Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу
 

Евангелие от Марии

19.11.2018
827
Скачать эту статью

Евангелие от Марии — один из самых удивительных библейских апокрифов.

Ведь он написан женщиной. Подобных случаев в христианской традиции единицы.

К тому же эта рукопись — в числе категорически отвергаемых богословами текстов. И тем не менее, это удивительный памятник гностической литературы.

То есть течения раннего христианства, где главную роль играло саморазвитие через сакральное знание.

Этот апокриф важен для историков христианства, ибо демонстрирует развитие религиозных идей, о которых сегодня известно мало. В нём рассказывается о структуре человека и его освобождении от материальной природы.

Евангелие от Марии есть на коптском и греческом, о времени его написания учёные спорят

Этот апокриф дошёл до нас из нескольких источников. Наиболее полный текст — Папирус Berolinensis 8502 — найден в 1896 г.

1986
в этом году найден наиболее полный текст Евангелие от Марии — Папирус Berolinensis 8502

Его приобрёл учёный Карл Рейнхард у каирских торговцев. Помимо Евангелия от Марии в этом сборнике есть следующие апокрифы:

  1. Апокриф Иоанна.
  2. Мудрость Иисуса Христа.
  3. Деяния Петра.

Впервые апокрифы опубликованы Вальтером Тилем в 1955 г. — без Деяний Петра. Полную версию выпустил Х.-М.Шенке в 1972 г.

Язык всех произведений — саидское наречие коптского языка. Это роднит тексты с рукописями из Наг-Хаммади,

Евангелие от Марии значительно пострадало: отсутствуют первые 6 страниц, а также с 11 по 14. Есть и другие лакуны по ходу текста. Сохранились же страницы:

  • 1 — 10.23;
  • 1 — 19.5.
Страница Евангелия от Марии, рукопись сильно пострадала от времени

Коптская рукопись —  почти полная, но не единственная.

Именно греческий исследователи считают языком оригинала. Предположительно текст впервые появился во II веке. Но с этим согласны не все исследователи.

Есть фрагменты на греческом, они соответствуют следующим страницам Евангелия от Марии:

  • 5 — 21;
  • 5 — 19.5.

Например, профессор богословия Карен Кинг считает, что Евангелие от Марии создали современники Христа.

Но кто — вопрос.

Профессор Карен Кинг из Гарвардского университета считает, что Евангелие от Марии написано не во II веке, а современниками Христа
Профессор Карен Кинг из Гарвардского университета считает, что Евангелие от Марии написано не во II веке, а современниками Христа

Учёные спорят, было ли Евангелие от Марии единой рукописью или объединило две

Важный для исследователей вопрос — был ли текст Евангелия от Марии изначально целым или его составили из двух коротких.

Учёный В.Тиль считет, что рукопись составная. А исследователь М. Тадье, посвятивший Берлинскому кодексу книгу, настаивал, что Евангелие от Марии — единое произведение. У каждого есть аргументы.

Двухчастность апокрифа В.Тилль доказывает тем, что его половины не похожи друг на друга. Сперва нам предлагается некий катехизис. А затем тот, кто воспринимает текст, как бы сам погружается в события — в спор души с властями.

Единство рукописи, по мнению М. Тардье, очевидно. Пусть есть два выраженных раздела, но у них единый план. М. Тардье считет, что в начале памятника содержалось учение о творении и демиурге. Это довольно смелое предположение, хотя обосновать его нечем.

Но учёный не ограничивается этим. Он указывает на тесные связи частей апокрифа. Например, идея о внутреннем очищении человека перекликается с поучениями о грехе, смерти и болезнях из начала доступной рукописи:

«Спаситель сказал:«Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех.Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы, дабы направить ее к ее корню».

Далее он продолжил и сказал: «Вот почему вы болеете и умираете, ибо … вы [любите] то, что [вас] обманывает. Тот, кто постигает, да постигает! Материя породила страсть, не имеющую подобия, которая произошла от чрезмерности».

«Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах. Первая форма — это тьма; вторая — вожделение; третья — незнание; четвертая — смертная ревность; пятая — царствие плоти; шестая — лукавство плоти; седьмая — яростная мудрость.

Это семь господств гнева. Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» — или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?» Душа подумала и сказала: «Что хватает меня, убито; что опутывает меня, уничтожено; вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло».

Местами текст выдержан в едином ключе. Форма и содержание отдельных высказываний напоминает изречения из Евангелия от Фомы:

У Марии:

«Мой мир, приобретите его себе! Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря: «Вот, здесь?» или «Вот, там!» Ибо Сын человека внутри вас. Следуйте за ним!»

У Фомы:

«Иисус сказал: Если те, которые ведут вас, говорит вам: Смотрите, царствие в небе! — тогда птицы небесные опередят вас. Если они говорят вам, что оно — в море, тогда рыбы опередят вас. Но царствие внутри вас и вне вас».

«Ученики его сказали ему: В какой день царствие приходит? (Иисус сказал): Оно не приходит, когда ожидают. Не скажут: Вот, здесь! — или: Вот, там! — Но царствие Отца распространяется по земле, и люди не видят его».

Также во всём тексте Евангелия от Марии употреблены схожие конструкции:

«Все существа, все произведения, все творения пребывают друг в друге и друг с другом; и они снова разрешатся в их собственном корне. Ведь природа материи разрешается в том, что составляет ее единственную природу»

«Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные, будь то небесные»

«В мире я была разрешена от мира (вар.: миром) и в отпечатке отпечатком свыше».

Рукопись изложена от лица Марии Магдалины, хотя имя настоящего автора узнать невозможно

Нельзя однозначно назвать автора Евангелия от Марии.

Создать эту рукопись мог кто угодно. 

Упоминание Марии нужно для того, чтобы прибавить тексту авторитетности.

Это распространённая практика первых веков. «Евангелия» с громкими именами — отличный рекламный ход для распространения идей. Не исключено, что имя настоящего автора вообще нам ничего не сказало бы, ибо о нём нет ни слова в истории.

Но если положиться на правдивость надписи в конце рукописи — «Евангелие от Марии», то уже можно рассуждать об авторе. Есть две популярные версии.

Автор Евангелия — Мария Магдалина

Мария Магдалина женщина постоянно находилась в окружении Иисуса. Трудно сквозь века судить о её роли, но она точно много чего видела, слышала и впитала. Например, была свидетелем Воскресения Христа, присутствовала на распятии.

Кому, как не ей, рассказывать об учении Спасителя? Также стоит обратиться к апокрифическим текстам — Евангелию от Фомы и Пистис София.

В них Мария Магдалина и апостол Пётр противостоят друг другу. Этот же эпизод есть в Евангелии от Марии. Связь рукописей очевидна, так что наиболее вероятный автор — Мария Магдалина.

Мария Магдалина — наиболее вероятный автор Евангелия от Марии. Такой святую изобразил Фредерик Сэндис
Мария Магдалина — наиболее вероятный автор Евангелия от Марии. Такой святую изобразил Фредерик Сэндис

Чтобы убедиться в правоте этой версии, нужно сперва обратиться к цитате из Евангелия от Марии:

«Петр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин».

Затем стоит взглянуть на то, что Левий говорит Петру о Марии:

«Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо. Вот почему он любил ее больше нас».

А теперь находим в Евангелии от Филиппа ту же мысль:

София, которая называется бесплодной, мать ангелов. И спутница [Сына — это Мария] Магдалина. [Господь любил Марию] более [всех] учеников, и он [часто] лобзал ее (уста].

Остальные [ученики, видя] его [любящим] Марию, сказали ему: Почему ты любишь ее более всех нас? Спаситель ответил игл, он сказал им: Почему не люблю я вас, как ее?

Сравнение текстов приводит к единственному выводу.

Евангелие от Марии приписывается Марии Магдалине.

Из Писания о ней известно мало. «Вычислить» Марию Магдалину в Евангелиях сложно из-за популярности имени. Она ли — Мария из Вифании, она ли — Мария, сестра Лазаря? Может, да, может, нет.

Наверняка мы знаем только несколько фактов. Мария Магдалина видела распятия Христа:

«Были тут и женщины, которые смотрели издали: между ними была и Мария Магдалина, и Мария, мать Иакова меньшего и Иосии, и Саломия».

(Мк.15:40)

Также известно, что Марии Магдалине ангел возвестил о воскресении Спасителя:

«По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал».

(28:–6)

Затем Иисус встречает Марию Магдалину и просит передать Его братьям, чтобы они пришли увидеть Его.

Вероятно, Мария много времени проводила с Иисусом и Его учениками. Но достоверно нельзя сказать, была ли она одержимой, блудницей и той женщиной, что вытирала ноги Христа своими волосами.

Такие эпизоды в Писании есть, но с кем именно они происходят — вопрос открытый.

Автор Евангелия — Мария, мать Иисуса.

Убедительных подтверждений этой версии нет. Просто Мария-мать — тоже современница Иисуса. О её роли в окружении Христа ничего не известно.

Она также могла присутствовать при евангельских событиях и иметь равный апостолам статус. Но никаких серьёзных оснований для обоснования её авторства нет.

Есть ещё третья по известности Мария — Египетская.

Долгое время её образ смешивали с Марией Магдалиной, из-за чего часто возникает путаница между этими двумя женщинами. Но Мария Египетская родилась только в V веке.

Хронологически она не могла написать Евангелие от Марии. Да и содержание текста этой версии противоречит. Мария Египетская никогда не участвовала в евангельских событиях. Её авторство не рассматривается серьёзно в богословских трудах.

Также в евангельских событиях участвуют и другие Марии:

  • Мария Иосиева;
  • Мария Иаковлева;
  • Мария Клеопова;
  • Мария Заведеева (Саломеева);
  • Мария, сестра Лазаря.

Контекст позволяет предположить, что это некоторые из них — одна личность. Могла ли она написать Евангелие, или мог ли кто-то написать текст её лица?

Безусловно, хотя затея странная: авторитет любой из этих женщин в христианских кругах невелик.

Возможно, Евангелие от Марии написано от лица Марии Клеоповой, хотя это маловероятно
Возможно, Евангелие от Марии написано от лица Марии Клеоповой, хотя это маловероятно

Однозначно назвать автора Евангелия от Марии нельзя. Впрочем, это можно сказать обо всех апокрифах и книгах библии. Но с большой вероятностью рукопись изложена от лица Марии Магдалины.

Евангелие от Марии говорит, что нужно преодолеть материальную природу, и иллюстрирует сложное положение женщин в раннем христианстве

Из-за утраты страниц апокриф Марии начинается в середине повествования с атмосферной фразы:

«Материя тогда разрушится или нет?» — спрашивает кто-то Иисуса Христа.

Необычный вопрос для Нового Завета! Сын Божий в канонических текстах учил о вечной жизни, о любви живого Бога, о том, как спасти этот мир, искупить грех Евы.

Да, в той или иной мере эти темы присутствуют. Но ни у одного пророка и апостола в библии нет откровений такого рода.

Гностический текст —  это писание, которое охватывает многообразную религиозную литературу первых веков христианства. Евангелие от Марии является гностическим писанием.

Это не удивительно, ведь Евангелие от Марии — гностический текст. Едва ли не одно важно — постичь тайны мироздания.

И никаких привычных христианских догм! Впрочем, здесь много признаков и других традиций — не только гностицизм.

Мы не можем судить, где именно происходит беседа. Есть мнение, что на утраченных страницах упоминалась смерть и Воскресение Христа.

Затем он ведёт с учениками диалог и грехе и материи, а после уходит. Пётр просит Марию поведать остальным то, что ей открыл Христос. Мария пересказывает апостолам своё видение.

Картина А.А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» — отличная иллюстрация Евангелия от Марии, где Спаситель делится откровением со святой.
Картина А.А.Иванова «Явление Христа Марии Магдалине» — отличная иллюстрация Евангелия от Марии, где Спаситель делится откровением со святой

Иисус открыл Марие, что «Я» человека состоит их трёх элементов:

  1. Душа.
  2. Дух.
  3. Ум, которым человек созерцает видения.

Отсутствуют четыре страницы. Далее Мария говорит уже от своего лица и излагает откровение о вхождении души.

Пётр и Андрей агрессивно реагируют на её рассказ, но Левий заступается за Марию.

Этот момент — отражение напряжённости между христианами в первых веках.

Пётр и Андрей — противники эзотерического христианства. Его исповедует Мария.

Это нормальная картина для того времени, когда ещё не существовало Нового Завета, единых догм и толкований учения Христа. Каждая группа верующих на ощупь искала ядро христианского знания.

Евангелие от Марии — гностический взгляд, близкий больше к течениям в индуизме и буддизме, чем к нынешнему православию или католицизму.

Марию Магдалину почитают в христианстве как равноапостольскую святую. Но в Евангелии от Марии она лучше других учеников понимает Христа
Марию Магдалину почитают в христианстве как равноапостольскую святую. Но в Евангелии от Марии она лучше других учеников понимает Христа

Здесь иное понимание греха. Необходимо преодолеть телесные страсти, чтобы достичь истиной духовной природы, своего «Я».

В Евангелии от Марии отражена проблема женщин в религии.

Если в древности жрицы имели первые роли, то религиозный патриархат установил пренебрежительное отношение к женщинам. Павел и Андрей — иллюстрация этой тенденции.

Озвучивается мнение, что Евангелие от Марии никогда бы не вошло в библию только из-за авторства женщины.

Но и без этого хватает причин. Идеи этого апокрифа не соответствуют каноническому Писанию. Это текст другой школы.

Есть ещё Евангелие от Марии Магдалины — это современная фальшивка

Мария Магдалина — важная фигура и в других апокрифах: «Вопросы Марии» и «Родословие Марии». Но они до нас не дошли. Значимость святой велика и апокрифе «Пистис Софиа».

В русскоязычном интернете распространён текст «Евангелие от Марии Магдалины». В нём встречаются такие пассажи:

«Если бы Матери Святые жили одиноко со своими Святыми Детьми и если бы никто не знал, кто их отец на Земле, то Святые Дети были бы Сыновьями Божьими, а Матери Святые — Божьими Матерями».

«Матери Божьи зачинают в тайне, живут одиноко и не имеют одного дома с отцом».

Часто делается приписка, что текст впервые напечатан в журнале «Беловодье» в 90-х. Это фальшивка. Такой апокриф никогда не существовал.

В нём много взято из книги С. Лазарева «Диагностика кармы». Ничего общего с Евангелием от Марии и христианством это учение не имеет. Читать его нет смыла.

Перевод настоящего текста Евангелия от Марии

1 — 6 страницы Евангелия от Марии Магдалины отсутствуют.

СТРАНИЦА 7

… Материя тогда разрушится или нет?

Спаситель сказал:

«Все существа, все создания, все творения пребывают друг в друге и друг с другом;

и они снова разрешатся в их собственном корне.

Ведь природа материи разрешается в том,

что составляет ее единственную природу.

Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»

Петр сказал ему: «Коли ты разъяснил нам все вещи, скажи нам еще это:

что есть грех мира?»

Спаситель сказал: «Нет греха, но вы те, кто делает грех, когда

вы делаете вещи, подобные природе разврата, которую называют «грех».

Вот почему благо сошло в вашу среду к вещам всякой природы,

дабы направить ее к ее корню».

Далее он продолжил и сказал:

«Вот почему вы болеете и умираете, ибо …

СТРАНИЦА 8

вы [любите] то, что [вас] обманывает.

Тот, кто постигает, да постигает!

Материя породила страсть, не имеющую подобия,

которая произошла от чрезмерности.

Тогда возникает смятение во всем теле.

Вот почему я сказал вам:

Крепитесь, и, если вы ослабли, крепите же себя пред разными формами природы.

Тот, кто имеет уши слышать, да слышит!»

Сказав это, блаженный простился со всеми ими и сказал:

«Мир (…) вам! Мой мир (….), приобретите его себе!

Берегитесь, как бы кто-нибудь не ввел вас в заблуждение, говоря:

«Вот, сюда!» или «Вот, туда!»

Ибо Сын человека внутри вас.

Следуйте за ним! Те, кто ищет его, найдут его.

Ступайте же и проповедуйте евангелие царствия. Не

СТРАНИЦА 9

ставьте предела кроме того, что я утвердил вам,

и не давайте закона как законодатель,

дабы вы не были схвачены им».

Сказав это, он удалился.

Они же были в печали, пролили обильные слезы и сказали:

«Как пойдем мы к язычникам и проповедуем евангелие царствия Сына человека?

Если они не сберегли его, как они сберегут нас?»

Тогда Мария встала, приветствовала всех их и сказала своим братьям:

«Не плачьте, не печальтесь и не сомневайтесь,

ибо его благодать будет со всеми вами и послужит защитой вам.

Лучше же восхвалим его величие,

ибо он приготовил нас и сделал нас людьми».

Сказав это, Мария обратила их сердца ко благу,

и они начали рассуждать о словах Спасителя.

СТРАНИЦА 10

Петр сказал Марии:

«Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин.

Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты,

не мы, и которые мы и не слышали».

Мария ответила и сказала:

«То, что сокрыто от вас, я возвещу вам это».

И она начала говорить им такие слова:

«Я, — сказала она, — я созерцала Господа в видении, и я сказала ему:

«Господи, я созерцала тебя сегодня в видении».

Он ответил и сказал мне: «Блаженна ты, ибо ты не дрогнула при виде меня.

Ибо где ум, там сокровище».

Я сказала ему:

«Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает видение, —

он созерцает душой [или] духом?»

Спаситель ответил мне и сказал:

«Он не созерцает душой и не духом, но ум, который между двумя, — и [тот, который созерцает видение, и он [тот

СТРАНИЦЫ 11 — 14

отсутствуют.

СТРАНИЦА 15

его. И вожделение сказало:

«Я не увидела тебя нисходящей, но теперь вижу тебя восходящей.

Почему же ты лжешь, принадлежа мне?»

Душа ответила и сказала:

«Я увидела тебя. Ты меня не увидела и меня не узнала.

Я была для тебя как одеяние, и ты меня не узнала».

Сказав это, она удалилась в великом ликовании.

Снова она пришла к третьей власти, именуемой «Незнание».

Она спросила душу, сказав:

«Куда ты идешь? Лукавство схватило тебя. Но ты схвачена.

Не суди!» И душа сказала: «Почему ты судишь меня, хотя я не судила?

Я была схвачена, хотя не схватила.

Меня не познали, я же, я познала, что все подлежит разрешению, будь то вещи земные,

СТРАНИЦА 16

будь то небесные».

Устранив третью власть, душа поднялась выше и увидела четвертую власть в семи формах.

Первая форма — это тьма;

вторая — вожделение;

третья — незнание;

четвертая — смертная ревность;

пятая — царствие плоти;

шестая — лукавство плоти;

седьмая — яростная мудрость.

Это семь господств гнева.

Они вопрошают душу: «Откуда идешь ты, убивающая людей?» —

или: «Куда направляешься ты, поглощающая пространства?»

Душа ответила и сказала:

«Что хватает меня, убито;

что опутывает меня, уничтожено;

вожделение мое пришло к концу, и незнание умерло.

В [мире] я была разрешена

СТРАНИЦА 17

от мира и в отпечатке отпечатком свыше.

Узы забвения временны.

Отныне я достигну покоя времени, вечности, в молчании».

Сказав это, Мария умолкла,

так как Спаситель говорил с ней до этого места.

Андрей же ответил и сказал братьям:

«Скажите-ка, что вы можете сказать по поводу того, что она сказала.

Что касается меня, я не верю, что Спаситель это сказал.

Ведь эти учения суть иные мысли».

Петр ответил и сказал по поводу этих самых вещей.

Он спросил их о Спасителе:

«Разве говорил он с женщиной втайне от нас, неоткрыто?

Должны мы обратиться и все слушать ее?

Предпочел он ее более нас?»

СТРАНИЦА 18

Тогда Мария расплакалась и сказала Петру:

«Брат мой Петр, что же ты думаешь?

Ты думаешь, что я сама это выдумала в моем уме или я лгу о Спасителе?»

Левий ответил и сказал Петру:

«Петр, ты вечно гневаешься.

Теперь я вижу тебя состязающимся с женщиной как противники.

Но если Спаситель счел ее достойной,

кто же ты, чтобы отвергнуть ее?

Разумеется, Спаситель знал ее очень хорошо.

Вот почему он любил ее больше нас. Лучше устыдимся!

И облекшись совершенным человеком,

удалимся, как он велел, и проповедуем евангелие,

не ставя другого предела, ни другого закона,

кроме того, что сказал Спаситель». Когда

СТРАНИЦА 19

[…] и они начали уходить, [дабы про]возглашать и проповедовать.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *