Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Храм Флора и Лавра на Павелецкой

Скачать эту статью

Храм назывался Зацепским, потому что был построен на Московской таможне за цепью

Храм Флора и Лавра на Павелецкой богат не только своим убранством, но как все старинные церкви — историей и событиями. Название «на Зацепе» приросло к нему с тех времен, когда по территории Ямской Коломенской слободы, проходила граница Москвы и таможня.

Николай Телешов
писатель

Писатель Николай Телешов рассказывал:

«…На Зацепе, на просторной площади стоял большой храм имени Флора и Лавра, которым приписывалось покровительство над конями. И вот ежегодно, в половине августа вся эта большая площадь перед церковью заполнялась сотнями лошадей. Большинство парадно украшены тряпичными цветами в гривах, яркими лентами, вплетенными в хвосты. Их держат под узды нарядные конюхи и кучеры в ожидании молебна, который совершался торжественно на площади по окончании праздничной обедни…»

Поперек улицы была натянута цепь, и после проверки груза на таможне, специальные люди снимали цепь и пропускали телеги через границу.

После 1722 года границы Москвы расширились, таможня съехала, но улицы, площади и проезды носили название Зацепских, а церковь Флора и Лавра — на Зацепе. После Октябрьской революции улицу переименовали в Дубининскую в честь революционера Ивана Дубинина.

Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад
Так сегодня выглядит храм Флора и Лавра на Павелецкой, построенный впервые более пяти веков назад

Храм построили ямщики в честь покровителей домашнего скота святых Флора и Лавра

В середине XVI века царем Борисом Годуновым была основана Коломенская слобода ямщиков в районе Полянки. К 1593 году, после сооружения Земляного вала, слобода переехала на Зацеп.

Ямщики неразрывно были связаны с лошадьми, верными кормилицами, защитницами, и помощницами. Без лошадей невозможно было ни сообщение, ни земледелие.

В честь покровителей домашнего скота и лошадей, выстроили ямщики для себя храм святых Флора и Лавра.

В одном из русских поверий Флор и Лавр вышли из колодца живыми

На Руси бытовало множество поверий, связанных мучениками Флором и Лавром. По одному из них святые рыли колодцы на Орловщине.

Однажды колодец обвалился, и братья заживо оказались погребены под землей. Из обвала начала просачиваться вода и образовалась большая лужа.

Приходила к ней напиться худая лошадка — выздоровела и раздобрела.

Слава о целебном источнике разлетелась по округе. Стали мужики пригонять больной и старый скот к водопою. Испивший воды, поднимался скот, и поправлялся.

Тогда решили местные вырыть на этом месте колодец, и произошло чудо. Живыми и невредимыми обнаружились Флор и Лавр с лопатами в руках.

Исцелив сына жреца, Флор и Лавр обернули в христианство триста строителей языческого храма

В житийных писаниях Флор и Лавр были родными братьями, с молодости уверовавшие во Христа. Жили они в Византии во II веке, а потом переехали в Иллирию.

Работали братья камнетесами, этому ремеслу, а заодно и богоугодной вере научили их христиане Максим и Прокл. Правитель Иллирии как-то послал Флора и Лавра на строительство языческого храма, в соседнюю область.

Тяжело трудились братья, заработанные деньги раздавали бедным, а сами молились и соблюдали строгий пост.

Однажды подошел к стройке сын местного жреца Мамертина. Отскочивший осколок камня попал ему в глаз и сильно повредил. Пообещали разгневанному Мамертину святые братья, что исцелят его сына. Забрали они юношу к себе, молились над ним и наставили вере во Христа.

Исповедал юноша Христа Истинным Богом и исцелился его глаз.

Увидев такое чудо, жрец также уверовал в Господа всем сердцем.

Многие строители стали христианами после произошедшего чуда. И когда храм был достроен, собрались они, сокрушили и сожгли языческих идолов. А в восточной части нового храма поставили святой крест.

Узнав об этом, правитель велел сжечь на костре жреца Мамертина с сыном и всех христиан, а было их на стройке триста душ. Флора и Лавра выслал в Иллирию, где они были заживо кинуты в колодец и засыпаны землей.

Спустя много лет, мощи святых братьев были обретены нетленными и перевезены в Константинополь.

В житии упоминается, что сразу после обретения святых мощей мучеников Флора и Лавра, прекратился падеж домашнего скота.

На Руси эти святые считались покровителями лошадей. С Балкан пришло придание, что братья были обучены управлять лошадьми самим Архангелом Михаилом. На иконах святых мучеников было принято изображать с лошадьми.

История храма Флора и Лавра проходит более чем через пять веков

Впервые в исторических документах упоминается деревянная церковь, построенная в Коломенской Ямской слободе в честь святых Флора и Лавра в 1625 году.

Однако, известно и то, что духовенство церкви получало выплаты из государственной казны еще до прихода к власти династии Романовых, до 1613 года.

В 1628 году переосвящается главный престол в честь апостолов Павла и Петра, а еще через время во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Храм уже по традиции называется Флоро-Лавровским.

Годом ранее существовал придел Святителя Николая, позже придел был упразднен.

Церковь в 1738 году сгорела, но уже через год священник Сергий с приходом получили разрешение на возведение нового здания. Через шесть лет строительство закончилось, уже с приделом святых апостолов Петра и Павла.

В 1829 году приход подает прошение в Московскую консисторию о возведении новой, каменной церкви с пристройкой трапезной на место ветхой деревянной, но получает отказ.

Потолочная роспись в храме Флора и Лавра
Потолочная роспись в храме Флора и Лавра

Священник церкви Алексий с причтом подают повторное прошение о возведении каменного здания в июле 1833 года, но теперь уже к Митрополиту Московскому и Коломенскому.

Когда он рассмотрел прошение, одобрил план на строительство и выдал разрешительную грамоту.

Закончилось строительство нового каменного сооружения с тремя престолами в 1839 году. Главный престол воименован иконой Божией Матери «Всех скорбящих Радость», приделы – в честь апостолов Петра и Павла, и святых мучеников Флора и Лавра.

В 1861-62 годах разбирают главный четверик храма, здание перестраивают в ныне существующую церковь иконы Божией Матери.

В 1909 году производится наружный ремонт и внутренние реставрационные работы. Обновляются иконостасы, настенная живопись, меняется позолота куполов, добавляются западные пристройки.

Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы
Доска на стене храма, означающая его принадлежность к памятникам архитектуры города Москвы

Время Советской власти стало черным в истории храма Флора и Лавра

После Октябрьской революции начались гонения на православную церковь. Храмы разрушали, имущество разворовывали, священнослужители подвергались репрессиям.

Стоявший на окраине Москвы храм святых мучеников Флора и Лавра оборудовали под склад церковной утвари. Сюда привозили святыни из разрушенных церквей, в том числе и из взорванного большевиками храма Христа Спасителя.

В 1922 году экспроприации ценностей подвергся и сам склад.

В ведомости изъятия — двадцать восемь пудов, двадцать четыре фунта, шестьдесят шесть золотников конфискованного имущества.

Настоятель храма протоиерей Николай был арестован за «антисоветскую агитацию» в 1933 году, а в 1937 году — расстрелян.

В 2000 году Русской православной церковью отец Николай Виноградов причислен к лику святых.

1950 год стал черным в истории храма. С него демонтировали главу и взорвали купол. Здесь устроили мастерскую металлографии для производства штемпельных изделий.

В 1960 году здание признали историческим наследием и памятником архитектуры и поставили под государственную охрану. Но это не помешало Советской власти использовать храм в производственных целях.

Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра
Внутреннее убранство Храма Флора и Лавра

8 января 1991 года принимается решение о передаче здания Русской православной церкви. Для богослужений расчищают один из производственных цехов и 6 апреля, на Пасху, под звук вентиляторов и работающих станков, возглашается первая литургия.

Производство же свернули в августе того же года из-за нарушения пожарных и экологических норм. Отходы штемпельного производства сливались прямо под фундамент храма. Под алтарем святых мучеников Флора и Лавра пришлось снимать более двух метров загрязненного грунта.

Роспись стен в храме на Зацепе
Роспись стен в храме на Зацепе

В 1997 году восстанавливается барабан и купол, над куполом возводится глава, проводятся реставрационные работы. Достраиваются верхние ярусы колокольни, мозаикой украшаются фасады.

Сейчас у храма три престола. Главный — иконы Божией Матери «Всех скорбящий Радость», придел во имя апостолов Петра и Павла и в честь святых мучеников Флора и Лавра. Святыня храма — ковчег с мощами 38 угодников Божиих и церковными реликвиями. В храме традиционно действует воскресная школа.

Храм находится в шаговой доступности от метро и работает ежедневно

Богослужения в храме проводятся ежедневно:

Утром — Литургия в 8 часов, вечером — вечерня и утреня в 17 часов. В праздничные дни и воскресенья – две Литургии в 7 и 10 часов, Всенощное бдение в 17 часов накануне.

Настоятель храма — исполняющий обязанности протоиерей Григорий Белоус.

Сайт храма сейчас в разработке.

Находится храм Флора и Лавра в двух минутах ходьбы от станции метро «Павелецкая», по улице Дубининская, дом 9/3, строение 1.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X