Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Заповеди Иисуса Христа

22.11.2018
909
Скачать эту статью

Ещё в ветхозаветные времена Господь Бог поведал пророку Моисею десять заповедей. Они необходимы для того, чтобы предупредить людей об опасности греха и оградить их от зла.

Придя на землю, Иисус Христос объявил о том, что вместо Ветхого Завета Он устанавливает Новый Завет и дарует людям новые заповеди.

При этом старые заповеди также необходимо соблюдать. Евангельские заповеди — это духовно-нравственные указатели на пути в Царствие Божие и соблюдать их необходимо для спасения человека и получения им вечной жизни.

Иисус Христос дал человечеству заповеди во время Нагорной проповеди

Десять заповедей дарованы нам Господом Нашим Иисусом Христом во время произнесения им Нагорной проповеди. Нагорная проповедь Христос произнёс около 30 года н.э.

Об этом свидетельствуют главы 5 — 7 Евангелия от Матфея. Сам текст проповеди содержится в первой части этого Евангелия.

 Нагорная проповедь. Н.П. Ломтев. 1841 г. Во время Нагорной проповеди Иисус Христос даровал людям свои заповеди.
Нагорная проповедь. Н.П. Ломтев. 1841 г. Во время Нагорной проповеди Иисус Христос даровал людям свои заповеди

Большинство христиан считает, что Нагорная проповедь — это комментарий к Десяти заповедям. В ней Христос становится толкователем закона Моисеева.

Новозаветные заповеди содержат суть христианского учения. Христианский пацифизм берёт своё начало в них.

Такие известные философы, как Ганди, Лев Толстой и другие часто обращались к ним в своём творчестве. Ими особенно почитались мысли о необходимости творить добро тайно.

Никто из философов и богословов не оспаривал то положение, что если так поступать, Господь воздаст тебе явно.

Любовь — основа евангельского закона

Библия содержит в себе заповеди Ветхого и Нового Завета. Заповеди Ветхого Завета даны людям Богом, который послал пророка Моисея записать их. Назначение заповедей — защитить человечество от зла, а также предупредить об опасности греха.

Явившись в мир Иисус Христос заключил Новый Завет с людьми и даровал им заповеди Евангелия. Основой этого закона называется любовь. Необходимо отметить, что Христос не отменил старые заповеди, но наполнил их новым содержанием.

Таким образом человечество было переведено на новый уровень святости. Новый Завет говорит уже о том, как христианин должен жить, а не просто устанавливает запреты для того, чтобы оградить человечество от греха.

 Икона. Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины. Бог даровал людям заповеди через пророка Моисея. Иисус Христос, искупив грехи человечества, заключил с Богом Новый Завет и даровал ему новые заповеди.
Икона. Моисей получает Скрижали Завета, Синай, монастырь Св. Екатерины. Бог даровал людям заповеди через пророка Моисея

Иисус Христос, искупив грехи человечества, заключил с Богом Новый Завет и даровал ему новые заповеди.

Заповеди любви в Ветхом Завете две. Они в Евангелии объявляются основной всего Божественного Закона и определяют содержание всех остальных заповедей.

Кроме того, эти заповеди объявляются Иисусом важнейшим при ответе на вопрос о высшем человеческом законе. Так, когда фарисей, знающий законы, спрашивает у Христа о том, какая заповедь из всех заповедей наиважнейшая, Он отвечает так:

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим…

Вторая же подобная ей:

Возлюби ближнего твоего, как самого себя.

На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки».

(Мф.22:37-40)

Любовь к богу — основная черта христианина. Далее идёт любовь к ближнему своему. При этом Христос говорит не только о прощении, но и любви. Например, говоря «возлюби врага своего», Спаситель идёт дальше заповедей Ветхого Завета. Он призывает прощать друг друга, а не мстить за злые дела.

Суть десяти заповедей Иисуса Христа — не творить зла

Заповеди Иисуса Христа говорят о том, как необходимо христианину строить свою жизнь. Так как они рассказывают о том, как достичь христианского совершенства, а значит Царствия Небесного, они получили название заповеди блаженства.

Их суть в том, чтобы приблизить человека к Богу, так как только в Нём содержится истинная радость для человека.

 «Заповеди Блаженств», православная икона. Заповеди Христа говорят о том, что не только не нужно соблюдать запреты наложенные Богом, но и вести добродетельную жизнь.
«Заповеди Блаженств», православная икона. Заповеди Христа говорят о том, что не только не нужно соблюдать запреты наложенные Богом, но и вести добродетельную жизнь

Так, в отличие от Ветхого Завета, все заповеди Нового Завета говорят о том, что христианин должен не только не грешить, но и изгнать из своей души даже помыслы о нём.

Грехи создают между человеком и Богом невидимую стену. Чтобы разрушить её мало не делать зла. Необходимо творить добро. Только в этом случае можно приблизиться к Богу. Для этого необходимо вести нравственную жизнь.

Десять заповедей, данные нам, Иисусом Христом начинаются со слова «блаженны».

Номер заповеди Кто, согласно заповедям Христа блаженен Что их ждёт
1 Нищие духом Царство Небесное
2 Плачущие Утешатся
3 Кроткие Наследуют землю
4 Алчущие и жаждущие правды Насытятся
5 Милостивые Помилованы будут
6 Чистые сердцем Бога узрят
7 Миротворцы Будут наречены сынами Божьими
8 Изгнанные за правду Царство Небесное
9 Все христиане, ели их будут поносить и гнать, и злословить за Христа Награда на небесах сравнимая с наградой пророков

Необходимо помнить, что это заповеди блаженства. Их девять. Заповеди любви стоят отдельно. В общей сложности они образуют те десять заповедей, которые нам известны.

Первая заповедь говорит о блаженстве нищих духом

В тексте первой заповеди из заповедей блаженства сообщается о блаженстве нищих духом. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, что нищий духом человек сокрушён сердцем и смирен.

Его противоположность — гордый человек, имеющий о себе большое мнение и считающий себя духовно богатым.

 Мирослав Йотов. Дедушка Добри. Болгарский старец Добри ― образец человека, нищего духом. Он был смиренен перед Господом, вёл образ нищего и из собранной им милостыни помогал детским домам.
Мирослав Йотов. Дедушка Добри. Болгарский старец Добри — образец человека, нищего духом. Он был смиренен перед Господом, вёл образ нищего и из собранной им милостыни помогал детским домам

Духовная нищета подразумевает то, что человек видит себя в истинном свете. Как нищий носит чужую одежду и питается тем, что ему подадут, так и он понимает, что всё получил от Бога. Эта заповедь как бы продолжает заповедь любви, в которой говорится:

«возлюби Господа Бога своего всем сердцем».

Таким образом, только тем, кто будет смирён перед Господом, обещается Царство Небесное, ведь они понимают, что все, что у них есть — это не их заслуга, а дар Божий. Его необходимо преумножать во спасение души, а не использовать для обогащения и властвования.

Вторая заповедь обещает блаженство и утешение плачущим

Произнося вторую заповедь, Спаситель имел в виду не всякий плач, а только лишь плачь человека о своих грехах. Блаженство им обещано потому, что без покаяния нет единения с Богом. Этому препятствуют человеческие грехи.

Видеоролик: Евангелие от Матфея: 11.Нагорная проповедь. Блаженны плачущие.

Святые отцы говорят о покаянии, как о втором спасении. Кроме того, блаженными называются слёзы сострадания о ближнем своём.

Прощать людям согрешения Христос призывает на протяжении всей Нагорной проповеди.

Грехи есть у всех, поэтому не нужно кичиться мнимой безгрешностью, а каяться.

Ближнему же необходимо сострадать и только тогда плачущий может быть утешен, войдя в Царство Небесное.

Смысл третьей заповеди состоит в покорности Божьей воли и мире с ближними

Спаситель нас учит быть покорным воле Отца Небесного, как был покорен Он. Только взявший на себя бремя Христа может найти покой как в земной, так и небесной жизни.

Христиане кротостью и смирением, не ведя воин, смогли обратить в христианскую веру огромную Римскую империю.

Примером покорности Богу служит святой Серафим Саровский. Его чтут на Руси не только за чудеса им совершённые, но и за его смирение.

Он не стал сопротивляться разбойникам, которые были слабее его, позволил себя избить. Святой просто не решился нарушить заповеди Божьи и впасть тем самым в грех.

 Преподобный Серафим Саровский. Неканоничная икона. Святой ― пример кроткого человека. Когда на него в лесу напали разбойники, он мог зарубить их топором, но не сделал этого, так как боялся нарушить заповедь Божию. До конца жизни побоев, полученных от разбойников, ходил согбенный, с палочкой.
Преподобный Серафим Саровский. Неканоничная икона

Преподобный Серафим Саровский. Святой — пример кроткого человека. Когда на него в лесу напали разбойники, он мог зарубить их топором, но не сделал этого, так как боялся нарушить заповедь Божию.

До конца жизни побоев, полученных от разбойников, ходил согбенный, с палочкой.

Кроткие люди не должны сердиться и сердить других людей. Такой человек обязательно получит земные блага и сможет войти в Царство небесное.

Восстающие же против воли Бога и ближних своих, этого не получат. В Евангелии от Матфея говориться, что даже жертвовать в храме нельзя, если человек находится в ссоре с кем-нибудь:

«…оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим…»

(Мф. 5:23)

В четвёртой заповеди Христос обещает насытить ищущих истинное знание о Боге

В этой заповеди рассказывается не о тех, кто постоянно жалуется, конфликтует с окружающими, возмущается действиями властей и т.д. Иисус Христос здесь говорит о тех людях, которые желают Высшей Правды, то есть жизни в Боге. Для таких людей закон Божий важнее всех человеческих законов.

 Старинная библия 16 века. В Библии изложено Божественное учение. Церковь Господь назначил в качестве носительницы Божьей Правды.
Старинная библия 16 века. В Библии изложено Божественное учение. Церковь Господь назначил в качестве носительницы Божьей Правды

Господь дал нам слово Божие. Это Библия. В ней изложено Божественное учение. Носительницей Божьей Правды Церковь. Жаждать именно эту правду, как голодный, должен каждый христианин.

Для этого необходимо посещать Храм, читать церковную литературу, Евангелие, молится. В результате такие люди получать насыщение от вечного источника — Спаса нашего Господа Иисуса Христа.

Милостивые — блажены и будут помилованы: об этом говорит пятая заповедь Христа

Под милосердием понимаются добрые дела по отношению к ближним. Христос говорит:

«Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный…»

(Мф. 6:14.)

Бог любит всем и посылает добро всем. При этом он радуется, если грешник кается.

 Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885-1896 год. Милостивые добрыми делами оправдаются на Страшном Суде.
Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885 — 1896 год. Милостивые добрыми делами оправдаются на Страшном Суде

Мы же должны совершать добро по отношению к ближним своим, не ожидая награды за это.

Делая добро, мы тем самым служим Богу. тНаграду же он даст нам сам по Воле Своей.

Милостивые смогут оправдаться своими добрыми делами на Страшном Суде. Те же, кто не вторит добро, те не смогут оправдаться, и не войдут в Царство Небесное.

Шестая заповедь говорит о чистых сердцем, которые узрят Бога

Под чистотой сердца в этой заповеди понимается душевная и умственная чистота. Человек должен воздерживаться не только от греховных поступков, но и от греховных мыслей. Человек может не убивать другого и не воровать, но быть при этом абсолютно греховным.

Видеоролик: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8) — Осипов А.И.

Любые тёмные помышления впоследствии станут тёмными делами. Только человек, имеющий чистые помыслы, может стать ближе к Богу и узреть его.

Господа не увидит тот, кто нечист. Увидеть Господа можно только с помощью чистого сердца и чистой души. Если же они замутнены грехом, то Бога человек никогда не увидит.

В седьмой заповеди восхваляются миротворцы

Восьмая заповедь из Нового Завета говорит нам о том, что Бог любит тех людей, которые могут жить в мире с людьми и примирять их. Дело в том, что мы все Божьи чада и Отцу Небесному необходимо видеть, что мы все живём в мире.

Человек, живущий в мире с семьёй, соседями, знакомыми угоден Богу.

Тот же, кто со всеми конфликтует и разжигает ссоры, противен Ему.

 Пастырь добрый (мозаичное изображение на фасаде храм Покрова Богородицы Бутырской тюрьмы). Христос Спасителей с овцой на плечах. Иисус подал людям пример миротворчества, спустившись на землю искупить наши грехи.
Пастырь добрый (мозаичное изображение на фасаде храм Покрова Богородицы Бутырской тюрьмы). Христос Спасителей с овцой на плечах

Миротворцы ещё и потому угодны Господу, что они своей жизнью напоминают подвиг Христа. Иисус, сойдя на землю и искупив грехи человечества, восстановил связи с Богом. Она разрушилась из-за отпадения человека от Него при грехопадении.

Восьмая заповедь говорит о изгнанных ради правды

Христиане знают, что Истина — это Господь. Именно поэтому Его ещё называют Солнцем правды. За его, за Правду христиане принимали и принимают страдания.

Именно поэтому путь христианина считается путём воина Христова. Даже если нет гонений и притеснений, христианин вынужден всегда бороться с грехом.

 Илья Глазунов. Вечная Россия. Период гонений на православие в России во времена советской власти является образцом заповеди о изгнанных за веру.
Илья Глазунов. Вечная Россия. Период гонений на православие в России во времена советской власти является образцом заповеди о изгнанных за веру

Многие из тех, кто его окружает, не воспринимают праведный образ жизни. Поэтому верующий человек может подвергаться осмеянию и поруганию. Именно поэтому Господь обещает пострадавшим за правду Царствие Небесное.

Восьмая заповедь порождает девятую

Девятая заповедь Иисуса Христа — продолжение восьмой. Дело в том, что гонения за правду обычно сопровождаются гонениями за веру. Высшее же проявление любви к Господу — это желание пожертвовать жизнью ради Него.

Такое желание называется мученичеством. Все мученики за веру имеют высокую награду, а путь им указал сам Спаситель.

 Сорок мучеников Севастийских XVIII век. Москва. Севастийские мученики – образец поведения настоящего христианина.
Сорок мучеников Севастийских XVIII век. Москва. Севастийские мученики — образец поведения настоящего христианина

Мученики за веру будут всегда. Даже если человек живёт в христианской стране, он может стать жертвой предрассудков, которые Церковь ещё не победила, поэтому Господь и обещает мученикам Царство Небесное.

Кроме того, когда на землю придёт Антихрист, он будет преследовать христиан и к этому необходимо быть готовым.

Другие заповеди Иисуса рассказывают о христианской морали

Во время Нагорной проповеди Спаситель произнёс ещё несколько заповедей. Они составляют моральную основу христианства. Некоторые из заповедей стали крылатыми выражениями.

Так «не видишь бревна в твоём глазе» говорят часто, когда отвечают на несправедливые укоры. При этом многие даже не знают, откуда пошло это выражение.

Видеоролик: Нагорная проповедь. Толкование Евангелия от Луки.

Лучше всего изучить полный текст Нагорной проповеди, а не отдельные заповеди.

Дело в том, что если запомнить отдельные выражения, например, «ржа не истребляют и где воры» или «когда творишь милостыню, твори её тайно», то не всегда можно понять смысл остальных заповедей.

Сами же заповеди не подлежат суду и поэтому нельзя искажать их текст. Всё что сказано древним Новый Завет почитает.

Если что-то непонятно, стоит обратиться к священнику. Он, как в силу своего сана видящий тайное, сможет разъяснить смысл любой заповеди Христовой.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *