Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Павел Адельгейм

17.11.2018
93
Скачать эту статью

Отец Павел Адельгейм полвека отдал служению русской православной церкви, но никогда не боялся её критиковать. Советская власть не отвратила его от духовной жизни нескончаемыми репрессиями.

«Последний свободный священник». Так охарактеризовали его коллеги после трагедии 5 августа 2013 года. Протоиерей Павел скончался от удара ножом, но оставил нам в наследство множество выступлений и публикаций о проблемах церковной жизни.

У Павла было тяжёлое детство из-за арестов родителей, но он не опустил руки и заинтересовался христианством

1 августа 1938
в этот день родился Адельгейм Павел Анатольевич

Павел Анатольевич Адельгейм родился в первый день августа 1938 года. Вскоре отца арестовали. Мать отправилась в НКВД добиться правды. В итоге её тоже забрали, а маленькому Павлу пришлось несколько лет прожить в детдоме — причём два раза, так как мать садили дважды.

Для кого-то этот опыт мог бы стать катастрофой, но не для этого мальчика — Павел не обозлился на мир, на людей или Бога. До самой смерти он ко всем и всему относился по-доброму, с пониманием:

«Никогда в своей жизни не встречал подонков и нелюдей, это просто были несчастные люди».

Затем Павел с матерью переехал в Казахстан. Это было принудительно — в спецпоселение. После смерти Сталина перебрались в Караганду. Здесь Павел впервые и соприкоснулся с божественным.

В городе имелась православная община, разумеется, тайная. Верующие скрывались от советской власти в частных домах, где проводили службы.

Отец Павел Адельгейм
Отец Павел Адельгейм

Руководил общиной О.Севастиан., ныне он — в числе первых новомучеников. Именно эта личность пробудила в юном Павле интерес, а позже — любовь к христианскому учению. Быть христианином для него оказалось не просто религиозной принадлежностью, а особым мироощущением:

«Мы потому называемся христианами, что следуем за Христом в борьбе с грехом и хаосом. Мы призваны одерживать свои маленькие победы над грехом, становясь соучастниками Бога в Его великой победе над смертью».

Преподобный Севастиан Карагандинский (О.Савастиан) Руководил общиной где жил Павел Адельгейм

Об О. Севастиане Павел вспоминал с теплотой:

«Батюшка пробудил мой интерес к церковной жизни. Моё решение служить Церкви созрело в тринадцать лет. Это действительно был замечательный Пастырь, и общение с ним привело меня в храм навсегда».

Павел во всём пытался узреть Промысел Божий. Если что-то где-то произошло, значит, в этом есть тайный смысл, урок или знак. Где-то там, за кулисами, Бог строит судьбу человека по одному Ему известному плану. Если безукоризненно следовать своему предназначению, то тебя ждёт настоящее счастье.

Конечно, можно обойтись и без Бога. В мире есть такая возможность. Но Павел считал такой путь ошибочным:

«Самонадеянность — это самая страшная слепота. Самонадеянный никогда не придет ко Христу, никогда не увидит Царствия Божия».

Чтение стало одним из увлечений Павла. Одной из первых своих серьёзных книг он называет «Введение в философию» Г. И. Челпанова.

Челпанов Георгий Иванович Русский философ, психолог и популяризатор науки

Для справки:

Челпанов Георгий Иванович (16.04.1862 — 13.02.1936 — русский философ, психолог и популяризатор науки.)

«Введение в философию» — труд, критикующий учение о тождестве физического и психического. В книге проанализирована причина связи между этими составляющими человека. Затронуты вопросы космологии, онтологии, гносеологии, этики, философии и религии.

Павел два года был послушником в Киево-Печерской Лавре, где читал, работал и проповедовал туристам.

Смотрите также статью Священник Павел Островский

Павел переехал в Киев. Там жили родственники, у которых он остановился. Здесь юноша пошёл послушником в Киево-Печерскую Лавру. Он ещё несовершеннолетний, так что возникают проблемы — жить приходится неофициально, в келье игумена Феодосия. Этот монах славился своей строгостью.

С 1954 по 1956 году Павел был послушником Киево-Печерской Лавре
С 1954 по 1956 году Павел был послушником Киево-Печерской Лавры

Павлу назначают послушание — отныне он чтец. Другой бы посчитал это большим трудом и испытанием. Ну а Павлу читать нравилось. Второе его послушание — физическая работа.

Приходилось весь день носить землю — помогать тем, кто копал на дальних пещерах. Вечерами проходило богослужение. Но времени всё равно хватало. Павел с интересом читал для себя, общался с монахами.

Последнее послушание тоже приносило Павлу удовольствие: он водил по пещерам туристов и проповедовал им.

Через два года, в 1956, Павел покинул монастырь:

1956
в этом году Павел покидает Киево-Печерскую Лавру

«Атмосфера монастыря, чтение Патериков и Житий, общение с иноками воспитали во мне благоговейное отношение к монашеству, и я предполагал для себя монашеское будущее до самого конца учёбы в семинарии. Но Промысел Божий указал мне другой путь».

Павел не смог закончить Киевскую духовную семинарию из-за конфликта с ректором — сторонником советской власти

В 1956 году Павел поступил в Киевскую духовную семинарию. Там он доучился до 3-го курса с большим удовольствием. Всю жизнь Павла тянуло к знаниям, и здесь он восторженно их усваивал. К тому же у него появились друзья, с которыми было приятно проводить время.

Но два неприятных эпизода помешали закончить обучение:

Эпизод 1. Павел с друзьями сделали отличительные значки из бронзы для семинаристов. Потратили время, деньги, приложили фантазию. Однако начальство семинарии инициативу не одобрило и со значками активно боролось.

Эпизод 2. В 1959 году 1 мая совпало с Великой Пятницей. Один из семинаристов подстегнул Павла выступить с протестом перед ректором семинарии игуменом Филаретом. Тот оказался сторонником советской власти, отчитал Павла и потребовал написать заявление об отчислении по собственному желанию.

Пришлось послушаться. У отца Павла была репутация врага народа. Удержаться в семинарии после двух скандалов его сын вряд бы ли смог.

В 1959 году Павел стал дьяконом и служил в Ташкентском кафедральном соборе

Ташкентский архиепископ Ермогенон (Голубев) рукоположил Павла в дьяконы

Но 1959 год принёс Павлу и приятные события: Ташкентский архиепископ Ермогенон (Голубев) рукоположил его в дьякона Ташкентского кафедрального собора.

Ташкентский кафедральный собор, здесь Павел с 1959 года служил архиереем
Ташкентский кафедральный собор, здесь Павел с 1959 года служил архиереем

Примечательно, что архиерей сам построил это здание. Если сегодня таким поступком никого не удивишь, то тогда, при советской власти, это казалось невозможным. Могли посадить или того хуже.

Собор выстроили прямо поверх старого, а тот потом старый внутри разобрали и вынесли. Конечно, для архиепископа это не прошло бесследно — власти сделали всё, чтобы испортить ему жизнь. Но архиерей всё равно сохранил верность Богу.

Павел всегда очень уважительно отзывался об архиепископе Ермогеноне.

Павел завершил образование в Москве, был священником в Кагане, где его арестовали, вероятно, по доносу

В 1964 году Павел завершил семинарское образование в Москве. Его назначили священником в г. Каган, в Узбекистане. Там Павел, вдохновленный примером Ташкентского архиепископа, тоже построил православный храм.

Возможно, это и стало причиной ареста. Сам Павел высказывал и другие версии. Например, его могли арестовать из-за доноса. Написал его знакомый по семинарии — под давлением Филарета, того самого ректора семинарии.

Вот и сам текст доноса:

«В духовной семинарии, где я учился вместе с Адельгеймом, он высказывался против исполнения гимна Советского Союза и хвалебных песен в адрес Советского государства. Лиц, которые исполняли гимн и хвалебные песни, Адельгейм называл хамелеонами, преклоняющимися перед властями».

Примечательно и нравоучительно, что сегодня этот ректор отлучён от церкви из-за того, что участвовал в создании «Православной церкви Киевского патриархата».

При обыске у Павла отобрали разную литературу — преимущественно проза и поэзия начала XX века: Ахматова, Евтушенко. Обвиняли в том, что это написал он сам.

Павел не отзывался плохо о своих врагах. Его жизненная философия иная:

«Если мы хотим иметь верное суждение о человеке, мы не должны основать его на мнении других людей. Вернее всего свидетельствуют о человеке его собственные суждения и поступки».

На этом видео он читает проповедь про то, как важно не судить:

В 1972 году Павел потерял правую ногу в исправительном лагере

До 1972 года Павел пребывал в исправительно-трудовом учреждении посёлка Кызыл-Тепе. За год до этого он вмешался, когда рядом до бессознательного состояния избивали зеков.

После этого на жизнь Павла трижды покушались. Когда он работал со сварочным аппаратом, на Павла наехал кран. Пострадали вены и сухожилия.

Архиепископ Варфоломейский наградил Павла протоиерейским крестом

Своевременная операция могла бы исправить положение, но сделать её не позволили. Началась гангрена. В итоге Павлу ампутировали правую ногу.

Когда он вернулся из ссылки, архиепископ Варфоломейский наградил Павла протоиерейским крестом.

Протоиерей Павел не боялся критиковать нынешнюю организацию церкви и много страдал от недоброжелателей

С 1976 года и до самой смерти Павел служил в Псковской епархии, а до 2008 года являлся настоятелем храма святых жён Мироносиц в Пскове. В 1993 он открыл приют для сирот-инвалидов, занимался религиозной и общественной деятельностью.

Чуть позднее, протоиерей Павел завёл блог в интернете, где и сегодня можно посмотреть его публикации.

Также он воспитал двух дочерей и сына.

Протоиерей Павел известен своими взглядами. Он остро критиковал современный уклад в православной церкви. Считал, что вертикаль власти совершенно несправедлива, потому что полномочия архиереев безграничны, а низшие слои лишены прав.

Книга Павла Адельгейм, выпущена в 2002 году. Мысли Павла о несовершенстве вертикали власти

Эти мысли он опубликовал в 2002 в книге «Догмат о Церкви в канонах и практике». Также протоиерей Павел критиковал новую редакцию типового приходского устава русской православной церкви.

У протоиерея Павла явно были враги. В 2003 года его автомобиль попал в аварию из-за того, что кто-то повредил рулевое управление.

Следом за этим в окружении протоиерея Павла оказался священник Владимир Будулин, который писал на настоятеля сфабрикованные доносы руководству епархии.

В результате одноногого протоиерея заставили на коленях просить у священника прощения ни за что. Эта история закончилась тем, что протоиерея Павла сняли с поста настоятеля.

В последние годы отец Павел читал лекции в Свято-Филаретовском институте и активно публиковал свои работы в СМИ.

5 августа 2013 года Отца Павла убили ножом у него дома

Отец Павел любил принимать незнакомых людей и позволял им жить у себя по нескольку дней. По официальной версии эта неосторожная доброта и привела к печальному итогу. 5 августа 2013 гостеприимный священник скончался от удара ножом.

Предположительно его убил студент Сергей Пчелинцев. Он якобы искал у протоиерея духовной помощи, для чего жил в его доме трое суток.

В связи с этим событием уместно упомянуть, как отец Павел рассуждал о смерти:

«Смертью мы называем рассечение целостного человека на духовный и телесный состав. «Возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Ек. 12, 7). Причиной смерти является грех. Мы называем злом грех и его последствия: болезнь и страдание, смерть и тление. Они вошли в мир через злоупотребление свободой. Это не качество бытия. Это повреждение замысла Божия, в котором не было греха и смерти. Грехопадение человека принесло в мироздание разрушительную стихию смерти: «Одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили» (Рим. 5, 12). Это разделение не может пребывать вечно, поскольку в замысле Божием о мире и человеке его не было. «Как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5, 21). В этом смысл искупления, совершённого Иисусом Христом».

Апостольская православная церковь причислила протоиерея Павла к лику святых.

Икона Отца Павла Адельгейма, его считает святым апостольская православная церковь

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *