Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Князь Андрей Боголюбский

23.11.2018
177
Скачать эту статью

При взгляде на его скульптурный бюст, сложно опознать славянина. Столь сильно выражены монгольские черты. И тем не менее, Князь Андрей Боголюбский — первый правитель Владимирской Руси, сын Юрия Долгорукого.

Этот человек прославился, как удалой воин. Тяжесть мечей, которыми он постоянно орудовал, скрючила спину. Святой Андрей с детства воспитывался, как былинный витязь. Но он умел проявить великодушие, всегда пытался примириться с врагом.

Андрей Боголюбский — православный князь, сын Юрия Долгорукого, строитель и великий воин

1110
в этом году родился Андрей Боголюбский

Андрей Боголюбский родился в 1110 году. Он имел внушительную родословную: дед — Владимир Мономах, отец — Юрий Долгорукий. Уже с детства будущий святой и правитель проявил большой интерес к христианству.

Ему нравилось молитвы, он прилежно относился к церковным службам. Современники отмечали особый трепет Андрея Боголюбского перед православием.

Он прославился как участник множества военных операций ещё в годы правления отца. Храбрости будущему князю действительно было не занимать, он не раз оказывался на волосок от смерти.

Но это не отпугивало его, и Андрей Боголюбский вновь и вновь с оружием возвращался в седло.

Своё везение в битвах Андрей Боголюбский объяснял Божьей помощью. Он молился — и считал, что именно обращение к высшим силам хранит его от смерти.

Также Андрей Боголюбский известен как строитель храмов и городов. Не без его участия появилась и разрослась Москва.

Бюст князя Андрея Боголюбского
Бюст князя Андрея Боголюбского

Божья Матерь во сне указала Андрея Боголюбскому, где построить её храм и город Боголюбов

В 1154 четвёртом году Андрей по распоряжению отца стал жить в уделе Вышгород, что под Киевом. Однако не прошло и года, как случилось невероятное: в местном храме двинулась икона Божией Матери.

Андрей Боголюбский не стал отрицать чуда, а расценил его как знак свыше. Он знал, что по преданию, автор иконы Божьей Матери — евангелист Лука.

А это много значило для этого верующего человека. Взяв икону в руки, он двинулся на север от своего удела.

Владимирская икона Божией Матери, её князь Андрей взял с собой в дорогу
Владимирская икона Божией Матери, её князь Андрей взял с собой в дорогу

Неподалёку от Владимира кони остановились, и там Андрею приснилась Богородица. Она держала свиток в руках и говорила:

«Не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни».

Князь Андрей послушался Богородицу и построил в том месте храм для её иконы. Там же заложили город Боголюбов. Историки спорят, князь ли получил прозвище от города, либо город назвали в честь князя.

Боголюбская икона Божией Матери, она написана на основе сна князя Андрея
Боголюбская икона Божией Матери, она написана на основе сна князя Андрея

Князь Андрей Боголюбский построил 13 храмов, перенёс столицу во Владимир и пытался сделать там митрополию

В 1157 году, после смерти Юрия Долгорукого, началось правление Андрея Боголюбского. Он предпочёл не возвращаться в Киев.

1157
в этом году Андрей Боголюбский стал правителем Владимирской Руси

Во Владимире князю нравилось больше. Сюда он перенёс столицу и занялся строительством.

Через три года появился Успенский Собор, ещё позже — Золотые Ворота, церковь Спаса на Княжьем дворе и много ещё чего.

Успенский собор во Владимире — его распорядился построить Андрей Боголюбский
Успенский собор во Владимире — его распорядился построить Андрей Боголюбский

Даже по современным меркам Андрей Юрьевич Боголюбский строил очень быстро и много. При этом князь пользовался услугами европейских зодчих, что сказалось на архитектуре.

30 храмов
Столько, Андрей Боголюбский, построил за свое правление

За годы его правления появились новые тринадцать храмов. Для XII века — это серьёзный размах.

Но не только христианские атрибуты интересовали великого князя. Своим долгом он считал распространение христианства, а потому он много внимания уделял призывам принять православие. С ним он обращался ко всем приезжим, например, к купцам.

Благоверный великий князь Андрей хотел учредить митрополию в Северо-Восточной Руси.

И послал своего кандидата, архимандрита Фёдора, в Константинополь. Однако Патриарху Луке Хризовергу эта идея не пришлась по душе.

Он ознакомился с княжьей грамотой и предпочёл компромисс — посветил Фёдора в епископа Владимирского. В то время как епископом Ростовским поставил византийца Леона. Это создало двоевластие в епархии.

Напряжённая ситуация не могла длиться долго. Киевский митрополит Константин I потребовал доставить к нему епископа Фёдора и жестоко расправился с ним.

Владимир так и не приобрёл большого весу в православном мире при жизни князя Андрея. Однако фундамент для будущих перемен был заложен.

Андрей Боголюбский хотел покончить с феодальной раздробленностью и править единолично

Великий князь Андрей сильно изменил представления своих современников о власти и роли правителя. Прежде считалось, что трон тесно связан с местом. Если ты владеешь Киевом, значит ты — глава государства.

Андрей Боголюбский пренебрёг старой традицией и показал, что ему не нужно переезжать в Киев и всеми силами держаться в городе, чтобы оставаться у власти. Он сам, правитель, представлял собой подлинную власть.

Не место красит человека, а человек место. Так получилось в случае Андрея Боголюбского.  Его авторитет сильно возвысил значимость Владимира.

Андрей Боголюбский твёрдо решил править единолично.

Он приложил руку к тому, чтобы на Ростовской земле не осталось его родни и бояр, прежде преданных Юрию Долгорукому. Дружина при князе Андрее приобрела особое значение для государя.

Князь Андрей Боголюбский был противником феодальной раздробленности Руси и воевал с другими князьями. Он успешно захватил Киев в 1169, а через год оправился брать Новгород.

Историк Н.И.Костомаров в книге «Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей» рассказывает предание:

«Уже в трех церквах новгородских на трех иконах плакала Пресв.

Богородица: она предвидела беду, собиравшуюся над Новгородом и его землею…

в ночь со вторника на среду второй недели поста — как гласит предание — новгородский архиепископ Иоанн молился перед образом Спаса и услышал глас от иконы:

«Иди на Ильину улицу в церковь Спаса, возьми икону Пресвятой Богородицы и вознеси на забрало…, и она спасет Новгород».

На другой день Иоанн с новгородцами вознес икону на стену у Загородного конца между Добрыниной и Прусской улицами».

Н.И. Костомаров
историк

Вскоре Новгородцы нашли общий язык с князем Андреем и заключили с ним мир.

Князь Андрей нажил много врагов среди подданных, и в итоге его убили заговорщики

1171 году умер киевский князь Глеб Юрьевич, брат Андрея. Старая столица стала переходить из рук в руки. Споры между князьями переросли в вооружённые столкновения, и Андрей Боголюбский понёс большие потери. Это сильно подорвало его авторитет.

Современники много и часто жаловались на князя за его стремление самовластвовать. Князей не устраивало, что он перемещал их по стране, как пешки.

Люди из окружения Андрея Боголюбского замечали, что тот становится всё более жестоким.

Историки отмечают, что, не смотря на активную деятельность, никаких существенных благоприятных перемен для государства князь не добился.

Постепенно недовольство его властью преодолело критическую черту.

Слуга Яким Кучкович подговорил приятелей совершить убийство Андрея Боголюбского.

Для храбрости заговорщики напились вина и выломали дверь в спальню князя. Он бросился к месту, где хранил меч, но его заблаговременно похитили. Мечами и копьями Андрея Боголюбскому наносили раны, а он, будучи крепким, продолжал сражаться.

В какой-то момент заговорщики подумали, что князь мёртв и оставили его.  Андрей Боголюбский встал и попытался сбежать, но его нашли по кровавому следу. Перед смертью князь крикнул:

«Господи, в руки Твои предаю дух мой!».

За наследство убитого князя развернулась борьба.

Святой благоверный князь канонизирован русской православной церковью примерно в 1702 году. День его памяти — 4 (17) июля. Мощи его хранятся в Успенском соборе — том самом, что во сне приказала построить Богородица.

Святой Андрей Боголюский — покровитель политиков, строителей и управленцев

Князя Андрея Боголюбского считают покровителем:

  • политиков;
  • управленцев;
  • строителей.
На фото — икона Андрея Боголюбского
На фото — икона Андрея Боголюбского

К князю Андрею существует множество молитв. Вот лишь несколько.

Молитва первая благоверному великому князю Андрею Боголюбскому:

О, святый благоверный великий княже Боголюбский Андрее!

Рабе Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже добродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо доброхвальный, правителю державный и дерзновенный!

Русь Святую на уделы и княжества разобщенную, Божиим хотением хотящий во единое Русское Царствие собрати и единодержавно Ею правити, да непреоборима пребудет от всех враг видимых и невидимых, возстающих на православныя христианы.

Да не тщетны будут твои святии деяния во славу и честь Бога Христианскаго,

идеже твое Богосветлое строение Богом любимаго Царства Православнаго на Русской Земле зрим и величаем,

егда стольный град Владимир и Боголюбивую обитель Пресвятей Богородице воздвигнувый, идеже ты в ней посреди нощи неповинне злочестивыми и клятвопреступными своими слугами взятый и от рук их беззаконно и жесточайшими мечами убиенный,

и честною кровию своею истекаемый, твердое основание Единодержавию Православной Руси тако положивый.

И ныне мы, грешные рабы Божии (имена),

в Богомощное небесное предстательство твое веруем,

ибо мученическим венцем житие твое запечатлевшее, молим тя, да избавит нас Господь от крамолы слуг антихристовых и от кровавых жертвоприношений и жидовских обычаев,

и да спасется Земля Русская от ига сатанинскаго, ибо имеем тя,

великаго угодника Божия, неустрашимаго ратника Христова,

егда на полях земной брани со многими врагами за Веру святую и Отечество сражавыйся,

и столь дивную славу Божиих побед всей Русской Земле показующий.

И ты, яко державный воеводо и святый мученик,

и всегда дерзновенный о нас молитвенник,

Боголюбивый и неустанный созидателю Святой Руси, во святых мощах дивно прославленный,

и в помощь и в заступление нам оставленный, возстани за нас противу иноплеменных, чужеземных и зловредных супостат,

и противостани им со мнозими святими князьями-воинами,

и первее со святим равноапостольным великим князем Владимиром и святой равноапостольной великой княгиней Ольгой,

и с великими благоверными князьями первомучениками-страстотерпцами Борисом и Глебом,

и со святым воином преподобномучеником Игорем Черниговским, и святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем Владимирским,

вкупе же и с Богосветлыми сынами твоими князьями-мучениками Глебом Владимирским и храбрым Изяславом,

да их помощию не позыблем пребудет Дом Пресвятыя Богородицы.

Всей Руси Державной Владычицы,

и да прославится и просияет тобою,

княже Андрее, во вся веки Земля Русская и наполнится благочестивым христианским родом по благословению Богородицы,

и Благодатию Ея многочудотворных икон Владимирской и Боголюбской, и паки угобзится и укрепится слава Руси Православной,

и просияет Невещественным и Животворным светом Бога Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва вторая благоверному великому князю Андрею Боголюбскому:

О, великий святый княже Андрее,

великомучениче и страстотерпче, ты паче многих иных соплеменников рода твоего за благочестие и Богопочитание твое возлюблен бысть Богородицею, и пред Ней непрестанно ходатайствуеши о величии и славе Святой Руси.

Молися крепце о нас грешных рабах Божиих (имена),

и о всех православных чадах Земли Русской,

и якоже Богомудрый отец и Державный воеводо премудро возрастивший в страсе Божием и вере Христовей сыновей своих, соделав их храбрыми воинами противу супостатов,

идеже увенчанные златыми мученическими венцами на небесех светло Престолу Бога Жизни вкупе с тобою ныне предстоят, поучаяй такожде и нас. Помогая нам быти достойными воинами христовыми,

и абие собери нас разрозненных воедино, якоже собирал еси верноподданных своих и любящих тя во единое Христово стадо, иже тя в земном житии твоем вси якоже отца своего Державнаго почитаху,

тако и мы, чтим тя, яко небеснаго нашего покровителя и Боголюбиваго князя, и всегда прославляем и величаем тя.

Помолися ко Пресвятей Троице и к Матери Божией,

да сотворит Господь нас нелицемерными,

а Богу преданными чадами Святой Руси, да и мы в православней вере сохраним великое наследие Боголюбимой обители Пресвятой Богородицы,

Ея же, яко велий дар нам Бог остави. И якоже ты,

мнози храмы Богу Христу воздвигнувый, в них же множится сила и слава Царства Божьего, тако воздвигни и нас от грехолюбия к благочестивому боголюбивому житию.

Мы же молящиеся грешнии рабы Божии (имена),

смиренно просим твоего предстательства и небесныя помощи:

веры православныя укрепления,

любы к Богу и ближним совершеннаго достижения.

Испроси нам такожде, святый великий княже,

от Господа Вседержителя, да пошлет Спаситель Господь пребогатые земные и небесные щедроты и милости всем обездоленным и во грехах погибающим душам и всему Отечеству великаго Царства Русскаго, да возсияет повсюду вера Божия православная,

да подаст Господь всем заблудшим людем: веры Христовой приобщение, душам прозрение, покаяние и отпущение многих и тяжких грехов:

клятвопреступления, предательства, человекоубийства, царененавистничества,

братоубийства и всякаго рода злодейства,

идеже пребывает в народе Руси не просвященной Богом Христом.

Да исторгнет Господь Искупитель грехи наши российскии из всей нашей жизни,

яко злое зелие, а нас всех чтущих тя и любящих Бога и Богородицу и всех русских царей,

да спасет Человеколюбивый Господь Иисус Христос из рук врагов наших, и посем возставит нам Богомудраго правителя Государя Самодержца,

помазаннаго Духом Святым по мужеству и доброте тебе подобнаго,

иже возмогл бы в духе правом, в чистоте и святости веру Христову в людех возродити, умножити и удержати,

и упрочити Богом возлюбленное Отечество Русское, и к Небесному Отечеству нас провождати всех, яко своих верноподданных, велегласно прославляющих тя, княже Андрее,

во славе Невечерняго Огнезрачнаго Света, Предстоящего и славящего в сонме святых Бога Отца, Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья:

О, великий Русский княже, Боголюбский Андрее!

За веру Божию и славу Отечества Православнаго Русскаго оклеветанный и преданный слугами лукавыми и людьми вражьими,

но Христом Богом прославленный и христианами православными вельми почитаемый, не остави предстательствовати за нас пред Богородицею и Спасом Мира,

не престани заступати за народ христианский и Землю Русскую,

возревнуй и защити и спаси от поруганий и расхищений святыни храмов Божиих и огради от наветов вражиих и от людей злых святую обитель иконы Боголюбивой,

вступись за Русь Святую и Дом Пресвятыя Богородицы, погуби путь беззаконных ищущих разделений и неправедной купли и продажи Земли Русской.

Молися спастися нам в вере Христовой, и испроси нам от Бога воеводы Небеснаго,

да подаст нам духовные силы и мудрость противостати диаволу и кознем его,

да укрепит нас быти безстрашными исповедниками имени христианскаго: яко пред сильными мира сего, тако и пред всеми нечестивыми,

и пред лицем антихриста, и пред всем царством жидовским.

Сподоби нам быти не токмо достойными христианами, но и быти достойными наследниками Богоспасаемой Державы Русской.

Но паче подвизай быти нам верными и благословенными детьми Божьими.

Испроси нам от Господа: любы Божией, силы Святой и мудрости и крепости духовной, да неустанно будем ревновати о умножении Славы Отечества Русскаго,

и да навыкнем искусно владети мечем духовным, молитвы святые непрестанные в сердце своем нося, и помогай нам такожде на всякий час бдити и хранити вверенное нам и Богом данное оружие против врагов Божиих и всех извергов рода человеча.

Ибо мы земнородные, часто бываем маломощны и неразумны, но тобою водимые, мудрые и сильные,

егда чаем с помощию твоею скоро достигнути Царства Божьего в Русской Земле и посем со дерзновением прейти в Царствие Небесное и вечное, присно с тобою велегласно воспевая Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа,

Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь.

Молитва иная благоверному великому князю Андрею Боголюбскому:

О, святый благоверный великий княже Андрее!

Страстотерпче и мучениче! Слуго Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже любодобродетельный и Богомудрый,

воине всечестный и воеводо доброхвальный, монарше Богоизбранный и Боголюбимый, правителю державный и дерзновенный!

Русь Святую, на уделы и княжества разобщенную,

хотевый во едино царствие собрати и единодержавно ею правити, да непреоборима от враг истиннаго христианства пребудет;

за сии деяния во славу и честь Бога Христианского убиенный и кровию своею основание Руси Святой с прочими князи-мученики укрепивший, да во век незыблема пребудет;

даровавший Руси многочудныя иконы Богоматери и Тою паче многих иных за Благочестие и Богопочитание возлюбленный.

Сыновей возрастивший, иже тя, отца земнаго своего, житием своим и Отца Небеснаго кончиною своею прославиша.

Обитель Боголюбивую основавый и мнози храмы воздвигнувый, в них же доселе молящеся мы, грешнии,

просим твоего предстательства и Небесныя помощи; испроси, святе Андрее,

у Господа Вседержителя милости богатыя обездоленному царствию русскому и отпущения многих и тяжких грехов народам христианским,

да дарует Спаситель нам правителя тебе подобнаго, иже возмогл бы возродити Отечествие наше земное и ко Отечествию Небесному привести нас,

идеже ты ныне, княже, во славе Невечерняго Света предстоя со всеми святыми, восхвалявши в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа,

ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *