Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Смерть Иисуса. Казнь или оторванный тромб?

16.03.2019
413
Скачать эту статью

Смерть Иисуса Христа — пожалуй, самый известный эпизод Библии. Миллионы людей не представляют, чему учил Мессия, но вот как убили Иисуса Христа, знает почти каждый.

Немного проясним детали истории, которую рассказывает Евангелие.

Икона Спасителя Иисуса Христа
Икона Спасителя Иисуса Христа

Иисус Христос проповедовал в Иудее, а священники сочли его лжепророком и решили казнить

В контексте разговора про смерть Христа не будем подробно останавливаться на деталях Его жизни. Это сейчас не столь важно. Перейдём к фактам. За несколько лет до нашей эры, согласно евангельскому рассказу, родился удивительный человек, про которого позже скажут, что Он Сын Божий.

Примерно до 30 лет об Иисусе Христе почти ничего неизвестно, но затем Он выходит на проповедь по примеру своего родственника — Иоанна Предтечи, чьи ученики и составляют первую аудиторию Иисуса.

Первые ученики Иисуса Христа пришли к нему из учеников Иоанна Предтечи.

Есть разные оценки личности Христа. Говорят, что Он:

  • Пророк;
  • Обычный человек;
  • Выдумка;
  • Человекобог;
  • Сын Бога;
  • Архангел Михаил.

Мы будем придерживаться исключительно православной интерпретации. Согласно ей, Христос прославился чудесами и проповедями. Он позиционировал себя как истинного наследника иудейской веры, в то время как многие евреи в своей преданности Богу оказались недостаточно праведны.

Проповедь Иисуса Христа была неугодна первосвященникам Иудеи
Проповедь Иисуса Христа была неугодна первосвященникам Иудеи

Проповедь Христа не была чем-то уникальным для Иудеи. В те годы она находилась под властью Рима, храм был разрушен и эти обстоятельства евреи воспринимали как ужасные времена, в которые должен явиться Мессия. А потому таких «мессий» регулярно являлось достаточно.

Однако, согласно библейскому рассказу, именно Иисус Христос стал для первосвященников Иудеи проблемой. Они сочли Его лжепророком и решили любыми способами добиться смерти Христа.

Иисуса обвинили в том, что он называл себя Царём Иудейским

Так как Иудея находилась под властью Рима, решать вопросы казни мог только местный представитель власти — прокуратор Понтий Пилат. Нужно было придумать достаточное обвинение, чтобы прокуратор вынес смертный приговор.

Христа обвинили в том, что она называл себя Царём Иудейским.

Такой поступок, по римским законам, считался серьёзным преступлением.

Между Христом и Пилатом состоялся короткий диалог:

— Ты Царь Иудейский?

— Ты говоришь.

Вопрос Понтия Пилата понятен, а что сказал ему Иисус? Это утвердительная форма еврейского языка. То есть Он подтвердил обвинение. В Евангелии от Иоанна Христос высказывается более развёрнуто:

Ин. 18:29–38

 «Ты говоришь, что Я Царь. Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать о истине».

На что Пилат восклицает крылатое:

Понтий Пилат
прокуратор Иудеи

«Что есть истина?».

Христос оставляёт вопрос без ответа.

Как видим, здесь нет глубоких Булгаковских диалогов из «Мастера и Маргариты». Возможно, это кого-то разочарует. Лишь апокрифическое Евангелие от Никодима рассказывает, что диалог имел продолжение:

«Истина — от небес». Сказал Ему Пилат: «А в земном истины нет?» Сказал Иисус Пилату: «Внимай — истина на земле среди тех, которые, имея власть, истиной живут и праведный суд творят».

Как бы то ни было, Пилат не обнаружил вины Христа и отправил того на суд к царю Ироду, но тот лишь посмеялся над тем, что бродяга называл себя царём Иудейским, облачил того в белые одежды, как подобает претенденту на престол, и вернул к Понтию Пилату.

Понтий Пилат не нашёл вины Христа, но не смог Его оправдать.

Ещё дважды прокуратор попытался избавить Христа от Его страшной участи:

  • Пытался заменить казнь избиением;
  • Предлагал народу, по традиции, отпустить пленника в честь Пасхи.
«Что есть истина?» Христос и Пилат» — картина Николая Николаевича Ге
«Что есть истина?» Христос и Пилат» — картина Николая Николаевича Ге

Но иудейский народ оказался непреклонен. Пилат мог бы отпустить Христа, он даже заявил:

Лк. 23:4

«Я не нахожу никакой вины в этом человеке».

Но иудейские первосвященники могли спровоцировать беспорядки и пожаловаться на прокуратора кесарю, так что Пилату пришлось упустить и приговорить Иисуса Христа к казни через распятие.

Но ещё до самой казни над Христом издевались римские солдаты, которые причинили Мессии немало увечий.

С крестным путём Христа связано много легенд

Спасителя заставили нести крест к месту казни. По преданию это гора Голгофа. Если Вы посетите Иерусалим, то Вам покажут эту гору, но вовсе не факт, что она — то самое место, где был распят Иисус.

на картине Г. Мемлинг «Святая Вероника» изображен плат, на котором проступил лик Спасителя

Есть несколько версий, и не факт, что среди них хоть одна верная.

С крестным путём Христа связано много легенд. Вот лишь две из них:

  • Плат Вероники. Добрая иудейка Вероника оттёрла кровь и пот с лица Христа, после чего на её платке проступил лик Спасителя. В настоящее время известно несколько реликвий, которые претендуют на то, чтобы называться платом Вероники.
  • Вечный жид. Спаситель устал по дороге и попросил у еврея по имени Агасфер разрешения прислониться к стене его дома, но хозяин оскорбил Спасителя. Иисус Христос проклял этого человека бессмертием. Теперь Агасфер вынужден скитаться по свету до Второго пришествия.

Эти сюжеты имеют массу вариаций и много раз обыгрывались в художественных произведениях.

Агасфер (Вечный жид) — человек, по преданию, обречённый на бессмертие за оскорбление Христа (рисунок Г.Доре)
Агасфер (Вечный жид) — человек, по преданию, обречённый на бессмертие за оскорбление Христа (рисунок Г.Доре)

Иисуса Христа прибили к кресту, хотя есть заблуждение, будто это был столб

На Голгофе Иисуса Христа прибили к кресту. Есть люди, которые пытаются оспорить эту историю. Указывают на то, что в Библии нигде однозначно не говорится про крест, а стало быть, речь могла идти и о столбе.

Но о столбе речь идти не может. Апостол Фома после воскрешения Христа говорил, что поверит в то, что Учитель восстал из мёртвых, если увидит на ладонях раны от гвоздей. Гвоздей, а не гвоздя! При распятии на столбе была нужда лишь в одном гвозде.

Христа распяли меж двух разбойников: безумным и благоразумным

Обратимся к тексту Евангелия:

Лк. 23:32-43

«Вели с Ним на смерть и двух злодеев. И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону…

Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: «Если Ты Христос, спаси Себя и нас».

Другой же, напротив, унимал его и говорил: «Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал». И сказал Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» И сказал ему Иисус: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».

Фрагмент иконы «Благоразумный разбойник». Иисус распят между двумя разбойниками

Этих двух разбойников звали Дисмас и Гестас. Этот эпизод можно рассматривать как одно из искушений Христа. Ведь, на первый взгляд, разбойник говорит разумные вещи: если ты Бог, то чего висишь здесь на потеху врагам?

Но у Христа, согласно библейскому рассказу, как мы увидим дальше, иные цели. Поэтому Он не слушает Гестаса. Также игнорирует Спаситель и крики людей, которые ехидничают:

«Сойди с креста, и мы уверуем».

Хотя ясно, что это пустые обещания. Вера укрепляется не чудесами, а любовью и преданностью. А римские воины, забыв о распятии Иисуса и чести солдата, делили одежды Спасителя.

Перед смертью Христос дал последние наставления, попросил пить и обратился к Богу

Евангелие сообщает, что Христос успел обратиться не только к разбойнику, но и пообщаться с другими людьми короткими фразами, ибо вряд ли мог на последнем издыхании изъясняться иначе:

Иоан. 19:25– 28

«При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду. Тут стоял сосуд, полный уксуса. [Воины], напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его. Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух».

«Распятие Христа» Хуан Фландес
«Распятие Христа» Хуан Фландес

Автор Евангелия от Марка сообщает о другой фразе Христа перед смертью:

Мк. 15:34

«Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

Звучит это несколько странно для Сына Божьего, но в пользу версии этого Евангелия говорит то, что оно более древнее, чем остальные тексты.

Евангелие от Матфея подтверждает эту версию:

Мф. 27:46

«…а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».

А вот в Евангелии от Луки похожие слова есть, но звучат они уже в ином настроении, без упрёка Богу:

Лк. 23:46

«Отче! в руки Твои предаю дух Мой».

Когда умер Христос, один из воинов проткнул его тело копьём, чтобы удостовериться, что тот действительно мёртв. Затем воины сняли Иисуса с креста и позволили Его похоронить.

Также со смертью Христа связывают различные мистические события, описанные в Библии, но погружаться в них не станем.

Никто не знает точно, от чего умер Христос и кто убил Иисуса Христа

Кажется, вопрос о том, как умер Иисус не стоит. Перечислим разные версии того, от чего мог умереть Спаситель.

Умер от казни. Но всё не так однозначно. Дело в том, что провисел он около шести часов. Это незначительный срок для того, чтобы умереть. Но в то же время, тело Христа ещё до этого перенесло значительные истязания. Они могли ускорить Его гибель.

6 часов
примерно столько Спаситель пробыл на кресте

Скончался от нанесённых ранее увечий. Издевательства не только могли только ускорить смерть Христа, но и стать её причиной.

Убит ударом копья в сердце. Есть и такое мнение. Спаситель до этого мог просто лишиться сознания. Тогда римский воин — вот, кто убил Иисуса Христа.

Погиб в результате оторванного тромба. Профессор Беньямин Бренер из Хайфского медицинского центра проанализировал обстоятельства, которые предшествовали казни Христа и пришёл к выводу, что такой исход выглядит самым вероятным.

Есть мнение, что Иисус не погиб

Почему умер? Удивляются некоторые люди. У них есть свои интерпретации событий той ужасной пятницы:

  • Иисуса Христа приняли за мёртвого, но Он пришёл в себя в гробнице. Эта версия позволяет скептикам объяснить Воскресение Христово самым простым образом, без участия сверхъестественных сил.
  • Вместо Христа казнили другого человека. На эту тему много спекуляций. Самая интересная — в Евангелии от Варнавы, где внезапно Иуду начинают видеть Христом и распинают вместо Спасителя. Но это апокрифическая версия. Православие её в серьёз не рассматривает.
С точки зрения христианства, Христос умер за грехи раскаявшихся грешников, чтобы дать им спасение по вере
С точки зрения христианства, Христос умер за грехи раскаявшихся грешников, чтобы дать им спасение по вере

Иисус умер за грехи человечества

Так за что умер Иисус? В Евангелии есть три уровня причины:

  • Уровень 1. Номинальная причина. За то, что называл себя Царём Иудейским. Это был повод казнить Христа.
  • Уровень 2. Реальная причина. За то, что мешал иудейским первосвященникам проповедью. Если бы не их интриги, ничего бы не случилось.
  • Уровень 3. Духовная причина. Христос был распят за грехи человечества. Эта точка зрения строится на том, что, согласно закону Божьему, всякий грешник должен пострадать за свои грехи. Но из любви Господь хочет уберечь своё чадо от такой участи.
3 причины
есть в Евангелии, за что умер Иисус

Принудить человека Бог не может, так как подарил ему свободу выбора. Отменить собственное решение о том, что всех грешников ждёт кара, Бог тоже не способен.

Поэтому Бог идёт на ухищрение: Он Сам в образе Христа переносит страшные муки за любого человека, который:

  • Искренне покается в своих грехах;
  • Начнёт праведную жизнь;
  • Примет Иисуса Христа как своего Спасителя.

Так Господь формально обеспечивает сохранение своего же правила об обязательной каре за грехи, с другой же стороны Бог избавляет человека от страданий тем, что Сам по своей любви переживает их и умирает. В Библии это называется «умереть для греха».

Таким образом человек будто действительно умирает для греховной жизни, а сам получает второе рождение в жизни во Христе.

Это именно православная точка зрения. Далеко не все, кто верит в реальность Иисуса Христа, на 100% с нею согласны.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *