Содержание
- 1 Автором Евангелия считается апостол Иоанн
- 2 Иоанн Богослов считается автором Евангелия, Откровения и Посланий
- 3 Евангелие от Иоанна сохранилось на самых древних папирусах
- 4 Евангелие от Иоанна раскрывает богословские идеи христианства
- 5 Евангелие делится на четыре части
- 6 «Книга знамений» говорит о похождениях Иисуса
- 7 «Книга славы» содержит наставления Христа
Новый Завет состоит из 27 книг. Самые главные из них — Евангелия, описывают жизнь и деятельность Иисуса Христа. Евангелий всего 4 — от Марка, Луки, Матфея и Иоанна.
Такими словами начинается четвертая книга Нового Завета — Евангелие от Иоанна.
Автором Евангелия считается апостол Иоанн
В современной науке существует 23 гипотезы об авторстве Евангелия. Больше всего распространены три:
Автором был апостол Иоанн Зеведеев. Он пишет сам о себе в Евангелии:
Петр же, обратившись, видит идущего за ним ученика, которого любил Иисус и который на вечери, приклонившись к груди Его, сказал: «Господи! кто предаст Тебя?»
Сей ученик и свидетельствует о сем, и написал сие; и знаем, что истинно свидетельство его
У Евангелия было несколько авторов, которые писали со слов очевидца. Члены общины, которую называют «Иоанновой школой», возможные ученики апостола Иоанна, составили текст Евангелия с его слов.
Автора установить невозможно. «Любимый ученик» — аллегорическая вставка, которая должна была придать тексту авторитет.
Церковная традиция считает автором Евангелия апостола Иоанна Богослова.
Ириней Лионский указывал, что апостол Иоанн написал свое Евангелие в Эфесе Асийском.
Ориген и Климент Александрийский сообщают, что Евангелие от Иоанна написано после остальных. Однозначно Иоанна в качестве автора указывает Тертуллиан.
Смотри также статью 4 евангелиста
Иоанн Богослов считается автором Евангелия, Откровения и Посланий
О жизни апостола Иоанна Богослова известно немного. Вместе со своим старшим братом Иаковом был призван Христом.
Вместе с другими апостолами сопровождал Христа.
После Распятия ему для проповеди досталась Малая Азия.
До Успения Богородицы Иоанн оставался в Иерусалиме, потом вместе с одним из семи диаконов Прохором отплыл в город Эфес.
Попал в кораблекрушение, но был спасен Господом.
В Эфесе творил чудеса, одним из которых было разрушение храма Афродиты. За это Иоанна сослали на остров Патмос.
Из ссылки Иоанну разрешил вернуться император Нерва.
Апостол вернулся в Эфес и жил там до смерти. В последние годы жизни он и написал Евангелие.
Священно Предание утверждает, что умер апостол Иоанн в возрасте ста с лишним лет.
Евангелие от Иоанна сохранилось на самых древних папирусах
Епифаний Кипрский утверждает, что Иоанн написал Евангелие, когда ему было 90 лет.
Схожие данные приводит Исидор Севильский: он пишет, что Иоанн написал Евангелие при Нерве, после возвращения в Эфес.
В противовес Феофилакт Болгарский и Никифор Каллист сообщают, что Евангелие было написано через 32 и 36 лет после Распятия, т.е. в 60-е годы I в.
Евфимий Зигабен пишет о том, что Евангелие было написано спустя много лет после разрушения Иерусалима.
Наиболее распространенной точкой зрения является первая: Иоанн написал евангелие в конце 90-х гг. I в.
Евангелие от Иоанна раскрывает богословские идеи христианства
По своему содержанию и стилистике Евангелие от Иоанна отличается от остальных, синоптических Евангелий. Византийский богослов XI в. Евфимий Зигабен сформулировал это отличие так:
Когда Иоанн получил от некоторых верующих Евангелия других евангелистов и увидел, что все они говорили по преимуществу о вочеловечении Спасителя и пропускали учение о Его Божестве, то он одобрил и позволил эти Евангелия и засвидетельствовал их истину и достоверность.
Затем, по внушению Самого Иисуса Христа, он приступил к своему Евангелию; в нем он рассказывает нечто из того, что уже было рассказано другими,
чтобы не подумали, что его Евангелие не имеет связи с Евангелиями других, но особенное внимание он обращает на то, что пропущено ими,
и больше всего на богословское учение о Спасителе, как наиболее необходимое ввиду появления ересей.
Другие евангелисты пропустили это вследствие несовершенства слушателей, так как еще не утвердилась проповедь,
а Иоанн приводит и это учение, так как вера уже возрастала и верующие становились понятливее, присоединив и другие главы, опущенные предыдущими евангелистами
Иоанн прозван Богословом за духовную высоту написанного Евангелия.
Общими для всех четырех Евангелий является описание Страстей Христовых.
Больше всего сходств у Евангелия от Иоанна с Евангелием от Луки (отрубание Петром уха стражника, пелены во гробе, слова Пилата о невиновности Христа), меньше — с Евангелиями от Матфея и Марка (хождение по воде).
Евангелие от Иоанна обрисовывает духовные идеи, которые в дальнейшем будут разрабатывать Отцы Церкви.
Евангелия от Марка, Луки и Матфея за их схожесть называются «синоптическими», от греч. «соединение»
Евангелие имеет ряд особенностей:
- автор использует античное понятие логоса по отношению к Богу;
- вводит тему Вечной Жизни;
- раскрывает Божественное Достоинство Христа;
- содержит пространные беседы Христа с людьми (диалоги);
- включает эпизоды, которых нет в других Евангелиях;
- самое глубокое в богословском смысле.
Евангелие делится на четыре части
Богословы разделяют Евангелие от Иоанна на 4 смысловые части: Пролог (1:1-1:18), Книга знамений (1:19-12:50), Книга славы (12:51-20:31), Эпилог (21)
1 глава содержит основные идеи о Христе:
В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог…
А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились.
И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа…
Евангелие перекликается с книгой Бытия:
В начале сотворил Бог небо и землю…
Поставленная в Прологе проблема о том, кто же все-таки такой Христос, нитью проходит сквозь Евангелие. Люди, которые встречают Христа, пытаются понять, кто он. Некоторым удается.
Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
а некоторым нет:
Многие же из народа уверовали в Него и говорили: когда придет Христос, неужели сотворит больше знамений, нежели сколько Сей сотворил?
Услышали фарисеи такие толки о Нем в народе, и послали фарисеи и первосвященники служителей схватить Его.
«Книга знамений» говорит о похождениях Иисуса
С Ин. 1:19 начинаются описания похождений и чудес Иисуса. Во 2-й главе описано первое его чудо — превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской.
Глава 3 и глава 4 содержат диалоги с Никодимом и самарянкой.
Диалоги Христа с людьми — отличительная особенность Евангелия от Иоанна
Диалоги в Евангелии написаны, чтобы открыть читающим правильное понимание жизни. Иисус говорит о Таинстве крещения — новом рождении человека для Бога:
…кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие…
…кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную…
Глава 7 и глава 8 включают проповеди Иисуса и его обличение фарисеев.
Глава 9 — исцеление слепого и диалог. Очередное посрамление фарисеев:
…грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу…
Смысл диалога — увидевший свет Бога не должен возвращаться во тьму неверия.
«Книга славы» содержит наставления Христа
14 глава, как и 15 глава, содержит наставления Христа своим ученикам и дает понимание пути к Богу:
Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня…
Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца…
Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают…
Глава 17 содержит молитву Иисуса об учениках, об их верности и единстве.
Глава 19 описывает Страсти Христовы и совпадает с другими Евангелиями.
Заканчивается Евангелие простыми и понятными словами:
Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение