Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Евангелие от Варнавы

19.11.2018
5 293

Христос — не Бог, зато Он не умер на кресте, а выдал за себя Иуду Искариота. Для христианина эта история звучит дико. Но это не сюжет Голливудского фильма или провокационного романа.

Примерно пять веков в мусульманском мире ссылаются на Евангелие от Варнавы  — один из самых ярких апокрифов Нового Завета.

Варнава — это апостол, ему приписывают несколько апокрифов

Тех, кто читал только Евангельские тексты, имя Варнавы введёт в недоумение. Кто такой Варнава? Был Варавва — это точно. Но никак не среди апостолов. Нет. Варнава — совсем другой человек.

Основные источники о его жизни — Деяния апостолов, а также труды святого Епифания и Климента Александрийского. Новый Завет даёт такую характеристику апостола:

«У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее.

Апостолы же с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа; и великая благодать была на всех их.

Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.

Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин,  у которого была своя земля, продав ее, принес деньги и положил к ногам Апостолов».

(Деян. 4:32–37)
Варнава принадлежал к числу 70 апостолов, проповедников учения Христа в I веке.

Он видел и слушал Христа, а после его смерти тесно общался с апостолом Павлом. Возможно, даже наставлял того в вере.

«Варнава же, взяв его, пришел к Апостолам и рассказал им, как на пути он видел Господа, и что говорил ему Господь, и как он в Дамаске смело проповедовал во имя Иисуса».

(Деян. 9:27)

При Варнаве формируется облик нынешнего христианства:

«Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами».

(Деян. 11:26)

Варнава проповедовал в Финикии, Самарии, Антиохии и на родном Кипре. Апостола забила камнями толпа, подстрекаемая иудеями из Сирии.

Апостолу Варнаве приписывается авторство Евангелия от  Варнавы
Апостолу Варнаве приписывается авторство Евангелия от  Варнавы

В Новом Завете нет текстов Варнавы, но вокруг его личности сосредоточены 4 апокрифа:

  1. Подложное описание странствий апостола Варнавы от V века.
  2. Послание Варнавы — текст приблизительно 130 года, имел авторитет у ранних христиан.
  3. Евангелие от Варнавы — древняя рукопись, упоминаемая до XII века. О её содержании ничего не известно.
  4. Евангелие от Варнавы — рукопись, найденная в XVIII веке, написанная, вероятно, в средневековье.

О последнем из этих апокрифов мы и поговорим.

Евангелие от Варнавы пересказывает канонические Евангелия, но в конце Иисус возносится, а Иуду казнят вместо Него

Евангелие от Варнавы — крупный текст по новозаветным меркам. Он сразу же противопоставлен другим Евангелиям эпитетом «Истинное Евангелие».

«Варнава» в Евангелие изображает себя учеником Христа, среди 12 апостолов вместо Фомы.

Текст довольно близок к коническим Евангелиям. Последовательно пересказываются основные новозаветные события.

Но вдруг происходит неожиданность — Иисус возносится раньше ареста и совершает чудо: «достохвальный Господь Наш действовал восхитительно: своей речью и лицом, Иуда стал настолько похож на Иисуса, что мы поверили в это, и на самом деле приняли его за Учителя».

Предателя арестовывают, ему не удаётся никого убедить в том, что он не Иисус. Иуда Искариот сам умирает на кресте. Воскрешение автор Евангелия от Варнавы объясняет так:

«Те из учеников, кто не боялся Бога, ночью украли тело Иуды, спрятали его и распространили слух, что Иисус, якобы, был воскрешен. Так возникла большая путаница».

Ближе к концу Иисус сходит на землю, чтобы поручить Варнаве записать истинное учение во избежание искажений.

Евангелие от Варнавы опирается на исламское учение: Иисус в нём выживает, Он человек и пророчествует о Мухаммеде

Мусульманские критики христианства часто опираются на Евангелие от Варнавы, чтобы доказать превосходство своей религиозной традиции. Самые сильные их аргументы:

  • Иисус был взят на небо до ареста, как в Коране;
  • Иисус — пророк. Он отвергает свою божественность. Когда Пётр называет Его Христом, тот отвечает:

«Отойди от Меня, потому что ты дьявол и ищешь оскорбить Меня!»;

  • Иисус озвучивает пророчество о Мухаммеде. Когда он придёт, святой от Бога, бесчестье будет снято.
В Евангелии от Варнавы Иисус изображён в мусульманской традиции — пророком
В Евангелии от Варнавы Иисус изображён в мусульманской традиции — пророком

Евангелие от Варнавы местами противоречит Корану — и в мелочах, и фундаментальных вопросах

В Евангелии Варнавы есть и расхождения с исламом:

  1. Мессией многократно назван Мухаммед, хотя Коран отводит эту роль Христу.
  2. Люцифер назван падшим ангелом, хотя в исламе он джинн.
  3. Много сказано о первородном грехе. Но это исключительно христианский мотив.
  4. Дева Мария при рождении ею Иисуса не мучается, что противоречит истории из Корана.
  5. Обрезание представлено как обязательный ритуал, хотя в исламе оно только желательно.
В Евангелии от Варнавы Иисус изображён в мусульманской традиции — пророком.

В Евангелии от Варнавы много исторических, географических и богословских ошибок

На искусственность текста и его поддельность указывает много фактов:

  1. Пилат правит в Иудеи при рождении Иисуса. Это анахронизм.
  2. Автор отрицает, что Иисус есть Сын Божий, и не считает Его Мессией. Но называет Христом, что переводится: «Мессия».
  3. Автор грубо путается в новозаветных датах и географии Палестины.
  4. Апостолы собирают сосновые шишки для костра.
  5. В апокрифе упомянуты винные бочки, но ими не пользовались иудеи.
  6. Представления автора об иудейских молитвах и посте тоже ошибочны. 40-дневный пост возник спустя четыре века.
  7. Отсутствует Иоанн Креститель, а ряд его высказываний приписан Иисусу.
  8. Христос повторяет высказывание из энциклики папы Бонифация VIII. Понтифик призвал раз в 100 лет праздновать юбилей, смену столетий. Иисус произносит это высказывание на четырнадцать веков раньше. Эта цитата указывает, что Евангелие от Варнавы появилось не ранее XIV века.
  9. Золотой динар разделен на 60 минути. Эти монеты не настолько древнее.
  10. Фраза «С готовностью и радостью они пошли на смерть, дабы не погрешить против закона Божия, данного через Моисея, Его раба, и не идти служить ложным богам» — анахронизм. Выражение «ложные боги» сочинил Данте.

В Евангелии от Варнавы есть необычные эпизоды, которых нет ни в одной традиции

Возможно, в распоряжении автора имелись источники, которые до нас не дошли. А может, он просто проявил фантазию. Так или иначе, апокриф содержит такие необычные эпизоды:

  1. Архангел Гавриил вручает Иисусу книгу, и та наделяет Его пророческим даром.
  2. Пересказывается необычное предание о том, как Адам пытался себя искалечить. Так якобы возник ритуал обрезания.
  3. Иисус говорит, что если сатана покается, то будет прощён. Но тот отказывается.
  4. Цитируется малая книга пророка Илии. О ней ничего более неизвестно.
  5. Иисус останавливает солнце на 12 часов.

Скорее всего, Евангелие от Варнавы на зло инквизиции написал христианизированный мусульманин в XVI — XVII вв

Текстологическая экспертиза указывает на то, что Евангелие от Варнавы сперва написали на испанском языке в XVI — XVII веке.

Ошибки в правописании указывают на языковую принадлежность автора. Существует даже теория о том, как появился текст.

По мнению профессора М. де Эпальса, написал эту книгу Хуан Перес из Толедо. Примечательно, что именно он первым упомянул Евангелие от Варнавы примерно в 1634 году.

Хуан Перес — мориск, то есть испанский мавр, является переводчиком Евангелие от Варнавы

Хуан Перес значится переводчиком, но он вполне мог оказаться автором рукописи.

Цель сочинения — подогнать библейскую историю под исламскую идеологию, показать вторичность и несостоятельность христианского учения.

Это чувствуется в тексте, отсюда там мухаммад и пророки, рассуждения о нечистой пище, запрет всякого крепкого напитка.

Но автор не мог читать исламские источники и плохо ориентировался в реалиях древней Палестины. Отсюда и ошибки, и анахронизмы.

Автору приходится искать материал в доступных источниках, например — в «Божественной комедии»:

«Итак, знай, что ад один, однако он имеет семь центров, один под другим. Отсюда, равно как грех бывает семи видов, как семь ворот ада поставил сатана, так внутри них существует семь наказаний».

Автор Евангелия от Варнавы часто пользовался «Божественной комедий» Данте, особенно для описания ада
Автор Евангелия от Варнавы часто пользовался «Божественной комедий» Данте, особенно для описания ада

В основу Евангелия от Варнавы неизвестный автор берёт сразу все канонические тексты.

Это распространённая практика. Так возникает такой значительный объём книги. Такая форма обычно называется Евангелием-гармонией, но это при условии, что в ней нет искажений.

Но это не единственная версия. Написать этот апокриф мог человек, желающий отомстить инквизиции за принудительное обращение. Есть много других предположений.

В любом случае видно, что автор рисует перед собой климат Южной Европы и  реалии XVIIвека, приблизительно ориентируется в христианстве и имеет поверхностное представление об исламе.

Именно поэтому этот текст не содержит библия. От Варнавы, по мнению исследователей, не сохранилось подлинных рукописей.

Р.Блэкхерст считает, что Евангелие от Варнавы написали для политической провокации.

Христианский мир доверяет учёным и признаёт Евангелие от Варнавы фальшивкой

Православие, как и преимущественно весь христианский мир, считает Евангелие от Варнавы фальшивкой.

Протоиерей Димитрий Шушпанов так говорит об апокрифе:

«Так называемое «Евангелие от Варнавы» — очевидная фальшивка, датируемая концом 16 века, написанная на итальянском языке. До наших дней сохранилось 2328 рукописей или фрагментов рукописей четырёх канонических Евангелий на греческом языке, дошедших до нас от первых трех веков христианства), обёрнутое в кожу турецкого производства, с пометками на арабском языке на полях (от чего было сделано предположение, что сами мусульмане и написали это «Евангелие» для полемики с христианами).

Автор «Евангелия от Варнавы» явно незнаком с географическими особенностями Палестины I века, обнаруживает незнание текстов Торы и обрядовых традиций Израильского народа (хотя настоящий апостол Варнава — был иудей, и с детства прекрасно знал Ветхозаветные Писания).

Кроме того, это «Евангелие» вступает в противоречие с самим Исламом, достоверность которого мусульмане с его помощью пытаются отстоять: в нем пророк Мухаммед именуется «Мессией», то есть «Христом», чего мы не находим в Коране. Наоборот, Коран приписывает титул Мессии лишь Иисусу».

Иеромонах Иов (Гумеров) в своём комментарии ссылается на работы учёных.

Исследования ученых (Дж. Сломпа, Л. Б. Джоунса, Д. Сокса, Ж. Жомье, Дж. Гилкриста) доказали, что «Евангелие от Варнавы» (ЕВ) — подделка.

Этот же вывод делает В.В.Салтанова — автор диссертационного исследования «Арабская версия «Евангелия от Варнавы» в истории исламо-христианского диалога».

У ЕВ нет никакой текстовой традиции. Самая ранняя известная нам рукопись существует на итальянском языке.

Палеографические исследования итальянской рукописи, проведенные в последние десятилетия экспертами Национальной библиотеки Вены, выявили следующее: рукопись переплетена в турецкую кожу темно-бронзового цвета, при этом есть и более ранний переплет также восточного происхождения.

Переплет Евангелие от Варнавы  был изготовлен в первой трети XVI века

В рукописи использована бумага хорошего качества, причем филигрань говорит о том, что бумага была произведена в Венеции или сопредельных с ней районах.

Язык рукописи носит явное влияние североитальянского койне, распространенного в Средние века в Венеции и пограничных ей территориях. На полях множественные примечания на арабском языке.

Многочисленные аномалии в орфографии и синтаксисе итальянского языка в равной степени характерны и для арабского. Арабский язык не являлся родным для автора рукописи, почерк следует скорее обозначить как “османский” .

Ученые датируют рукопись 16-м веком. В период горячих споров между мусульманами и христианами (с 7-го в. (возникновение ислама) до 16 в.) ЕВ ни разу не упоминается.

Комментарии

  1. Уважаемый автор, просьба сначала прочтите коран хорошенько, потом глашатайте.
    1. В коране один из приближенных к творцу
    пророков а не мессия. В коране четко описано, что последний и заключающий пророк Пророк Мухаммед С.А.В.
    2. Мать Марьям (Мария по Христианский) мать пророка Иисуса чувствовало сильную боль как и другие женщины при родах.
    3. Обрезание в Исламе обязательное условие, так как наш предок пророк Ибрагим А.С (Авраам) сделал себе обрезание, сказано в коране, и его сыновья тоже были обрезаны. Что удивительно Евреи и Мусульмани до сих пор продолжают эту традицию и волю творца изложенная в Коране.
    4. «… Я послан только к погибшим овцам дома Израилева…» («Новый Завет», Евангелие от Матфея, Глава 10, Стих 34).
    5. Иисус не бог и не сын бога, у бога не может быть сына не дочери не супруги. Он один, он творец всего сущего, это даже из библии ясно: «Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый».» (От Марка 12:29), 3. «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.» (От Иоанна 17:3), 6. «Прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог. (Псалом 89:3), 8. «Ибо Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.» (1-е Тимофею 2:5), 8. «Иисус сказал им: если бы Бог был Отец ваш, то вы любили бы меня, потому что я от Бога исшел и пришел; ибо я не сам от себя пришел, но Он послал меня. (От Иоанна 8:42)
    В Евангелии от Варнавы есть необычные эпизоды, которых нет ни в одной традицииВозможно, в распоряжении автора имелись источники, которые до нас не дошли. А может, он просто проявил фантазию. Так или иначе, апокриф содержит такие необычные эпизоды:
    Архангел Гавриил вручает Иисусу книгу, и та наделяет Его пророческим даром.
    Пересказывается необычное предание о том, как Адам пытался себя искалечить. Так якобы возник ритуал обрезания.
    Иисус говорит, что если сатана покается, то будет прощён. Но тот отказывается.
    Цитируется малая книга пророка Илии. О ней ничего более неизвестно.
    Иисус останавливает солнце на 12 часов.

    Нам ничего Вам доказывать не надо. Стихи в библии сами за себя говорят. Он Из рода Иудеевых и был послан Иудеевому дому. Даже в начальных стихах от Матфея говориться, что пришли волхвы увидев новую звезду на небе, пришли за нее в дом где родился Иисус, и сказалт где тот царь родивщийся, Царь Иудиновых.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *