Содержание
- 1 Архимандрит Тихон: духовник, проповедник, богослов, педагог, писатель
- 2 Решение стать монахом пришло к отцу Тихону в зрелом возрасте
- 3 Троице-Сергиева Лавра — место служения архимандрита Тихона Богу
- 4 Архимандриту Тихону пришлось претерпеть гонения
- 5 Светлая кончина старца Тихона перед лицом Господа
- 6 Проповедь архимандрита Тихона пробуждала в людях покаяние
- 7 Архимандрит Тихон — выдающийся церковный писатель
- 8 «У Троицы окрылённые» — книга о истории Троице-Сергиевой лавры с 1950 по 1965 год
- 9 В книге приводятся не только биографии насельников Троице-Сергиевой лавры, но духовные наставления архимандрита Тихона
Среди насельников Троице-Сергиевой лавры широко известен батюшка Тихон (Агриков). Он прославился как духовник и проповедник далеко за пределами лавры.
Его деятельность снискала ему любовь не только братии, но и паствы. Заслуги Тихона перед православием состоят в том, что он, в годы гонений на церковь, не только сохранял веру, но ещё и проповедовал.
Архимандрит Тихон: духовник, проповедник, богослов, педагог, писатель
Архимандрит Тихон прожил 82 года. За время своей жизни он заслужил огромный духовный авторитет в православном мире.
Показателем этого может служить тот факт, что многие монахи Троице-Сергиевой лавры избирали его в качестве духовника.
Старец преподавал в Московской духовной академии. После него остались полюбившиеся слушателям академии учебные курсы. Кроме того, он стяжал славу великого проповедника. Его проповеди не отличались высоким стилем, но были высоки по духу.
Духовные чада батюшки перепечатывали их на пишущей машинке, и распространяли подпольно. Это грозило им весьма печальными последствиями, ведь советская власть приравнивала такие действия к государственной измене.
Отец Тихон пострадал от советской власти. Из-за гонений ему пришлось прожить долгие годы на Кавказе. Здесь он жил в одиночестве, как отшельник.
Свой жизненный путь и духовный опыт старец описал в своих книгах. Они пользуются большой популярностью, как среди духовенства, так и среди мирян.
Решение стать монахом пришло к отцу Тихону в зрелом возрасте
Биография архимандрита Тихона — это яркое подтверждение правоты слов апостола Павла:
«…все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы».
При этом он всегда оставался твёрдым в вере. Именно это качество, а не дар красноречия, привлекало к нему множество людей.
Родился старец 28 ноября 1916 года. Архимандрит Тихон Агариков (в миру Агриков Василий Петрович) родной брат игумена Алексия (Агрикова).
Ничего удивительного в этом нет, так как его семья была религиозной.
Родители были потомственными крестьянами. С детства Господь отметил его Своим знаком — Василий родился левшой. Произошло это в селе Адоевщена Саратовской губернии.
Юноша смог окончить только четыре класса сельской школы. Других учебных заведений в округе не было. В 1934 году он с родителями переехал на постоянное место жительства в Астраханскую область.
С 1938 года отец Тихон служил в армии. Он участвовал в Великой Отечественной войне.
В военные годы батюшка не один раз находился на краю гибели и спасался лишь чудом от неё. Именно война оказала решающее влияние на его решение стать монахом.
Кроме того, стать священником Тихон решил также под влиянием иеромонаха Нифонта (Выблова) и архиепископа Саратовского Филиппа (Ставицкого).
Именно по рекомендации последнего будущего архимандрита приняли в семинарию, хотя четырёхлетней сельской школы для поступления в неё явно было недостаточно.
Троице-Сергиева Лавра — место служения архимандрита Тихона Богу
После демобилизации из армии архимандрит Тихон поступил в Московскую духовную семинарию. Произошло это в 1950 году.
После он окончил Московскую духовную академию.
Здесь ему присвоили степень кандидата богословия. Преподавал он пастырское богословие, а также Священную историю Ветхого и Нового Завета.
Уже во время преподавания в Духовной академии, у отца Тихона появилось много поклонников из числа её студентов. За ним закрепился неофициальный титул «светильник веры».
Особенно ярко он разгорелся во время пребывания старца в стенах троицесергиевой лавры.
В 1953 году Тихон принял монашество и священный сан в Троице-Сергиевой лавре. Через пять лет он был возведён в сан архимандрита.
С 1959 года он читает в Московских духовных школах лекции по Пастырскому богословию. Результатом такой деятельности стало написание учебного пособия по данному предмету.
Уже во время преподавания в школах он начал духовничествовать.
В духовной академии он также был духовником. В 1963 году архимандрит стал доцентом. В Лавре он духовником никогда не был, но многие обращались к нему для исповеди.
Будущий Патриарх Московский и Всея Руси Пимен (Извеков) в то время замещал должность наместника Троице-Сергиевой лавры.
Он очень любил Тихона и поручал ему читать вторую проповедь на одной из двух Божественных литургий. Первую наместник читал сам.
Архимандриту доверяли работать на больших, ответственных постах. Так с 1954 года он выполнял послушание эконома лавры.
В сентябре 1955 года Святейший Патриарх Алексий (Симанский) благословил его на должность казначея обители.
Отец Тихон отличался исключительным трудолюбием: кроме основных обязанностей он также заведовал свечным ящиком и регентствовал на клиросе.
Знающие его люди говорили, что спит старец не более двадцати минут подряд.
Архимандриту Тихону пришлось претерпеть гонения
Отец Тихон завоевал огромный духовный авторитет за время своего пребывания в лавре.
К нему в храм на службу съезжались верующие не только с окрестностей, но и со всей России. Естественно, что это не могло остаться незамеченным советскими властями.
В то время страной руководил Н.С. Хрущёв. Несмотря на то, что время его правления историки называют «хрущёвской оттепелью», политику в отношении церкви он проводил жёсткую.
Против архимандрита Тихона открытых репрессий проводить не стали: он не был ни арестован, ни посажен в тюрьму.
Власти оказали давление на руководство лавры и академии. В результате в 1971 году отец Тихон написал прошение о выведении его за штат. Сделал он это против воли.
Настали годы скитаний. Первоначально он жил уединённо в горах на Кавказе. Потом перебрался в Сухуми. Позже он перебрался в Закарпатье, где жил на территории Мукачевской епархии.
Светлая кончина старца Тихона перед лицом Господа
После того, как Советского Союза не стало, архимандрит Тихон вернулся в Москву. Тогда он уже имел чин архимандрита. Свои последние годы старец провёл вдали от людских глаз.
Его жизнь представляла для всех тайну. Только для самых близких ему людей было открыто, что батюшка укрылся в тайном месте.
Здесь он молился, находясь в затворе. Где это место находиться никто не знал.
Существовала ещё одна тайна отца Тихона. Дело в том, что за девять лет до смерти он принял великую схиму под именем Пантелеймон. Всего старец прожил 80 лет.
Умер жен он 15 ноября 2000 года во время вечернего богослужения в Благовещенской церкви подмосковного села Тайнинское.
Последними его словами стал возглас «Слава Тебе, показавшему нам свет!». Именно поэтому верующие считают, что кончина его произошла по промыслу Божьему.
Похоронен архимандрит Тихон возле храма, напротив алтаря.
Проповедь архимандрита Тихона пробуждала в людях покаяние
На и поведи и проповеди архимандрита собиралось много людей. Обычно богослужение проводилось в Трапезном храме Троице-Сергиевской лавры. Исповедовать батюшка начинал в 10 вечера, а заканчивал примерно в 4 часа утра.
Перед исповедью обычно он говорил проповедь, которая не заканчивалась до тех пор, пока отец Тихон не убеждался в том, что люди готовы к покаянию.
Голос у батюшки был очень умилительным. Из-за этого проповедь получалась очень искренней и глубокой. У него был дар подбирать на проповеди такие слова, что люди начинали искренне каяться.
Обычно аналой устанавливался у росписи Спасителя или же Божьей матери. В настоящее время там размещены приделы преподобного Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского.
Очень часто после исповеди старец в своей келье молился о тех людях, которые открылись ему на исповеди. Он мог и ночью принять страждущего для того чтобы исповедовать его. Обладал отец Тихон и даром исцеления.
Господь даёт его немногим. Такие подвижники должны быть не только набожны, но и делать непрестанную молитву, быть смиреннейшими из смирных.
Кроме того, старец Тихон обладал даром молитвенного плача. Немногие знали об этом. Очевидцы этого утверждают, что по утрам они видели у него множество мужских носовых платков. Они были мокры от слёз.
Такая молитва особа угодна Богу, так как молящейся полностью отдаёт себя ей, прося за ближних своих. Причём архимандрит молился, таким образом, всегда в своей келье в тайне.
Архимандрит Тихон — выдающийся церковный писатель
Как любой человек с тонкой душевной ориентации, отец Тихон имел талант писателя. Он написал несколько книг, среди них наиболее известны: «У Троицы окрыленные», «Матерь Света», «Прямой путь к Богу», «Заступница усердная».
Они посвящены годам жизни, проведённым архимандритом в Троице-Сергиевой лавры, биографии архимандрита, богословским вопросам.
Первые книги старца вышли в свет в 60 — 70-х годах прошлого века. Они были так популярны, что перепечатывались на печатных машинках и распространялись подпольно. В наше время они также весьма популярны среди верующих и духовенства.
Связанно это с тем, что они написаны простым языком, с большим чувством и верой. В результате после их чтения душа читателя очищается и сам он становиться ближе к Богу.
«У Троицы окрылённые» — книга о истории Троице-Сергиевой лавры с 1950 по 1965 год
Одна из самых известных книг архимандрита Тихона называется «У Троицы окрылённые». Такое название символично. Дело в том, что древних церковных текстах можно встретить рассказ о трёх птицах.
Они представляют собой образ монашествующих. Это монахи ранних христианских, средних и последних времён.
Первые две птицы имели достаточно сил для того, чтобы побороть искушения и достигнуть Царства Небесного. Третья же то взлетает, то падает на землю. Сил летать у неё нет из-за духовной слабости современных христиан.
Для того чтобы она всё-таки достигла Царствия Небесного, необходим пример. Его могут подать монахи-подвижники, живущие рядом с нами.
Воспоминания о таких подвижниках, живших в Троицко-Сергиевой лавре в период с 1950 по 1965 год, включены отцом Тихоном в свой труд.
Кроме того, в нём описывается история послевоенного восстановления обители.
Воспоминания архимандрита разделены им на три части. Первая охватывает период с 1950 по 1955 годы. В ней описана жизнь 28 насельников лавры.
Вторая посвящена 1955 — 1960 годам и в ней рассказывается о судьбе ещё тридцати старцев. Третья часть как бы дополняет вторую и содержит одиннадцать жизнеописаний.
Это не полная их биография, а именно воспоминания о том времени, в течение которого архимандрит провёл вмести с ними. О своём отношении к героям этой книги старец сказал так:
«Мысль переносится на тех, с которыми Господь соединил меня духовными узами.
Их нет здесь со мной.
Они рассеяны по разным краям.
Что сейчас там с ними?
Какие скорби и опасности обуревают их дорогие души?
И как Господь обещал невидимо
быть всегда со Своими учениками,
так и меня утешает сознание
невидимой постоянной молитвенной
духовной связи с дорогими мне душами».
В книге приводятся не только биографии насельников Троице-Сергиевой лавры, но духовные наставления архимандрита Тихона
В свою книгу отец Тихон поместил не только биографии представителей духовенства, но и свои размышления, а также проповеди.
Так он рассуждает о том, как правильно вести духовную жизнь. Речь идёт об отношении к духовному отцу, внешнему и внутреннему миру человека.
Проповеди и богословские рассуждения содержаться во второй части книги «У Троицы окрылённые». Так в своей проповеди «Слёзы», имея в виду праведников древних веков, архимандрит говорит:
«Нужно просить у Господа этот дар слез: «Господи, даруй ми слезы умиления, яко да теми Тя умолю очиститися прежде конца от всякого греха».
Таким образом, он указывает на то, что современные люди молятся без души, без «слёз». Такая молитва Богу не угодна.
Древние же монахи на молитве «плакали», то есть отдавались ей всей душой. Такую молитву Господь замечает и всегда отвечает на неё.
Как эта книга, так и другие труда архимандрита Тихона активно изучаются в православных семинариях и школах. Многие выдающиеся проповедники используют в своих проповедях те идеи и мысли, которые распространял среди паствы старец.
Мирские же люди могут почерпнуть из его сочинений ту духовную мудрость, которую может обрести только ревностный монах-подвижник. Таким был старец Тихон в своей жизни.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение