Содержание
- 1 Корни Акафистов — в Древней Греции
- 2 Есть не меньше 8 возможных авторов акафиста Пресвятой Богородице
- 3 Впервые в качестве церковного гимна акафист Пресвятой Богородице читался в Влахернской церкви в 860
- 4 Акафист Пресвятой Богородице великий, потому что через него обращаются Иисусу
- 5 Также есть Покаянный акафист и акафист всем иконам Пресвятой Богородицы
- 6 Акафист Пресвятой Богородицы читается в Субботу Акафиста
- 7 Акафист Пресвятой Богородицы в современном переводе
- 8 Текст акафиста Пресвятой Богородице
Акафист — это молитва, но молитва особая. Она не обязательна для чтения в храмах. Но люди по внутреннему духовному зову часто читают акафисты самостоятельно или в окружении близких.
Один из наиболее популярных акафистов — акафист Пресвятой Богородице. И это не удивительно, ведь именно Божья Матерь особенно любима в православии.
К ней обращаются люди с разными проблемами — и бытовыми и глубокими духовными. Но как правильно читать акафист Божией Матери? Давайте внесём ясность.
Корни Акафистов — в Древней Греции
Само понятие «акафист» отсылает нас к древнегреческой греческой культуре. Античность творчество потомков, начиная от скульптуры и заканчивая философией. Не стала исключением и поэзия. Она так прочно вошла в сознание людей, благодаря древнегреческим авторам, что отразилась даже на молитвах.
Люди времён Сократа и Платона сочиняли гимны богам. Греческий пантеон остался историей. Но традиция похвалы высших сил сохранилась — в том числе и в христианстве. Акафист — это форма восхваления святых, Христа или Богородицы.
Если перевести с греческого «акафист», получится нечто вроде «песнь, при которой не садятся». То есть знак уважения к высшим силам.
Есть не меньше 8 возможных авторов акафиста Пресвятой Богородице
Есть несколько кандидатов, которые могут оказаться авторами великого акафиста. Из древних рукописей известно, что под стенами Константинополя распевали «Взбранной Воеводе…» Это гимн Божьей Матери, благодарящий её за спасение этого христианского центра от вражеских войск. Но это был ещё не тот самый акафист.
В 626 году появился уже почти тот текст, который используется поныне. Он выражал благодарность Божьей Матери от лица Константинополя. Со временем эту версию отредактировали. Например, «град Твой» заменили на «раби Твои», а в качестве зачина использовали текст «Взбранной Воеводе победительная…»
Истории неизвестно, кто выступил автором окончательной версии, но есть версии:
- Преподобный Роман Сладкопевец — святой. Он мечтал петь в храме, но не имел подходящего голоса. Всё изменилось, когда ему приснилась Богородица и дала съесть свиток. Роман Сладкопевец стал лучшим певцом в Константинополе. Он — автор многих христианских гимнов, так что его авторство довольно вероятно;
- Георгий Писидийский — епископ, который подвижнически защищал христианские традиции в период иконоборчества;
- Патриарх Сергий I Константинопольский — влиятельная историческая фигура. К мнению прислушивался даже император Византии Иракий I. Сергий I был многогранной личностью и одним из людей, управлявших империей;
- Аполлинарий Лаодикийский — епископ и богослов, испытывавший сильное влияние античной культуры. Автор учения, идущего вразрез с традициями церкви;
- Диакон Георгий Писида — известен в первую очередь как поэт. Писал преимущественно на историческую тему;
- Патриарх Константинопольский Герман I — почитается как святитель, автор нескольких богословских трудов;
- Инокиня Кассия Константинопольская — поэтесса, автор гимнов, композитор, основательница монастыря в Константинополе;
- Патриарх Фотий — автор множества трудов по богословию, инициатор первых попыток крещения Руси.
Существует также мнение о том, что акафист имеет сирийское происхождение.
Впервые в качестве церковного гимна акафист Пресвятой Богородице читался в Влахернской церкви в 860
Великий акафист впервые прочли в том самом храме, где примерно через век произошло чудо.
В ответ на молитвы явилась Богородица и накрыла покровом людей в церкви.
Поводом для чтения акафиста послужила победа над флотом россов, которые осаждали город.
По преданию, благодаря ризе Божьей Матери поднялась буря, которая быстро раскидала вражеские корабли.
Об этом событии мы читаем в «Повести временных лет»:
«… и вынесли они с песнями божественную ризу святой Богородицы, и смочили в море ее полу.
Была в это время тишина и море было спокойно, но тут внезапно поднялась буря с ветром, и снова встали огромные волны, разметало корабли безбожных русских, и прибило их к берегу, и переломало, так что немногим из них удалось избегнуть этой беды и вернуться домой».
Повесть временных лет на Азбука. ру
В память об этом чуде установлен праздник — Похвала Пресвятой Богородицы, также известный как Суббота акафиста. Кстати, впоследствии и сами россы приняли христианство.
Акафист Пресвятой Богородице великий, потому что через него обращаются Иисусу
Акафист Пресвятой Богородицы — это самое первое религиозное сочинение в такой форме. Все, что написано после, — это подражание ему. Именно поэтому для чтения этого акафиста в церковном уставе отведена конкретная дата. А все другие акафисты Божией Матери или кого-то из святых не обязательны в службах.
Этот акафист очень важен для христианства. Немалое значение здесь имеет само Почитание Пресвятой Богородицы. Оно проистекает из идеи о Благовещении. То есть о том, что слово стало плотью.
«И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Богородица демонстрирует пример смирения, соглашаясь с замыслом Божиим:
«Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему».
Это может показаться мелочью. Но здесь очень глубокая мысль. Вся похвала в адрес Материи Божьей на самом деле сосредотачивается на Христе. Акафист изящно обыгрывает радость церкви по поводу снисхождения Иисуса Христа — через почитание Богородицы.
Также есть Покаянный акафист и акафист всем иконам Пресвятой Богородицы
Само слово «акафист» далеко не сразу стало обозначать конкретный жанр. Оно потребовалось позже. Нужно было как-то обозначить корпус подражательных сочинений в форме гимна различным святым. Все такие тексты пытались сохранить оригинальную структуру.
Существуют разные акафисты Пресвятой Богородице, есть даже акафист иконе — и не одной. Разумеется, Господь Иисус Христос тоже имеет свой гимн.
С литературной и богословской точки зрения это произведения разного качества и ценности. Гимны пытались писать многие, но далеко не все из этих начинателей обладали достаточным для этого талантом. Это и объясняет, почему почти акафистам не выделяют обязательные дни чтения.
Тем не менее, популярностью пользуется следующие акафисты:
- покаянный акафист Пресвятой Богородице;
- акафист всем иконам Пресвятой Богородицы.
Акафист Пресвятой Богородицы читается в Субботу Акафиста
Церковный устав регламентирует, когда читается этот акафист. Это происходит на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, в Постной Триоди. Тот самый, уже упомянутый праздник Похвала Пресвятой Богородицы. Это признак, демонстрирующим исключительное положение данного текста.
Почему же именно этот день? Вот, что говорит об этом иерей Михаил Асмус:
«Само чудо произошло в этот день — субботу пятой недели Великого Поста.
Но так как Церковь живет и по пасхальному календарю, то праздник в день, связанный с Пасхой, будет переходящим».
Также иерей Михаил Асмус объясняет, с чем связана такая любовь к этому празднику в православии:
«Все любят акафисты Божией Матери. Особенно русские, у которых появилось множество подражаний.
В церковном сознании за этим днем закрепилась тема чудесного вмешательства Богородицы в военные дела государства.
И то, что в истории и в богослужении было отнесено к Константинополю, каждый православный город пытается отнести к себе.
Конечно, можно и дома прочитать этот акафист, но общественное богослужение выражает соборность Церкви. И о православной государственности напоминает такое общественое чтение Великого акафиста, потому что такие чудеса были возможны только благодаря Православию, как государственной религии.
Великий акафист состоит из Кондаков, перемежающихся Икосами.
Икос, в отличие от кондака содержит текст радостного прославления («Радуйся, еюже радость возсияет: радуйся, еюже клятва исчезнет…» и т.д.) и особую, повторяющуюся в конце каждого икоса, одинаковую концовку-рефрен («Радуйся, Невесто неневестная»).
Кондак и икос составляют как бы один блок акафиста. Всего таких блоков 12. Эта структура теперь у всех акафистов».
Акафист Пресвятой Богородицы в современном переводе
Чтобы более вдумчиво читать акафист, полезно представлять, о чём в нём идёт речь. Например, 1 кондак «Богородице взбранной воеводе…» в переводе на современный русский язык выглядит так:
Также рассмотрим перевод инока 1. Оригинальный текст:
Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет.
Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.
Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся.
Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения.
Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.
Радуйся, Невесто Неневестная.»
А вот как это выглядит в переводе:
Радуйся, ибо чрез Тебя радость воссияет; радуйся, ибо чрез Тебя проклятие исчезнет.
Радуйся, падшего Адама призвание к спасению; радуйся, Евы от слез избавление.
Радуйся, высота, недосягаемая для мыслей человеческих; радуйся, глубина, непроницаемая и для ангельских очей.
Радуйся, ибо Ты – седалище Царя; радуйся, ибо Ты носишь Носящего все.
Радуйся, звезда являющая Солнце; радуйся, чрево Божественного воплощения.
Радуйся, ибо Тобою обновляется творение; радуйся, ибо в Тебе Младенцем становится Творец.
Радуйся, Невеста, брака не познавшая».
Также полезно послушать, как звучит акафист Пресвятой Богородице:
Текст акафиста Пресвятой Богородице
Кондак 1
Икос 1
Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет.
Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.
Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся.
Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения.
Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 2
Икос 2
Радуйся, совета неизреченнаго Таиннице; радуйся, молчания просящих веро.
Радуйся, чудес Христовых начало; радуйся, велений Его главизно.
Радуйся, лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся, мосте, преводяй сущих от земли на небо.
Радуйся, Ангелов многословущее чудо; радуйся, бесов многоплачевное поражение.
Радуйся, Свет неизреченно родившая; радуйся, еже како, ни единаго же научившая.
Радуйся, премудрых превосходящая разум; радуйся, верных озаряющая смыслы.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 3
Икос 3
Радуйся, отрасли неувядаемыя розго; радуйся, Плода безсмертнаго стяжание.
Радуйся, Делателя делающая Человеколюбца; радуйся, Садителя жизни нашея рождшая.
Радуйся, ниво, растящая гобзование щедрот; радуйся, трапезо, носящая обилие очищения.
Радуйся, яко рай пищный процветаеши; радуйся, яко пристанище душам готовиши.
Радуйся, приятное молитвы кадило; радуйся, всего мира очищение.
Радуйся, Божие к смертным благоволение; радуйся, смертных к Богу дерзновение.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 4
Икос 4
Радуйся, Агнца и Пастыря Мати; радуйся, дворе словесных овец.
Радуйся, невидимых врагов мучение; радуйся, райских дверей отверзение.
Радуйся, яко небесная срадуются земным; радуйся, яко земная сликовствуют небесным.
Радуйся, апостолов немолчная уста; радуйся, страстотерпцев непобедимая дерзосте.
Радуйся, твердое веры утверждение; радуйся, светлое благодати познание.
Радуйся, Еюже обнажися ад; радуйся, Еюже облекохомся славою.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 5
Икос 5
Радуйся, Звезды незаходимыя Мати; радуйся, заре таинственнаго дне. Радуйся, прелести пещь угасившая; радуйся, Троицы таинники просвещающая.
Радуйся, мучителя безчеловечнаго изметающая от начальства; радуйся, Господа Человеколюбца показавшая Христа.
Радуйся, варварскаго избавляющая служения; радуйся, тимения изымающая дел.
Радуйся, огня поклонение угасившая; радуйся, пламене страстей изменяющая.
Радуйся, верных наставнице целомудрия; радуйся, всех родов веселие.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 6
Икос 6
Радуйся, исправление человеков; радуйся, низпадение бесов.
Радуйся, прелести державу поправшая; радуйся, идольскую лесть обличившая.
Радуйся, море, потопившее фараона мысленнаго; радуйся, каменю, напоивший жаждущия жизни.
Радуйся, огненный столпе, наставляяй сущия во тьме; радуйся, покрове миру, ширший облака.
Радуйся, пище, манны приемнице; радуйся, сладости святыя служительнице.
Радуйся, земле обетования; радуйся, из неяже течет мед и млеко.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 7
Икос 7
Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания.
Радуйся, воскресения образ облистающая; радуйся, ангельское житие являющая.
Радуйся, древо светлоплодовитое, от негоже питаются вернии; радуйся, древо благосеннолиственное, имже покрываются мнози.
Радуйся, во чреве носящая Избавителя плененным; радуйся, рождшая Наставника заблудшим.
Радуйся, Судии праведнаго умоление; радуйся, многих согрешений прощение.
Радуйся, одеждо нагих дерзновения; радуйся, любы, всякое желание побеждающая.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 8
Икос 8
Радуйся, Бога невместимаго вместилище; радуйся, честнаго таинства двери.
Радуйся, неверных сумнительное слышание; радуйся, верных известная похвало.
Радуйся, колеснице пресвятая Сущаго на Херувимех; радуйся, селение преславное Сущаго на Серафимех.
Радуйся, противная в тожде собравшая; радуйся, девство и рождество сочетавшая.
Радуйся, Еюже разрешися преступление; радуйся, Еюже отверзеся рай.
Радуйся, ключу Царствия Христова; радуйся, надеждо благ вечных.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 9
Икос 9
Радуйся, премудрости Божия приятелище, радуйся, промышления Его сокровище.
Радуйся, любомудрыя немудрыя являющая; радуйся, хитрословесныя безсловесныя обличающая.
Радуйся, яко обуяша лютии взыскателе; радуйся, яко увядоша баснотворцы.
Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, рыбарския мрежи исполняющая.
Радуйся, из глубины неведения извлачающая; радуйся, многи в разуме просвещающая.
Радуйся, кораблю хотящих спастися; радуйся, пристанище житейских плаваний.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 10
Икос 10
Радуйся, столпе девства; радуйся, дверь спасения. Радуйся, начальнице мысленнаго наздания; радуйся, подательнице Божественныя благости.
Радуйся, Ты бо обновила еси зачатыя студно; радуйся, Ты бо наказала еси окраденныя умом.
Радуйся, тлителя смыслов упраждняющая; радуйся, Сеятеля чистоты рождшая.
Радуйся, чертоже безсеменнаго уневещения; радуйся, верных Господеви сочетавшая.
Радуйся, добрая младопитательнице девам; радуйся, невестокрасительнице душ святых.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 11
Икос 11
Радуйся, молние, души просвещающая; радуйся, яко гром враги устрашающая.
Радуйся, яко многосветлое возсияваеши просвещение; радуйся, яко многотекущую источаеши реку.
Радуйся, купели живописующая образ; радуйся, греховную отъемлющая скверну.
Радуйся, бане, омывающая совесть; радуйся, чаше, черплющая рaдocть.
Радуйся, обоняние Христова благоухания; радуйся, животе тайнаго веселия.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 12
Икос 12
Радуйся, селение Бога и Слова; радуйся, святая святых большая.
Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом; радуйся, сокровище живота неистощимое.
Радуйся, честный венче людей благочестивых; радуйся, честная похвало иереев благоговейных.
Радуйся, церкве непоколебимый столпе; радуйся, Царствия нерушимая стено.
Радуйся, Еюже воздвижутся победы; радуйся, Еюже низпадают врази.
Радуйся, тела моего врачевание; радуйся, души моея спасение.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 13
(Kондак читается трижды)
Икос 1
Радуйся, Еюже рaдocть возсияет; радуйся, Еюже клятва изчезнет.
Радуйся, падшаго Адама воззвание; радуйся, слез Евиных избавление.
Радуйся, высото неудобовосходимая человеческими помыслы; радуйся, глубино неудобозримая и ангельскима очима.
Радуйся, яко еси Царево седалище; радуйся, яко носиши Носящаго вся.
Радуйся, Звездо, являющая Солнце; радуйся, утробо Божественнаго воплощения.
Радуйся, Еюже обновляется тварь; радуйся, Еюже покланяемся Творцу.
Радуйся, Невесто Неневестная.
Кондак 1
Молитвы
О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин,
и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша.
О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия,
и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего;
яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Се бо грехми погружаемии и скорбьми обуреваемии, взирая на Твой образ, яко живей Ти сущей с нами, приносим смиренныя моления наша. Не имамы бо ни иныя помощи, ни инаго предстательства, ни утешения, токмо Тебе, о, Мати всех скорбящих и обремененных.
Помози нам немощным, утоли скорбь нашу, настави на путь правый нас, заблуждающих, уврачуй и спаси безнадежных, даруй нам прочее время живота нашего в мире и тишине проводити, подаждь христианскую кончину, и на страшнем суде Сына Твоего явися нам милосердая Заступница, да всегда поем, величаем и славим Тя, яко благую Заступницу рода христианскаго, со всеми угодившими Богу. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение