Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Протестанты — это сектанты или нет

14.11.2018
1 874
Скачать эту статью

Что Вы представляете, услышав слово «секта»?

У кого-то возникнет образ оккультных ритуалов в круге из свечей. Другой назовёт сектой любую религию, где нет Иисуса Христа.

Вот и протестантизм вызывает немало споров и вопросов среди верующих. Часто говорят, что есть протестантские секты. А в целом протестанты — это сектанты или нет?

Изложим православную точку зрения. Учитывайте, что у других направлений христианства может быть свой взгляд.

31 октября 1517 Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, чем дал начало протестантству, он противопоставлял новое течение сектам
31 октября 1517 Мартин Лютер обнародовал 95 тезисов, чем дал начало протестантству, он противопоставлял новое течение сектам

Секта — не признанное на государственном уровне общество людей, чьи общие религиозные взгляды противоречат господствующей религии

Слово «секта» нужно рассматривать в соответствии с его истинным значением.

В обиходе этот термин употребляют где ни попадя. И зря. Из-за такой небрежности многие люди, не ориентирующиеся в богословии, называют сектой всё, что не православно.

Католические церкви у них — секта, протестантизм — тем более, индуизм — и подавно. А это не правильно.

Обратимся к мнению специалистов. Александр Буганов в «Справочнике по ересям, сектам и расколам пишет»:

«Разграничение терминов «секта», «ересь», «вероисповедание» довольно условно, установилось оно в новое время (после Реформации)».

«Не существует резкой границы и между понятиями «секта» и «вероисповедание».

История борьбы различных религиозных движений знает немало примеров, когда секты добивались признания за ними права называться Церквами, или вероисповеданиями.

Даже в официальных документах, принадлежащих одной исторической эпохе, одна и та же община могла именоваться и сектой, и Церковью, в зависимости от отношения к ней правительства».

С. В. Булгаков
книга

Однако размытость границ понятий не так серьёзна. Вывести хотя бы условные определения возможно:

«Сектой принято считать организованное общество людей, взгляды которых согласуются между собой и противостоят господствующей Церкви. Данное слово обычно употребляют по отношению к совокупности лиц, следующих определенному учению».

И важно различать понятия «секта» и «ересь». Первое — это организация, второе — учение:

«В слове «ересь» обозначено, скорее, содержание самого учения. В ереси первых веков христианства начинались не с отрицания церковного учения как такового, но с попыток поставить под сомнение какой-либо пункт учения».

При этом ересь — это не сектантское учение, а направление мысли внутри религиозного течения:

«Инициаторы и последователи ересей не осознавали себя в оппозиции к Церкви, ее авторитету, а, наоборот, являлись, по их собственному мнению, истинными выразителями и продолжателями христианства».

При этом неправильно путать ересь с мнением. Согласно «Догматическому богословию» протоирея Олега Давыденкова, в любом религиозном течении могут быть:

  • догматы — вероучительные истины, принятые на Вселенских соборах;

  • вероучительные истины — догматические определения, принятые Церковью как истинные, но не закрепленные определениями Вселенских Соборов;

  • богословские мнения — суждения по вероучительным вопросам, не получившие общецеркоовного признания.

Олег Давыденков
Российский богослов

Существуют ложные богословские мнения даже среди святых отцов. От ошибки никто не застрахован. Но это ещё не ересь.

Любая еретическая идея, если не умирает, формирует круг её приверженцев — секту.

Ересь подрывает фундаментальные основы религиозной традиции.

То есть дистанцируется от церкви. Снова процитируем «Справочник по ересям, сектам и расколам»:

«В случае разрыва с Церковью, в процессе дальнейшего обособления противостояние приобретало характер несогласия не в каком-либо частном пункте, но уже касалось учения в целом.

Выделившись из Церкви, ереси, как правило, дробились на отдельные толки с более замкнутой организацией.

Поэтому употребление термина «секта» по отношению к ересям допустимо, вероятно, лишь к этой второй стадии их развития».

Мартин Лютер
богослов

А вот какие признаки христианских сект привёл сам основатель протестантизма Мартин Лютер:

  • секты — не прямые преемники апостольского учения;
  • секты действуют там, где Евангельское учение уже посеяно;
  • секты проповедуют по собственной инициативе, без позволения религиозной традиции.

Поэтому секта — это религиозная группа, паразитирующая на основном учении. Её отвергает традиция. Но любая секта потенциально может стать вероисповеданием — если её признают на уровне государства.

Из-за этого в разных странах список сект отличается. Секты бывают и мусульманскими, и христианскими, и любыми другими.

Протестантизм — не секта, а направление христианства

Протестантизм не отвечает признакам секты. Это ветвь христианства и самостоятельная религиозная традиция. Если секта образуется под воздействием еретических идей, то протестантские церкви — это результат церковного раскола.

Раскол вовсе не зависит от богословских разногласий, хотя и не исключает их. Его вызывает множество причин, их совокупность, в том числе — административные, политические, национальные и т.д.

Богослужение в Евангельской церкви — одной из множеств направлений протестантизма
Богослужение в Евангельской церкви — одной из множеств направлений протестантизма

Нет ничего удивительного в том, что под влиянием времени, культурной среды, церковных деятелей, у каждой церковной ветви проявляются свои черты.

Но это не отменяет главного: отколовшаяся, в нашем случае — протестантская церковь — это не секты. Причин это утверждать достаточно:

  1. Протестантизм имеет цепочку преемственности от апостолов. Традиция рукоположения священников сохранилась в ряде деноминаций. Например, англиканстве и старокатоличестве. Хотя многие направления протестанитизма на первый план ставят соответствие церковному Священному Писанию, а преемственность через рукоположение игнорируют. Верность служения библейским принципам для протестантов — главный признак преемственности учения апостолов.
  2. Остальные конфессии воспринимают протестантизм, как самостоятельное направление христианства.
  3. Государства всего мира признают протестантизм не сектой, а полноценным вероисповеданием.

Протестантизм — это примерно 2000 направлений христианства без монашества, почитания икон, безбрачия и противопоставления мирян с духовенством

Протестантизм — это не единое религиозное направление.

Он раздроблен на 2000 течений: лютеране, кальвинисты, реформаты, англикане и т.д. Из-за этого довольно сложно говорить о протестантской церкви в общем и не противоречить входящим в неё традициям. Однако можно выделить общие признаки протестантизма:

  • миряне и духовенство не противопоставляются;
  • нет института монашества;
  • не требуется безбрачие служителей;
  • не почитаются святые;
  • не молятся на иконы;
  • простая церковная иерархия.

Обрядовую часть протестанты воспринимают как символическую. Например, у них нет идеи причащения телом Христа. У них причастие — это напоминание о Спасителе. Аналогично и с крещением — оно несёт символический характер.

В частности, баптисты и меннониты и другие говорят, что крещение — это только внешнее. А спасение же происходит по вере в Христа — и больше не почему

Реформаты, пресвитериане, лютеране, англикане и другие считают, что крещение — знак завета с Богом. Но сам по себе этот ритуал не даёт ни защиты, ни благословения. Это только вхождение в Завет. Надо остальным нужно ещё работать.

Упор сделан на рационализацию религии. Например, многие протестантские направления отвергают возможность крещения младенцев. Смысл в том, чтобы позволить человеку принять веру в сознательном возрасте. Также часто отсутствует идея священности самого таинства.

Для протестантов авторитетны только первые четыре Вселенских Собора.

Представители всех протестантских направлений с большим усердием изучают Священное Писание и выпускают много литературы с толкованиями.

В протестантизме есть секты, как и в любой религии

Как и в других религиозных традициях, в протестантизме есть секты. Но это не черта протестантизма, а беда всех конфессий. В православии тоже есть: хлысты, младостарцы, самокрещенцы и т.д.

В отношении того, принадлежат ли те или иные протестантские общины к сектам или вообще к протестантизму, ведутся дискуссии.

Например, «Общество Сторожевой Башни» имеет общие с протестантами признаки. Но поставить знак равенства нельзя.

Во-первых, этого не хотят сами свидетели Иеговы.

Во-вторых, у этой организации имеются черты, не характерные для протестантизма.

Есть и другие спорные направления: Движение харизматиков, Движение веры, Пятидесятники и т.д.

Каждое из этих течений заслуживает отдельной аналитики. Несправедливо было бы рассматривать их в совокупности и выдавать общую характеристику.

У протестантов упрощённая богослужебная практика

Протестанты стараются во всём следовать простоте и практичности. Свечи при богослужениях используются очень редко. Например, они есть у лютеран и англиканей. У этих же направлений встречаются кресты.

Обстановку выдерживают строго: никаких цветов, позолоты, икон и т.д. За редкими исключениями. Всё это считают ненужными атрибутами.

Служители обычно предпочитают обычную одежду делового стиля: галстук, рубашка, пиджак и т.д. В этом свой смысл: Иисус Христос не носил никаких пышных церковных одеяний, апостолы тоже. Значит, не нужны они и священнослужителю.

В залах для служений есть скамьи, возможно, подиум для выступающего, микрофон. Это протестанты считают достаточным, ведь вера не в стенах.

Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — здание лютеранской церкви
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла — здание лютеранской церкви

Поскольку протестантская церковь неприхотлива в выборе помещений, зачастую они просто арендуют какие-нибудь здания или залы.

Но это всё не обязательные условия и бывает иначе.

Скажем, кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла выглядит роскошным зданием в традициях храмовой архитектуры.

Он основан в 1905 году лютеранской церковью. Архитектор В. А. Коссов.

1905
в этом году основан Лютеранский собор святых апостолов Петра и Павла

Этот протестантский собор имеет при себе комплекс зданий и орган. Однако внутри — традиционная для протестантизма белизна стен и скамейки.

Чтобы стать протестантом, нужно изучить эту традицию и креститься

Как становятся протестантами? Это сознательный выбор человека.

Ядро протестантизма — идея о сознательном принятии религии.

Поэтому очень мало направлений этой традиции, в которых человека крестят с рождения. Хотя есть и такие.

Нужно пройти долгий путь и хорошо изучить идеи протестантской церкви. Важно, чтобы человек действительно понял, каково мировоззрение христианина и чем, собственно, эта церковь отличается от остальных. Иногда нужно сдавать экзамен, например, ответить на вопросы катахезиса.

Когда решение осознанно принято, человека крестят.

Чаще всего у протестантов обряд несёт символический характер, хотя многое зависит от конкретной традиции. После этого человек может считать себя протестантом и продолжать жить по вере. Рекомендуется тщательно изучать Библию.

Обрядовая сторона не столь важна для протестантизма. В нём нет идеи посещения храма и молитвы на иконы. Домашняя молитва — более распространённая практика.

Если протестантом желает стать православный, то встаёт вопрос о перекрещивании. Его решают по-разному. Если православный крещён в несознательном возрасте, то чаще всего ему рекомендуют креститься в протестантизм.

Протестантское крещение. Баптизм

Но это трактуется не как перекрещивание, а как первое осознанное крещение. То, что произошло в детстве, не считается правильно совершённым таинством.

Если же православный верующий крещён в сознательном возрасте, то его могут не перекрещивать. Среди протестантов популярна идея, что крещение в православии или католицизме тождественно любому другому.

Человек уже вступил в Церковь Христа, а выбор традиции этот факт никак не меняет.

Комментарии

  1. Сергей:

    Многие положения в статье противоречат учению Православной церкви.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *