Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Остромирово Евангелие

20.11.2018
5 301

В древние времена в Новгороде жил посадник Остромир. Тогда не только в новгородских землях, но и во всей Киевской Руси книги были только привозные, иностранные.

Это значительно осложняло богослужение в православных храмах, делало государство зависимым от поставки богослужебных книг из-за границы. Остромир начал бороться с этим.

Занимая высший пост в Новгороде, он способствовал изданию первой русской рукописной книги, которая получила название «Остромирово Евангелие». Сейчас эта книга — не только национальное достояние России, но и культурный памятник мирового значения.

Остромир
правитель Нижнего Новогорода, перевел Евангелие на славянский язык

Остромирово Евангелие — самая древняя датированная рукописная книга на славянском языке

Остромирово Евангелие считается древнейшей рукописной книгой русского извода, написанной на церковно славянском языке. Написана она в период с 1056 по 1057 год в виде краткого апракоса.

Это означает, что это служебное Евангелие, предназначенное для использования во время богослужения. В быту оно не использовалось, так как содержащиеся в нём тексты были необходимы при отправлении различных религиозных обрядов священничеством.

 Остромирово Евангелие, середина XI век.
Остромирово Евангелие, середина XI век

Остромирово Евангелие, середина XI век. Данное евангелие считается одной из первых русских рукописных книг. Остромирово Евангелие писалось с 1056 по 1057 год.

Оно содержит отрывки церковных текстов, предназначенных для ежедневного чтения начиная от Пасхи и заканчивая Пятидесятницей. Чтения — это фрагмент богослужения проходящего в храме.

Так же здесь можно найти чтения на субботы и воскресенья на весь год. Кроме того, имеется возможность читать по месяцеслову и исполнять различные требы, например, «за болящих».

Древнейшая русская книга XI века написана кириллицей крупным красивым уставом. Необходимо отметить, что к её концу размер букв увеличивается. Объём сочинения 294 страницы.

294
такое количество страниц содержит Остромирово Евангелие

Написано оно в два столбца по 18 строк каждый. Украшено Евангелие заставками и миниатюрами, которые занимают целый лист.

На них изображены святые евангелисты Иоанн, Лука и Марк, при этом тот лист, на котором должен был быть изображён евангелист Матфей, оставлен пустым.

 Евангелист Лука. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056-1057 годы. На миниатюрах в Остромировом Евангелии изображены все евангелисты кроме Матфея
Евангелист Лука. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056 — 1057 годы. На миниатюрах в Остромировом Евангелии изображены все евангелисты кроме Матфея

И сам текст и миниатюры испытывают явное византийское влияние. Это неудивительно, ведь христианство пришло на Русь из Византии. Именно оттуда поступали на русские земли богослужебные книги и иные образцы церковного искусства.

Евангелие Остромира богато оформлено

Материал Евангелия — пергамент.

Буквица  из Остромирова Евангелия

Имеющиеся в нём отверстия от укусов оводов зашиты. Начало каждого чтения отмечено заглавными буквами чтений или же крупными инициалами.

Украшена книга в стиле византийских рукописей X — XI веков. Ее автор использовал приемы, характерные для перегородочной эмали.

При оформлении Евангелия его автор широко использовал элементы, характерные для перегородочной эмали.

Инициалы, миниатюры и заставки оформлены красками с использованием накладного золота.

В самих инициалах применены элементы, которые указывают на влияние художественной традиции Западной Европы.

Это географический орнамент и антропо-зооморфические элементы.

 Остромирово Евангелие с окладом. После того как злоумышленники сорвали оклад с Евангелия, оно больше не переплеталось и не помещалось в него.
Остромирово Евангелие с окладом. После того как злоумышленники сорвали оклад с Евангелия, оно больше не переплеталось и не помещалось в него

Оформление евангелия завершал переплёт-оклад. Изготовили его в девятнадцатом веке по эскизу И.И. Горностаева. Туда вставили драгоценные камни, что привлекло людей со злыми замыслами.

В 1932 году переплет, который завершал оформление Евангелие вырвали и украли.

Злоумышленников задержали сразу же.

Оказывается, что по своему невежеству они решили взять только богатый оклад. Вырвав его, само Евангелие злоумышленники зашвырнули на шкаф.

После этого случая переплёт решили не восстанавливать, так как массивный оклад плохо влиял на состояние пергамента.

В настоящее время артефакт хранится в расплетённом виде в специально изготовленном из морёного дуба ларце. Его, в свою очередь, запирают в сейф.

Первый лист Остромирова Евангелия содержит надпись: «Еуа(г)e е Софэ йское апрако(с)».

 Остромирово Евангелие. Первый лист: «Искони бе Слово…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1–7). Это изречение из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский означает: «Вначале было Слово…»
Остромирово Евангелие. Первый лист: «Искони бе Слово…» (Евангелие от Иоанна. Гл. 1, 1–7). Это изречение из Евангелия от Иоанна и в переводе на русский означает: «Вначале было Слово»

Она выполнена скорописью XVII века. Исследователи на основании этого факта считают, что книга принадлежала Софийскому собору Великого Новгорода, использовалась в богослужениях здесь и хранилась в нём.

Евангелие писалось в течение восьми месяцев

Автор Остромирова Евангелия писал его с 21 октября 1056 года по 12 мая 1057 года. На это указывает он сам в послесловии. Книга написана им по заказу новгородского посадника Остромира.

Именно по его имени она получила своё название. Позже, после крещения, Остромир принял имя Иосиф.

Автор Остромирова Евангелия окончил писать его 12 мая 1057 года.

Исследователи считают, что даты написания произведения автор избрал не случайно. Дело в том, что 21 октября Православная церковь чтит память палестинского подвижника третьего века Иллариона Великого.

При этом в то время на Руси широко чтился митрополит Киевский Илларион, написавший «Слово о законе и благодати». Вполне возможно, что его и имел в виду составитель, начиная свою книгу.

 Святой Илларион Киевский. Митрополита весьма чтили во времена написания Остромирова Евангелия, видимо, поэтому его автор спешил написать его ко дню почитания святого.
Святой Илларион Киевский. Митрополита весьма чтили во времена написания Остромирова Евангелия, видимо, поэтому его автор спешил написать его ко дню почитания святого

Интересна дата, когда автор закончил книгу. Дело в том, что 12 мая — это день основания Константинополя императором Константином.

Это будущий Византий, столица Византии. Отсюда христианство распространилось на Русь. Именно поэтому эта дата почитается среди православных христиан.

Авторов Остромирова евангелия было несколько

Дьякон Григорий
именно этот человек считается автором Остромирова Евангелия

При этом необходимо отметить, что он адаптировал для восприятия на Руси тексты, имеющие югославянское происхождение.

Дьякон был каллиграфом, при этом ряд заставок и неповторяющиеся заглавные буквы выполнил также он. Миниатюры же, на которых изображены апостолы, принадлежат другому человеку. Скорее всего, это был приезжий живописец-грек.

 Евангелист Иоанн с Прохором. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056-1057 года. Исследователи считают, что миниатюры, помещённые в Остромировом Евангелии, написаны не его автором Дьяком Григорием.
Евангелист Иоанн с Прохором. Миниатюра Остромирового Евангелия. 1056-1057 года. Исследователи считают, что миниатюры, помещённые в Остромировом Евангелии, написаны не его автором Дьяком Григорием

Исследователи всего насчитывают трёх авторов евангелия.

Диакона Григория при этом признали вторым и основным переписчиком. Именно он выбрал для материла написания Евангелия высокосортный тонкий пергамент. Он имел белый цвет.

Кроме того, он определил пропорции текста и полей, а так же размер и рисунок букв.

Первые 23 страницы книги написал первый переписчик.

Он их выполнил в стиле заметно отличающимся от стиля всего Евангелия. Для них характерна разговорная русская речь. Другие части сочинения исполнены на церковнославянском языке.

Третий же переписчик выполнял надписи на миниатюрах. Для этого использован специальный почерк, не встречающийся в обычном тексте рукописи.

 Остромирово Евангелие, лист 58 «а». Некоторые листы Евангелия содержат экофонетические значки, необходимые для интонирования священником произносимого им во время богослужения текста. 
Остромирово Евангелие, лист 58 «а». Некоторые листы Евангелия содержат экофонетические значки, необходимые для интонирования священником произносимого им во время богослужения текста

На некоторых листах евангелия имеются экфонетические знаки необходимые для указания священнику на то, что при чтении необходимо интонирование.

Обычно они применяются, например, для обозначения пауз при богослужении. Дьякон Григорий в конце рукописи указал, что он писал Евангелие для новгородского посадника Остромира. Было это при киевском князе Изяславе Ярославиче.

Это прямое свидетельство его авторства, но учитывая короткий срок написания документа, вполне возможно, что для ускорения работы он привлекал к ней соавторов.

Заказчик евангелия — новгородский посадник Остромир

Древнейшая русская рукописная книга появилась на свет благодаря новгородскому посаднику Остромиру. Он заказал написать её дьякону Григорию. Об этом свидетельствует он сам в послесловии к ее тексту.

Остромир — четвёртый по счёту новгородский посадник, он заказал написать Евангелие.

Новгородский посадник — это одно из высших должностных лиц Новгорода. Он управлял городом в отсутствие князя.

Остромира (в крещение Иосифа) поставил в Новгород его свойственник князь Изяслав Ярославич. Посадник прославился двумя вещами:

  • когда заказал привезённому с собою из Киева диакону Григорию Евангелие; получившего его имя;
  • когда пошёл в 1055 году на чудь.
 Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 год. Великий Новгород был боярской республикой, и князь в город призывался лишь по нужде. В его отсутствие городом управляли посадники, которым и был Остромир.
Лебедев К.В. Вече в Новгороде. 1917 год. Великий Новгород был боярской республикой, и князь в город призывался лишь по нужде. В его отсутствие городом управляли посадники, которым и был Остромир

По одним известиям в этом походе он был убит. По другим поход окончился благополучно и посадник не только остался жив, но и долгое время был владетелем чудского города Осек-Декипив. Позже он по указанию князя вернулся в Новгород.

 Вид на Софийский Собор. Наше время, Великий Новгород. Предположительно для того, чтобы преподнести в дар новгородский посадник Остромир заказал Евангелие.
Вид на Софийский Собор. Наше время, Великий Новгород. Предположительно для того, чтобы преподнести в дар новгородский посадник Остромир заказал Евангелие

Что касается Евангелия, то, скорее всего, он заказал его для того, чтобы преподнести в дар Святой Софии. На это указывает не только соответствующая надпись, сделанная на книге, но и тот факт, что она длительное время хранилась в Софийском Соборе.

Стоит отметить, что Евангелие Остромира содержит богослужебные тексты и его нельзя использовать в быту.

Остромирово Евангелие — один из первых памятников старославянского языка русской редакции

Евангелие Остромира имеет отличия от остальных памятников литературы XI века. Так в нём отмечается верная передача редуцированных гласных звуков при помощи гласных букв ъ, ь.

Данная фонетическая особенность характерна как для старославянского, так и вообще для славянских языков. При этом необходимо отметить, что переписчик во время своей работы смешивал написание старославянских и русских слов.

Поэтому мы можем признать это Евангелие одним из первых памятников русской редакции старославянского языка.

 Остромирово евангелие, середина XI века. Текст Евангелия написан в византийской традиции, язык — старославянский
Остромирово евангелие, середина XI века. Текст Евангелия написан в византийской традиции, язык — старославянский

Художественные же особенности текста Остромирова Евангелия заключаются в том, что написано оно в византийской традиции. Язык — старославянский, а регион, откуда пришёл этот текст, предположительно Югославия.

Рукопись — это уникальный памятник письменной славянской культуры, позволяющий правильно сопоставлять древнецерковнославянские, церковнославянские и русские тексты.

Кроме того, также стоит отметить, что издание в 1843 году текста евангелия послужило толчком к созданию такой науки как русская палеография.

Она занимается изучением древнерусских рукописных текстов. Что же касается богослужебной составляющей евангелия, что состав текстов, содержащихся в нём, сильно отличается от чтений поздних Апракосов.

 Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 год.
Фотолитографическое издание-копия Остромирова Евангелия 1889 год

После обнаружения в 1843 году Остромирова Евангелия появился интерес к нему. Чтобы удовлетворить любопытство любителей истории выпускались литографии и фотокопии фолианта.

Это даже служило препятствием для его первого издания. Так начало каждого чтения здесь указывается по зачалам Аммония, Диакона Александрийской церкви.

Это указывает на то, что на Руси уже в 11 веке была сформирована высокая культура библейской текстологии.

Кроме того, переписчики того времени весьма внимательно относились к сложившейся в древности библейско-богословской традиции что говорит об их высоком культурном уровне.

Послесловие Остромирово евангелия — свидетельство высокой учености его автора

Диакон Григорий в конце написанного им евангелия оставил послесловие. Такое послесловие характерно для византийских авторов. В нём обычно автор текста делал исторические заметки или же рассуждал на религиозные темы.

Это свидетельствует о том, что Григорий был высокообразованным человеком, знакомым с византийскими текстами и порядок их написания.

Диакон Григорий  в конце Евангелие оставил «приписк», где он рассказывает о том, когда Евангелие было составлено.

Кроме того, он говорит о том, кто заказал сочинение и перечисляет его родословную. Так же сообщается о том, какими областями владел князь Изяслав, поручивший своему свойственнику Остромыслу управлять Новгородом.

 Остромирово Евангелие. Послесловие Дьякона Григория. Из него исследователи узнали, кто был заказчиком Евангелия и когда оно было написано
Остромирово Евангелие. Послесловие Дьякона Григория. Из него исследователи узнали, кто был заказчиком Евангелия и когда оно было написано

Практически все сведения о Евангелии Остромысла учёные взяли из текста этого предисловия. Именно поэтому оно имеет большую историческую ценность.

При этом стоит отметить, что в большинстве других религиозных текстов такие послесловия не встречаются, что свидетельствует о большом авторитете составителя Евангелия.

В послесловии не сказано где именно составлял свой труд Диакон Григорий. Это могло произойти как в Новгороде, так и в Киеве. Дело в том, что Остромысл прибыл в Новгород из Киева по приказу князя Изяслава. Оттуда он взял с собой Григория.

Таким образом, он мог трудиться над книгой в любом из этих городов, ведь и Великий Новгород и Киев в те времена считались центрами богословия и учёности.

В настоящее время памятник древнерусской литературы хранится в Российской национальной библиотеке

Остромирово Евангелие имеет интересную судьбу. Его несколько раз теряли, оно было украдено, его реставрировали и т.д. В настоящее время оно находится на хранении в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.

Остромирово Евангелие, середина XI век. Артефакт хранится в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге.
Остромирово Евангелие, середина XI век. Артефакт хранится в Российской национальной библиотеке имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге

Драгоценнейший памятник мировой культуры хранится в условиях, исключающих доступ посторонних лиц к нему. Работать с ним могут только учёные, имеющие специальный допуск, и хранители музея.

При этом Российская национальная библиотека предлагает желающим поработать артефактом его качественное фото.

Факсимильное издание Остромыслова Евангелия было выпущено в 1988 году.

1988
в этом году выпущено факсимильное издание Остромыслова Евангелия

Кроме того, существуют интерактивные копии книги. Отдельно стоит отметить, что Евангелие постоянно изучается исследователями из разных стран мира.

Чтобы удовлетворить спрос на него в 1988 году, в честь 1000-летия Крещения Руси в свет выпустили его факсимильное издание. Его тираж составил 5000 экземпляров, что позволило насытить научный мир и удовлетворить любопытство любителей древнерусской литературы.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *