Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Мария Егисская

18.11.2018
3 378

О её жизни известно мало. Но мы знаем один примечательный факт: этой женщине достаточно было столкнуться со Словом Божьим, чтобы раз и навсегда изменить жизнь.

Мария Егисская стала святой, отличалась умом и умерла монахиней.

А прежде в ней, наверняка, таилось чувство глубокой неудовлетворённости, жажда духовной жизни.

История Марии Егисской — отличная иллюстрация преображения, которое происходит с рассудительным человеком, внимательным к Святому Писанию.

Историю Марии Егисской изложил византийский монах Иоанн Мосх

О Марии Егисской мы знаем хоть что-то благодаря блаженному Иоанну Мосху. Он родился в середине VI века, в 550 году, вероятно, в Дамаске (столица Сирии). Он был православным византийским монахом в Монастыре Феодосия Великого, в Палестине. Предание гласит, что в том самом месте остановились на отдых волхвы по дороге к младенцу Иисусу.

Луг духовный
это единственный источник информации о Марии Егисской, который написал Иоан Мосх

Затем монах неоднократно переселялся в другие монастыри.

Блаженный Иоанн Мосх написал труд о благочестивых людях, «Луг духовный» — это единственный источник информации о Марии Егисской.
Блаженный Иоанн Мосх написал труд о благочестивых людях, «Луг духовный» — это единственный источник информации о Марии Егисской

Иоанн Мосх не вёл оседлую жизнь, много путешествовал — Египет, Палестина, Сирия. Он любил посещать монастыри и собирать предания о людях, отличившихся благочестием. Ближе к концу жизни монах записал самые выдающиеся истории. Многих праведников и подвижников мы знаем благодаря труду Иоанна Мосха. На русском языке эта рукопись издавалась под разными названиями:

  • Лимонарь (1915);
  • Луг духовный (1950, издание со словарём);
  • Синайский патерик (1967).

31 история в его рукописи как раз и повествует о Марии Егисской.

Мария Егисская была блудницей, но преодолела грех и ушла жить в монастырь

Предыстория Марии Егисской почти неизвестна. Но дату рождения можно приблизительно вычислить. Родилась эта женщина где-то в 510 — 530 гг. Мы знаем, что она вела распутную жизнь. В заголовке истории у Иоанна Мосха значится:

«Обращение и жизнь блудницы Марии».

Еги
населенный пункт где вероятнее всего жила Мария Егисская

Вероятно, Мария Егисская жила в месте под названием Еги (вариант — Эгеон). Сложно сказать, о чём идёт речь. Но похоже, что это поселение на территории Греции, Армении или Турции (что вероятнее всего).

Как повествует Иоанн Мосх, два старца из Ег однажды путешествовали и направлялись в Тарс Киликийский. Сейчас этот город называется Тарсус и находится на территории Турции. Примечателен он тем, что это родина апостола Павла.

Это очень древнее поселение — и исторически важное, а ещё оно успело побывать столицей Кликийского армянского царства. Это позволяет предположить, что Еги находились неподалёку от Тарса. Пожилые люди вряд ли бы прошагали большее расстояние.

Где-то между этими двумя населёнными пунктами, Эгами и Тарсом, два старца зашли в гостиницу — спрятаться от ужасной жары и передохнуть. Внутри они увидели блудницу в компании трёх молодых людей.

Руины Древнего Тарсуса, в этот город шли старцы, которые взяли Марию Египетскую в монастырь
Руины Древнего Тарсуса, в этот город шли старцы, которые взяли Марию Египетскую в монастырь

Как видно из дальнейшего повествования, старцы испытали неприязнь к девушке и сразу предпочли углубиться в Святое Евангелие.

Это заинтересовало Марию. Оставив компанию молодых людей, она подошла к путешественникам и присела.

Один из старцев оскорбился её поведением, упрекнул в бесстыдстве и спросил, как она смела к нему приближаться.

Девушка сдержанно ответила, что пусть в ней и много грехов, но за это людей не отвергают. Ведь Господь в своё время не сделал так.

Евангелие
книги о наступлении Царства Божия и спасении рода человеческого, провозглашённая Христом и апостолами

Из этих слов мы понимаем, что девушка уже имела представление о Евангелии. Она была знакома с историей о блуднице, которую простил Иисус Христос. Собеседница старца осознавала свою греховную суть и сделала старцу справедливое замечание. Причём она сослалась на Святое Писание!

Старец возразил, что блудница в Евангелии раскаялась и бросила своё греховное дело.

В ответ девушка твёрдо заявила, что с этого самого момента она отвергает свой образ жизни и уповает на Сына Божьего. Она пообещала больше никогда не возвращаться к своим грехам.

После этого бывшая блудница оставила всё имущество, рассталась с молодыми людьми и пошла следом за старцами. Они же отправили её в монастырь. Иоанн Мосх даже сообщает его название — Нахиба (вариант перевода — Нанкиба/Наккиба) — и добавляет, что находится он вблизи Егов.

Но эта информация нисколько не помогает отождествить местность с чем-то и найти её на современной карте. Монастырь с таким названием нам неизвестен.

История Марии Егисской частично напоминает жития других Марий — Египетской и Магдалины

606
в этом году Иоан Мосх познакомился с Марией Егисской

Мария Егисская долго прожила в монастыре. Там с нею и познакомился в 606 году во время путешествий Иоанн Мосх. Он отметил её большую мудрость. А мы же можем судить о ней лишь по короткому диалогу со старцами.

Примечательно, что Иоанн Мосх общался с этой женщиной уже в её старости. И она не утратила способность мыслить благоразумно!

Мария Егисская поведала Иоанну Мосху свою историю.

В конце монах называет имя старицы — Мария. При этом не ясно, было оно таковым от рождения или же принято женщиной позже, при крещении. В любом случае примечательна параллель с двумя другими известными святыми:

Мария Египетская — святая, уроженка Египта, умерла в 522 году, то есть примерно тогда, когда родилась Мария Егисская. В житии этой святой сказано, что она была блудницей. Точно так же, как и её тёзка последовала за верующими — за паломниками.

Но цель её была другой — совратить кого-либо из них. Но эти планы не осуществились. Господь направил её на духовный путь. Дальше биографии святых различаются.

Блудница
такой образ приписывают Марии Егисской, Марии Египетской и Марии Магдалине, история святых похожа

Отдельные исследователи труда Иоанна Мосха даже предполагают, что в истории Марии Егисской он в упрощённой форме пересказал житие Марии Египетской. Но в таком случае монах выбросил оттуда много чудес и интересных эпизодов.

Ведь предание о Марии Египетской полно необычных событий. Это возможно, если он поставил перед собой задачу написать простую, приземлённую историю. Но здесь уже начинается область догадок. Наверняка знает только сам Иоанн Мосх.

История о Марии Егисской напоминает житие другой святой — Марии Египетской. Есть версия, что Иоанн Мосх упрощённо переписал предание — для реализма
История о Марии Егисской напоминает житие другой святой — Марии Египетской. Есть версия, что Иоанн Мосх упрощённо переписал предание — для реализма

Мария Магдалина — ученица Иисуса Христа, святая, по статусу равная апостолам. В средневековье за ней по двум причинам закрепился образ блудницы.

Во-первых, в Святом Евангелии есть несколько эпизодов, где женщина мажет ноги Спасителя миром. У богословов возникают на его счёт разногласия — об одном ли и том же событии идёт речь? А главное — об одной ли и той же женщине? Сторонники объединения личностей в одну, совмещают трёх человек:

  • Блудницу;
  • Марию Магдалину;
  • Марию из Вифании.

Но реальных оснований для этого нет. В Святом Писании ни разу не говорится, что Мария Магдалина омывала миром ноги Иисуса Христа или была блудницей. Но чужие личности наложили на её образ значительные отпечатки.

Во-вторых, впоследствии в предание о Марии Магдалине по недоразумению попали элементы из жития Марии Египетской. Это отразилось на репутации святой как блудницы.

Марию Магдалину роднит с Марией Егисской репутация блудницы, хотя в случае ученицы Христа на то оснований нет
Марию Магдалину роднит с Марией Егисской репутация блудницы, хотя в случае ученицы Христа на то оснований нет
28 сентября
в этот день отмечают день Марии Егисской

День Марии Егисской — 28 сентября (15 сентября по старому стилю). Умерла она, скорее всего, в 607 г.

В современный месяцеслов русской православной церкви она не включена.

Святитель Филарет Черниговский видел в Марии Егисской образец преданности своим решениям

Архиепископ, богослов и библеист, святитель Филарет Черниговский (Гумилевский) упомянул святую Марию Егисскую в своей книге «Святые подвижницы Восточной Церкви» в контексте разговора о святых Малой Азии.

Он привёл историю Иоанна Мосха, но также обнаружил у него интересное дополнение к этому рассказу.

Пресвитер Иорданского монастыря Авва Николай поведал Иоанну Мосху, что в Ликии есть женский монастырь, где произошло невероятное событие. Пять из сорока дев, которые там жили, внезапно решили избрать мирскую жизнь. Они договорились ночью устроить побег. Но план не удался.

Всех пятерых неожиданно накрыло беснование. И после него они уже утратили былую решимость, исповедались и благодарили Бога, что вразумил их и не дал погибнуть душам.

Святитель Филарет Черниговский пересказывал и анализировал историю Марии Егисской в книге «Святые подвижницы Восточной Церкви»
Святитель Филарет Черниговский пересказывал и анализировал историю Марии Егисской в книге «Святые подвижницы Восточной Церкви»

Святитель Филарет прокомментировал этот отрывок. Он видит в нём прямую связь с историей Марии Егисской. Её решение встать на путь праведницы — это доброе намерение.

Она была верной ему до конца и стала мудрой женщиной, о которой Иоанн Мосх отзывался с восхищением. А пять дев из рассказа пресвитера Аввы Николая — иллюстрация обратного. Они не тверды в своих намерениях, от чего и страдают.

Филарет подчёркивает, что оба события происходили в одно время.

Святой Марии Егисской, но, так как нет икон и молитв, придётся импровизировать

Мария Егисская не относится к числу особо почитаемых русской православной церковью святых. Об её жизни мы почти ничего не можем сказать. Икона этой святой вряд ли висит в современном храме. И на то есть основания, ведь она — не русская подвижница, не великая личность, не мученица.

Мария Егисская — скромная и тихая монахиня из средневековья.

Причин выделять её у православия нет. Но это не означает, что святой нельзя молиться. Можно, если её история как-то отозвалась в душе. Но о чём? Рекомендаций на это счёт нет.

Однако важно помнить, что на молитвы отвечает не святой, а Бог. Святые просто передают Ему наши просьбы. Устоялись представления, что кто-то лучше помогает с выздоровлением, кто-то — с финансами. Но это всё не строго.

Помолиться святой Марии Егисской можно о чём угодно. Главное — искренне. Лучше всего, конечно, исходить из её биографии. Наверняка святая поможет тем, кто просит:

  • решимости изменить жизнь к лучшему;
  • сил, чтобы преодолеть похоть;
  • помощи добрых людей.

Ни молитв Марии Егисской, ни икон для их чтения не найти. Придётся импровизировать: говорить от сердца и представлять святую. Если говорить от всего сердца, она обязательно ответит.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *