Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Евангелие Иуды

19.11.2018
4 677

В реальность текста с таким провокационным названием трудно поверить. Веками это казалось шуткой, легендой или ошибкой.

Как мог человек, которого тысячелетия считают предателем Христа, написать своё Евангелие? Но в 1978 году рукопись обнаружили. Её содержание потрясло мир. Но обо всём по порядку.

Евангелие Иуды — рукопись на коптском языке, она сохранилась частично
Евангелие Иуды — рукопись на коптском языке, она сохранилась частично

О Евангелии Иуды знали первые христианские богословы, но они вряд ли читали его

Евангелие Иуды (правильно именно так, без предлога, это винительный падеж) — гностический текст раннего христианства. Это Евангелие упоминают богословы первых веков.

Епифаний:

«Ему же (Иуде) приписывают они преизбыток ве́дения и даже выдают от его имени какое-то сочиненьице, которое называют Евангелием Иуды (…)

Одни говорят, что Христос предан Иудою за то, что был зол, хотел ниспровергнуть постановления Закона.

Эти похваляют, как сказал я, Каина и Иуду и говорят: «за то предал Его, что он хотел разрушить хорошие учения».

А другие из них не говорят сего, а, напротив, говорят, что хотя Христос и благ, но Иуда предал Его по небесному знанию».

Ириней Лионский, упоминает Евангелие Иуды, объясняя учение каиниан:

«Так как один Иуда знал истину, то и совершил тайну предательства, и чрез него, говорят они, разрешено всё земное и небесное.

Они также выдают вымышленную историю такого рода, называя её «Евангелием Иуды».

Сам текст Евангелие долгие годы считали утраченным. Его могли не сберечь, либо специально уничтожить. Находка 1978 — вовсе не обязательно та самая рукопись.

Среди первых христиан ходило немало текстов с похожими названиями, например, два откровения Иоанна Богослова.

И не удивительно: ценность имели не имена, а идеи. Укажи апостола в качестве автора — вот и рекламный ход, и содержание сразу «прибавляет в весе».

Найденная рукопись Евангелие на коптском языке появилась на рубеже III и IV веков.

Останется придумать, что Иисус сказал, что одобрил. Это понятно. А вот Евангелие от Иуды, от предателя, о человека, которому никто не поверит, — зачем?

В первую очередь нельзя отрицать версию, что её автор — сам Иуда Искариот, как утверждается в тексте.

Она — не оригинал, а перевод с греческого. Греческий текст датируется 150 — 200 годами. Иисус и апостолы, конечно, говорили на арамейском. Но язык канонических евангелий — тоже греческий.

Каноническое изображение Христа и Иуды Искариота, которому приписывают авторство Евангелия Иуды
Каноническое изображение Христа и Иуды Искариота, которому приписывают авторство Евангелия Иуды

Написать или продиктовать текст-первоисточник, если таковой был, действительно мог Иуда. Но подтвердить или опровергнуть это способен лишь он сам.

В любом случае, многие апокрифы Нового Завета младше.

Мы не можем определить автора, не способны даже точно сказать, этот ли текст читали Ириней Лионский и Епифаний.

Диакон Василиск Владимир, утверждает  что найденные рукописи Евангелие от Иуды и описания от Иринея Лионского не соответствуют друг другу.

«Если бы в найденном и опубликованном тексте «нового Евангелия» были найдены фрагменты, хотя бы приблизительно соответствующие приведенной выше цитате (см. выше: ««так как один Иуда знал истину…»), вопрос можно было бы считать решенным — да, это тот самый греческий текст, который был известен святителю Иринею, просто нам он достался поздно и в переводе.

Но в «Евангелии от Иуды» нет никакой генеалогии, не сказано ничего о «взятии» чего-либо Премудростью, не говорится о «тайне предания» Христа и, тем более, о «разрешении земного и небесного».

Конечно, можно сослаться на то, что до нас дошли лишь фрагменты текста, а все недостающее содержится в несохранившихся частях.

Но с таким же успехом можно говорить о том, что, поскольку мы не находим в античных городах телефонных проводов, древние римляне пользовались мобильными телефонами.

Владимир Василиск
диакон

Ясность в эти противоречия вносит специалист по древним текстам, переводчик Дмитрий Алексеев в комментарии к Евангелию Иуды. Он обращает внимание, что Ириней не цитирует текст, а лишь рассказывает о нём.

Расхождения его описания с найдённой рукописью подталкивают к выводу: Ириней никогда не читал Евангелия Иуды, а знал о нём в пересказе.

Также Дмитрий Алексеев замечает, что раннее христианство поверхностно относилось к чужим учениям, не проверяло точности цитат, а секта каинитов — вовсе выдумка, собирательный образ.

Богослов II века Ириней Лионский упоминал Евангелие Иуды, но вряд ли читал его
Богослов II века Ириней Лионский упоминал Евангелие Иуды, но вряд ли читал его

Всё это позволяет со скепсисом относиться к ранним свидетельствам о содержании Евангелия Иуды. Вероятно, оно представляло собой то же самое, что представляет сегодня, — гностическое произведение, с нетипичным для Нового Завета сюжетом. Но в любом случае находка 1978 — это важное событие в истории богословия.

Евангелие Иуды — гностический текст о сотворении мира и о поручении Христа Искариоту предать Его

Евангелие Иуды — гностический текст. Но это размытая характеристика. Гностицизм — обобщенное название группы школ раннего христианства, подчас весьма разных.

Из объединяет мистическая направленность, призыв к саморазвитию. Человек, с точки зрения гностиков, способен вырваться из-под гнёта материи за счёт тайного знания. Так раскрывается в нём божественная природа.

По содержанию гностические тексты сложнее канонических евангелий. Они полны сложной терминологии, образности и смысловых уровней. А вот повествовательная часть в них либо условна, либо отсутствует.

Евангелие Иуды соответствует этому описанию. Более того — рукопись найдена в одном кодексе с ещё тремя текстами:

  1. Апокалипсис Иакова.
  2. Послание Петра Филиппу.
  3. Аллогенес («Инородный»).

Все они — именно гностические писания, уже известные по ранним находкам.

Полный текст Евангелия Иуды до нас не дошёл, об Иуде в нём повествуется от третьего лица.

Сразу ясно, что это не Иуда Фаддей сын Алфея, а Искариот:

«Тайный рассказ об откровении, которое произнес Иисус в беседе с Иудой Искариотом».

(33: 1–3)

Евангелие Иуды щедро на эпитеты.

Иисус смеётся над другими учениками, когда те совершают благодарственную молитву.

Их беседа открывает рукопись. Когда, ученики сказали о странном видении с жертвоприношением, Учитель объясняет, что это они сами, ученики, приносят в жертву толпу своими заблуждениями.

Иуда в Евангелии от Иуды — величайший и лучший из двенадцати учеников Христа.

Апостолы не могут понять Христа — понять, кто он. Правильный ответ звучит лишь из уст Иуды Искариота. Вот, что Иуда сказал Иисусу:

«Я знаю, кто ты и откуда пришел. Ты — из бессмертной области Барбело. И я недостоин произносить имя того, кто послал тебя».

(35:15–21)

Барбело — в гностицизме женский эон, мать всего живого, эманация Божества. Далее Христос общается с Иудой уже наедине и раскрывает тайны творения. Краткое содержание таково.

В бесконечности существовал незримый Дух. И по воле Духе возникло светящееся облако, откуда явился великий ангел, Саморожденный. Другая туманность родила четырёх подчинённых ему ангелов. Иисус говорит Иуде, что Саморожденный пополнил их число эонами света и мириадами ангелов.

Также Иисус говорит, что в начальном облаке был Адамас — первый Адам, Адам Света или просто Совершенный Человек. Адамас по воле Духа створяет поколения людей и семьдесят два светила в нетленном поколении.

С большим вниманием к цифрам Иисус дальше рассказывает о творении мира:

«Двенадцать эонов двенадцати светил, и во всяком эоне шесть небес, чтобы стало семьдесят два неба семидесяти двух светил. И в каждом [из них пять] твердей, [чтобы стало всего] триста шестьдесят [твердей].

Дана [им] власть и великое воинство ангелов [бесчисленное] для прославления и служения [..…] [еще] же [девственные] духидля прославления и [служения] всем эонам и небесам и твердям.

И это множество бессмертных называют миром — то есть тлением — Отец, и семьдесят два светила, которые с Ним, Саморожденный и Его семьдесят два эона, Тот, из Кого явился первый человек и его нетленные силы».

Итого мир содержит:

  • 72 неба;
  • 72 светила;
  • 360 небесный сводов (по 5 на каждое небо и светило);
  • 72 эона.
Изображение Божественной полноты на основе трудов гностика Валентина. Это мир эонов. Они играют важную роль в гностицизме, в том числе — и в Евангелии Иуды.
Изображение Божественной полноты на основе трудов гностика Валентина. Это мир эонов. Они играют важную роль в гностицизме, в том числе — и в Евангелии Иуды

Далее Иисус описывает, как появились двенадцать ангелов, чтобы разделить меж собой небеса.

После непродолжительного обсуждения этих сведений, Христос открывает Иуде его задачу. Любимый ученик должен предать Учителя, чтобы Тот мог завершить свою миссию.

Это великая жертва. Апостол отныне обречён стать отступником и злодеем в глазах человечества. Это тяжёло, но только Искариот способен выдержать такое бремя.

Он соглашается и за деньги выдаёт первосвященникам Иисуса.

Евангелие Иуды называют по-разному: апокрифом, ложью Иуды, его ошибкой, сочинением предателей Христа и правдой

Рукопись завершается надписью «Евангелие Иуды». В ней не описан последний день Христа или его Воскресение

Есть пять толкований Евангелия Иуды. Изложим их.

Толкование 1

Евангелие Иуды — гностический текст. Его цель — изречь устами Христа гностические истины.

Евангелие Иуды — гностический апокриф, а автор не Искариот.

Противоречия канонической истории нужны, чтобы проиллюстрировать конкретные идеи божественного в человеке, бренности тела и т.д.

Толкование 2

Иуда лжёт. Иуда в библии — человек неприятный. Сперва о нём пишут мало. Иисус призвал Искариота в ученики одним из последних.

Смотрите также статью 9 кругов ада по библии

В Евангелии от Иоанна, когда женщина льёт миро на голову Иисусу, Иуда рационально замечает:

 «Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?»

(Ин. 12:1–5)

А ещё Иуда заведовал деньгами апостолов.

Также есть апокрифические тексты. Они щедро очерняют образ Иуды завистью к Христу, одержимостью и другими порочными чертами.

Церковь не признаёт апокрифические тексты, из которых состоит Еванглие от Иуды.

Больше всего сказано об Искариоте в связи с его предательством Христа. Этот мотив берёт корни в Ветхом Завете:

В «Деяниях апостолов» Пётр говорит:

«Братия, надлежало исполниться тому, что в Писании предрёк Дух святой устами Давида об Иуде, бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса».

(Деян 1:16)

Речь о сороковом псалме: «Ядущий со мною хлеб поднял на меня пяту свою». С этим согласен и автор Евангелия от Иоанна:

«Я не говорю о всех вас. Тех, кого Я избрал, Я знаю, но слова Писания: «Тот, кто ест Мой хлеб, поднял свою пяту против Меня», – должны исполниться».

(Ин 13:18)

В книге пророка Захарии есть такие слова:

«И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет,- не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребреников.

И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище,- высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника».

(Зах. 11:12–13)

Критики канонических Евангелий обвиняют их авторов в намеренном искажении истины для соответствия пророчествам.

Те же 30 сребреников упоминаются только в тексте Матфея. Другие евангелисты о них не знают. Да и откуда Матфею известна точная сумма?

Сумма в 30 шекелей (серебрянеков) упоминаются только в Евангелии от Матвея, а в Евангелии Иуды просто горовится, что он взял за предательство деньги.
Сумма в 30 шекелей (сребреников) упоминаются только в Евангелии от Матвея, а в Евангелии Иуды просто говорится, что он взял за предательство деньги

По словам канонических Евангелистов, Иуда предал Христа, но в мотивах они расходятся.

  • Автор Евангелия от Матфея утверждает, что Иуда просто захотел денег:

«Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошёл к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников».

  • Автор Евангелия от Марка во главу всего ставит желание предать, а уже потом — сребролюбие:

«И пошёл Иуда Искариот, один из двенадцати, к первосвященникам, чтобы предать Его им. Они же, услышав, обрадовались, и обещали дать ему сребреники».

Иуда здесь не только хочет заработать, но и обязательно предать.

  • Автор Евангелия от Луки разделяет вину между сероболюбивым Иудой и сатаной:

«Вошёл же сатана в Иуду <…> и он пошел, и говорил с первосвященниками и начальниками, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег».

  • Автор Евангелия от Иоанна винит во всём сатану, а о деньгах не упоминает:

«И после сего куска вошел в него сатана».

Иуда выдал Христа, но затем раскаялся.

По версиям евангелистов он либо сбросился в пропасть, либо удавился.

Если принять библейское повествование за безусловную истину и поставить под сомнение всё, что написано в Евангелии Иуды, то бывший апостол явно врёт в своём тексте.

Иисус сообщает ученикам о грядущем предательстве. Мы знаем цену преступления, его исполнителя, мотивы. В этом свете Евангелие Иуды — последняя попытка Искариота оправдать себя в глазах потомков.

Но тогда не ясна роль гностического учения в тексте. Оно выходит за рамки той задачи, которую мог бы поставить перед собой Иуда Искариот.

Также ясно, что ему понадобилось бы время, чтобы написать Евангелие. Он не просто «бросил сребреники в храме, вышел, пошёл и удавился», но ещё и между этим создал гностический текст.

Толкование 3

Христос испытывал Иуду, а тот не понял. Текст Евангелия Иуды можно понять иначе. Обтекаемые формулировки Христа позволяют сделать ещё одну интерпретацию.

Иисус испытывал Иуду, его верность.

Он знал, что Искариот горделив. Убедив ученика в его исключительности, Учитель дал ему свободу выбирать, как поступить. Иуда поддался пороку и избрал невероятное решение.

Толкование 4

Текст написали заговорщики против Христа. Это не популярная версия. Но редко озвучивается мнение, что Иисус стал проповедовать идеи, неугодные его приближённым.

Чтобы сохранить учение в нужном виде, Христа отправили на казнь, а для объяснения событий создали Евангелие Иуды.

Заговорщиком мог быть и сам Иуда Искариот.

Но тогда не ясно, зачем нужен был апокриф. Разве версии канонических Евангелий недостаточно? Видимо, нет. Текст Евангелия Иуды излагает другое учение, а его авторитет подкрепляется исключительностью Искариота.

Толкование 5

Апокриф правдив. Этой версии придерживается, например, журналист Илья Герол, автор книги «Последняя тайна Иуды». Он отмечает, что в библии нет противоречий апокрифу. Тот лишь углубляет библейскую историю.

По версии Иуды, никто из апостолов не знал о плане Христа. Нет ничего удивительного, что они по-своему интерпретируют события. О договорённости Иисуса с Искариотом косвенно свидетельствует автор Евангелия от Иоанна:

«Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее».

(Ин 13:27)

Но нельзя утверждать, что фраза касается миссии Иуды, а не чего-то ещё.

Также любопытны следующие факты:

Иуда — мытарь, достаточно обеспеченный человек. Предавать Христа за столь малую сумму не имело смысла. 30 сребреников — оклад за 4 месяца работы на виноградниках.

Иуда распоряжался финансами апостолов.

Ему не было нужды рисковать ради разовой наживы, ибо он мог бы регулярно подворовывать из общей кассы.

Христос не мог быть столь непроницательным, чтобы держать рядом человека, способного на предательство.

Если преступление Иуды предопределено, то это лишает его свободы выбора. Если же свобода выбора есть, то миссия Христа могла бы не осуществиться.

Доверяя свидетельству Иуды, мы не отвергаем канонические Евангелия, но находим в них субъективную человеческую оценку. Кроме того, Лука, Марк и Матфей — не свидетели тех событий.

Только Иоанн — их участник. Но Евангелие от Иоанна — рукопись поздняя. Причём её автор, согласно текстологическим исследованиям, — не тот же человек, что написал «Откровение». Возможно, Евангелие Иуды — единственный письменный источник «из первых рук».

Каноническая библия от Иуды всячески открещивается.

Илья Герол видит в этом стремление христианства дистанцироваться от иудаизма. Иуда — еврей.

И этот факт впоследствии будет многократно подчёркнут в иконописи. Пока все апостолы и Иисус, вопреки логике, изображаются с европейскими лицами, Иуда символизирует собой отсталый иудейский мир, распявший Христа.

Он — козёл отпущения. По Иуде пройдутся не только богословы и иконописцы. У Данте — Иуда худший из грешников, глодаемый Люцифером в центре ада.

В «Божественной комедии» Данте Люцифер пожирает Иуду в центре 9-го круга ада
В «Божественной комедии» Данте Люцифер пожирает Иуду в центре 9-го круга ада

Илья Герол призывает обратить внимание на письма Павла, где нет упоминания о предательстве Иуды. Почему апостол игнорирует эту тему? Не потому ли, что его тексты подлинные и не подвергались правкам?

Быть может, в окружении Христа никто никогда не рассматривал Иуду как предателя? Что если это поздние интерпретации и клевета? Такие вопросы ставит пред читателем автор «Последней тайны Иуды».

Евангелие Иуды интересно науке и истории, но для христианских богословов — это обычный гностический апокриф

Евангелие Иуды потрясло мир. Резонанс этой находки огромен. В духе увлекательного фильма или романа оно выворачивает наизнанку библейскую историю. Но эта находка не столь важна для традиционных христианских конфессий.

Английский епископ Томас Райт так пишет о Евангелии Иуды:

«Евангелие Иуды — далеко не первый памятник подобного рода. Таких памятников, имеющих гностическое происхождение, сохранилось немало, и интерес они представляют разве что для исследователей распространения еретических течений в раннем христианстве.

Ни одно из этих произведений не сумело поколебать учение Церкви, хотя некоторые из них в свое время, на ранних этапах развития христианства, и послужили средством для совращения христиан в гностические секты».

Томас Райт
епископ

Для богословов гностическая направленность текста и его позднее происхождение — показатель художественности его содержания.

Мало кто всерьёз полагает, что Евангелие написал сам Иуда.

Лидеры христианского мира утверждают, что Христос с Иудой никогда не говорили ни о чём подобном.

В первые века активно противостояли друг другу две христианские традиции: та, которую сегодня мы называем каноничной, и гностицизм.

В итоге гностические рукописи признали ересью. Таково отношение к ним и сегодня.

Евангелие Иуды не соответствует идеям католичества, протестантизма и православия. Оно — продукт другой, мистической и оккультной школы. Таких текстов немало.

У христианского мира нет причин изучать Евангелие Иуды или добавлять его в канон. Эта рукопись не только событийно, но идейно противоречит библии.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *