Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Исаак Сирин

25.01.2019
363
Скачать эту статью

Богословских трудов написано немало, но далеко не каждый из них способен достучаться до души человека и пробудить в ней возвышенное духовное чувство. Преподобный авва Исаак Сирский — тот самый деятель, чьи изречения исполнены Святого Духа.

Века не обесценили творения Исаака Сирина, а потому высказывания святого по сей день освещают духовный путь верующим христианам.

Исаак Сирин не имеет ничего общего с птицей Сирин и Исааком Сирином Сполетским

Святой Исаак обладал примечательным прозвищем — Сирин. Очевидно, оно появилось в честь страны, где он проповедовал, — Сирии. Хотя в русской культуре слово «Сирин» уходит корнями в древнегреческую мифологию, к легендарным сиренам.

Эти птицы с женскими головами обладали чарующим голосом и заманивали моряков на скалы. К нам сирены пришли под чуть иным названием — Сирин. Это имя собственное райской птицы. Иногда она вещает пророчества, а иногда голосом сводит с ума.

Преподобный Исаак Сирин
Преподобный Исаак Сирин

Быть может, Исаак Сирин обладал чарующим голосом или предсказывал будущее? Маловероятно, созвучие, скорее всего, случайно, но любопытно.

Что же касается слова «авва», то оно означает «отец» — распространённое уважительное обращение.

Вопреки распространённому заблуждению, преподобный Исаак Сирин — это не отшельник Исаак Сирин Сполетский (Исаак из Сполето), а другая личность. Святых часто путают.

Житие аввы Исаака сообщает, что он жил в монастыре, ушёл в затвор и лишь через время согласился стать епископом

Житие Исаака Сирина довольно скупо на детали. Мы знаем, что этот человек жил в VII веке в Сирии и Ассирии. Как прошло его детство, неизвестно. У Исаака был брат, с которым они в юности ушли в монастырь Мар-Маттай, основанный в 363 году. Это сооружение в Северном Ираке существует и по сей день и известно богатейшим письменным наследием.

Монастырь Мар-Маттай

Монастырь Мар-Маттай — монастырь Сиро-яковитской церкви, расположенный на вершине горы Альфаф в Северном Ираке.
Он находится в 20 километрах от Мосула. Признан одним из древнейших христианских монастырей, славится своей великолепной библиотекой с большой коллекцией сирийских христианских рукописей.

Монастырь был основан в 363 году отшельником Матфеем (Маттаем), бежавшим из Амиды от преследований при римском императоре Юлиане Отступнике.

Хотя нам мало известно о брате Исаака Сирина, можно утверждать, что они оба были преданными и выдающимися христианскими деятелями. Они настолько отличались подвижничеством, что им предложили управлять монастырём.

Исаак Сирин счёл для себя это недопустимым и даже удалился из обители, чтобы посвятить время молчанию. А вот брат поступил иначе — остался управлять монастырём и несколько раз в письмах предлагал Исааку возвратиться. Но тот стоят на своём.

Исаак Сирин предпочёл жизнь отшельника руководящей должности в монастыре.

Слава умного и аскетичного затворника привлекала верующих.

Они так стремились к нему, что, в конце концов, Исаак Сирин пренебрёг своими желаниями и позволил католикосу-патриарху Гиваргису I рукоположить его в епископы.

Исаак Сирин отказался от должности епископа, чтобы спокойно заниматься подвижничеством и писать духовные труды

О епископской деятельности Исаака Сирина известно немного. Уступив воле народа, он очень страдал. Преподобному не нравилось наблюдать людские нравы. Хотя святой пытался разрешать спорные вопросы между верующими, шло это из ряда вон плохо. Люди слушали епископа лишь тогда, когда это не противоречило их интересам.

Один из таких случаев записан в житии святого.

Рассказывается, что два человека спорили из-за того, что один не возвратил долг другому и не желал этого делать.

Дошло до того, что епископа Исаака попросили рассудить их.

Тот сослался на Евангелие, где нашёл строки, согласно которым, должника надлежало простить.

Но заимодавца такое решение разочаровало.

Он сказал, что книга, дающая подобные советы, для него не авторитет.

Вот если бы она защищала материальные интересы пострадавшей стороны — другой разговор.

Подобные эпизоды быстро утвердили Исаака Сирина в желании отказаться от должности епископа.

Через пять месяцев он бросил всё и удалился в глушь.

Куда точно — точно не сказать. Одни источники говорят про пустыню, другие — про гору.

По Преданию, Исаак Сирин так усердно трудился во славу Божию, что ослеп

В отшельничестве Исаак Сирин углубился в те дела, которые требовала его душа: молился, постился, читал. Предание сообщает, что ел святой только траву и хлеб, — и то, в малых количествах.

«Слова Подвижнические» — одно из изданий трудов Исаака Сирина на русском языке
«Слова Подвижнические» — одно из изданий трудов Исаака Сирина на русском языке

Многие озарения святой Исаак записывал, что позволило ему стать одним из самых выдающихся духовных писателей своего времени. Его усердие в литературе и подвижничестве, как утверждают некоторые авторы, оказалось столь сильным, что отшельник ослеп.

Но даже это не остановило его труды. Высказывания святого записывали уже монахи.

Святой умер в монастыре Шабур.

28 января
день памяти преподобного Исаака Сирина

День памяти 28 января (10 февраля).

Помимо русской православной, преподобного Исаака Сирина почитают ещё две Церкви:

  1. Ассирийская церковь Востока.
  2. Сиро-яковитская православная церковь.

Наследие Исаака Сирина частично сохранилось на греческом и арабском

До сегодняшнего дня дошли далеко не все труды Исаака Сирина. Более того, нам неизвестно, каков действительный объём его наследия. Разные историки дают свои оценки количеству работ преподобного. Например, сирийский автор XIV века Эбед-Иезу упоминает сразу семь томов.

Сегодня известно несколько версий текстов преподобного — на греческом и арабском. Сопоставление манускриптов показывает, что в греческом варианте немало информации пропущено.

Греческие переводы имеют пропуски.

Это трудные места, с которыми не справились греческие переводчики. Поэтому на многие другие языки делаются неполные переводы.

На русском языке наследие преподобного издают на основании сирийских текстов.

Труды Исаака Сирина известны русскому православию давно. Ещё с XII века многие деятели Церкви ссылаются на цитаты преподобного.

Труды Исаака Сирина наставляют на духовном пути

Исаак Сирин затронул много вопросов духовной жизни человека. И это можно сказать уже на основе тех неполных трудов, что находятся в распоряжении христианской Церкви сегодня. Среди интересующих его тем:

  • психологические заметки;
  • общение с Богом;
  • разбор христианских догм;
  • наставления монахам и мирянам.

Для аввы Исаака важно не только записывать абстрактные рассуждения об истине и вере, а давать практические рекомендации. Знание без возможности применения для него ничтожно. Например, преподобный чётко указывает на последствия греховной жизни:

«А кто раздражителен, кто гневлив,

кто славолюбив, кто любостяжателен,

кто чревоугодник,

кто обращается с мирянами,

кто хочет, чтобы исполняема была собственная его воля,

кто вспыльчив и исполнен страстей —

все таковые пребывают в таком же смятении,

как сражающиеся ночью, и осязают тьму,

находясь вне области жизни и света».

Исаак Сирин
преподобный

И противопоставляет ей пользу духовного сознания:

«Кто желает видеть Господа внутри себя, тот прилагает усилие очищать сердце свое непрестанным памятованием о Боге, и таким образом, при светлости очей ума своего, ежечасно будет он зреть Господа.

Что бывает с рыбою, вышедшею из воды, то бывает и с умом, который выступил из памятования о Боге и парит в памятовании о мире».

Исаак Сирин даёт наставления о том, как перейти от греховной жизни к духовной:

«Когда хочешь положить начало доброму деланию, приготовься сперва к искушениям, которые тебя постигнут, и не сомневайся в истине.

Ибо у врага в обычае, когда увидит, что с горячею верою начал кто-либо доброе житие, встречать его разными страшными искушениями, чтобы, пришедши от сего в страх, охладел он в добром произволении и вовсе уже не имел горячности приближаться к богоугодному деланию».

Многие его рекомендации затрагивают темы высших уровней духовного развития человека и не могут быть практически применимы для простого мирянина. Но они дают прекрасную мотивацию и вдохновение для подвигов во Славу Божию.

Молитва, тропарь и кондак преподобному Исааку Сирину

Молитва Феофана Затворника преподобному Исааку Сирину:

«Преподобне отче Исаакие!

моли Бога о нас и молитвою твоею озари ум наш разумети высокия созерцания, коими преисполнены словеса твои, и паче возведи или введи в тайники молитвы, которой производство, степени

и силу так изображают поучения твои, да ею окриляемые возможем свободно тещи путём заповедей Господних неуклонно, минуя препятствия, встречаемыя на пути, и преодолевая врагов, вооружающихся на нас».

Тропарь преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 1

Добре священствуя во градех,

и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче,

начальник монашествующим показался еси

и учитель подвижников,

сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем:

слава прославльшему тя Христу,

слава тя освятившему,

слава давшему нам тя, предстателя искусного.

Кондак преподобному Исааку Сирину, епископу Ниневийскому, глас 8

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго,
учредителя пустыни тя восхваляем,
Исааче священноявленне, предстателю наш.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу,
о всех моли чтущих тя и взывающих ти:
радуйся, отче богомудре.

Служба преподобному Иссаку Сирину

Служба преподобному Исааку Сирину

Служба преподобному и богоносному отцу нашему Исааку Сирскому, епископу Ниневитскому

Стихиры, глас 4

Подобен: Дал еси знамение:

Дал еси знамение
Церкви Твоей, Господи,
Исаака святителя богомудраго,
иже деяние и созерцание прошед сугубо,
на высоту крестную добродетелей возшед,
отонудуже покаяния стези возвестив
еже приближают Твоему Божеству,
Иисусе Всесильне Спасе душ наших.
Дал еси знамение,
якоже древле неневитяном,
Исаака богоглаголиваго,
иже во глубину безмолвия вшед,
кита заклав мысленнаго,
бисер боговедения обрет
и нощь неведения потребив,
сокровище Твоея Славы открыв,
Иисусе Всесильне Спасе душ наших.
Дал еси знамение
твою книгу, священне, богодухновенную,
в нейже стези добродетелей изъяснил еси
и тайны разгнув Духа
и светозарный монашествующим показал еси рай
еже внутрь сердца есть,
в няже молитвами твоими нам исходатайствуй вход
у Иисуса Всесильнаго Спаса душ наших.

Слава, глас 5

Пустыннаго гражданина и отцев славу,
неневитяном пророка новаго,
браздодержца страстей, рачителя безмолвия,
Божественной славы ревнителя
преподобнаго Исаака возхвалим вернии,
иже мирскую суету преобидев,
безплотным в подвизе соревновав неослабно,
разумно на высоту возшед высочайшаго зрения,
неизреченнаго Божества светолития насладився
и возблистав огнесловными поучении,
всю вселенную просветив,
монашествующих красоту показав незримую,
сей и нас причасниками соделай, Христе Боже,
молитвами Твоего Божественнаго Исаака.

Тропарь, глас 1

Подобен: Камени запечатану:

Добре священствуя во градех,
и в пустынях вселивыйся процвел еси, Исааче,
начальник монашествующим показался еси
и учитель подвижников,
сего ради память твою достодолжно празднующе, сице взываем:
слава прославльшему тя Христу,
слава тя освятившему,
слава давшему нам тя, предстателя искусного.

Канон, глас 8

Егоже краестрочие: Пустынному иерарху немолчно песнь несу.

Песнь 1

Ирмос: Преславный в мори устроивый людем путь
Небесное нам шествие проходимо сотвори
да новую песнь поим Тебе, Господи.
Пустыни сирския процветение, пастыря мудрейша ниневитских граждан и рачителя священного безмолвия, в песнех псаломски богоноснаго Исаака похвалим, вернии, молитвенника о душах наших теплейшаго.
Уморил еси, отче, тлетворнаго льва гордыни, смирением на бесовския полчища ратуя яко копием, и несветящую тьму прелести развеял еси, твоих уст смиренных святолучными учении.
Суету преобидев мира, постническими борении страстей мглу одолел еси, и к высочайшему, отче, достигл еси безстрастию, и добротами украсился еси божественными.
Богородичен: Троицы явила еси Невидимыя едину Ипостась зриму, воплощением от Твоих Девических ложесн Превечнаго Слова, темже Тя Богородицу воистину проповедуют мирския концы и собори утверждают отеческия.

Песнь 3

Ирмос: Утверждей на камени веры
на сем созижду Мою Церковь, рекий, Господи,
спаси мя вопиюща:
Ты еси, Христе, Сын Бога Живаго
и в Тебе утверждается дух мой.
Искапаша твоя сладость уста, тебе проповедающа снисшедшаго с небес Слова Божия и пророческая на языце твоем почивающая благодать, в вере утверждает монашествующих святоотечестей.
Ниневитский град древний, тобою украшен отче быв, председательствующу тебе милостивым якоже архиерею подобает и чистым сердцем, но не внят твоим, Исааче, священным глаголам, темже и отпад от благочестия.
Несторианстей ереси отче противустал, в учении познав прелесть ядоскрытую, и православную иерарше мудрость избрав, любомудрейша в безмолвие уклонился еси от смут церковных.
Богородичен: Отступите лживии, не клевещите на святаго вси вы западныя и риторы новыя; се бо истинную Богородицу проповедует яве во книзе своей Исаак, епископ Ниневийский и правоправящий.

Седален, глас 4

Церкви светлую звезду, сирския пустыни Божественное украшение, гору безмолвия досязающу небеси

и монашествующих изрядное утешение, Исаака мудраго иерарха в песнех немолчно ублажим, иже в памяти своей точит почитающим неотъемлемую во искушениях помощь

и постническия чины утверждает на избранном пути, и молит Человеколюбца спастися душам нашим.

Слава и ныне: Богородичен Минеи.

Песнь 4

Ирмос: Услышах, Господи, слух Твой и убояхся,
разумех неизреченное Твое смотрение
и прославих, Слове, снисхождение Твое.
Монашествующим искусный наставник, Исааче, и постнических правил законоположник изряден был еси, свыше от Духа Святаго просвещаем, пустыни сирийския яко второе явился еси солнце, освященне.
Утреневав на всяку нощь непреложно, зарею твоих молитв просвещая мир, и страстей исторгая зловредныя корения, ралом твоих преподобне бденнонощных подвигов.

Изъяснив тайны духовныя, во мрак Божественный якоже Моисей вшел еси и естества надмирных чинов проразумел еси, Богоблаженне, херувимским твоим Исааче умом, трепетно вся испытуя.
Богородичен: Елика хощеши Всемогущаго умолити можеши Бога отвратити гнев от нерадивых, но Твоих, Дево, певцов, и щедроты Твоя умножи православным людем, Тя хвалящим, Богоневесто.

Песнь 5

Ирмос: От нощи неведения
Боговедением просветивый концы
просвети мя утром человеколюбия Твоего, Господи.

Разумный Церкви светильник, пустынных отцев священная звезда, ныне святый Исаак Боговедения просвещает зарями яже к постническому приступают ристалищу.

Ангелов согражданине Исааче, градский мирский мятеж избегл еси, в пустыню вселивыйся и на высоцей добродетелей горе твое жительство поставив, яко град богомудре Божий.

Рачением распалився Божественным, страстей вся терновная попалил еси и ревности твоея огнесветлой силою, в горняя яко искра востекл еси, истончивши плоть твою богоносе постом.

Богородичен: Ходатайству Твоему Богомати притек, весь приземлен имею ум, и нощь мя снедает отчаяния, но простри светозарный Твой покров, и посрамятся борющии мя беси.

Песнь 6

Ирмос: Во Исааце страсть прописавый
и во Ионе погребение прообразовавый
и Воскресение всем подаяй,
Тебе вопием с пророком:
от тли нас возведи, Благоутробне Господи.Упразднився, отче, дел житейских, в море священных Писаний пусился еси, и глубину Божиих Таин испытав, бисер Богопознания обрел еси, имже и просветився, Исааче, и показался еси евангельский воисину и пребогатый купец.
Ниневитяном Евангельски Бога проповедав, любовию примиряя во вражде сущих и ходатай заблудших быв, и кающимся путевождь и пустыножителем законоположник богомудрейший, темже яко пастыря тя воспеваем искуснейша и предстателя о душах наших и молитвенника теплейша.
Егоже в пустыню вселивый яко во чрево китово, егоже и проповедника показавый воскресения мысленнаго, сего Исаака приводим Тебе в молитву яко дерзновенника сущи чистейшаго, с нимже субботствовать от страстей сподоби вопиющим: от тли нас возведи Благоутробне Господи.
Богородичен: Марии Богоотроковице песненно радование принесем вернии, Гавриилу подражающе сице рцем: радуйся, легкий облаче носящий Солнце будущаго века; радуйся, светозарнейшая твердь Духа Святаго; радуйся, престоле огненный и серафимов песнь светлейшая; радуйся утешение христиан, Богоневесто.

Кондак, глас 8

Подобен: Взбранной:

Яко иерарха Богоноснаго и преподобнаго,
учредителя пустыни тя восхваляем,
Исааче священноявленне, предстателю наш.
Но яко имеяй дерзновение ко Господу,
о всех моли чтущих тя и взывающих ти:
радуйся, отче богомудре.

Икос:

Архиерейскою одеждею одеявся, постную пучину преплыв воздержания ветром, в тишине водворився безмолвия преподобне отче, и премирныя тайны постигл еси Херувимским твоим умом.

Яко иерарх учредив твою кафедру в горе пустынней и чины иноческия просветив твоим житием, мирския же концы огласив тайноводственными твоими речении

и вышней митрополии сослужитель явился еси, темже почудившися зело твоим исправлениям, благодарно тебе вопием:

Радуйся, пустыню орошающая Божественная манна;

радуйся, постнических чинов вжиляющая сила.

Радуйся, созерцатель Херувимских тайн;

радуйся, постом низложивший бесовскую рать.

Радуйся, Домовладыки Христа преукрашеный доме;

радуйся, Божественнаго страха богатство и честь.

Радуйся, великая смиренномудрия славо;

радуйся, любви излиянное миро.

Радуйся, благовонное молитвы кадило;

радуйся, тайновещатель будущаго века.

Радуйся, Исааче, отче богомудре.

Песнь 7

Ирмос: Божия снисхождения
огнь устыдеся в Вавилоне иногда,
сего ради отроцы в пещи радованною ногою
яко во цветнице, ликующе, пояху:
благословен еси, Боже отец наших.
Огненный твой язык, преподобне, все попаляет страстей терновныя дебри и горнее мудрствовать восхищает иночестии умы, красоты показуя созерцания, и яко орган сладкогласный уста твоя благословят выну Бога отцев наших.
Лицы просветив монашествующих, отче богоносе, восшедшу тебе якоже солнцу в пустыне, и блистанием твоих учений, языкоболие философов посрамив, пути познания истинно пронаписующа.
Чистота сердца твоего, славу тебе и богатство яви видения Божия, темже и умилився отче яко дитя, и позабыв мимотекущая мира сего вся и скорбная, и недро Иисусово облобызав, и небоходец быв, Исааче, таинственными созерцаньми твоими.
Богородичен: Нестория еретика биется лице, не восхотевшаго мудрствовати Тебе Богородицу Чистую, и Исаака Сириянина ныне прославляется житие: Деву Тя исповедавшаго и по Рождестве Богородицу истинную.

Песнь 8

Ирмос: Нечестия органы иную песнь
благочестия же благовещаннии пояху гусли:
благословите, дела Господня, Христа во веки.
Огненныя твои Исааче и крестолучные простираеши молитвы лучи, и разиши амалика, преподобне, мысленнаго, и бесовскую прелестную всю прогоняеши тьму и полцы монашествующих изводиши в долину спасения.
Полны ланиты твоя аромата духовнаго, и уста твоя сладость учения провещают, и движимый твой язык яко скорописная трость, красоту начертавает православнаго подвига.
Смиренномудрия венцем тебе увязает Святая Троица и преестественным вселяется в тя светом, и сердце твое светозарен дом показует, и огнедохновенными твои являет уста, имиже трегубно поеши Ю во вся веки.
Богородичен: Неискусобрачная Дево, Едину убо Ипостась во двою естеству, Всенепорочная, родила еси Воплощеннаго Бога, Егоже яко человека совершенна и Бога совершенна поем во веки вся.

Песнь 9

Ирмос: Да умолчат еретиков собрания,
не истинно Богородицу исповедающих Тя,
ибо свыше Тя пророцы проповедаша,
Матерь быти Божию
и Ходатаицу рода нашего,
тем Тя, Дево, величаем.
Небомудренная твоя душа, в райский вселися и пренебесный чертог, идеже лепотами наслаждаешися Божественных видений, ихже зрел еси тайновидче, еще на земли сый, и в книге начертав, юже и оставль нам яко лествицу небовосходную.
Евангельскою облеклся еси простотою, постническою раздрав пращею ризы греховныя, и в виссон святых одеявся, Исааче, и уже не молитвою молишися, но водворяешися лицем к лицу к Свету Высочайшему, идеже помяни нас, тя величающих.
Совершенство на земли совершив, обителей прошедшу тебе всех добродетелей и к Горнейшему Свету преселился еси, со ангельскими чинми в совершенство лучшее простираяся, но не забуди, богоблаженне Исааче, чада твоя, любовию тя величающия.

Богородичен: Утроба Твоя Свет неприступный приимши неизреченно Богородице Дево и просветила еси сущия во тьме жития, славити благочестно Христа во дву существу прошедшего из Тебе несказанно, единаго же Ипостасию.

Светилен:

Мудрование плоти умертвив в постных борениях,

от страстей субботствовав преподобне,

зарею Духа оживил еси ум,

и прежде смерти мысленное воскресение проповедал еси, досточудне Исааче,

темже тя любовию ублажаем.

Стихиры на хвалитех преподобным, глас 2

Подобен: Киими похвальными венцы:

Киими похвальными венцы
увязем Ефрема и Исаака,
единовсельников пустыни сирския,
единомудренных нравом и душею,
Богопроповедников пустыннолюбцев,
оваго убо яко облако благодати слезоросящее,
оваго же яко небесных созерцаний столпа огненнаго,
сих бо ради монашествующие сланое море страстей прешли
и венцы от Христа прияша нетленные,
имеющаго велию милость.
Киими песенными добротами
воспоем Ефрема и Исаака,
Боговедения воды напояющия пустыни концы,
монашествующих сладкопитатели,
реки приснотекущия учений,
сердца умиляющия,
чистых слез великия моря,
в нихже Христос мысленных фараонит полки потопив,
имеяй велию милость.
Киими духовными пеньми
похвалим Ефрема и Исаака,
Богоразумия криле постников окриляющия,
органы духовнаго вдохновения,
славии добропесненнии,
иже прописаша восхождения к Богу в книгах своих,
сирины поистине Божественнии,
имиже сонное сонмище демонов Христос поразив,
имеяй велию милость.
Киими сладкозвучными гусльми
прославим Ефрема и Исаака,
богословия трубы духодвижныя,
громи духовнии нечестивых ужасающия
и вселенную оглашающия,
молнии прогоняющие тьму греха
и благочестием озаряющия,
фиалы исполнь духовнаго утешения,
сладказвучныя кифары молитв,
имиже Христос умолен бывает
и подает велию милость.

Слава, глас 6

Иже на горах боговедения вогнездишася
и пустынолюбных собрание обучиша небесному жительству,
удаляющии от стремнин греха и показующии добродетелей восход,
стези светлейшии и прямыя,
молитвы светила и покаяния образи,
небопарнии орли Церкве крыла огненная,
Ефрема радостопечальнаго и Исаака небомудреннаго
в песнех возвеличим и призовем:
приникните к нам, отцы, с высоты вашего смирения
и нашу нищету ущедрите,
восполняя молитвами вашими скудость наших дел,
яко пребогатии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *