, но руководителем на Земле. То есть, тем, кто должен заботиться о благополучии нашего мира.

Можно ли доставить Творцу большее оскорбление, чем пренебречь его даром и впустую потратить своё время ни на что?

Во многих списках смертных грехов часто фигурирует лень
Во многих списках смертных грехов часто фигурирует лень. Фото: bubomix.narod.ru

Бездействием мы идём наперекор божественному замыслу, отнимаем у мира те положительные вещи, которые могли бы в нём совершить. Оттого Библия сравнивает лентяя с разрушителем:

«Ленивый работник — все равно что разрушитель».

(Притч. 18:10)

Из-за этого лень включена в разные списки 7 смертных грехов. Само число 7 использовано потому, что людское сознание всегда почитало семёрку (семь светильников, семь цветов, семь нот, семь чакр, семь дней недели и т.д.), а списки грехов варьируются. Но лень — частый гость среди них.

Но не только в Божественном промысле кроется опасность лени. Даже на человеческом уровне она приносит разрушительные последствия. Рассказывает протоиерей Александр (Салтыков):

«Лентяй — активный потребитель, но он ничего не хочет созидать. Только получать, только брать. А когда нечего взять, потому что своего нет, что делать лентяю? Он берет чужое. Возможен и другой сценарий: он очень легко становится алкоголиком, развратником, совершенно ничтожной личностью».

Александр Салтыков
протоиерей

Усталость в православии — это не леность, приравнивать их не следует

Путать лень и усталость нельзя. Грубо говоря, в большинстве случаев лень — чувство душевное, а усталость чаще — физическое. Можно назвать её также утомлением.

Впрочем, человек бывает измождён и морально.

Главная отличительная черта лени и усталости такова:

  • лень возникает на пустом месте;
  • усталость — результат какой-либо деятельности (труда, переживаний и т.д.)

Усталость требует отдыха и им же излечивается. Приятные эмоции, хороший сон, занятие любимыми занятиями — всё это эффективные средства от усталости.

Лень же — это просто отсутствие желание что-либо делать.

Ясно, что отдых в первом случае помогает, а во втором — лишь потворствует пороку.

Усталость в православии никогда не считалась и не могла считаться грехом. В некоторых трудах святых отцов Церкви можно встретить не самые приятные высказывания об усталости, но это ошибка употребления слова. Под усталостью в таких случаях подразумевают уныние.

Уныние — это тяжёлое последствие лени

Уныние — это неприятное состояние человеческого духа. Оно выражается в не желании что-то делать из-за сильной грусти.

При этом уныние может быть трёх видов:

Болезненное уныние. Это недуг, он требует лечения специалистом.

Временное уныние. Это огорчение из-за каких-то обстоятельств. Человеку нужно лишь время, чтобы отстрадать негативные эмоции и снова вернуть себя к жизни. Верующий человек может на короткое время переживать такие чувства, в них нет ничего предосудительного.

Картина Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев» иллюстрирует ужасный, унылый, аморфный мир, в котором все ленятся
Картина Питера Брейгеля Старшего «Страна лентяев» иллюстрирует ужасный, унылый, аморфный мир, в котором все ленятся. Фото: lh4.googleusercontent.com

Сознательно продлеваемое уныние. Вот это уже грех. Человек имеет силы и возможности преодолеть свои трудности, но предпочитает сидеть и жалеть себя. Это состояние близко по своей природе к лени, но более тяжёлое. Преподобный Амвромсий Оптинский писал об этом:

«Уныние значит ту же лень, только хуже. От уныния и телом ослабеешь, и духом. Не хочется ни работать, ни молиться; в церковь ходишь с небрежением; и весь человек ослабевает».

Амвросий Оптинский
старец

Соответственно, уныние становится преградой между человеком и Богом. А это влечёт за собой более тяжёлые последствия. Отказавшийся от помощи Божией, унылый или ленивый человек имеет лишь одну дорогу — в грех, где он будет искать способы отвлечь себя от тоски.

Уныние — это закономерное последствие лени.

Хорошо бы так: поленился, полежал, взял себя в руки и пошёл жить праведно. Но в действительности ленивый человек страдает от того, что ничего не делает своей жизни.

В какой-то момент это становится невыносимым, а совесть грызёт за зря потраченные дни, месяцы, годы. Осознание своей бесполезности способно привести к глубокому унынию и болезненным депрессивным состояниям.

Потому с ленью лучше бороться на первых парах.

3 духовные причины лени: переутомление, безразличие, разочарование

Диакон Валерий (Духанин) считает, что для борьбы с ленью нужно хорошо понимать те духовные причины, которые лежат в её основе. А они бывают разными.

Переутомление. Иногда просто нет духовных сил по той простой причине, что человек перетрудился или перенервничал. Если это произошло по неподконтрольным обстоятельствам, это одно. Но бывает, что человек просто культивирует в себе трудоголизм. Это пагубная противоположность лени. В нём тоже нет ничего хорошего:

«человек погрешает не только бездельем, но и погружением с головой в мирскую суету и работу, не оставляя полноценного времени для вечного спасения души»

Духовный человек не ленится, а бездуховный легко покоряется этому чувству.

Безразличие к духовным вопросам. Как ни крути, лень получает негативную оценку преимущественно от людей с духовными ценностями. Мирское сознание большого вреда в лени не видит. Одно дело, когда ты беспокоишься о спасении души.

Тут надо шевелиться! А если решительно всё равно, пойдёшь ты сегодня на прогулку, либо полежишь в кровати, то такой человек вполне может позволить себе леность. Это неверно рассталвенные акценты:

«Допустим, заболел зуб, хочешь — не хочешь, но станешь лечиться. Беда наша в том, что многие наши душевные недуги скрыты от взора, точнее, мы сами стремимся скрыть их от себя — у нас вроде бы всё в порядке, и значит, не так обязательно молиться, ходить в храм, участвовать в Таинствах.

Только сильные жизненные скорби способны пробудить такого человека и привести его к духовно активной жизни».

Омертвение чувства. Можно назвать это разочарованием в духовной жизни, либо кризисом веры. Через подобное состояние проходят многие.

«Леность ко всякому доброму делу относится к страсти уныния. Уныние — это внутренняя апатия, безжизненность, нерадение. Оно происходит от потери надежды на Бога и от пассивности жизни.

Унывающий человек никому не делает добро, в его поступках нет ничего жертвенного, никакой духовной активности, и потому он закисает. Еще духовная расслабленность происходит от саможаления. Человек акцентирует внимание на себе и на своих немощах и от этого лишь больше расслабляется»

С ленью надо бороться трудом и молитвой

Никто не приходит в наш мир душой, ленивой до невозможности. Но борьба с ленью — мера вынужденная, без которой никак не обойтись. Искушение, ведущие к лености, очень велико. Поэтом полезно знать, что же помогает справиться.

Игумен Нектарий (Морозов) советует:

«Необходим постоянный труд, работа над собой, направленная на приобретение крайне ценного навыка: концентрироваться на главном, отодвигая в сторону второстепенное. Необходимо понуждение себя: надо не ожидать, пока в нас пробудится желание делать то, что должно христианину, а просто брать себя «за шкирку» и тащить в нужном направлении. Это на самом деле практически всегда возможно, за очень-очень редким исключением. И так же практически всегда приносит рано или поздно свои плоды: мы очень зависим именно от навыков, и если навык преодолевать себя нами приобретается, то в дальнейшем он превращается в своего рода духовную палочку-выручалочку. А самое главное: Господь, видя, что мы не сидим сложа руки, а боремся, пытаемся хоть крошечными шажками, но двигаться вперед, Сам помогает нам, подает Свою благодать, и уже она наполняет нас такой нужной, такой необходимой нам силой. Ведь это лишь Он, как когда-то, так и сейчас восставляет расслабленных от одра…»

Нектарий Морозов
игумен

Господь протягивает руку помощи тем, кто борется с ленью

И, конечно, главным оружием против лени остаётся молитва:

«И еще никогда не надо забывать о таком универсальном средстве для выхода из состояния расслабления, как молитва.

Не обязательно храмовая, не обязательно даже в предстоянии перед иконой в молитвенном углу (хоть это и очень важно), пусть хоть самая краткая, но постоянная, искренняя, болью сердца наполненная:

«Выведи меня, Господи, из этого состояния, помоги стать живым для Тебя, научи творить волю Твою, дай силу, цельность, крепость душевную и телесную…»

И она тоже не останется без плода».

От лени помогает молитва мученику Александру Римскому

Лень побеждает воля. А потому разумно обращаться за помощью к святым, которые прославились выдающимися волевыми качествами.

Один из таких святых — Александр римский.

Александру Римскому можно молиться с просьбой избавить от лени
Александру Римскому можно молиться с просьбой избавить от лени. Фото: 2.bp.blogspot.com

Так выглядит молитва Александру Римскому от лени:

«О преславный угодниче и мучениче Христов, доблий воине Царя Небеснаго, Александре блаженне, милостиваго Бога подражателю, иже Христа на земли дерзновенно исповедав

и многообразныя муки Его ради претерпев, неувядаемый приял еси венец на небеси: ныне же вкупе с материею твоею Пимениею, предстоя

у Престола Славы Божия, моли о нас человеколюбное благоутробие Божие, да сотворит с нами по неизреченней Своей благости, во еже не погибнути нам во гресех наших.

Ей, мучениче святый, вемы бо, яко имаши многое дерзновение ко Господу еже молитися о всех притекающих к Тебе с верою.

Вознеси молитву теплую Церкве Зиждителю о мире всего мира, благостоянии Святых Божиих Церквей и соединении всех верных чад Церкви Христовы, в чистоте и честнем жительстве пребывающих, и о еже избавити паству православную от тяжких бурь житейских и всех наветов духа злобы поднебесныя.

Дыханием же Всесвятаго Духа да умягчатся сердца сынов противления, раздирающих хитон единства Церкви Христовой, силою Божественнаго мира и любви во исцеление кровоточащей раны Его во вселенней, и во спасение всех живущих на земле.

Нам же, верный друже Христов, буди убо Заступник и Покровитель во вся дни жития нашего, избавляя нас от врагов видимых и невидимых,

паче же по исходе нашем защити от лукавых духов, и на Страшнем Суде Христове не забуди нас убогих теплым ходатайством твоим, да спасаемых часть улучивше, прославим Отца и Сына и Святаго Духа во веки».

Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *