Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Детская исповедь: в 7 лет или позже?

Детская исповедь вызывает споры: с какого возраста начинать, не рано ли ребёнку, чтобы осознать свой грех? Православные сторонники детской исповеди напоминают, что человек в любом возрасте может умереть.

Тогда почему тянуть с тем, чтобы принять Христа и исполнять церковные таинства. Ведь крестят же с малых лет. Да. Но и за это православие часто критикуют.

Но на что опирается наша Церковь, когда позволяет детям исповедаться? Есть ли убедительные аргументы для того, чтобы родитель без опасений направил чадо к священнику.

Первая исповедь ребёнка должна быть тогда, когда он созрел, и по его доброй воле

Так с какого возраста ребёнок должен посещать исповедь и причастие? В Церкви есть традиция, согласно которой, детей допускают до этих таинств с семи лет.

Но допускают — это не обязывают. Никто не может попасть в веру Христову через силу. Не в том задача христианства.

Ребёнок должен быть достаточно взрослым, чтобы понимать суть исповеди

И если ребёнок ещё не дозрел, не поставил пред собой правильные вопросы и не чувствует нужды в исповеди, от участия в таком таинстве ему не будет никакой пользы.

Протоиерей Максим (Козлов) так высказывается по этому поводу:

«Для многих и многих детей сегодня физиологическое взросление настолько опережает духовное и психологическое, что большинство сегодняшних детей в семь лет исповедоваться не готовы.

Не пора ли сказать, что этот возраст устанавливается духовником и родителем абсолютно индивидуально по отношению к ребенку?

В семь лет, а некоторые и чуть раньше, они видят различие хороших и плохих поступков, но говорить о том, что это осознанное покаяние, ещё рано.

Только избранные, тонкие, деликатные натуры способны в столь раннем возрасте это испытать. Есть удивительные детишки, которые в пять-шесть лет обладают ответственным нравственным сознанием, но чаще всего это другие вещи.

Либо побуждения родителей, связанные с желанием иметь в исповеди дополнительный инструмент воспитания (часто бывает, что когда маленький ребенок плохо себя ведет, наивная и добрая мама просит священника поисповедовать его, думая, что если он покается, то будет слушаться).

Либо какое-то обезьянничество по отношению к взрослым со стороны самого ребёнка – нравится: стоят, подходят, батюшка что-то им говорит.

Хорошего из этого ничего не происходит. У большинства нравственное сознание просыпается значительно позже.

Не вижу в этом ничего катострофичного. Пусть приходят в девять, десять лет, когда у них появится большая степень взрослости и ответственности за свою жизнь».

Максим Козлов
протоиерей

Более того, протоиерей считает, что первая исповедь ребёнка в слишком раннем возрасте может ему только навредить:

«На самом деле, чем раньше ребенок исповедуется, тем хуже для него — видимо, не зря детям не вменяются грехи до семи лет.

Только с достаточно более позднего возраста они воспринимают исповедь как исповедь, а не как перечень того, что сказано мамой или папой и записано на бумаге.

И вот эта формализация исповеди, происходящая у ребенка, в современной практике нашей церковной жизни является довольно опасной вещью».

Максим Козлов
протоиерей

Чтобы подготовить ребёнка к первой исповеди, нужно доступно рассказать ему о её сути и познакомить со священником

Исповедь для детей не должна быть как снег на голову. Вопрос о том, как подготовить ребёнка к первой исповеди, задаёт каждый разумный православный родитель.

Нужно доступно, простым языком объяснить ребёнку, что есть плохие поступки, но человек, который сожалеет о совершённом и никогда больше этого не повторит, заслуживает прощения.

Если у самих не находится подходящих слов, можно попросить священника объяснить чаду, в чём же состоит суть исповеди.

Самое важное при подготовке к исповеди — подобрать правильного священника.

Батюшка — тоже человек. Далеко не у каждого налаживается контакт с детьми, не всякий священник умеет подобрать нужные слова. Это тоже своего рода талант. Духовника выбирают тщательно, знакомят с ребёнком.

Нужно дать чаду постепенно влиться в христианскую жизнь. Если ребёнок сам выбрал священника, не стоит с ним спорить.

Протоиерей Максим (Козлов) советует:

«Если сердце маленького человека чувствует, что хочет исповедоваться именно у этого батюшки, который, может быть, помоложе, поласковее, чем тот, к кому вы сами ходите, или, может быть, привлек своей проповедью, доверьтесь своему ребенку, пусть он пойдет туда, где ему никто и ничто не будет мешать каяться в грехах перед Богом.

И даже если он не сразу определится в своем выборе, даже если его первое решение окажется не самым надежным и он вскорости поймет, что к отцу Иоанну не хочет, а хочет к отцу Петру, дайте ему самому выбрать и устояться в этом.

Обретение духовного отцовства – процесс очень деликатный, внутренне интимный, и не нужно в него вторгаться. Так вы больше поможете своему чаду».

Максим Козлов
протоиерей

Ребёнку нужно рассказать про 10 заповедей и объяснить, какие ещё бывают детские грехи

Заповеди Божии надлежит исполнять каждому человеку. Но если и взрослые не всегда понимают, что такое «не сотвори себе кумира» и «соблюдай день субботний», то что уж тут говорить о ребёнке.

Есть отличные материалы в интернете, которые в доступной форме объясняют детям, что такое 10 заповедей. Например, эта статья на нашем сайте.

Если же кратко пройтись по 10 заповедям, то донести их до детей можно так:

  • первая заповедь — верить Богу, знать, что Он заботится и любит нас;
  • вторая заповедь — не позволять чужим решать за нас, что правильно, что нет, думать своей головой. Только Бог знает, что для нас лучше;
  • третья заповедь — Бог сам поможет, когда нужно, не относись к нему как к деду Морозу, не зови Его по пустякам. Он будет рад, если ты начнёшь самостоятельно справляться со своими делами;
  • четвёртая заповедь — шесть дней работай, но всегда находи время для того, чтобы подумать о Боге, пообщаться с ним, поблагодарить. Не забывай Его;
  • пятая заповедь — с любовью относись к родным;
  • шестая заповедь — не убивай, цени жизнь во всяком её проявлении;
  • седьмая заповедь — будь предан людям, с которыми тебя связывает жизнь;
  • восьмая заповедь — не бери чужого без разрешения;
  • девятое заповедь — не лги;
  • десятая заповедь — не завидуй.
Седьмая заповедь: будь предан тем, с кем тебя связывает жизнь.

Кроме этого надо объяснить ребёнку, что правильно жить чистотой своих мыслей и желаний, намерений и поступков. Если чего-то нет в заповедях, но мы понимаем, что это плохо, может кого-то огорчить или обидеть, то это не конкретной заповедью запрещается, но тоже поступок против Бога.

Побить кого-то — грех. Унизить — грех. Заповеди показывают нам принцип, но не исчерпывают список грехов. Священник не будет выспрашивать: «Произносишь ли имени Божия всуе?», «Ломаешь ли чужие игрушки?», «Обижаешь ли животных?».

Ребёнок сам должен научиться понимать, когда в жизни поступал неправильно.

В этом очень хорошо помогут сказки. Их можно прочесть, а потом обсудить вместе с ребёнком, были ли там дурные поступки, и как их следовало избежать героям.

Но следите, чтобы ребёнка это интересовало. Напористый морализм может отпугнуть чадо и от чтения и от религии.

Дайте ребёнку увидеть исповедь со стороны, а когда он сам её пройдёт, не расспрашивайте детали

Хорошая идея — привести ребёнка в храм, чтобы он со стороны понаблюдал за тем, как люди исповедаются. Это поможет ему получить представление о том, чего ожидать и подготовиться морально.

После этого ребёнку будет проще подойти к священнику и пообщаться с ним.

Ни в коем случае не держитесь рядом. Не слушайте, о чём идёт разговор. Не расспрашивайте потом священника, иначе можете навсегда утратить доверие ребёнка.

Детская исповедь — это разговор между священником и ребёнком. Родителям незачем знать, в чём исповедалось их чадо
Детская исповедь — это разговор между священником и ребёнком. Родителям незачем знать, в чём исповедалось их чадо. Фото: foma.ru

Пусть мир его мыслей и желаний, ошибок и разочарований будет Вам доступен настолько, насколько ребёнок хочет. Через священника он рассказывает одному Господу, произносил ли имя Божие напрасно, брал ли тайком, лгал ли.

Если ребёнок об этом говорит, значит, чистотой своих мыслей дошёл до желания исправиться. И тогда нечего Вам копаться в его ошибках. «Стараешься ли исправиться?», — спросит священник, и ребёнок поймёт, в каком направлении действовать.

Дети могут понять по чувству стыда, что совершили плохой поступок, то, что мы называем детским грехом

В отношении детей справедливо спросить: а может ли вообще ребёнок понять, что совершил плохой поступок?

Привели дитя в церковь готовиться к святому причащению. Настаёт время исповеди. О чём ему говорить? Это же не родители должны учить ребёнка списку его грехов. Покаяние может идти только от сердца.

Чувство стыда — это сигнал о том, что ты грешишь.

А как ребёнок получит прощение от Бога, если не знает, за что его просить?

Протоиерей Алексий (Уминский) придумал такой выход:

«Иногда на исповедь приходит совсем маленький ребенок, и когда священник заговаривает с ним о грехах, он смотрит на батюшку и не понимает, о чем идет речь.

Тогда священник спрашивает его: «А тебе бывало когда-нибудь стыдно?»

«Да», — отвечает ребенок и начинает рассказывать, когда ему бывало стыдно: когда маму не слушался, когда брал что-то без разрешения…

И тогда батюшка говорит ему: «Вот это и есть грех, раз твоя совесть подсказывает тебе, что ты сделал что-то нехорошее».

Алексей Уминский
протоиерей

Стыд — самый первый индикатор греховности как для взрослых, так и для детей.

Давление родителей на детей перед исповедью недопустимо

Митрополит Анатолий (Сурожский) рассказывает, что в исповеди главное — правильно расставить акценты. Исповедь — это действо ребёнка. Недопустимо, чтобы он просто повторял заученные родительские слова:

«Иногда ребенок приходит и дает длинный список своих прегрешений; и вы знаете, что прегрешения-то записала мамаша, потому что ее эти разные проступки чем-нибудь коробят.

А если спросишь ребенка: А ты действительно чувствуешь, что это очень плохо?  — он часто смотрит, говорит: Нет… — А почему же ты это исповедуешь? — Мама сказала…»

Анатолий Сурожский
митрополит
Когда дети повторяют слова, заученные от родителей, это не исповедь.

Митрополит уверен, что не нужно путать волю родителей и волю Божию:

«Я никогда не говорю о послушании родителям на этой стадии, потому что этот способ родители часто употребляют, чтобы поработить ребенка, используя Бога в виде предельной силы, которая на него будет воздействовать. Я стараюсь, чтобы дети не путали требования родителей и свои отношения с Богом».

Анатолий Сурожский
митрополит

Исповедь, даже детская, должна проходить искренне перед Христом, а не с оглядкой на родителей:

« Надо ждать момента, когда ребенок уже имеет какие-то нравственные представления. На первой исповеди я не ставлю вопрос о том, сколько он согрешил, и чем, и как (я вам себя не даю в пример, я просто рассказываю, что я делаю).

Я говорю примерно так: Вот, ты теперь стал большим мальчиком (или: большой девочкой). Христос тебе всегда был верным другом; раньше ты это просто воспринимал как естественное и должное.

Теперь ты дошел до такого возраста, когда ты можешь, в свою очередь, стать верным другом. Что ты знаешь о Христе, что тебя в Нем привлекает?..

Большей частью ребенок говорит о том или о сем, что ему нравится или что его трогает во Христе. Я отвечаю: Значит, ты Его понимаешь в этом, ты любишь Его в этом и можешь быть Ему верным и лояльным, так же как ты можешь быть верным и лояльным своим товарищам в школе или своим родителям.

Ты можешь, например, поставить себе правилом найти способ Его радовать. Как ты можешь Его порадовать? Есть вещи, которые ты говоришь или делаешь, от которых Ему может быть больно…

Иногда дети сами говорят что-нибудь, иногда нет. Ну, порой можешь подсказать: Ты, например, лжешь? Ты в играх обманываешь?»

Анатолий Сурожский
митрополит

Дети не отвечают за грехи родителей, но страдают из-за их ошибок

Популярен вопрос о том, отвечают ли дети за грехи родителей. Православие отвечает однозначно: «Нет». Деление на взрослые и детские грехи неправильно. Есть только грехи отдельных людей.

Но разве в словах Иисуса Христа не звучало что-то подобное? Не с потолка же люди спрашивают, почему дети отвечают за грехи родителей?

Дети не отвечают за грехи своих родителей, но могут страдать из-за их последствий. Так, по православному учению, человечество страдает из-за Адама, который допустил грех и был вынужден вместе с Евой покинуть Эдем
Дети не отвечают за грехи своих родителей, но могут страдать из-за их последствий. Так, по православному учению, человечество страдает из-за Адама, который допустил грех и был вынужден вместе с Евой покинуть Эдем. Фото: learnreligions.com

Спаситель говорит о другом. Объясняет профессор богословия А.И.Осипов:

«Нет, дети не отвечают за грехи родителей. Последующее поколение в своём телесном, душевном и духовном здоровье (духовное здоровье касается страстей человеческих) всегда очень зависит от предыдущих предков: от родителей, прародителей, и т.д..

Это факт, который совершенно очевиден. Только мы, к сожалению, часто обращаем внимание на болезни тела и психики и совершенно не думаем о болезнях духовных. Каких?

В Библии указывается, что люди, совершившие тяжкие преступления, тем самым меняют свою наследственность в худшую сторону, и эта наследственность передаётся детям до четвёртого рода (что-то такое особенно тяжёлое).

Это фиксируется в наследственной системе, потому что наши гены — это не просто соматическое, то есть физиологическое, биологическое явление, нет-нет! Это духовно-телесное образование.

И вот эту духовную сторону мы формируем своей жизнью или правильной в духовном отношении или ложной. Вот это страстное начало, которое совершается родителями, прародителями и прочими предками, оно, оказывается, не остаётся бесследным — оно передаётся».

Алексей Осипов
профессор

Кстати, дальше в той же лекции Алексей Ильич поясняет, что грех — это не то, что Господь Бог запрещает, а то, чем человек вредит своей душе.Так как же грехи одних влияют на других? Например, родитель пьяница. Тогда его потомки могут родиться с недугами.

Вот и пожалуйста — дети болеют за грехи родителей. То есть они не отвечают на Страшном Суде, а просто могут страдать из-за недальновидности своих предков. Церковь возводит эту цепочку к Адаму: по его вине, как принято считать, люди деградируют во грехе.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *