Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Апостасия

07.03.2019
143
Скачать эту статью

В обиходе нечасто услышишь слово «апостасия». Звучит, как красивое женское имя, не правда ли?

Но значение у этого термина, напротив, довольно неприятное. Тем, кто допускал апостасию, в эпоху индейских царств могла грозить смерть от кары Господней.

Что же это за такой жуткий грех — апостасия? Если коротко — это измена вере. А подробности рассмотрим дальше в статье.

Апостасия — это отступничество, такое слово употребляли греческие переводчики Библии

Апостасия (греч. ἀποστασία) означает измену или отступничество. То есть человек либо уходит к чему-то другому, либо просто бросает то, чему предан.

Это слово встречается в античный период. Его употребляли, когда хотели как-то назвать поступок человека, предавшего правителя:

  • Поднятие мятежа;
  • Дезертирство.

И прочее.

Религиозный контекст возник тогда, когда греки впервые перевели на свой язык Ветхий Завет. Этот перевод получил название «Септуагинта», или, как ещё говорят, «Перевод семидесяти толковников».

Апостасия — это отпадение, восстание и любые иные действия против Бога.

Употребляли слово «апостасия» по отношению к любым случаям отпадения верующего от Бога и Его закона:

Чис. 14.9

«только против Господа не восставайте и не бойтесь народа земли сей; ибо он достанется нам на съедение: защиты у них не стало, а с нами Господь; не бойтесь их.»

«Восставайте» здесь — синодальный перевод слова «апостасия».

Чуть иное значение (быть непокорным, не покоряться) встречаем в книге Исаии:

Ис 30:1

«Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху».

Слово «отпадение» (отступничество) в книге Иеремии греки также обозначали словом «апостасия»:

Иер 2:19

«Накажет тебя нечестие твоё, и отступничество твоё обличит тебя; итак, познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф».

И Бог, по мнению ветхозаветных авторов, должен был отнестись к отступникам беспощадно:

Нав. 22:22

«Бог богов Господь, Бог богов Господь, Он знает, и Израиль да знает! Если мы восстаем и отступаем от Господа, то да не пощадит нас [Господь] в сей день».

В Новом Завете сказано, что некоторые люди предрасположены к апостасии, их ждут искушения

В Новозаветной традиции многие тексты уже создавались по-гречески, и здесь слово «апостасия» получило широкое распространение уже в качестве устоявшегося религиозного понятия, где означало отступничество от христианской веры:

Евр 3:12

«Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго».

Обвинения в адрес христиан, отступивших от Бога, звучат редко. Обычно авторы посланий и предостерегают верующих от апостасии:

2 Фес.2:3

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели».

При этом апостасию рассматривают, как нечто неизбежное. Это признак последних времён, когда очень сложно будет сохранять в себе веру и противостоять обольстителям:

1 Тим. 4:1–3

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам — обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».

Эти пророчества повторяются довольно часто:

Мф 24:11–13

«и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих; и, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь; претерпевший же до конца спасется».

Апостол Пётр предостерегал от апостасии, ибо отпавший от веры несчастнее того, кого победила скверна
Апостол Пётр предостерегал от апостасии, ибо отпавший от веры несчастнее того, кого победила скверна

Но истинно верующий не допустит апостасии. Чтобы она произошла, человек сам по себе должен обладать предрасположенностью к предательству христианства:

Лк. 8.13

«а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают».

Апостол Пётр предупреждает, что христианство — это путь сложный и ответственный. И для человека слабого было бы благоразумнее и вовсе на него не становиться, чем единожды отступить от Бога:

2 Петр 2:20

«Ибо если, избегнув скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого».

А потому опасность апостасии довольно велика, чтобы Пётр снова и снова предостерегал верующих от ошибки:

2 Петр 3:17

«Итак вы, возлюбленные, будучи предварены о сем, берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников и не отпасть от своего утверждения».

Словом «апостасия» ранние христиане клеймили тех, кто с ними не согласен

Но не только будущее — то время, когда христианам угрожает апостасия. Это слово верующими употреблялось и вне контекста Книги книг. Тертуллиан, писатель раннего христианства, считал, что иудеи допустили апостасию — отступили от единого Бога.

Тертуллиан, писатель раннего христианства, считал, что иудеи допустили апостасию

Апостасия — это «ярлык», который авторы христианства первых веков навешивают на тех людей, которые отреклись от веры из-за гонений и не только.

Например, в отношении еретика Ария тоже можно было услышать такое выражение, хотя это неправильно. Он именно еретик — то есть тот, кто по-своему истолковал христианское учение. А Бога Арий не предавал.

Ярчайший пример отступничества — император Юлиан Отступник. Несмотря на столь суровое прозвище, он не был жутким противником христианства. Современники описывают императора как легкомысленного и говорливого человека. С ранних лет он разочаровался в христианах и стремился установить в государстве принципы веротерпимости.

 

Императора Юлиана современники-христиане прозвали Отступником за стремление установить веротерпимость
Императора Юлиана современники-христиане прозвали Отступником за стремление установить веротерпимость

При Юлиане Отступнике греческие храмы вернули своё имущество, многие альтернативные течения христианства, помимо самого крупного, почувствовали себя свободнее. Пожалуй, приди такой Юлиан к власти в годы Советского Союза, история Церкви поминала его добрым словом.

Христиане восприняли политику Юлиана в штыки, так как ряд идей императора сильно снижал авторитет и власть Церкви, но Юлиан довольно быстро умер, чем всё и кончилось.

Апостасия — это предательство веры, искупить которое может только покаяние

РПЦ и другие ведущие христианские церкви уточнили признаки того, что же считается апостасией:

  • Отступником может быть признан лишь тот человек, который принял Крещение.
Ария часто преподносят как самого вероотступника, но правильно называть его просто еритиком: апостасии (предательства веры) он не совершал
Ария часто преподносят как вероотступника, но правильно называть его просто еритиком: апостасии он не совершал
  • Апостасия — не ересь, так как не в частностях противопоставляется вероучению, а полностью отвергает христианство.
  • Предатель веры — не просто человек, который мыслями отвергает её, а тот, кто в придачу ещё и подкрепляет это какими-то внешними действиями: критика вероучения, участие в чужих обрядах, пропаганда атеизма.
  • Для признания человека отступником достаточно того, чтобы он принял участие в ритуале чужой веры, даже если сам при этом не наделял это действие каким-то религиозным смыслом. Другими словами, присоединился к индусскому песнопению — это уже апостасия, согласно православию.
  • Полный отказ от религии — тоже апостасия, по мнению западной традиции.
  • Некоторое время на Западе извержение себя из сана также могло именоваться апостасией.
1905
год, когда в России законодательно установили веротерпимость

Апостасия может быть двух видов:

  • Добровольная;
  • Вынужденная.

Церковные санкции в этих случаях применялись разные. Обычно это покаяние, выполнение молитвенных предписаний и ограничение на церковное общение на срок в несколько лет.

А в России, например, до 1905 года существовало уголовное преследование за апостасию. Также известен случай начала XVII века, когда человека, принявшего ислам, заживо сожгли.

Сегодня, конечно, всё куда спокойнее. Если человек предал христианскую веру, но желает в неё вернуться, он должен покаяться священнику, а тот определит, какие санкции в его отношении могут быть оптимальными.

Каких-либо строгих предписаний на счёт апостасии в Русской православной Церкви нет.

Никях — мусульманский обряд бракосочетания для православного неприемлем, участие в нём — апостасия
Никях — мусульманский обряд бракосочетания для православного неприемлем, участие в нём — апостасия

Жениться по чужому обряду — это совершить апостасию

Один из самых насущных вопросов для верующих, будет ли вероотступничеством свадьба по чужому религиозному обряду. В ход идут аргументы: «У мужа родители строгие», «Я же это не серьёзно», «В душе останусь христианкой» и т.д.

Но тут нет полумер. Православие не признаёт такие подходы.

Мирской брак — лучшая альтернатива для супругов разных вероисповеданий.

Это не значит, что чужие религии какие-то плохие.

В православии есть такое строгое предписание — хранить чистоту веры и её внешнего выражения.

Свадьбы можно совершать и обычным, мирским образом, без венчания. А что же до ритуальной части, то вот как свадьбу христианки по мусульманскому обряду комментирует священник Николай Каров:

Николай Каров
священник

«Православному христианину, ни при каких обстоятельствах, нельзя участвовать в священнодействиях иных религий. Если Вы совершите этот обряд, то Вы совершите вероотступничество, что крайне недопустимо для христианина. Поэтому в этом вопросе Вы должны быть твердой и сказать своему мужу, что Вы, как христианка не можете участвовать в этом обряде. Что это будет страшным грехом — вероотступничество. Это будет предательством Христа».

Мало избегать апостасии, чтобы быть христианином, надо ещё и работать над собой

Хотя апостасия — это не тот поступок, который одобряет православие, было бы неправильно просто гордиться тем, что остаёшься в своей вере. Ситуация стабильности — пустое, в нём нет благодати, нет Божественного присутствия.

Христос нам говорит, что человека мы должны судить по плодам деятельности. А какие плоды от того, что ты просто христианин, или, скажем, просто русский? Никаких.

Быть христианином — это больше, чем просто номинально оставаться в лоне религии.

Это добрые поступки из любви, сострадания и понимания. Христианин — это не название, а образ жизни. Об этом напоминает архимандрит Маркелл (Павук):

Маркелл (Павук)
архимандрит

«Одна вера может вдохновлять нас на труд, но если этот труд не будет во славу Божию, если он совершается с гневом, наглостью, злобой, насилием, обманом, то не может нас спасать и приносить пользу другим людям. Дела веры – это смирение, кротость, рассудительность, милосердие, терпение, воздержание, любовь. Мы живем во время так называемой секуляризации общества. А это значит, что большинству людей очень непросто веру соотносить со своей жизнью. Пример сочетания веры и жизни в первую очередь призваны подавать пастыри Церкви Христовой. Голос доброго пастыря, как сказано в Евангелии, овцы всегда слышат и идут за ним».

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *