Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Старец Федор Кузьмич Томский

19.11.2018
2 781

Федор Кузьмич — старец, живший в Сибири в XIX веке. Согласно легендам, которые возникли в середине XIX века, при жизни старца, Федор Кузьмич — Александр I, ушедший в скитания после инсценировки собственной смерти.

1984
в этом году канонизировали старца Федора Кузьмича

В 1984 году старец Федор Кузьмич Томский был канонизирован РПЦ в лике праведных в составе Собора сибирских святых за подвижничество.

Праведный Феодор Томский. Легенды гласят, что старец – император Александр I, инсценировавший свою смерть.
Праведный Феодор Томский. Легенды гласят, что старец — император Александр I, инсценировавший свою смерть

Старца сослали в Томскую губернию за бродяжничество

4 сентября 1836
этим днем датировано первое упоминание о Федоре Кузьмиче

Достоверных сведений о ранних годах жизни старца не сохранилось. Первое упоминание о нем относится к 4 сентября 1836 года.

В тот день старец был задержан полицией как бродяга по донесению кузнеца, к которому обратился старец с просьбой подковать лошадь. События происходили в Кленовской волости Красноуфимского уезда Пермской губернии.

Документов при Федоре Кузьмиче не было, на спине были следы ударов кнутом. 10 сентября суд рассмотрел его дело. Старец назвался шестидесятилетним Федором Козьмичем Козьминым. По решению суда он получил двадцать ударов кнутом и ссылку в Сибирь.

Старец оказался доволен приговором. Странно, что роспись за него поставил мещанин Григорий Шпынев, так как по словам Федора Кузьмича он был неграмотным. Последующие факты о жизни старца опровергают его неграмотность.

13 октября 1836
старца отправили по этапу в Мариинский уезд

13 октября 1836 года старца отправили по этапу в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии. Из всех арестантов Федор Кузьмич был единственным, кого не заковали в кандалы.

26 марта 1837 года партия ссыльных, в которой был старец, прибыла в Томск. Федора Кузьмича приписали к деревне Зерцалы, а поселили при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил пять лет. Старец не привлекался к работам из-за возраста.

Задокументирован факт, согласно которому местный казак Семен Сидоров построил Федору Кузьмичу келью-избушку в станице Белоярской.

Легенды об императорском происхождении старца родились еще при его жизни

После старец вновь приобрел свободу перемещения и стал скитаться по деревням Мариинского уезда. Он обучал детей, за что ему платили едой, так как от денег Федор Кузьмич отказывался.

Люди стали почитать старца за праведную жизнь, обращались к нему за советами. В этот период возникает легенда об императорском происхождении.

Одни из первых сообщений о схожести старца с покойным императором Александром I:

…казак Березин после службы в Петербурге приехал в станицу Белоярскую. В доме казака Сидорова Березин встретил старца. По его словам Федор Кузьмич был никем иным, как Александром I;

…в начале XX веке стало известно свидетельство казака Антона Черкашина. По словам Черкашина местный священник Иоанн Александровский, которого сослали в Сибирь из Петербурга, опознал в старце царя. Священник утверждал, что не мог ошибиться, так как часто видел императора в Петербурге;

…известен рассказ и казака Сидорова. Согласно рассказу, Федор Кузьмич однажды высказал слова, исходя из которых можно считать, что старец имел связи в петербургском обществе: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнется от того, что будет».

Легенды о том, что святой Феодор и Александр I один и тот же человек стали появляться еще при жизни старца.
Легенды о том, что святой Феодор и Александр I один и тот же человек стали появляться еще при жизни старца

Известность, которая появилась после зарождения слухов, вынудила старца поселится в бедной крестьянской семье в селе Зерцалы. По некоторым данным в 1843 году Федор Кузьмич работал на золотых приисках в Енисейской тайге.

В 1849 году старец стал жить в селе Краснореченское. Там ему построил келью крестьянин Иван Латышев. Сохранились воспоминания местных жителей, согласно которым старца посещал епископ Томский Парфений.

С Федором Кузьмичем епископ общался на французском языке. В 1850-х годах старца посетил Лев Николаевич Толстой.

Барон Дмитрий Ерофеевич Остен-Сакен вел переписку с Федором Кузьмичом

Исследователи считают, что старец вел переписку с бароном Дмитрием Остен-Сакеном. В имении барона хранились письма Федора Кузьмича, которые впоследствии бесследно исчезли.

Ученые сообщают и о переписке старца с императором Николаем I, которая велась с помощью шифра. Интересно, что старец, узнав о смерти царя, заказал панихиду по нему, на которой долго молился со слезами.

После смерти Федора Кузьмича среди его вещей купец Хромов обнаружил документ о бракосочетании Александра I

В 1858 году старец поселился у купца Семена Феофановича Хромова. Федор Кузьмич стал регулярно посещать церковные службы в домовой церкви архиерейского дома.

Старец особо почитал день памяти князя Александра Невского, небесного покровителя императора Александра I.

Известны воспоминания Феодора Кузьмича о праздновании этого дня в Петербурге, о событиях Отечественной войны 1812 года, о жизни Петербурга, воспоминания об Аракчееве, Суворове, Кутузове.

Житие старца повествует о том, что он вел простую жизнь. Летом он носил одну и ту же рубаху, зимой ходил в халате или сибирской дохе. На ногах носил чулки и кожаные туфли. Много времени Федор Кузьмич проводил в молитве, спал на доске, славился как постник.

20 января 1864
в этот день старец Федор Кузьмич умер

Старец Федор Кузьмич умер 20 января 1864 года в возрасте 80-ти лет. На второй день после смерти старца был нарисован его карандашный портрет.

При жизни Федор Кузьмич отказывался от портрета. В 1866 году купец Хромов заказал карандашный портрет старца, на котором тот имел черты лица, схожие с императором Александром I.

Купец Хромов, разбирая вещи умершего старца, якобы обнаружил среди них:

  • документ о бракосочетании императора Александра I;
  • небольшое резное распятие из слоновой кости;
  • цепь ордена Андрея Первозванного;
  • нарисованный вензель в виде буквы «А»;
  • псалтырь, на котором было написано: «Сей псалтырь принадлежит Саранской Петропавловской обители рясофорному монаху Алексею Золотареву»;
  • шифрованные записки, которые окрестили как «тайна Федора Кузьмича».

После смерти старца были обнаружены записки, которые известны как «тайна Федор Кузьмича»

Перед смертью старец указал купцу Хромову на мешочек, который висел над кроватью старца со словами: «В нем тайна моя». После смерти Федора Кузьмича мешочек вскрыли и обнаружили две записки.

  1. Первая записка:

Текст на лицевой стороне: «Видишли накакое вас безсловесие счастие слово изнесе».

Текст на обратной стороне: «Но егда убо о молчат п невозвещают».

  1. Вторая записка

Текст на лицевой стороне:

1 2 3 4
о в а зн
i Дк ео амвр А КРЫЮТ СТРУФИАН
с з Д я

Текст на обратеой стороне:

ВО ВО
1837 г. МАР.26 В ВОЛ
43 пар

Записки неоднократно пытались расшифровать. Подлинных записок не сохранилось. Считается, что их похитили в 1909 году при неизвестных обстоятельствах. Сохранились только их фотографии, качество которых затрудняет дешифровку.

Зашифрованная записка праведного Феодора, найденная после его смерти
Зашифрованная записка праведного Феодора, найденная после его смерти

Расшифровка В.В. Барятинского

Владимир Владимирович Барятинский
публицист

В. В. Барятинский, один из исследователей легенды о старце конца XIX века предложил такой вариант дешифровки:

лицевая сторона первой записки: «Видишь ли, на какое молчание вас обрекло ваше счастье и ваше слово»;

обратная сторона первой записки: «Но когда Александры молчат, Павлы не возвещают»;

лицевая сторона второй записки: «Я скрываю тебя, Александр, как страус, прячущий свою голову под крыло»;

обратная сторона второй записки: «1837 г. МАР26», «в.вол», «43 Пар».

Расшифровка И. С. Петрова

Вторую расшифровку предоставил Иван Петров, преподаватель Санкт-Петербургского театрального училища. О дешифровке Петрова позже писал великий князь Николай Михайлович в своей работе про Федора Кузьмича.

«Се Зевес И.Е.В. Николай Павлович без совести сославший Александра от его (чего) аз нынче так страдающь брату вероломно вопию Да возсия моя Держава 1837-го г. Мар. 26-го.»

Согласно преданию, вместо Александра I в Петропавловском соборе похоронен фельдъегерь Масков

Главная легенда о старце Федоре Кузьмиче гласит, что старец — император Александр I. Один из слухов, возникший после скоропостижной смерти царя, сообщал:

«государь бежал под скрытием в Киев и там будет жить о Христе с душею и станет давать советы, нужные теперешнему государю Николаю Павловичу для лучшего управления государством».

Интересно, что имение барона Дмитрия Остен-Сакена находилось именно в Киевской губернии.

В 30-40-е годы XIX века родилась легенда, согласно который Александр Первый инсценировал свою смерть и начал скитальческую жизнь из-за угрызений совести. Совесть мучала императора как соучастника убийства своего отца Павла I.

Считается, что вместо царя в Петропавловском соборе погребен фельдъегерь Масков.

В семье которого существовало предание, якобы их предок похоронен в императорской усыпальнице.

Легенда об императорском происхождении старца опровергается сохранившимися записями о течении болезни царя, прочими официальными документами, письмами приближенных, воспоминаниями, донесениями лиц — свидетелей кончины.

Книга где приведены аргументы за и против версии о перевоплощении императора

Академик А. Н. Сахаров в своей книге «Александр I» привел аргументы «за» и «против» версии о «перевоплощении» императора».

В 1873 году могилу старца посетил великий князь Алексей Александрович. В 1891 навещал захоронение Федора Кузьмича цесаревич Николай, который хотел построить на месте кельи скитальца каменную церковь.

Существуют сведения, согласно которым старец встречался с Александром II, когда тот стал наследником престола.

Воспоминания дочери купца Хромова:

«Однажды летом (мы жили в Томске, а старец у нас на заимке, в четырех верстах от города) мы с матерью (Хромовой) поехали на заимку к Федору Кузьмичу; был солнечный чудный день.

Подъехав к заимке, мы увидели Федора Кузьмича гуляющим по полю по-военному руки назад и марширующим.

Когда мы с ним поздоровались, то он нам сказал: «Паннушки, был такой же прекрасный солнечный день, когда я отстал от общества.

Где был и кто был, а очутился у вас на полянке».

Имеются недостоверные сведения, которые сообщают, что при вскрытии гробницы Александра I в 1921 году обнаружилось, что она пуста. В то же время в эмигрантской прессе появился рассказ И. И. Балинского.

В нем рассказывается история вскрытия в 1864 году гробницы Александра I в присутствии Александра II и министра двора А. В. Адлерберга. Согласно рассказу, в пустую гробницу положили тело длиннобородого старца.

В 1960-х годах ученые не раз ходатайствовали с просьбой о вскрытии гробницы Александра I. Ходатайства не венчались успехом. Отказы ученым поступали как от Правительства СССР, так и поступают сейчас от Правительства Российской Федерации.

В 2015 году на форуме в Томске «Дважды вошедший в историю: Александр I — старец Феодор Томский» графологи заявили, что почерки старца и императора идентичны.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *