Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Послание апостола Иакова

17.11.2018
2 194

Одна из книг  Нового Завета, соборное послание апостола Иакова, начинается такими словами:

Иаков, раб Бога и Господа Иисуса Христа, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, — радоваться.

 

Древнейший текст Послания написан на папирусе и датируется III в.
Древнейший текст Послания написан на папирусе и датируется III в

Автором послания считается первый епископ Иерусалимский Иаков

Точное авторство Послания не установлено. Для церковных исследователей стояли два вопроса: кто такой Иаков и кто настоящий автор Послания.

Новый Завет

Первый вопрос считается решенным. В Новом Завете есть три человека с именем Иаков.

  1. Иаков Зеведеев, один из двенадцати Апостолов, брат Иоанна Богослова.
  2. Иаков Алфеев, тоже один из двенадцати Апостолов, возможный брат апостола и евангелиста Матфея.
  3. Иаков Младший или Иаков Праведный, брат Божий, один из семидесяти апостолов Христа, первый епископ Иерусалимский.

Первый был убит по приказанию Ирода Антипы достаточно рано — в 44 года и оставить послание вряд ли успел.

Иаков сын Зеведея, первый претендент на роль автора Послания
Иаков сын Зеведея, первый претендент на роль автора Послания

Второй проповедовал среди язычников и вряд ли мог обращаться к евреям.

Иаков сын Алфея, второй претендент на роль автора Послания
Иаков сын Алфея, второй претендент на роль автора Послания

Иаков Праведный вел суровую подвижническую жизнь, обладал авторитетом и пользовался уважением у евреев, как христиан, так и иудеев, имел «полномочия» обращаться ко всем евреям, поэтому богословы и исследователи сходятся в том, что автором Послания был именно он.

Сведений о нем сохранилось не очень много. Он был братом Иисуса

Но родным, сводным или двоюродным – тут толкования разнятся. (Мф. 13:55)

Сначала вместе с другими братьями не верил в божественность Иисуса. (Ин.7:3-5)

Но потом уверовал и ему явился Господь. (1Кор. 15:7)

Иаков Младший принадлежал к числу 70 апостолов, которых Христос послал проповедовать по городам Палестины.

Апостолы возвели его на епископскую кафедру в Иерусалиме. Иаков считается первым Иерусалимским епископом.

Погиб Иаков мученической смертью: евреи сбросили его с крыла храма и закидали камнями.

По поводу подлинного авторства однозначного мнения нет. Православная церковь вслед за Евсевием Кесарийским признает подлинность Послания и его принадлежность именно Иакову, брату Господа Иисуса Христа.

Автором Послания считается апостол от 70-ти, Иаков, брат Господень
Автором Послания считается апостол от 70-ти, Иаков, брат Господень

Послание написано в конце 50-х годов в Иерусалиме

62-64
примерно в эти годы произошло  убийство Апостола Иакова

Место и время создания Послания точно неизвестны. Исследователи, опираясь на источники, предположили, что Послание написано Иаковом незадолго до смерти. Апостол был убит в 62-64 г., значит, Послание было написано в период с 55 по 62 гг.

Местом написания считается Иерусалим. Сведений о том, что Иаков когда-либо покидал Палестину, не сохранилось.

Иерусалим – место жизни и деятельности апостола Иакова.
Иерусалим – место жизни и деятельности апостола Иакова

Четкая авторская смысловая структура в Послании отсутствует. Цель Послания — вразумить христиан

Послание не имеет выраженного плана и структуры, что затрудняет его толкование.  Автор спонтанно переходит от одной мысли к другой.

Одной из наиболее распространенных в научной среде версией считается, что Иаков просто собрал в один текст несколько разных соображений по волнующим паству вопросам.

Объединенное библейское сообщество —  международная христианская организация, объединяющая национальные библейские общества, делит текст Послания

«Объединенные библейские сообщества» делят текст Послания таким образом:

Приветствие (1:1)

Автор называет себя и адресатов Послания.

Вера и мудрость (1:2-8)

Иаков говорит здесь о проверке веры искушениями. Человек должен обладать мудростью, чтобы преодолеть их. Если человек чувствует, что мудрости ему не хватает, он должен попросить ее у Господа.  Но получить просимое он сможет только если он тверд в вере:

6. Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой.

(Иак.1:6-7)

7. Да не думает такой человек получить что‐нибудь от Господа.

(Иак.1:6-7)

Богатство и власть (1:9-11)

Автор говорит об утешении бедных своей бедностью и о ничтожности богатства:

Восходит солнце, настает зной, и зноем иссушает траву, цвет ее опадает, исчезает красота вида ее; так увядает и богатый в путях своих…

(Иак.1:11)

Испытания и искушения (1:12-18)

Господь посылает нам испытания и искушения для обретения сил к противостоянию греху. Если человек поддается искушению и впадает в грех, то это его вина:

13. В искушении никто не говори: «Бог меня искушает»; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого,

(Иак.1:13-15)

14. но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью;

(Иак.1:13-15)

15. похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть.

(Иак.1:13-15)

Слушание и исполнение Слова (1:19-27)

Господь дал нам Слово истины для спасения наших душ. Его надо принять и исполнить:

22. Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

(Иак. 1:22-23)

23. Ибо кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале…

(Иак. 1:22-23)

Здесь же Иаков говорит о благочестии:

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

(Иак. 1:27)

Предупреждение против пристрастности (лицеприятия) (2:1-13)

В первой части автор возвращается к вопросу о бедности и богатстве:

2. Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бе

(Иак.2:2-7)

дный в скудной одежде,

(Иак.2:2-7)

3. и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: «тебе хорошо сесть здесь», а бедному скажете: «ты стань там» или «садись здесь, у ног моих»,

(Иак.2:2-7)

4. то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?

(Иак.2:2-7)

5. Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?

(Иак.2:2-7)

6. А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?

(Иак.2:2-7)

7. Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?

(Иак.2:2-7)

Человек не должен быть пристрастным:

8. Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «возлюби ближнего твоего, как себя самого», — хорошо делаете.

(Иак.2:8-10)

9. Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете и перед законом оказываетесь преступниками.

(Иак.2:8-10)

10. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем‐нибудь, тот становится виновным во всем.

(Иак.2:8-10)

Вера и дела (2:14-26)

20. Ключевая часть Послания. Смысл тут в том, что вера неразрывна с добродетельным образом жизни делами христианского милосердия:

(Иак.2:20-24, 26)

21. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

(Иак.2:20-24, 26)

22. Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?

(Иак.2:20-24, 26)

23. Видишь ли, что вера содействовала делам его и делами вера достигла совершенства?

(Иак.2:20-24, 26)

24. И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».

(Иак.2:20-24, 26)

25. Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?

(Иак.2:20-24, 26)

25. Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва

(Иак.2:20-24, 26)

Эту часть критиковал Мартин Лютер, указывая на тот факт, что отъявленные преступники делали якобы угодные Богу дела. Вроде постройки церквей, тем самым получали очищение от грехов.

К этой мысли Иаков возвращается в 4-й главе:

Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.

(Иак.4:17)

О языке (3:1-12)

Язык человеческий – огромной силы инструмент:

4. Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

(Иак.3:4-5)

5. так и язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!

(Иак.3:4-5)

Но пользоваться им человеку не под силу без Божьей помощи:

(Иак.3:8)

а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда

О мудрости свыше (3:13-18)

Автор противопоставляет мудрость земную и мудрость Божественную, которая нисходит свыше:

14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

(Иак.3:14-15, 17)

15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

(Иак.3:14-15, 17)

16. Но мудрость, сходящая свыше, во‐первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна…

(Иак.3:14-15, 17)

Дружба с миром (4:1-10)

Иаков говорит, что в мире много порока из-за страстей человеческих. Поэтому пристрастие к земным делам и благам делает человека противником Бога:

Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

(Иак.4:4)

Осуждение брата (4:11-12)

Единственный, кто может судить кого-либо – это Бог:

(Иак.4:12)

Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?

(Иак.4:12)

Предупреждение против тщеславия (4:13-17)

Жизнь быстра и непредсказуема, а дал ее Господь. Не нужно забывать об этом:

14. вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий

(Иак.4:14-16)

15. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое»

(Иак.4:14-16)

16. вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.

(Иак.4:14-16)

Обличение богачей (5:1-6)

Несчастья обрушатся на богатеев, притесняющих простой народ.

1. Послушайте вы, богатые: плачьте и рыдайте о бедствиях ваших, находящих на вас.

(Иак.5:1-4)

2. Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью.

(Иак.5:1-4)

3. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас и съест плоть вашу, как огонь: вы собрали себе сокровище на последние дни.

(Иак.5:1-4)

4. Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа

(Иак.5:1-4)

О долготерпении и молитве (5:7-20)

Послание завершается утешающими словами о терпеливом ожидании пришествия Господня и всепобеждающей силе молитвы.

Несмотря на сложности в исследовании, Послание святого апостола Иакова остается одной из признанных книг Нового Завета и его надо читать для укрепления в вере.

Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6)
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6)

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *