Содержание
- 1 Алексей Петрович Арцыбушев: художник, писатель, историк церкви, монах
- 2 Биография Алексея Арцыбушева — путь страдания и веры
- 3 Начало пути мученичества: ссылка и арест
- 4 Шесть лет в лагере, ссылка в Инту, реабилитация, работа над воспоминаниями
- 5 Активное сопротивление злу — главная тема книг Арцыбушева
- 6 Начальные слова молитвы к Божьей Матери стали названием книги
- 7 Святые есть среди нас всегда, но мы их не видим
Советское время запомнилось православным теми неслыханными гонениями, которые обрушились на Церковь со стороны атеистической власти. К сожалению, до нашего времени дожило мало свидетелей этих жесточайших гонений. Среди них можно назвать Алексея Петровича Арцыбушева. У него было много профессий, но призвание одно – служить Господу Нашему и хранить историю новомучеников и исповедников российских.
Алексей Петрович Арцыбушев: художник, писатель, историк церкви, монах
Алексей Петрович Арцыбушев — известный в православном мире человек. Он художник, автор нескольких книг по истории новомучеников и исповедников российских, истории гонений на Русскую православную церковь со стороны советской власти в XX веке.
Его главной заслугой считается деятельность по реабилитации православных верующих, подвергнувшихся гонениям и репрессиям. В связи с этой деятельностью Арцыбушев принимал активное участие в работе в вопросах канонизации новомучеников и их реабилитации.
Алексей Петрович активно работал с журналистами. У него часто брали интервью представители газет и телевидения. Как художник и реставратор он известен тем, что он награждён медалью Леонардо да Винчи, а также работой над реставрацией Троицкого собора Дивеевского монастыря. За три года до смерти он постригся в монахи под именем Серафима, и последние его земные годы были посвящены молитве.
Биография Алексея Арцыбушева — путь страдания и веры
Биография Алексея Петровича удивительна и трагична. Родился он в 1919 году в селе Дивеево Нижегородской губернии. Село находилось рядом с Серафимо-Дивеевским монастырём. Его отец Пётр Арцыбушев умер в 1921 году от чахотки.
Мать — Татьяна Александровна Арцыбушева родилась в 1896 году и умерла в 1942 году. Первый дед Алексея, П.М. Арцыбушев был Нотариусом Его Величества царя Николая II, что потом сыграло негативную роль в судьбе молитвенника.
Дед был состоятельным человеком и поэтому много помогал Серафимо-Дивеевской обители. После того как он вышел в отставку, его семья переехала на постоянное место жительства в Дивеево. Семья Арцыбушевых считалась очень набожной, и поэтому предпочитала церковь светским раутам.
Именно поэтому две его дочери ушли в монастырь и стали монахинями. Одна из них умерла в схиме, другая в мантии.
Второй дед (со стороны матери), тоже был известным в Российской Империи человеком. Дело в том, что Татьяна Александровна была дочерью Александра Алексеевича Хвостова, министра юстиции и внутренних дел в правительстве Государя Императора Николая II. Эта семья также была очень набожной и в ней особо почитали преподобного Серафима Саровского.
Жена Александра Алексеевича, бабушка Алексея, после его смерти приняла постриг с именем Митрофания. Также стала монахиней её дочь, тётя Арцыбушева Екатерина. Это произошло после смерти Митрофании. Мама его самого в 24 года, когда Пётр Арцыбушев умер, приняла тайный постриг в Даниловском монастыре, став тайной монахиней Таисией.
Начало пути мученичества: ссылка и арест
Семья Алексея Петровича, после смерти его отца, находилась на попечении его родного брата. В 1930 году его расстреляли, а дом и всё имущество Арцыбушевых конфисковали. Их же самих отправили в ссылку в Муром. Тут и сказалась близость их родных к царской фамилии, и родство по матери с Рюриковичами, и их набожность.
Алексей с самого детства был приобщён к православию. За этим строго следили в семье. В семь лет он стал посошником у владыки Серафима (Звездинского). Произошло это ещё до ссылки, во время его жизни в Дивеево.
С 1936 по 1939 Алексей Петрович учился в Московском художественно-полиграфическом училище. В 1940 году, перед самой войной, он был призван в армию, но его комиссовали. Дело в том, было признано, что Алексей скоро ослепнет. Страшную болезнь художник и историк церкви преодолел и с 1944 по 1946 год он учился в художественной студии ВЦСПС,
В 1946 году, 16 мая его арестовали. Дело в том, что мама Арцыбушева, как тайная монахиня, активно участвовала в жизни общины так называемых «непоминающих». В круг такой «потаённой», по словам Алексея Петровича, церкви входили те священники и их паства, которые не приняли декларацию митрополита Сергия (Страгородского) которая была издана в 1927 году.
Они признали главой Русской православной церкви патриарха Тихвина и не признали новых церковных властей, которые пошли на сделку с советским руководством. Несмотря на то что «непоминающие» не признавали митрополита Сергия в качестве местоблюстителя патриаршего престола.
При этом они вели свои богослужения тайно, но дому, но не препятствовали другим верующим посещать храмы и признавать Сергия.
Непосредственно сам Арцыбушев был арестован после того, как арестовали священника катакомбной церкви Владимира Криволуцкого. Он в своё время венчал Алексей с его женой. Через него сотрудники следственных органов и вышли на будущего писателя и монаха.
Шесть лет в лагере, ссылка в Инту, реабилитация, работа над воспоминаниями
После ареста Арцыбушева поместили на Лубянку, где он находился 8 месяцев. За это время он прошёл все круги ада, о чем позже он написал в своих воспоминаниях. В 1946 году 30 ноября он был приговорён решение Особого совещания при МГБ к шести годам заключения в исправительно-трудовой лагерь.
После этого он должен был отправиться в вечную ссылку за полярный круг в Инту Коми АССР. Такой суровый приговор последовал потому, что в ходе допросов из свидетелей по делу было выбито признание о том, что Алексей Петрович готовил «свержение советской власти и восстановление в стране монархии».
Из лагеря его освободили в 1952 году. Пришлось сразу же являться в комендатуру Инты, где ему объявили о том, что он остаётся здесь отбывать вечную ссылку. В любом случае режим здесь был значительно легче по сравнению с лагерями. Ссыльным давали вид на жительство и позволяли самостоятельно трудоустраиваться.
Арцыбушев устроился работать в Дом культуры дворником. Кроме того, здесь он работал и художником, например, вместе с Кириллом Ройтером создавал гипсовые памятники советским деятелям. Роспись стен ресторана в Инте позволила заработать ему деньги на строительство из подручных материалов дома.
В Инте будущий монах встречался со ссыльными, вел работу по помощи им. Даже в самые сложные моменты он не прекращал вести церковную жизнь: молился, посещал тайные богослужения, отмечал христианские праздники и т.д. Сюда к нему приехала его жена Варвара и родилась дочь Марина.
В 1954 году ссылка была отменена и, продав дом, а также получив паспорт, Алексей Петрович с семьей уехал в Москву. Здесь мытарства продолжились, так как семья жила в Москве, а ему самому, как бывшему ссыльном, необходимо было жить за 101 километром.
Полное же освобождение пришло только в 1956 году, когда Арцыбушева реабилитировали. После реабилитации он стал членом Союза художников, в девяностых годах участвовал в реставрации Троицкого собора Дивеевского монастыря.
В 2009 году Алексея Петровича приняли в ряды Европейской академии естественных наук. В этом же году наградили медалями Иоганна Вольфгана Гёте и Леонардо да Винчи.
В 2010 году художнику вручили орден чести «За литературное творчество».
Видеоролик: «Авантюрист Арцыбушев». В нём Алексей Перович Арцыбушев рассказывает о своём отношении к процессу канонизации новомучеников и исповедников российских.
За три года до этого он принял тайный монашеский постриг и постригся под именем Серафима. До конца жизни живой свидетель истории церкви вёл активную жизнь, так, кроме написания книг о годах гонений на церковь, он также активно участвовал в работе комиссии по канонизации новомучеников и исповедников российских.
Он доказывал, что в вопросах канонизации нельзя слепо доверять документам следствия, которые сфабрикованы и подписаны обвиняемыми под пытками.
Активное сопротивление злу — главная тема книг Арцыбушева
Алексей Петрович, с начала 1980-х годов активно работал над воспоминаниями. В результате он написал и издал восемь книг: «Милосердия двери», «Сокровенная жизнь души», «Горе имеем сердца», «Саров и Дивеево. Память сердца», «Матушка Евдокия. Самарканд, храм Георгия Победоносца», «Возвращение» и др. Вся проза автора автобиографичная и рассказывает, в основном, о его лагерной жизни.
Он сам неоднократно говорил о том, что «…мои книги – это история моей жизни». Оно содержит историю его почти, что десятилетнего пребывания в лагерях, ссылке и последующей жизни. Кроме того, в его книгах постоянно присутствуют христианские сюжеты, опят же основанные на его жизненном опыте и истории его семьи.
Литературоведы при этом отмечают, что для Алексея Петровича, в отличие от В. Шаламова и А.Солженицына, характерно активное противление злу. Например, в формуляре для его конвоя было указанно следующее: «Дерзок! Скользок на ноги!
С истинно христианским смирением принимал автор выпавшие на его долю мытарства, но не склонился перед злом. Сам он в своих книгах указывает на то, что должен был погибнуть не менее 15 раз, но всегда чудесным образом спасался.
Известный церковный публицист Сергей Чапнин назвал творчество Арцыбушева «богословием живого опыта в Церкви». Его читатели с этим определением согласны и его проза до сих пор пользуется среди них большим спросом.
Начальные слова молитвы к Божьей Матери стали названием книги
«Милосердия двери» — так называется автобиографическая книга Алексея Петровича Арцыбушева. Это начальные слова молитвы к Божьей Матери. Называя так свою книгу, автор хотел сказать, что через молитву можно призвать милосердие Божье на себя. Только оно позволило ему пройти ад сталинских лагерей и остаться верным Господу Нашему Иисусу Христу.
Основное послание книги состоит в том, что человек должен верить в то, что выход есть всегда. Это христианский взгляд на жизнь, ведь христианин должен в ней уповать на Господа и только на него, несмотря на все те испытания, которые посылаются ему Им.
Книга имеет подзаголовок: «Автобиографический роман узника ГУЛАГа». Он даёт полное представление о её содержании. Читатели и критики при этом отмечают, что даже самые тяжёлые и сложные моменты своей жизни автор умеет описать в светлых красках, никогда не теряя оптимизма.
Остаться жизнелюбом и оптимистом за тюремной стеной ему помогла только вера, о чём он и рассказывает на протяжении всего повествования.
Так он пишет: «По предсказанию прп. Серафима, а их было очень много, четвертыми мощами у четвертого столба будут его мощи, куда он сам придет при огромном стечении народа, в подтверждение всеобщего воскресения.
Этого чудесного события ждет святая Русь, когда оно произойдет, знает один Бог, но оно будет. В это верит русский человек, в это верили мои предки, в это глубоко верю и я». Именно эта вера не только спасла его, но и позволила подать ему пример стойкости духа и твёрдости, которая должна быть у каждого христианина перед лицом зла.
Святые есть среди нас всегда, но мы их не видим
«Святые среди нас» — это ещё одна книга Алексей Арцыбушева, которая посвящена его жизни, а именно воспоминанию о его матери, Татьяне Арцыбушевой, тайной монахине Таисии. Из книги можно узнать многое о том, как жила в годы гонений «потаённая» церковь.
Она может быть полезна всем верующим, особенно молодёжи, так как позволяет по-иному взглянуть на историю церкви, оценив, духовный подвиг тех, кто сохранил христианскую веру для нас.
Сам автор об этом сказал так:
Эту книгу необходимо читать и перечитывать, так как она способна рассказать о том, как по-христиански благочестиво и мужественно жили и как спокойно и с достоинством умирали наши предки. Они должны всегда быть для нас образцом настоящего христианина, готового претерпеть любые гонения, но не отступить от своей веры.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение