Содержание
Христос ходил проповедовать по разным городам и селениям и везде творил чудеса и нес Слово Божье. Люди видели, что он действительно Сын Божий и следовали за ним.
Евангелия наполнены рассказами о таких людях. Такими были и сестры Марфа и Мария.
Смотрите также статьи Евангелие от Марии
Сведения о сестрах находятся в Евангелиях от Луки и от Иоанна
Полностью притча о Марфе и Марии звучит так:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.
Библия наполнена притчами, которые нужно правильно толковать.
Толкуют эпизод обычно следующим образом:
В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой…
Христа приняла Марфа. Она была главной в доме: либо хозяйкой, либо старшей в семье. Приняла его вместе с учениками: Христос везде ходил вместе с ними.
То, что в притче про них не сказано, не должно беспокоить: Иисус как Сын Божий был главным и ему уделялось основное внимание.
Марфа приняла Христа как странника, ведь Он не имел места жительства, проповедовал по Палестине и питался подаянием.
…у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.
Иисус вошел в дом и начал проповедь. В повествовании появляется третий персонаж притчи — сестра Марфы Мария.
Марфа продолжает исполнять обязанности старшей по дому. Ей надо накормить пришедшую компанию. Но делает это она одна: Мария внимает Христу, обратив свой слух и мысли к его речам и не хочет пропустить ни единого слова из Божественного Откровения.
Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.
Марфа откровенно не справляется. Долг странноприимства обязывает ее угодить гостям, но одной пары рук мало, тем более, что она хочет подать странникам «большое угощение». Ей нужна помощь сестры, которая сидит и слушает Иисуса.
Возникает противоречие: с одной стороны, очень нужные, но мирские дела. С другой, можно упустить слова учителя и не прийти таким образом к спасению.
Две сестры выражают Христу любовь, но по-разному: Марфа — исполняя долг гостеприимства, Мария — вниманием к его учению. Об этом и говорит Христос:
Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё…
Христос благодарен Марфе, но обращает ее внимание на другую, духовную сторону дела, наставляет на путь к Высшему Благу. В Нагорной проповеди Он скажет:
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
И еще:
…какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Таким образом, Христос учит, чтобы мы внимали его учению и искали прежде всего спасения нашей бессмертной души.
Однако не стоит думать, что можно все бросить и ничего не делать. Не стоит думать о материальном в ущерб духовному, но и забывать своих обязанностей по отношению к близким, работе, делам не надо.
Марфа и Мария ‒ сестры воскрешенного Христом Лазаря
Евангелие от Луки рассказывает только саму притчу о Марфе и Марии. 11-я и 12- главы Евангелие от Иоанна рассказывает нам немного больше о жизни сестер. 11-я глава описывает нам воскрешение Лазаря. В первом же стихе упоминаются сестры:
Был болен некто Лазарь из Вифании, из селения, где жили Мария и Марфа, сестра ее…
Лазарь умирает. Христос знает об этом и идет в Вифанию. Его там встречают:
Марфа, услышав, что идет Иисус, пошла навстречу Ему; Мария же сидела дома.
Тогда Марфа сказала Иисусу: Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой.
Но и теперь знаю, что чего Ты попросишь у Бога, даст Тебе Бог.
Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала Ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день.
Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек.
Веришь ли сему?
Она говорит Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир. Сказав это, пошла и позвала тайно Марию, сестру свою, говоря: Учитель здесь и зовет тебя.
Она, как скоро услышала, поспешно встала и пошла к Нему.
Вифания — селение, где остановился Христос перед входом в Иерусалим. Из текста понятно, что Иисус не раз бывал там. Он давно знает всю троицу:
Иисус же любил Марфу и сестру ее и Лазаря…
Вифанию отождествляют с городом Аль-Азария, где находится могила Лазаря.
После воскресения Лазаря на глазах у сестер, иудеи во главе с первосвященником Каиафой окончательно решили убить Иисуса.
Христос воскрешает Лазаря, и, опасаясь преследования со стороны иудеев, уходит в пустыню, в город Ефраим. Но к сестрам в Вифанию он еще вернется.
Марфа и Мария возможно были участницами Вечери в Вифании
В Евангелии есть рассказ о том, как перед Пасхой Иисус пришел в Вифанию и остановился в доме у Симона прокаженного.
Одна из женщин обмазала Христу ноги (или голову, Евангелия не совпадают) миром и обтерла своими волосами. Миро — ароматическое масло, используется в богослужении.
Евангелие от Иоанна сообщает о том, что этой женщиной была Мария, сестра Марфы и Лазаря:
За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
Там приготовили Ему ве́черю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
Другие Евангелия не содержат имени помазавшей ноги Христу женщины. У Луки эта женщина именуется грешницей. Это позволило толкователям предположить, что Мария, сестра Марфы — и есть Мария Магдалина.
Других сведений о сестрах не сохранилось
Больше никакой информации о Марфе и Марии нет. Священное Предание записывает их в число жен-мироносиц.
После они якобы отправились проповедовать христианство по разным странам. Сведений о месте и дате смерти нет.
В Православной церкви сестер поминают в 3-е воскресенье после Пасхи. Храмы в их честь называют Марфо-Мариинскими.
Именами сестер назвали службу православного паломничества
Раньше паломники на свой страх и риск отправлялись в путешествие к святым местам. Сейчас путешествовать стало намного проще: появилось много организаций, помогающих верующим добраться до святынь.
Такие организации называются службами православного паломничества
Схиархимандрит Илия, духовник Свято-Введенской Оптинской пустыни благословил создание одной из таких служб. Ее назвали в честь сестер, Марфы и Марии.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение