Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Аскетизм

21.11.2018
4 691

Аскетизм — это название духовной практики, связанной с самоограничением и строгой дисциплиной. Соответственно, аскеты — те, кто практикует аскетизм.

В каждой религиозной традиции, где присутствует понятие «аскетизм», взгляды на его цель и методы различны. Поэтому довольно сложно дать общее определение, не рассматривая аскетизм в рамках конкретной традиции.

4 основные цели аскетов: сверхспособности, прозрение, гармония, Божественная благодать

Учитывая разнообразие конфессий, перечислить все устремления аскетов каждой существующей религии невозможно. Но это и не нужно.

Внимательного изучения преимущественно заслуживают наиболее распространённые взгляды, присущие самым древним и влиятельным культурам.

Асура — демон в индийской мифологии. Когда ему нужно стать сильнее — держит аскезу

1 цель. Аскеза как средство обретения мистических способностей. Такая интерпретация рассматриваемой практики наиболее древняя. Происходит она из индуизма и характерна для множества близких ему культовых традиций.

Индийские аскеты — это и люди, и божества (суры), и демоны (асуры). Иногда им, в силу тех или иных обстоятельств, требуется стать могущественнее. Тогда достаточно предать плоть немыслимым испытаниям вроде стояния на одной ноге продолжительное время.

В итоге высшие силы, чаще всего в лице бога-творца Брахмы, даруют за подвижничество мистические силы, например, неуязвимость.

2 цель. Аскетичность как путь к духовному прозрению. Идея здесь заключается в полном отрицании мирского. Если плоть имеет греховную природу, то следует выйти из-под её контроля, чтобы стать сильнее духом.

Скажем, голод заставляет человека искать пропитание. Но, игнорируя желания желудка, человек обретает над ним власть, превращается в хозяина тела, а не раба своих потребностей.

Подобные взгляды преимущественно распространены в традициях Древнего Востока. В частности, некоторые направления йоги основаны на полном отрицании телесного. Подчинив чувства, дыхание и мысли, практик разрывает все связи с материальным миром и готовится уйти в духовные сферы.

Но это ни в коем случае не относится ко всем направлениям йоги и Восточных учений, а характерно лишь для отдельных школ.

Индус Амар Бхарати, 45 лет держащий поднятую руку,  — пример радикального аскетизма
Индус Амар Бхарати, 45 лет держащий поднятую руку, — пример радикального аскетизма

3 цель. Умеренная аскетическая жизнь как фундамент для жизни духовной. Ещё одна Восточная трактовка данной практики. Она популярна в большинстве буддийских традиций. Смысл в том, чтобы ограничивать себя, избегая излишеств, но не превращать это в культ.

Умерщвление плоти — такая же крайность, как праздная жизнь. И то и другое отвлекает человека от мира духовного. Единственный разумный путь — срединный, то есть такой образ жизни, который поддерживает спокойное существование для размышлений о вечном.

4 цель. Аскетизм как средство стяжания Божественной благодати. Это сравнительно поздний, христианский взгляд на аскетизм, принципиально отличающийся от предшествующих идей.

Если говорить просто, то задача такой практики — преображение человека, обретение духовного совершенства.

Разумеется, такая древняя практика имеет сотни других толкований. Например, нельзя не упомянуть, что осознанный аскетический образ жизни вели античные философы, в частности, Диоген. При этом они не связывали самоограничение с религиозными целями.

Этот обширный материал придётся оставить за бортом, ибо в дальнейшей статье мы преимущественно поговорим про аскетизм в православии.

Отшельничество, посты и другие распространённые методы аскетизма

Христианская аскетика за столетия своего существования не только переосмыслила древние формы подвижничества, но сформировала свои. Важно понимать, что все они нужны для борьбы с каким-либо недостатком, присущим человеческой природе, а не сами по себе.

Рассмотрим, какие методы описывали святые отцы и практиковали верующие за минувшие века:

Отшельничество.

Дабы сосредоточиться на духовном, человек намерено обрывает связь с мирским, уходя в места, где не живут люди.

Хотя такой образ жизни известен из глубокой древности, именно в христианском понимании первопроходцами можно считать пророка Илию, Иоанна Крестителя и, конечно же, Иисуса Христа.

Впоследствии многие святые подвижники избирали отшельнический образ жизни в пещерах, лесах и прочих уединённых местах.

Более простая форма отшельничества — уход в монастырь, в окружение единомышленников. Важно понимать, что единственный правильный мотив — намерение больше времени посвящать работе над собой, но, ни в коем случае, не бегство от суетного мира.

Сергей Радонежский — один из самых известных православных аскетов-отшельников
Сергей Радонежский — один из самых известных православных аскетов-отшельников

Целомудрие. Необходимость этого пункта связана с тем, чтобы обуздать свои чувства, не дать им управлять собой. Здесь уместно процитировать патриарха Кирилла:

«Аскеза — это вовсе не жизнь в пещере и постоянный пост, а способность регулировать свои инстинкты».

Контроль над позывами плоти волевым усилием — один из залогов обретения Божественной благодати. Другими словами, нам не нужно искоренять сексуальное желание и отрицать его существование, но нужно суметь стать его хозяином.

Послушание. Эта аскеза необходима, чтобы преодолеть эгоизм. Послушание — это не бездумное следование чужим приказам, а способность вести себя дисциплинировано, в соответствии с наставлениями Священного Писания. Игумен Нектарий (Морозов) так говорит о непослушании:

«Надо начинать с того, с чего начались все злоключения рода человеческого, а именно — с грехопадения. Отпадение праотцев от Бога произошло именно посредством преслушания, преступления той заповеди, которая дана была первозданному человеку — о невкушении плода с Древа познания добра и зла.

Эта заповедь, которую Господь дал человеку, заключалась именно в послушании. В чем ее смысл?

Господь учил человека сообразовывать, соединять свою волю с Его волей.

Именно тогда, когда человек пошел против воли Божией, когда его воля стала действовать отдельно от воли Бога — произошло грехопадение.

Это повлекло за собой извращение природы самого человека, искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания

Искажение всего видимого для нас мира. Вот плод непослушания.

Но святые отцы говорят: каким путем благодать уходит, таким путем она и возвращается.

Непослушанием первозданного человека грех вошел в мир и стал властвовать над природой человеческой; послушанием Сына Божьего, нового Адама, грех в человеческой природе был преодолен.

Вот почему добродетель послушания так важна».

Нектарий (Морозов)
игумен

Нищета. Пожалуй, сегодняшние коннотации этого слова мешают правильно воспринять идею данной аскезы. Суть в том, чтобы отказаться от роскоши. Православный святой Нил Сорский так писал об аскезе нищеты:

«Очисти келью твою, и скудость вещей научит тя воздержанию».

К слову, он же был противником различных украшательств храмов.

Смотрите также статью Адвентисты седьмого дня

Пост. В христианстве существует идея того, что тело — это храм души. Это важная мысль, поскольку она разительно отличается от представлений, характерных для многих других религий, считающих тело лишним материальным придатком.

С точки зрения христианства тело нужно развивать и закалять вровень с духом. Для таких целей и существует пост. Вот, что о нём пишет преподобный Марк Подвижник:

«Она (польза поста) всячески большая: ибо как бедный земледелец, если посеет на поле, заросшем дурною травою, не обработав вновь земли, то вместо пшеницы пожнет сорняки, так и мы, если будем сеять семя молитвы, не удручив прежде тело свое постом, то вместо правды принесем плоды греха.

Ибо тело сие из той же земли и если не будет возделано с таким же прилежанием, как и земля, то никогда не произрастит плода правды.

Сказанное же пред сим сказано не для того, чтобы удержать желающих получить пользу от поста, но в предостережение нежелающим повредить себе им: ибо как пост приносит пользу тем, которые разумно к нему приступают, так и вредит неразумно его начинающим».

Марк Подвижник
преподобный

Существуют и другие способы аскетизма. Один из них — «Иисусова молитва». О ней мы поговорим подробно в следующем разделе.

Внимательная Иисусова молитва — один из главных инструментов аскета-христианина

Как заметил преподобный Марк Подвижник, практика без молитвы — не только бесполезное, но и вредное занятие:

«И не только от насыщения, но и от невкушения пищи вижу бывающее бедствие, ибо когда мы в течение многих дней не вкушаем пищи, то уныние, найдя себе в нас место, восстанет и будет бороть нас…

Как неразумный земледелец, если он со многими издержками обработал свое поле и оставил его незасеянным, потрудился в убыток себе, так и мы, если, поработив тело свое большим вниманием к себе, не будем сеять семена молитвы, то выйдет, что мы потрудились против самих себя».

Марк Подвижник
преподобный

Иисусова молитва распространена среди монахов. Суть практики заключается в том, чтобы внимательно и непрестанно повторять про себя слова:

Вариант текста Иисусовой молитвы. Её непрестанное повторение — распространённая аскеза монахов
Вариант текста Иисусовой молитвы. Её непрестанное повторение — распространённая аскеза монахов

Впрочем, это не единственный вариант молитвы.

Существуют и другие:

 «Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас гре́шных».

«Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас гре́шных».

«Го́споди, Иису́се Христе́, Сы́не Бо́жий, поми́луй нас».

«Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же наш, поми́луй нас».

«Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй меня́ (мя)».

«Го́споди, Иису́се Христе́, поми́луй нас».

«Го́споди, Сы́не Бо́жий, поми́луй меня́ (мя)».

«Го́споди, поми́луй». 

Самая краткая форма молитвы используется в католицизме: «Иисус».

Главное условие чтения — слушать и слышать. Практика Иисусовой молитвы — это сосредоточенное слушание, а не механическое повторение. Частично это может напоминать медитацию, чтение мантр и прочие духовные упражнения, но задачи здесь свои, да и ряд особенностей имеется.

Но объяснить его в силах только опытный христианин, способный провести ученика по всем ступеням чтения молитвы и уберечь от ошибок.

3 врага аскетизма: прелесть, автоматизм и фанатизм

Увы, далеко не каждому практику ясны базовые задачи и принципы аскетизма. Отсюда возможны неприятные последствия.

Прелесть. Практик пленяется результатом и гордится им, как своим достижением, отрицая участие в процессе Бога. Так сворачивают с христианского пути в мистику.

Автоматизм. Процесс ради процесса без участия духа не принесёт никаких результатов.

Фанатизм. Несоизмеримость своих сил с суровостью аскетической практики способна нанести непоправимый урон здоровью. Требуется умеренный, взвешенный подход.

Правильный христианский аскетизм объединяет волю человека и Бога

Совершая подвиги телом, умом и душой, христианин демонстрирует ревность в деле спасения. Но при этом он понимает, что эти действия становятся значимыми не сами по себе, а когда они освещаются Божественной благодатью.

Практикуя аскетизм, важно понимать его высшую цель и избегать ловушек вроде прелести, фанатизма и автоматизма.

Серафим Саровский демонстрирует Николаю Мотовилову результат аскетизма — благодать Духа Святого
Серафим Саровский демонстрирует Николаю Мотовилову результат аскетизма — благодать Духа Святого

Заниматься этим следует только под надзором опытного верующего наставника. В противном случае стоит ограничиться умеренностью в образе жизни и непоколебимой верой.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *