Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Макарий Булгаков

05.02.2019
2 360

Пути Господни неисповедимы, иногда попавший в тебя камень приносит выздоровление. Так и лучилось с Макарием Булгаковым.

Митрополит Макарий, в миру Михаил Петрович Булгаков, родился 19 сентября 1816 года в селе Сурково, Курской губернии.

Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), работа неизвестного художника начала 1880-х годов
Митрополит Московский и Коломенский Макарий (Булгаков), работа неизвестного художника начала 1880-х годов

Путь к знаниям для Макария был тернист, ввиду плохого здоровья

Краткая биография Булгакова такова:

Его отец был священником в сельском храме. Он слыл добрым пастырем, но, к сожалению, рано скончался, Михаилу тогда было всего 7 лет.

Поэтому вопрос нравственного воспитания был сильно развит в семье Михаила.

После смерти Петра Булгакова Стефанида осталась одна с шестью маленькими детьми, младшей дочери было всего лишь 3 года, а старшей — 10 лет.

Мать будущего митрополита, Стефанида Григорьевна, была дочерью священнослужителя.

Михаил был третьим ребенком в семье, с самого раннего детства он рос слабым и часто болел золотухой.  После кончины отца он был отправлен священнику и крестному — Павлу Никитскому, за несколько верст от родного села. Здесь отрок обучился грамоте.

В 1825 году Стефанида Григорьевна отвезла сына в Колочу и отправила учиться в приходское духовное училище. Учение Михаилу давалось тяжело ввиду его слабости и частых болезней, но благодаря усердию и твердости характера он оставался в числе учащихся.

Дальнейшее событие «перевернуло» жизнь будущего митрополита. Есть несколько версий:

  1. Михаила дразнили из-за его здоровья и однажды попали камнем по голове.
  2. Михаил, как обычно, усердно занимался в своей комнате в училище, а на улице веселились ребята и случайно попали камнем в его окно и ему в голову.

Итог один — камень сильно повредил голову отрока. Лечение повлияло на весь организм в целом и здоровье Михаила улучшилось, при этом усердие и концентрация остались. И он быстро стал одним из лучших учащихся.

К 25 годам Михаил Булгаков уже решил связать свой путь с монашеством

Следующей ступенью обучения Михаила стала Курская семинария. Его успехи были столь велики, что многие преподаватели называли его по имени — отчеству.

В 1837 году Булгаков поступает в Киевскую духовную академию. Во время обучение в данном заведении Михаил решил связать свою дальнейшую жизнь с подвигом монашества.

В 1841 году, когда будущему митрополиту исполнилось 25 лет, задуманное было осуществлено и он принял монашеский постриг. Его нарекли новым именем — Макарий, в честь святого мученика, Киевского митрополита Макария.

 Киевская духовная академия дала крепкое духовное образование будущему митрополиту и в ее стенах Макарий принял постриг
Киевская духовная академия дала крепкое духовное образование будущему митрополиту и в ее стенах Макарий принял постриг

В этом же году Макария посвятили в сан иеродиакона, а чуть позже, по завершению академии, и в сан священника.

По окончания обучения Макарий остается преподавать в нем

Сразу после окончания обучения в Киевской духовной академии Макарию предложили начать преподавательскую деятельность на только что образовавшейся кафедре Русской церкви и гражданской истории, он вел оба предмета.

Ранее этих предметов не читалось нигде и будущий митрополит очень тщательно готовился к лекциям и составлял специальные пособия, которые впоследствии публиковались в «Христианском чтении», а еще позже легли в основу труда по Истории христианства на Руси.

1842
в этом году Макарий был переведен в Петербургскую духовную академию на кафедру богословских наук

Он был лучше всего подготовлен по этому предмету, т.к. наставниками были знаменитые богословы Иннокентий Борисов и Дмитрий Муретов.  Продолжает печататься в журналах («Догматическое учение св. Дмитрия Донского» и пр), также отдельно вышла книга «История Киевской духовной академии».

Собственноручно составленные лекции вылились в статьи и книги

Во время преподавания Богословия догматического, Энциклопедии богословия и Богословия основного отец Макарий издает свои лекции по основному богословию в виде книги «Введение в православное богословие» и получает степень богослова.

К этому времени Булгаков уже имел сан архимандрита и являлся инспектором академии.

В 1949 году появился первый том «Богословия догматического». Примерно в этот же период появились такие труды, как первые тома «Истории русской церкви» и «Собрание материалов для науки канонического права Православной церкви».

1850
в этом году возведен в сан епископа и назначен ректором академии

Продолжает свою преподавательскую деятельность, а также работу по составлению следующих томов «Богословия догматического» и «Истории русской церкви».

На «Богословие догматическое» была составлена рецензия Иннокентием Борисовым по поручению Академии наук, он дал самую блестящую оценку труду, что надолго закрепило за Макарием лавры первого русского богослова.

Какой бы сферой деятельности Булгаков ни занялся, все выливалось в его труды, в написание книг.

Так, в 1854 году появилась «История русского раскола старообрядства», как раз в это время Макарий занимал должность наставника миссионерского противораскольнического класса, открытого в Санкт-Петербургской академии.

В этот же период епископ Макарий является редактором журнала «Христианское чтение», в котором публикуются его статьи.

Были у епископа Макария и недруги, которые старались омрачить его жизнь пастыря и просветительскую сторону жизни

В 1857 году епископа Макария переводят в Тамбов, дабы он возглавил Тамбовскую епархию.

Новый епископ быстро разобрался с находящейся в упадке епархией и начал наводить порядок.

Он лично решал множество вопросов, назначал более ответственных сотрудников, вел просветительские беседы, как среди прихожан, так и среди священнослужителей, следил за постройкой новых храмов и назначением достойных пастырей в доверенной структуре.

Организовал приток в приходские библиотеки новой литературы. Священникам очень понравилась эта идея и они попросили разрешение на закупку трудов Макария, что и было сделано.

В это время недовольные резкими изменениями в пастве начали распускать слухи, якобы Макарий принуждает священнослужителей закупать свои книги в приходские библиотеки.

Эта новость потрясла епископа и он стал проситься на другую кафедру, тем более что местный климат плохо сказывался на здоровье.

Макарий переведен на Харьковскую кафедру, которая была хорошо организована и нужно было поддерживать имеющийся порядок.

В 1862 году был возведен в сан архиепископа.

Продолжает литературную деятельность и организовывает ежемесячное издание «Духовный вестник».

В 1868 году архиепископа вызывают в Санкт-Петербург для участия в деятельности Священного Синода. Во время его пребывания в Северной столице умирает Литовский митрополит и принимается решение — назначить архиепископом Литовским и Виленским Макария.

Паства в этой местности была крайне нестабильно в вере, т.к. шел «нахлест» православия, западных вероучений и старообрядчества.

Архиепископ это прекрасно понимал и отстаивал интересы православных, вел просветительскую деятельность для укрепления веры и обращения еще некрещенных. За то время, пока Макарий руководил епархией было отремонтировано, возведено и освящено 293 храма и увеличилось количество православных христиан.

Сложно даже представить сколько сил архиепископ Макарий возложил на алтарь земной жизни ради становления и укрепления православия в Российской Империи.

Новым назначение для Макария — митрополит Московский

В 1879 году архиепископа вызывают в столицу на отпевание почившего митрополита Иннокентия. И в скором времени Макария назначают митрополитом Московским и Коломенским.

На новой должности Макарий не изменил своим устоям и продолжил борьбу с халатностью в православии. Также продолжил написание трудов.

Его земной путь завершился 9 июня 1882 года.

Отзыв современника о митрополите Макарии.

Митрополит Мануил о Макарии: «отличительными чертами его характера были доброта и ласковость. Доброта души проявлялась на деле в виде пожертвований своих средств на школы, на строительство храмов, на библиотеки и другие цели. Но особенно замечательное пожертвование епископ Макарий сделал в 1867 году.

Все деньги, которые он получил от своих сочинений, он хранил до тех пор, пока не собрал нужную сумму (120 000 рублей).

120 000 ₽
такую сумму Макарий вложил под проценты для выплаты ежегодной премии отечественных талантов

Затем эту сумму положил в Государственное кредитное учреждение навсегда и завещал после его смерти на проценты с этой суммы учредить ежегодные премии для поощрения отечественных талантов, посвящающих себя делу науки и общеполезных знаний».

Таким образом, митрополит Макарий и до сих пор принимает участие в поощрении просветительской деятельности. Его премии вручались в 1884 — 1917 годах. Их было 4: от Академии наук (1), Святейшего Синода (2) и Киевской духовной академии (1).

Возобновили вручение Макариевской премии в 1997 году, она присуждается в пяти номинациях: «История православной церкви», «История России», «История Москвы и историческое краеведение», «История православных стран и народов», а также учебник или учебное пособие, представляющие вклад в науку в одной из данных номинаций.

В 2016 году отмечалось 200 лет со дня рождения митрополита Московского и Коломенского Макария (Булгакова).

Труды Макария Булгакова можно встретить в интернет-магазинах.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *