Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Афанасий Великий

14.11.2018
74
Скачать эту статью

Как-то раз архиепископ Александрийский Александр случайно выглянул в окно. На берегу моря играли дети. Александр с удовлетворением заметил, что дети играли в священнослужителей.

Когда же он присмотрелся, остолбенел: один мальчик крестил остальных детей в полном соответствии с церковными правилами, не нарушая ни одно из них.

Пораженный Александр созвал клир, признал совершенное мальчиком крещение и довершил его миропомазанием. Мальчика же велел готовить к церковной службе.

Тогда только Бог знал, что этот мальчик — будущий борец с еретиками, знаменитый христианский богослов, Отец Церкви — святой Афанасий Великий.

Святой Афанасий, архиепископ Александрийский

Дата и место рождения неизвестны

Точной даты рождения Афанасия Великого нет. Исследователи сопоставили несколько разных источников и смогли установить только период: святой Афанасий родился между 293 и 298 гг. н.э.

Неизвестно точно и место его рождения. Можно лишь предположить, что родился он в Александрии.

293-298
предположительные годы рождения Афанасия Великого

К служению Богу Афанасия готовили с детства

Скудость бытовых сведений о святом можно легко объяснить: для Церкви важны дела, направленные на служение Богу. Мирское бытие для Церкви не важно, поэтому в главных биографических источниках, святых  житиях, так мало сведений о внецерковной жизни и деятельности.

Житие сообщает, что архиепископ Александр поручил родителям готовить сына к служению Богу, что они и сделали. Когда Афанасий подрос и обучился, Александр взял его к себе и рукоположил в дьяконы.

С этого момента начинается борьба Афанасия за чистоту христианской веры и поэтому дальнейшая его биография известна более подробно.

Архиепископ Александр «вывел в люди» будущего борца с еретиками

Александр Александрийский и Афанасий выступили с осуждением учения Ария на Никейском соборе

К IV в. нашей веры в христианстве определились два основных течения: православное (ортодоксальное, не путать с современным православием, от греч. «ортодоксия») и арианское.

Арий

Главным разногласием было мнение о Троице: Арий утверждал, что Бог-Сын сотворен Богом-Отцом и подобосущен ему. Такое толкование в силу своей простоты для понимания и отсылки к языческим верованиям позволило обратить в христианство варварские германские народы.

Апологеты православного течения утверждали обратное: Бог-Сын единосущен с Богом-Отцом.

Утверждение христианства в качестве официально религии Римской империи позволило христианским богословам собраться вместе и разрешить накопившиеся догматические разногласия. Инициатором собрания был римский император Константин.

В 325 г. в Никее был созван первый Вселенский собор.

В богословском споре сошлись Александр и Афанасий с одной стороны, и Арий с другой.

325
в этом году состоялся Никейский Собор, где Афанасий отстоял православные каноны

Отстоять свою позицию Арию не удалось, и его учение было определено и осуждено как ересь.

На Никейском соборе был принят Символ Веры и осуждена арианская ересь
На Никейском соборе был принят Символ Веры и осуждена арианская ересь

С помощью Афанасия православная трактовка сущности Троицы восторжествовала.

Осуждению подвергся и Мелетий, еписком Ликопольский. Он препятствовал возвращению в Церковь людей, которые отреклись от нее во время гонений Диоклетиана. Мелетия обвинили в расколе и осудили наравне с Арием.

Архиепископ Александрийский

После смерти архиепископа Александра в 326 г. александрийскую кафедру занял Афанасий. В это время он пишет «Изложение веры», где излагает рассуждение о Троице:

Три Ипостаси должны быть представляемы нераздельными между собою, как о людях представляем телесно, чтобы и нам, подобно язычникам, не ввести многобожия; но представляй какбы реку, которая, исходя из истока, не отделяется от него, хотя два здесь вида и два имени.

Ибо Отец — не Сын, и Сын — не Отец, потому что Отец есть Отец Сыну, и Сын есть Отчий Сын. Как исток — не река, и река — не исток, но тот и другая суть одна и таже вода, из истока лиющаяся в реку: так и Божество от Отца неизлиянно и неотлучно пребывает в Сыне.

Афанасий Великий
епископ

Однако ариане не сдавались. Они имели колоссальную поддержку среди христианского населения и, самое главное, духовенства, в том числе его высших чинов.

В 328 г. из ссылки возвратился константинопольский архиепископ Евсевий Никомедийский, арианин по убеждениям. Он возглавил партию врагов Афанасия.

К арианам примкнули мелетиане. Противники Афанасия развернули широкую кампанию по его дискредитации.

Они обвинили его в стяжательстве, обложении египтян податями на церковную утварь, колдовстве, прелюбодеянии, неуважении к императору и неисполнении его указов.

Константин дал христианству зеленый свет, однако утверждению христианской веры не способствовал
Константин дал христианству зеленый свет, однако утверждению христианской веры не способствовал

В 335 г. в Тире собрались противники Афанасия и попытались осудить защитника истинной веры.

Афанасий блестяще опроверг возведённые на него обвинения, выставив своих судей на посмешище.

После этого он отправился к императору и оправдался перед ним лично.

335
в этом году началось гонение на Афанасия

В ответ ариане завалили императора письмами с очередными обвинениями александрийского архиепископа, а собор, несмотря на защиту Афанасия, лишил его архиепископского сана.

Константин, не вникавший в богословские вопросы, видел в борьбе Афанасия с арианами только внутрицеховые разборки, расшатывающие стабильность христианской церкви и Римской империи.

Для прекращения волнений он повелел Афанасию удалиться в германский город Трир, где святитель пробыл до смерти Константина в 337 г.

Господство арианской ереси

Афанасий с триумфом вернулся из ссылки в 337 году. Закрутился новый виток борьбы с арианами. В этот раз их поддержал египетский префект Филагрий, который хотел поставить на кафедру своего ставленника Григория Каппадокийца.

Афанасий написал по этому поводу «Окружное послание к епископам». Цитаты из «Послания» дают представление об установлении власти ариан:

С таким насилием градоправитель отнимал церкви, и отняв, передавал Григорию и арианам.

И отлученные нами за нечестие радуются похищению церквей; а народ Божий и служители соборной церкви принуждены — или приобщиться к нечестию еретиков ариан, или не входить в церкви.

Послание к епископам
икона

В 341 г. Афанасий был вынужден отправиться в Рим, к римскому папе Юлию. Юлий повелел собрать церковный собор (точные сведения о нем до нас не дошли), где Афанасий вновь смог себя защитить ото всех обвинений.

На Сардикийском соборе Афанасий снова разгромил ариан

Политическая борьба православных с арианами сопровождалась борьбой богословской. Ариане имели колоссальную поддержку в обществе, вели широкую пропаганду своих взглядов. В 343 г. в Сардике был собран очередной церковный собор.

Арианские епископы вновь попытались добиться осуждения Афанасия, но потерпели неудачу и были низложены сами. Православная вера восторжествовала, а Афанасий вновь занял Александрийскую кафедру.

Миланский собор вновь отправляет святого в ссылку

Спокойно занимать архиепископскую кафедру и распространять христианскую веру Афанасию не удалось. В 350 г. умирает исповедавший православие император Констант, покровитель Афанасия. Римским императором становится арианин Констанций II.

Со смертью Константа для православных наступают черные дни
Со смертью Константа для православных наступают черные дни

В 352 г. умирает римский папа Юлий. Афанасий остается без союзников.

В 356 г. в Милане вновь созывается церковный собор для суда над Афанасием. Афанасию вновь удается оправдаться, однако значения это уже не имеет: собор был созван для вынесения обвинительного приговора.

Афанасий успел скрыться и нашел убежище в египетской пустыне. За его голову была назначена награда. По Египту начали рыскать отряды солдат, целью которых было убить Афанасия.

Несмотря на гонения, Афанасий продолжает плодотворную работу по служению Господу. В это время он пишет книги, обличающие арианскую ересь: «Историю ариан», «О смерти Ария», «Послание к монахам» и продолжает следить за всем, что происходит в Церкви.

В Церкви же продолжалась смута. Арианский архиепископ Георгий бежал от народного гнева. Кафедру арианам смогли вернуть только римские войска. Соборы в Римини и Селевкии принимают арианский символ веры, но православные отказываются его соблюдать.

Конец гонениям положила смерть императора Констанция. Новый император Юлиан объявил полную свободу вероисповедания и разрешил вернуться сосланным православным епископам.

Юлиан за уравнение язычества в правах с христианством был прозван Отступником. Однако именно его эдикт позволил Афанасию вернуться из ссылки
Юлиан за уравнение язычества в правах с христианством был прозван Отступником. Однако именно его эдикт позволил Афанасию вернуться из ссылки

Когда гонения на Афанасия кончились, он вернулся на архиепископскую кафедру

Правление Юлиана было недолгим. Через два года он был убит и на римский престол взошел арианин Валент.

Он вновь изгнал Афанасия, но когда увидел, что Александрия, обожающая своего пастыря, готова восстать, отменил свое решение. Афанасий вернулся в город и управлял паствой до смерти в 373 г.

373
в этом году Афанасий в чине Архиепископа Александрийского умер

О чем писал Афанасий Великий

Всю свою жизнь святой Афанасий посвятил служению Господу и распространению христианской веры. Его многочисленные труды можно разделить на несколько групп:

  1. Апологетические: «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Слова», первые его сочинения. Посвящены разоблачению язычества и смыслу Воплощения Христа.
  2. Догматико-полемические: «Три (четыре) слова против ариан», «Четыре послания к Серапиону», «Послание к императору Иовиану» и др. Посвящены разъяснению сущности православной веры.
  3. Историко-полемические. Посвящены разбору арианской ереси и защите от нападок ариан.
  4. Экзегетические — толкование Священного Писания. Сохранились незначительные отрывки.
  5. Аскетические. Наиболее известны «Послание к Драконтию», в котором Афанасий убеждает Драконтия не отказываться от епископского сана, и «О девстве, или о подвижничестве», где Афанасий говорит о любви и самоконтроле.

За свое усердие в служении Богу и богатое богословское письменное наследие Афанасий был назван Отцом Церкви и канонизирован.

Днем памяти святого Афанасия является 15 мая.

15 мая
день памяти святого Афанасия

Житие святого отца нашего Афанасия, архиепископа Александрийского 18 января ст ст:

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X