Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Евангелие от Марка: 16 глав о деяниях Иисуса Христа

16.12.2018
545
Скачать эту статью

Новый Завет состоит из 27 книг. Самые главные из них ‒ Евангелия, описывают жизнь и деятельность Иисуса Христа. Евангелий всего 4 ‒ от Марка, Луки, Матфея и Иоанна.

Самым ранним считается вторая книга Нового Завета – Евангелие от Марка.

Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1). Евангелие от Марка сразу говорит, о чем пойдет речь
Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1). Евангелие от Марка сразу говорит, о чем пойдет речь

Автором Евангелия считается Марк, апостол от 70

Подлинное авторство Евангелия от Марка не установлено. Сведений об авторе само Евангелие не содержит.

В Библии человек с именем Марк упоминаются в нескольких местах:

  1. Во втором послании к Тимофею:
(2Тим. 4:11)

Марка возьми и приведи с собою, ибо он мне нужен для служения

  1. В Деяниях апостолов:
(Деян. 12:12)

И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились

(Деян. 12:25)

А Варнава и Савл, по исполнении поручения, возвратились из Иерусалима [в Антиохию], взяв с собою и Иоанна, прозванного Марком

(Деян. 15:37)

Варнава хотел взять с собою Иоанна, называемого Марком

  1. В Послании к колоссянам:
(Колос. 4:10)

Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк, племянник Варнавы

  1. В Послании к Филимону:
(Филим. 1:23-24)

Приветствует тебя Епафрас, узник вместе со мною ради Христа Иисуса, Марк, Аристарх, Димас, Лука, сотрудники мои

5. В Первом послании Петра:

(1 Петра. 5:13)

Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой

Как все эти люди соотносятся друг с другом, один ли это человек или несколько ‒ так до конца и не понятно. Ипполит Римский считал, что это все разные люди. Поздняя церковная традиция, а вслед за ней и современные исследователи, придерживаются мнения, что это все-таки один и тот же человек.

Марка «назначил» евангелистом св. Папий Иерапольский. Выдержки из не дошедших до нас трудов приводит Евсевий Кесарийский:

Марк, истолкователь апостола Петра, записал слова и деяния Иисусовы с точностью, но не по порядку.

Апостол Марк написал Евангелие и стал первым епископом Александрийским
Апостол Марк написал Евангелие и стал первым епископом Александрийским

Собрав все сведения обо всех Марках, получим более или менее связную биографию. Вот ее краткое содержание:

Апостол Марк родился в Иерусалиме. Обратился в христианство. Христос включил его в число 70 апостолов и отправил проповедовать Слово Божье. После Распятия и Воскресения устраивал собрания христиан в своем доме. Был близким сподвижником апостолов Петра и Павла, с Павлом и Варнавой проповедовал на Кипре.

С Кипра вернулся в Иерусалим, потом отправился в Египет и основал в Александрии епископство. Вместе с апостолом Павлом едет в Рим. Во время заточения Павла в Риме пишет Евангелие, а после возвращается в Александрию. В Александрии апостол принял мученическую смерть от рук язычников.

Господь не дал надругаться над своим учеником: язычники хотели сжечь тело, но Господь явил чудо: устроил землетрясение. Язычники в ужасе разбежались, а апостола Марка похоронили как подобает.

Над мощами построили церковь. После завоевания Египта арабами, мощи перевезли в Венецию, где они хранятся и по сей день.

Лев, символ евангелиста Марка, стал гербом Венеции
Лев, символ евангелиста Марка, стал гербом Венеции

Евангелие от Марка написано раньше других, но когда и где – точно не установлено

Евангелие от Марка вместе с так называемым «источником Q» считается основой для Евангелий от Луки и Матфея
Евангелие от Марка вместе с так называемым «источником Q» считается основой для Евангелий от Луки и Матфея
Источник Q
предполагаемый сборник изречений Иисуса

Евангелие от Марка самое короткое. Исследователи предполагают, что оно было написано первым среди других Евангелий в 50-70-х гг. I в. в Риме. Сведениями из Евангелия от Марка воспользовались авторы Евангелий от Луки и Матфея, поэтому эти три Евангелия во многом повторяют друг друга.

Евангелия от Марка, Луки и Матфея за схожесть называются синоптическими
Евангелия от Марка, Луки и Матфея за схожесть называются синоптическими

Евангелие от Марка ‒ запись рассказов апостола Петра

О сути Евангелия от Марка рассказывает Папий Иерапольский

Марк не был свидетелем деяний Христа. Священное Предание, начиная с Папия Иерапольского, считает, что Марк записывал рассказы Петра, однако, не в хронологической последовательности.

Косвенные подтверждения этому – общая стилистика языка Евангелия, в котором действительно просматривается очевидец событий. Сравнивая изложение событий в Евангелиях, а также текст Деяний, исследователи отмечают, что во всем «марковом» тексте заметен индивидуальный отпечаток Петра.

В Евангелии есть также фразы на еврейском вроде «талифа куми» («девица, тебе говорю, встань») (Мк. 5:41) и «еффафа» («отверзись») (Мк. 7:34), которые Петр использовал в своей речи. Марк записал речь Петра, но был вынужден объяснять читателю смысл выражений.

Исследователи полагают, что в Евангелии Марк не забыл и про себя:

(Мк. 14:51-52)

Один юноша, завернувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его.

Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них

Церковная традиция считает Марка писцом и «истолкователем» Петра
Церковная традиция считает Марка писцом и «истолкователем» Петра

Евангелие обращено к христианам из язычников, поэтому делает акцент на действиях, а не на учении Иисуса

Евангелие от Марка наиболее «динамичное» и написано простым языком. Даже читать на русском его одно удовольствие, греческий оригинал еще ярче. Начинается с момента крещения Иисуса ‒ начала Его служения людям.

Марк написал Евангелие в Риме и для римлян
Марк написал Евангелие в Риме и для римлян

В отличие от Евангелия от Матфея, который писал для евреев, Марк писал для язычников. Он хотел, чтобы у них был понятный им рассказ о Христе.

1 глава кратко и ясно дает понять, что Иисус – сын Божий:

  1. как написано у пророков: «Вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицом Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою».
  2. «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
  3. И проповедовал, говоря: идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его;
  4. я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым.
  5. И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.
  6. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него.
  7. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.(Мк. 1:2-3, 7-11).
Рассказы о постоянных изгнаниях бесов ‒ отличительная черта Евангелия от Марка

Позже Марк объясняет цель пришествия Иисуса:

(Мк. 10:45)

Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих.

Толкование этого фрагмента такое: самопожертвование должно стать выше нашей потребности в признании.

Марк редко цитирует Ветхий Завет. Его читатели не были иудеями, поэтому цитаты из Ветхого Завета ничего бы им не сказали. Не употребляет он и иудейской специфики, вроде «царства небесного», вместо нее он использует фразу «царство Божие». В тексте много латинизмов.

Только Евангелие от Марка содержит чудеса исцеление глухого в 7-й главе и слепого в 8-й.

Стихи 9-20 16-й главы добавили в текст позже

Стихи с 9 по 20, концовка Евангелия, стилистически отличается от остального текста. В древнейших рукописях их вообще нет. Это дало повод исследователям считать концовку Евангелия созданной позднее.

С другой стороны, мысли, которые содержатся в этих стихах, использовали Отцы Церкви уже во II в. Общий протограф, пусть даже не принадлежащий перу Марка, несомненно, был.

Протограф – самый первый вариант текста

В XX в. появилось поддельное «тайное евангелие от Марка».

После Воскресения Христа, с распространением христианского вероучения жизнеописания Христа получило популярность. По Палестине в то время ходило много версий Евангелий. Ириней Лионский определил подлинными только четыре, и в IV в. они вошли в канон.

Американский историк Мортон Смит объявил, что в канонической версии, нет цитат Евангелия от Марка

Сам факт наличия в древности множества Евангелий породил поток фальсификаций. В 1960 г. Мортон Смит объявил, что нашел в монастыре Мар-Саба в Палестине первую часть послания Климента Александрийского. В тексте приводились цитаты из якобы Евангелия от Марка, который нет в канонической версии.

В первой Иисус воскрешает мертвого, во второй учит обнаженного юношу тайнам царства Божьего. Гипотетическое Евангелие назвали Тайным Евангелием от Марка. Саму рукопись Мортон датировал XVIII в.

Фальсификаторы стараются изо всех сил, но обмануть исследователей им не удается.

Монастырь Мар-Саба в Палестине, в котором Мортон Смит нашел первую часть послания Климента Александрийского Смит якобы нашел древнюю рукопись
Монастырь Мар-Саба в Палестине, в котором Мортон Смит нашел первую часть послания Климента Александрийского Смит якобы нашел древнюю рукопись

Многие поверили в подлинность послания, но сомнения закрались у ученых с самого начала. Рукопись, как это часто бывает у подобных сомнительных документов, таинственно исчезла, в распоряжении ученых оказались лишь фотографии. Но им оказалось достаточно и их.

Черту подвели в конце девяностых: послание Климента Александрийского вместе с Тайным Евангелием от Марка написал сам Мортон Смит. Ученые проанализировали рукописи Смита, сличили их с посланием и обнаружили, что почерк один и тот же. Смит специфически писал буквы «тета» и «лямбда». Абсолютно идентичное написание было и в рукописи «Послания». Кроме того, текст «Послания» не написан, а нарисован – Смит пытался воспроизвести древнее письмо по известным образцам.

Подвела фальсификатора и бумага: исследователи обнаружили в уголках плесень, которая не могла образоваться в сухом климате иудейской пустыни.

Мортон Смит пытался выдать собственноручно начерченное «Послание Климента Александрийского» за подлинник I в.
Мортон Смит пытался выдать собственноручно начерченное «Послание Климента Александрийского» за подлинник I в

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *

  X