Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Сила моя совершается в немощи

27.12.2018
3 843

Эта фраза справедливо вызывает недоумение. Неужели она и правда приписывается всевышнему и всемогущему Господу?

«Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».

(2Кор.12:9)

Как Он может быть немощным, да ещё и находить в этом состоянии обратную сторону — силу? Есть далеко не одно толкование приведённого отрывка. Давайте с ними ознакомимся и поговорим о том, в чём же она — сила Божья.

Эта фраза появилась во 2-ом послании к Коринфянам

Фраза «сила моя совершается в немощи» появилась в девятом стихе двенадцатой главы Второго послания к Коринфянам святого апостола Павла. В этом тексте он обращается к христианской общине в городе Коринф — довольно крупного для своего времени портового поселения.

57 год
время, когда апостол Павел написал второе послание к Коринфянам

Апостол написал это послание в 57 году. Чуть ранее он уже обращался к этой общине и уже знал, что его предыдущее обращение коринфянине читали. Это не единственные послания к коринфянам, но остальные до наших дней не дошли или, по крайней мере, ещё не найдены.

Ученик Иисуса Христа Павел говорит в этом послании следующее:

«Впрочем, если захочу хвалиться, не буду неразумен, потому что скажу истину; но я удерживаюсь, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит или слышит от меня.

И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился.

Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня. Но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова.

Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».

(2 Корф. 6–10)

Этот текст толковали многие святые старцы, богословы и простые священники. Рассмотрим их версии.

Апостол Павел употребил фразу «сила моя проявляется в немощи» во 2-ом послании к Коринфянам
Апостол Павел употребил фразу «сила моя проявляется в немощи» во 2-ом послании к коринфянам

Феофан Затворник полагал в своем толковании, что сила Бога специально проявляет себя через немощных людей

Очень обстоятельно подошёл к толкованию отрывка святитель Феофан Затворник. Он прокомментировал слова апостола так:

Довольно для тебя благодати моей — то есть, хватит, больше не требуется. О чём говорит Господь? Апостол обладал многими удивительными дарами Бога:

  • мог исцелять больных;
  • воскрешать мёртвых;
  • творить прочие чудеса.

Этого достаточно. Есть масса разных жизненных обстоятельств. Апостол Павел часто попадал в сложные ситуации. Ему угрожали, вгоняли в страх, покушались убить. Но это не причина винить во всём Господа и требовать его вмешательства.

С точки зрения Феофана Затворника, Господь здесь говорит апостолу Павлу, что все эти неприятные события — не от немощи Божьей. Напротив, это показатель Божьей силы. Это и приводит ко второму тезису:

Феофан Затворник обращал внимание, что Бог являет силу через слабых людей.

Сила Моя совершается в немощи — то есть, не в чудесах Бог являет свою силу, а в победе над такими ситуациями. Продемонстрировать Божью силу лучше всего именно такими путями:

  • победить гонителей;
  • избавиться от недоброжелателей;
  • обратить в бегство преследователей.

Немощь человеческая — это прекрасный повод для Господа явить Свою истинную силу. А просьбы избавить от подобных ситуаций против главной задумки — продемонстрировать силу Божью в её полноте и совершенстве.

Речь вовсе не о физической силе. Напротив.

Феофан Затворник приводит отличный пример: Слово Божье проповедуют не мудрецы, а простые люди.

Если бы проповедником стал мудрый пророк, образованный священник, какой-нибудь маг, то интерес людей к Учению можно было бы списать на ораторское искусство и интеллект такого человека.

Но Бог не избирает таких путей. Чтобы продемонстрировать Свою силу, Он направляет на проповедь «немощных» — тех, кто не так красноречив и умён.

Но это нисколько не мешает Слову Божьему дойти до сердец слушателей. Потому что оно сильно, и сила эта лучше всего видна в немощи.

Потому апостол Павел и добавляет, что важно, чтобы в нём обитала сила Христова.

Иоанн Златоуст считал, что апостол писал о полном доверии к Богу, а испытания выделяли его среди других проповедников

Святитель Иоанн Златоуст в этом отрывке делает акцент не на немощах, а на общем смысле. О чём здесь говорит апостол Павел? О том, что он сталкивался с множеством трудностей, он был гоним, он много рисковал и просил Бога вмешаться.

Но Господь остался глух к этим молитвам, хотя апостол Павел трижды просил помочь ему.

Иоанн Златоуст считал, что немощь Павла выделала его среди прочих проповедников
Иоанн Златоуст считал, что немощь Павла выделала его среди прочих проповедников

Иоанн Златоуст полагает, что весь отрывок — это объяснение того, почему Бог далеко не всегда отвечает на молитвы.

Человек — существо ограниченное, а Бог — Всесведующее и Всесильное. Разумеется, Всевышнему лучше знать наперёд, что человеку полезно, а что навредит. Поэтому не всегда Он считает нужным ответить на молитву. А человек со своего уровня заблуждается насчёт того, что ему требуется.

Апостол Павел просил Господа избавить его от сложных обстоятельств, в которых он был бессилен. Но Иоанн Златоуст отмечает, что именно этот момент превозмогания и выделяет апостола среди других пророков его времени:

«Чтобы (коринфяне) не пали духом, видя, что лжеапостолы хвалятся совсем противным, а истинные (апостолы) терпят гонения,

(Павел) показывает, что чрез гонения он делается еще славнее, что в этом особенно обнаруживается сила Божия, и что совершающееся с ним достойно того, чтобы хвалиться.

Поэтому и говорит: «охотнее буду хвалиться».

«Не от скорби сказал я исчисленное мною выше, или упоминаемое теперь, то есть, что «дано мне жало в плоть»; напротив, я этим украшаюсь, и привлекаю на себя еще большую силу (от Бога)».

Иоанн Златоуст
святой

Также Иоанн Златоуст предостерегает от трактовки выражения «жало в плоть» как телесного недуга. Это не какая-нибудь головная боль, а, скорее, гонения и сложности.

Севериан Габальский и Амвросаст считали, что гонения и притеснения укрепляют в силе

Севериан Габальский полагал, что тяжёлые времена, скорбь, различные трудности — всё это укрепляет человека. Поэтому немощь — состояние, когда человек ничего не способен противопоставить обстоятельствам. Но это отличная возможность, чтобы духовно вырасти.

Аналогичное мнение имел и Амвросиаст. Но он рассматривал вопрос чуть под другим углом. Вовсе не трудности укрепляют силу человека, а терпение. Оно — то самое чувство, которое позволяет взрастить в себе силу. Поэтому любые испытания — это и вызов, и возможность стать лучше.

Амвросиаст говорил, что сложность — это вызов, чтобы стать сильнее.

Амвросиаст призывал радоваться притеснениям и сложным периодом в жизни, так как они открывали перспективы для духовного развития человека.

Испытания — это шанс доказать свою преданность Богу, и упускать его, конечно же, не стоит.

Исидор Пелусиот видел в жертвах апостолов подвиг, который превращает унижение в силу

Преподобный Исидор Пелусиот считал, что победа апостолов заключается в том, что они добровольно шли на страдания. Он считал это большей заслугой, чем победа в битве. Их подвиг оставлял память и всегда шёл на пользу учению Иисуса Христа.

Эти люди, как отмечает Исидор Пелусиот, сумели преодолеть собственные слабости. Необразованный человек обучался красноречию и выступал в богословских спорах, мытари внезапно переставали стяжать.

Каждый из первых христианских деятелей избирал сложный путь, подобно тому, как и сам Христос страдал, терпел унижения, но вышел победителем.

Казнь апостола Павла. Исидор Пелусиот считал, что такие жертвы дали силу христианству
Казнь апостола Павла. Исидор Пелусиот считал, что такие жертвы дали силу христианству

Апостолы мучились, умирали, но это не была простая смерть, ведь за этой смертью шли мощные последствия — десятки и тысячи людей обращались к вере.

Так смерть это или жизнь? Чего больше в этом? Немощь ли? Или же сила? Казалось бы, ситуация выглядит одной, но оборачивается прямо противоположной.

Сегодня апостол — узник в тюрьме, а завтра — основателей многотысячной религии. Это проявление Божественного Проведения, которое человек не способен держать под контролем.

Иосиф Оптинский считал, что немощь спасительна для души человеческой

Преподобный Иосиф Оптинский в письмах тоже размышлял о том, как можно найти силу в нашей немощи. Он считал, что немощь нужна, чтобы добиться вечной жизни.

«Без сомнения, вы можете оставить начальство, дабы избежать скорбей. Но куда же можно от них укрыться? И кто из людей живет без скорбей? Недаром земная наша жизнь названа юдолью плача.

При перемене жизни скорби только изменяться могут, но легче от сего быть не может; напротив, скорби могут усугубиться, как сказали старинные люди: «побежишь от волка, нападешь на медведя».

И Господь наш Иисус Христос во св. Евангелии нигде не заповедал своим последователям бегать скорбей, а всегда учил терпению, говоря:

«В терпении вашем стяжите души ваша» и «претерпевый до конца, той спасен будет».

И блаженными назвал терпящих поношения, гонения и всякие скорби. Все угодники Божии достигли вечной жизни скорбным путем.

А потому и вы лучше предайтесь в Его святую волю, ибо без воли Его ничего с нами не бывает».

Иосиф Оптинский
священник

У современных священников тоже нет единого толкования

Священник Николай Гулейко так комментирует высказывание апостола Павла:

«В этом отрывке речь идет о смирении, которое позволяет Божественной благодати действовать в человеке.

Наверное, самое запоминающееся объяснение этому месту Священного Писания дал митрополит Антоний (Сурожский):

«Эта немощь — не трусость, не робость, не безволие, не лень…

Речь идет о другой немощи: о сознании, что мы не можем достичь того величия, к которому мы призваны, если только Бог не поможет нам».

Николай Гулейко
священник

А вот мнение Иеромонаха Иова (Гумерова):

«Испытывая собственную немощь,

человек полнее чувствует

и осознает в себе силу Божию,

входящую в него, как дар свыше.

Эта сила давала возможность св. апостолу

совершать великие миссионерские труды».

Иова Гумеров
иеромонах

Стоит принять к сведению все версии, либо избрать ту, к которой лежит сердце

Если святые отцы не смогли договориться между собой, то как же простым мирянам понимать смысл этих высказываний? Есть два пути и каждый по-своему хорош.

  1. Принять всё к сведению. Святое Писание — это сложная, многоуровневая книга. Порой, в одной фразе можно обнаружить много глубинных смыслов. Это чудесные тексты, которые позволяют передать десятки смыслов всего парой слов. Нет ничего удивительного в том, что апостол Павел мог подразумевать сразу всё, что увидели в его высказывании святые отцы, — и даже больше.
  2. Слушать голос сердца. Все люди ошибаются. Святые отцы — тоже люди, пусть и духовные. Слепо доверять никому нельзя, но всё же такие люди редко допускают серьёзные промашки. В тех случаях, когда среди них нет единства, стоит прислушаться к голосу сердца. Сам Господь может нам подсказать, какое толкование будет лучше для нас и для нашей жизни.

Пусть даже апостол Павел и не вкладывал в свои слова тот смысл, который увидел, скажем, Иоанн Златоуст. Но что это меняет? Рассуждения святого всё равно полезны для жизни верующего.

Комментарии

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *