Содержание
Есть ли смысл начинать с того, как много значит любовь для человека? Так много произведений искусства посвящены конфликту любви и веры. Иногда даже кажется, что эти вещи несовместимы.
А ещё страшнее дела обстоят с темой проявлений любви. Как много человеку позволено, с точки зрения Священного Писания?
Увы, бытует много стереотипов, которые сковывают людей, заставляют чувствовать себя в чём-то виноватыми. Давайте проясним, что говорит Библия о любви на самом деле.
Священное Писание всегда воспевало красоту женщины
Впечатление, что слова из Библии всегда собираются только в возвышенные Божественные гимны и заповеди для человечества, ошибочно. В действительности люди редко читают Библию дальше Пятикнижия и Евангелия. Ну, бывает, ещё и наиболее любопытных привлекают живописные образы Всадников Апокалипсиса из книги Откровения.
Но между этими полюсами простирается богатейший мир Священного Писания, который затрагивает множество тем.
«Оглянись, оглянись, Суламита! оглянись, оглянись, — и мы посмотрим на тебя». Что вам смотреть на Суламиту, как на хоровод Манаимский? О, как прекрасны ноги твои в сандалиях, дщерь именитая! Округление бедр твоих, как ожерелье, дело рук искусного художника; живот твой — круглая чаша, в которой не истощается ароматное вино; чрево твое — ворох пшеницы, обставленный лилиями; два сосца твои — как два козленка, двойни серны; шея твоя — как столп из слоновой кости; глаза твои — озерки Есевонские, что у ворот Батраббима; нос твой — башня Ливанская, обращенная к Дамаску; голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур; царь увлечен твоими кудрями. Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоею миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти. Подумал я: влез бы я на пальму, ухватился бы за ветви ее; и груди твои были бы вместо кистей винограда, и запах от ноздрей твоих, как от яблоков; уста твои — как отличное вино. Оно течет прямо к другу моему, услаждает уста утомленных. Я принадлежу другу моему, и ко мне обращено желание его. Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле, побудем в селах; поутру пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, раскрылись ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои тебе. Мандрагоры уже пустили благовоние, и у дверей наших всякие превосходные плоды, новые и старые: это сберегла я для тебя, мой возлюбленный!»
И нет, это не шутка, не выдержки из Камасутры, а фрагмент из канонической книги Ветхого Завета. Если мы верим в боговдохновленность Священного Писания, в то, что оно существует близко к тому виду, каким его задумал Бог, то нельзя не признать, что значительное место в своём замысле Он отводит любви между мужчиной и женщиной.
Библия одухотворённо описывает отношения мужчины и женщины.
Песнь Песней Соломона воспевает чистую любовь и делает это многократно. Причём в книге достаточно как физиологических подробностей, так и одухотворённой поэзии:
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее. Если бы кто давал все богатство дома своего за любовь, то он был бы отвергнут с презреньем».
Пожалуй, всю Песнь песней можно было бы растащить на цитаты про любви, но тогда статья не уместит и другие стихи из Библии на эту тему. А их хватает.
Любовь, по Библии, — это плод Духа, она необходима человеку
Отношения влюблённых — лишь одна грань проявления любви. Она прекрасна, и Бог всячески поддерживает это. Не Он ли Сам создал Еву для Адама?
Библия так высоко ставит это чувство, что даже сообщает:
«…любовь покрывает все грехи».
И об отношениях полов Бог даёт однозначное наставление:
«Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее».
Однако некоторые места Писания о любви говорят в более широком свете:
«Любовь же состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его».
Здесь проявляется уже иной аспект любви — любовь человека к Богу. Какова природа этого чувства? И на это есть ответ:
«Плод же духа: любовь…»
Итак, любовь — это плод духа, проявление Божественной природы в человеке. Значит, для человека на духовном пути правильно всё делать с любовь? Верно. Это подтверждает сам Апостол Павел:
«Все у вас да будет с любовью».
Примерно то же пишет и апостол Пётр:
«…постоянно любите друг друга от чистого сердца».
Самое точное определение любви: любовь — это Бог
Вернёмся к вопросу того, что же такое любовь. «Плод духа» — это красиво, но ни о чём нам не говорит. Есть ли более точное определение любви в Библии? Да, такое имеется:
«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства».
Это определение любви по-философски красиво, но настолько туманно, что даёт богатейшую почву для спекуляций.
Как же приравнять всё то, что мы уже знаем про любовь и свести всё к лаконичному, ёмкому и точному определению? Подходящая цитата существует и содержится вот в этом фрагменте Первого послания Иоанна:
«Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас».
«Бог есть любовь» — вот она, универсальное определение любви.
Бог может быть любовью, хотя ему и приписывают гнев и ярость
У вдумчивого читателя тут же может появиться возражение. Как может быть Бог любовью, если Он столько раз гневался на человечество? Объяснить это противоречие хорошо удалось Иоанну Златоусту:
«Когда ты слышишь слова “ярость” и “гнев” в отношении к Богу, то не разумей под ними ничего человеческого: это слова снисхождения. Божество чуждо всего подобного; говорится же так для того, чтобы приблизить предмет к разумению людей более грубых».
Гнев и ярость Бога не имеют ничего общего с человеческими эмоциями
Профессор богословия А.И. Осипов подчёркивает, что идея Бога-любви — абсолютно новая для древнего мира. Существовали любящие боги, были боги и богини, олицетворяющие любовь. Но христианский взгляд в этом плане оригинален и основан только на учении Христа:
«Христианское учение о Боге не только отличается от многих прежних о Нём представлений, но и возводит Его понимание на высшую для человеческого сознания ступень. Бог в христианстве — не как в других религиях, где Он именуется высшим Разумом, Творцом, Властителем мира, справедливым и милостивым Судьёй. Он — Любовь. <….> В Евангелии читаем: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него (Ин. 3, 16–17). И добровольный Крест Христов показал всю силу этой любви».
Цитаты из Писания о том, какой должна быть христианская любовь
Итак, мы выяснили, что такое любовь по Библии, — это Божественное качество, проявление Всевышнего в каждом человеке. Но что с этой информацией Библия призывает делать?
Здесь нужно вспомнить, что говорит Христос о любви:
«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга».
Это единственная заповедь Христа, которую сообщает Евангелие. Очевидно, что для Бога нет ничего важнее, чем совет «люби ближнего».
Но из Библии о любви мы можем узнать не только то, что Бог призывает любить, но и некоторые нюансы этого чувства.
- Нельзя любить Бога, но не любить ближнего:
«Кто говорит: “я люблю Бога”, а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего».
- Любить нужно всех, даже врагов:
«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?».
- Любовь проявляется в поступках:
«…станем любить не словом или языком, но делом и истиною».
- Любовь не сосуществует с плохими чувствами:
«Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
- Любовь позволяет преодолеть страх, например, совершить подвиг ради любимого или близкого человека. Истинный христианин любит всех, так что пойдёт на подвиг и ради незнакомца, попавшего в беду, и ради кошки, застрявшей на дереве. Иникакие сложности его не напугают:
«В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви».
А как же быть тем, кто боится? Стало быть, не по завету Божьему живут? Нет.
Вспомним пункт 3: любовь проявляется в поступках. Человеку может быть страшно, но это внутренне. Не важно, что ты испытываешь. Главное, что в итоге ты решаешься на подвиг (жертву) ради другого и тем самым проявляешь любовь.
Лучший пример этого — Христос. Мы же помним Его терзания в Гефсиманском саду? Однако Мессия преодолел страх и проявил любовь ко всему миру.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение