Содержание
- 1 С ранней молодости Макарий отличался кротким нравом и необычными поступками
- 2 Монашество — единственный верный выбор жизненного пути
- 3 Оптина Пустынь — поприще великого труда и подвигов старца
- 4 Блаженная кончина преподобного, о которой он знал заранее
- 5 Памятные даты жизни старца Макария
- 6 Чудотворения и прозорливость старца — как свидетельство Святого Духа.
- 7 Преподобному Макарию Оптинскому молятся для помощи в болезнях и тяжелых обстоятельствах жизни
Однажды к Макарию привели человека, одержимого бесом. Бесноватый ранее не видел и не знал старца. «Макарий идет!» — закричал болящий, и ударил духовника по щеке.
Преподобный, по заповеди Христа, подставил вторую щеку. Одержимый упал без чувств, и очнулся исцеленным. Не выдержавший такого смирения, бес покинул человека навсегда.
Как все великие святые, Макарий Оптинский был знаменит не чудотворениями, а старческими трудами и наставничеством богоспасаемого народа.
Духовные советы старца — мудрое руководство на пути спасения христиан.
С ранней молодости Макарий отличался кротким нравом и необычными поступками
Будущий святой родился в благочестивой семье с именем Михаил Николаевич Иванов, недалеко от Оптиной Пустыни. С детства имея тихий и кроткий нрав, Михаил был склонен к уединению и молитве.
После смерти родителей он остался один в имении. Крестьян никогда не наказывал и не беспокоился о прибыли.
Когда у него украли гречиху, наставлял обидчиков евангельскими примерами. К удивлению, мужики покаялись, пав перед Михаилом на колени.
Делясь мыслями о понимании счастья, он впоследствии писал:
«Жизнь, проходимая с чистой совестью и со смирением, доставляет мир, спокойствие и истинное счастье.
А богатство, честь, слава и высокое достоинство нередко бывают причиною многих грехов, и не доставляют счастья».
Монашество — единственный верный выбор жизненного пути
Кроткий нрав и тихий образ жизни предуготовили Михаила к иночеству. Его путь в монастырь был простым и прямым. Прибыв паломником в Площанскую Пустынь, он остался там навсегда, отказавшись от части наследства в пользу братьев.
Наставником послушника стал старец Афанасий, ученик великого Паисия Величковского, У Афанасия было собрание творений древних отцов монашества, собранных Паисием.
Духовное становление молодого послушника проходило на основе этих трудов, под руководством опытного наставника.
По истечении 5 лет послушник принимает монашеский постриг в честь Макария Великого. На протяжении нескольких лет, кроме послушаний, он совершает паломнические поездки.
Через 15 лет монастырской жизни, Макария назначают духовником Севского девичьего монастыря.
Вскоре состоялась его встреча со старцем Оптиной Пустыни Львом. Между духовниками завязалась дружеская переписка. Со временем, отец Макарий переезжает в Оптину Пустынь, будучи 46-летним опытным духовником.
Оптина Пустынь — поприще великого труда и подвигов старца
Отец Лев считал Макария себе равным, но по его смиренным просьбам, обращался с ним как с учеником. За время дружбы, они воспитали будущего великого святого старца Амвросия Оптинского.
Семь лет оба духовника окормляли братию и наставляли прибывающих в скит паломников. После смерти преподобного Льва, тяжесть духовничества легла на плечи Макария.
Старец Макарий отличался кротким нравом. Он все покрывал любовью. Его чада свидетельствовали:
«…сила этой любви настолько привлекала к нему сердца всех,
что мы готовы были не отходить от него,
чтобы всегда наслаждаться светлым его лицезрением и сладкою беседою богоглаголивых уст его».
Со смирением и любовью принимал старец каждого посетителя. Он приносил с собой радость и утешение. Будучи мудрым и заботливым отцом, помогал братии нести бремя иноческой жизни.
«Старец был огромного роста, с лицом некрасивым, со следами оспы, но белым,
светлым, взгляд был тих и полон смирения.
Нрав его был чрезвычайно живой и подвижной.
Память прекрасная: после первой исповеди на всю жизнь запоминал он человека.
Но косноязычие и нехватка дыхания при разговоре — смущало его всю жизнь. Одет был всегда бедно»
— вспоминали посетители.
На протяжении 20 лет преподобный Макарий вел переписку с духовными чадами
Наставляя их в вере и благочестии, утешая в скорбях. Этими письмами старец оставил о себе добрую память. Они до сих пор содержат в себе духовную пользу.
Утешая человека, который страдал от многочисленных скорбей, он писал:
«Люди большею частью желают и ищут благоденствия в сей жизни, а скорбей стараются избегать.
И кажется, что это очень хорошо и приятно, о всегдашнее благоденствие и счастье человеку вредит.
Он впадает в различные страсти и грехи и прогневляет Господа,
а проходящие скорбную жизнь, более приближаются ко Господу и удобнее получают спасение, потому Господь отрадную жизнь назвал пространным путем:
широкие врата и пространный путь вводят в пагубу и многие идут им
а скорбную жизнь назвал:
…узкий путь и тесные врата ведущие в жизнь вечную, и немногие находят их…
Итак, по любви своей к нам, Господь, провидя могущую быть пользу,
кто того достоин, многих сводит с пространного пути, а поставляет на узкий и прискорбный путь,
чтобы терпением болезней и скорбей устроить их спасение и даровать жизнь вечную».
Старец заботился о благоустройстве монастыря, о правильном ведении служб и песнопений. Был трудолюбив. Под его руководством, в скиту развивались ремесла, среди которых токарное и переплетное.
Богослужения совершал по смирению редко, но часто пел на клиросе.
Его скромная келия была оборудована небольшой приемной и маленькой спаленкой. В спальне стояла узкая кровать, письменный стол. В углу — иконостас, в составе которого особо почитаемая икона Владимирской Божией Матери с неугасимой лампадой.
На стенах висели изображения подвижников и виды монастырей. В этой келии старец подвизался 20 лет.
Далее, до самого закрытия монастыря, принимал посетителей. Праведные труды отнимали много сил. Иногда ему приходилось принимать монастырскую и скитскую братию во время вечернего правила и вместо братской трапезы.
Каждый день его ожидали посетители.
Мужчин он принимал в своей келии, а женщин — за воротами скита, в специальном помещении. Его беседы приносили людям духовную пользу.
Старец уделял внимание руководству группы ученых, литераторов, монахов и мирян, которые переводили на литературный язык труды святых отцов древности.
Преподобного Макария считают основателем целой школы переводчиков и издателей духовной литературы. Он укреплял связи между Оптиной и русской интеллигенцией.
За духовным окормлением к старцу обращались: И. С. Хомяков, Н. В. Гоголь, А. К. Толстой, А. Н. Муравьев и др.
Блаженная кончина преподобного, о которой он знал заранее
Под конец жизни старец часто жаловался на усталость и отсутствие покоя. Иногда его одолевало физическое изнеможение, так что приходилось отказываться от приема посетителей.
До конца подвижнического пути преподобный не прекращал помощь страждущим. Подражая Спасителю, старец смиренно нес крест.
Старец заранее предсказал время своей кончины. За неделю до этого его соборовали. Будучи тяжело больным, он давал последние наставления, прощался с духовными чадами, раздавал вещи.
Даже будучи на последнем издыхании, старец взглядом благодарил пришедших проводить его. В полночь пришел духовник старца, и беседовал с ним пол часа. Преподобный попросил читать отходную.
«Слава Тебе, Царю мой и Боже мой!», «Матерь Божия помози мне!»
— восклицал старец при чтении отходной. В 6 часов утра он приобщился Святых Христовых Таин, а через час, тихо почил, на 9-й песни канона на разлучении души.
Мощи Макария Оптинского покоятся во Владимирском храме Оптиной Пустыни, рядом с мощами его духовного друга и сотаинника, преподобного Льва.
Как и при жизни, преподобный Макарий остается скорым помощником всем обращающихся к нему за помощью.
Памятные даты жизни старца Макария
Дата | Событие |
20 ноября 1788 г | День рождения |
1802 г | Поступил на работу бухгалтером |
6 октября 1810 г | Уход из мира в Площанскую пустынь |
Декабрь 1810 г | Пострижение в рясофор с именем Мелхиседек |
7 марта 1815 г | Постриг в мантию с именем Макарий |
27 мая 1817 г | Иерейская хиротония |
1827 г | Назначение духовником Севского монастыря |
1834 г | Поступление в Оптину Пустынь |
1837 г | Назначен духовником обители |
1839 г | Вступление в должность скитоначальника |
1841 г | Становится духовным наставником Пустыни |
1858 г | Постриг в схиму |
20 сентября 1860 г | Блаженная кончина (день памяти). |
27 июня 1998 г | Обретение святых мощей старца |
19 января | День тезоименитства |
24 октября | Собор преподобных старцев Оптинских |
Чудотворения и прозорливость старца — как свидетельство Святого Духа.
Множество случаев чудесной помощи Божьей наблюдали духовные чада при жизни старца.
Часто Макарий служил молебны об исцелении и помазывал страждущих маслом из неугасимой лампады. При этом бывали случаи исцелений, особенно бесноватых.
Страдала беснованием Мария Павловна Полунина. Ее привели в Оптину для исцеления. При приближении к Макарию, она начала биться в припадке. Старец опоясал ее своим пояском, и Мария успокоилась. С тех пор припадки навсегда прекратились.
В одном селении бешеный волк искусал многих крестьян. В это время туда к одной барыне приехал батюшка. Часть пострадавших отправили в больницу, а крестьян знакомой барыни старец в больницу ехать не благословил.
Он окропил их святой водой, и назначил молитвенное правило. Все они остались живы, а в больнице все умерли.
У 5-летней девочки Даши постоянно случалась лихорадка и рвота от рыбы. Старец велел ей сесть рядом. Отломив часть своего карася, он заставил девочку съесть. Даша со слезами съела, думая, что начнется рвота. Но болезнь отступила навсегда.
Сын одного помещика Орловской губернии Алексей Говоров сильно страдал пьянством. По совету знакомых, он с женой поехал в Оптину Пустынь к старцу.
Макарий шутя ударил Алексея 3 раза рукой по голове, и велел готовиться к принятию Святых Тайн. Приступая к чаше, Алексей почувствовал сильное сопротивление и противные помыслы.
Превозмогая себя, он причастился.
После этого он навсегда освободился от страсти, и испытывал отвращение к спиртному.
О старце свидетельствовали, что он
«был прозорлив: первый раз видя человека, называл его иногда по имени, прежде чем тот представлялся.
Отвечал иногда на письменные вопросы, прежде их получения, так что писавший получал ответ на письмо, час тому назад посланное».
В этой передаче в течение 7:27 минут рассказывают о чудесах и жизни Макария Оптинского
Преподобному Макарию Оптинскому молятся для помощи в болезнях и тяжелых обстоятельствах жизни
Молитва
За труды и подвиги твоя, имиже Христа прославил еси и от глада духовнаго люди российския избавил еси,
Христос Господь Воплощенная нас ради Премудрость излия на верх твой неувядаемую славу смиренномудрия.
Имже вся супостаты вражия низложил еси и баснословное суемудрие философов обличил еси.
Темже убо отче, яко со святыми вменился еси и боголепное житие в Раи живеши, не остави нас сирых, грешная и неразумная чада твоя.
Но боголюбивою твоею молитвою нас посети:
избави от неразумия умы наша в суете мирстей выну шатающияся, утверди сердца наша Страхом Божиим иже плодит начатки премудрости,
колеблющуюся волю нашу остени заповедьми Христовыми да не на одесную ниже шуюю отступим от закона Всевышняго.
Отеческим преданием научи ны внимати и со опастсвом тыя хранити, да наследницы святых отцев явимся.
Присно же сохрани наследие твое и обитель твою в нейже добропобедный подвиг совершил еси и тело твое яко драгоценный бисер в ней оставил еси.
Да вси притекающии к раце мощей твоих исцеления приемлют и Бога прославят Дивнаго во святых Своих всегда ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Акафист Макарию Оптинскому
Кондак 1:
Икос 1:
Радуйся, Богом избранный сосуде.
Радуйся, смирения и любве крепкий соузе.
Радуйся, младенческий разум отвергий.
Радуйся, злобою присно младенствуяй.
Радуйся, разумливый закона Христова светильниче.
Радуйся, писаний отеческих присный любителю.
Радуйся, яко мирское оставль мудрование.
Радуйся, яко к Божественным приникнув писанием.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 2:
Икос 2:
Радуйся, мудрость мира сего постигнувый.
Радуйся, яко тщету оныя уведел еси.
Радуйся, мусикийския органы возненавидевый.
Радуйся, яко богодвижная цевница явился еси.
Радуйся, яко мудрый, купец безценнаго бисера взыскал еси.
Радуйся, вся продавый и Христа приобрел еси.
Радуйся, небеснаго любомудрия рачителю.
Радуйся, мирскаго суемудрия обличителю.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 3:
Икос 3:
Радуйся, взыскавый старца по слову Симеона Богослова.
Радуйся, в богоглаголивем старце Бога обретый.
Радуйся, молниезрачными ученьми озаривыйся.
Радуйся, яко темнозрачную прелесть попалил еси.
Радуйся, послушанием умерый воли никчемней.
Радуйся, добродетелию яко финикс воскресый.
Радуйся, Льва преподобнаго скимне духовный.
Радуйся, яко мысленных волков с ним растерзал еси.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 4:
Икос 4:
Радуйся, сокровище даров отеческих преданий.
Радуйся, богатство духа нищим подаваяй.
Радуйся, веры адаманте крепкий.
Радуйся, любве аметисте светлый.
Радуйся, надежды сребрянная чаша.
Радуйся, печальным сладкая отрада.
Радуйся, преемственная славо старцев богоносных.
Радуйся, писаний богомудрых источниче живоносный.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 5:
Икос 5:
Радуйся, пастырскою любовию овцы к себе призываяй.
Радуйся, словесною манною тех насыщаяй.
Радуйся, волков в овечьей коже от стада отгнание.
Радуйся, козлищ заблудших богомудрое наказание.
Радуйся, Ангелоподобное пение в церквах устроевый.
Радуйся, трезвомысленное жительство в Скиту учредивый.
Радуйся, древних отцев пустынных новая похвало.
Радуйся, старчества оптинскаго неувядаемая славо.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 6:
Икос 6:
Радуйся, скрижале исписанная Божественными письмены.
Радуйся, тросте движимая Духом Святым.
Радуйся, святоотеческое словес изъяснение.
Радуйся, богодохновенное иноком вспоможение.
Радуйся, разсуждения светило ярчайшее.
Радуйся, в книзе животней печате всекрасная.
Радуйся, неослабное о Бозе рачение.
Радуйся, нас ленивых во Христе воздвижение.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 7:
Икос 7:
Радуйся, делателю вертограда оптинскаго.
Радуйся, насадивый в нем благочестия цветы.
Радуйся, монашескаго любомудрия шипок благовоннейший.
Радуйся, евангельскаго смиренномудрия крине чистоты.
Радуйся, искореняяй в сердцах наших нечестие.
Радуйся, насыщаяй разумы наша Божественными словесы.
Радуйся, кедре богоразумием украшенный.
Радуйся, яко на вéтвех твоих витают духовныя птенцы.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 8:
Икос 8:
Радуйся, сокровищница отеческих преданий златоукрашенная.
Радуйся, мироположница апостольских речений благовоннейшая.
Радуйся, недоведомых таин явление.
Радуйся, неразумных сердец умудрение.
Радуйся, высото смиренномудрия, врагу недостижимая.
Радуйся, глубино богопознания, человеком явленная.
Радуйся, широто любве Божественныя.
Радуйся, долгото молитв неусыпаемых.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 9:
Икос 9:
Радуйся, Амвросия богомудраго духовно родивый.
Радуйся, Илариона предивнаго отечески возрастивый.
Радуйся, Анатолия светозарнаго превыспренне воскриливый.
Радуйся, Исаакия благочестиваго прозорливо предуказавый.
Радуйся, Моисею и Антонию крепосте единомыслия.
Радуйся, богоноснаго Льва друже искренний.
Радуйся, оптинскаго старчества цепе златокованная.
Радуйся, собора венценоснаго каменю богоизбранный.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 10:
Икос 10:
Радуйся, честное даров Божественных вместилище.
Радуйся, богатое Христовы благодати излияние.
Радуйся, многоплетенных грехов разрешение.
Радуйся, многоразличных недугов исцеление.
Радуйся, прозорливый страстей искоренителю.
Радуйся, богомудрый добродетелей насадителю.
Радуйся, Херувимскаго разсуждения богодохновенный делателю.
Радуйся, Серафимскому славословию благозвучный подражателю.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 11:
Икос 11:
Радуйся рекий: смирение аще стяжеши, вся тем имаши.
Радуйся рекий: аще оное не имаши, ничтоже имаши.
Радуйся рекий: погружаяй мысль во глубину смирения, обретает Господне призрение.
Радуйся рекий: духовное охлаждение предваряется высоким о себе мнением.
Радуйся рекий: Иисусова молитва со смирением посекает вражия приражения.
Радуйся рекий: трудом и смирением устрояется богоугодное доброделание.
Радуйся рекий: внимаяй отеческим писанием ясно зрит свое устроение.
Радуйся рекий: идяй путем креста и смирения сретает духовная наслаждения.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 12:
Икос 12:
Радуйся, яко неувядаемая слава святых на версе твоем почи.
Радуйся, яко приснословущую похвалу в раи душа твоя вкуси.
Радуйся, яко слез твоих сеяние ниву Господню угобзи.
Радуйся, яко снопы трудов твоих Христу принесый.
Радуйся, яко Богозрительную чистоту Бог сердцу твоему дарова.
Радуйся, яко от чрева твоего, по слову Христа, истече Духа Святаго река.
Радуйся, нищету духовную, яко сокровище некрадомое присно в нас сохраняяй.
Радуйся, кротостию и незлобием яко щитом духовным присно нас покрываяй.
Радуйся, отче Макарие, зерцало смиренномудрия.
Кондак 13:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение