Содержание
- 1 Будущий миссионер родился в Москве в еврейской семье
- 2 В школе Александр увлекался природой и живописью
- 3 В конце 40-х Мень решил стать священником
- 4 В институте Александр готовится к служению Богу
- 5 После рукоположения Мень продолжил писать книги
- 6 В 60-е годы организует подпольные кружки
- 7 В Новой деревне Александр сложился как пастырь
- 8 Первая публичная лекция по христианству принадлежит Александру Меню
- 9 Священника убили на пути в храм. Убийц так и не нашли
- 10 Богословы оценивают взгляды Меня неоднозначно
XX в. был тяжелым временем для русского православия. Последовательная богоборческая политика большевиков загнала Церковь чуть ли не в подполье.
Но даже в это трудное время были люди, готовые усердно нести Слово Божье. Таким человеком был Александр Владимирович Мень.
Будущий миссионер родился в Москве в еврейской семье
Биография у Меня, как и других значимых людей, весьма интересна.
Отец Александра, Владимир Григорьевич Мень, был инженером на фабрике в Орехове-Зуеве. Его жена, Елена Семеновна Цуперфейн, была чертежницей.
Они поженились в 1934 г., а 22 января 1935 г. у них родился первенец, которого назвали Александром.
Крестил Сашу настоятель храма св. Кира и Иоанна на Солянке, архимандрит Серафим. Он стал духовником и наставником маленького Александра. Перед смертью в 1942 г. он предсказал, что Александр станет великим человеком в православной церкви.
В школе Александр увлекался природой и живописью
Я никогда не позволял школьному обучению мешать моему образованию.
Энтузиазма к учебе в школе Саша не проявлял. Вместо этого он много занимался сам. Читал труды Отцов церкви, занимался астрономией и биологией.
Постоянно ходил в походы. Занимался в кружке рисования у художника-анималиста В.А. Ватагина в Зоологическом музее. Рисовал животных, писал иконы.
Активно интересовался литературой. С 8 лет писал стихи, позже начал писать очерки о природе и истории.
Любовь к природе Мень сохранил на всю жизнь. «Бог дал нам две книги: Библию и природу», — позже говорил он.
В конце 40-х Мень решил стать священником
1943 г. стал переломным годом для всех советских людей. Фашистские войска были разгромлены под Сталинградом и на Курской дуге.
Для православных случилось другое важное для них событие. Сталин разрешил выбрать патриарха. Верующие воспряли духом.
В 40-х годах в Москве тайный Борис Александрович Васильев организовал подпольный кружок. В своей квартире он устраивал лекции по культуре и религии, обсуждал вместе с единомышленниками Священное Писание. В кружок входила мать Александра, Елена Семеновна. Она привела к Васильеву и сына.
В 1948 г. Александр решил стать священником. Он начал прислуживать в алтаре церкви Рождества Иоанна Предтечи на Красной Пресне.
В институте Александр готовится к служению Богу
Несмотря на подготовку и желание поступить в Духовную академию, Александр решил получить мирскую специальность. В 1953 г. он поступил на охотоведческий факультет Московского Пушно-мехового института.
Годы учебы в университете Мень вспоминал с удовольствием. В процессе учебы он плотно осваивал философию, читал Спинозу, Декарта, Лейбница. Читал православных философов: Флоренского, Булгакова, Бердяева, Лосского. Главным авторитетом для Александра стал философ Владимир Соловьев.
В это же время Мень начинает свою сознательную писательскую деятельность. Он пишет две книги по истории церкви: первый том — «Древнюю церковь» он закончит в 1956 г., второй ‒ «Средние века» — в 1957 г.
В институте Мень женился на Наталье Федоровне Григоренко.
Увлечение студента православием не осталось незамеченным, тем более, что в конце 50-х начался новый виток богоборчества. В 1958 г. Александра прямо перед госэкзаменами отчислили из университета.
После рукоположения Мень продолжил писать книги
Отчисление из университета вернуло Александра на предназначенный ему путь. 1 июня 1958 г. его посвятили в дьяконы, а 1 сентября 1960 г., после окончания заочного отделения Ленинградской духовной семинарии епископ Стефан рукоположил Меня в священники.
После рукоположения взгляды Меня окончательно сформировались. Он встал на позиции экуменизма и придерживался этих взглядов всю свою жизнь.
1959 г. стал знаменательным как для самого Александра, так и для теоретического богословия. Он дописал один из своих важнейших трудов, книгу о Христе «Сын человеческий». В марте 1959 г. ее начали публиковать в «Журнале Московской патриархии».
После рукоположения Александра отправляют в село Алабино, в 50 км от Москвы. Здесь он пробудет до 1964 г.
В 1960 г. он начинает писать «Историю религий». Написал тома «Истоки Религии», «Магизм и единобожие» «У врат молчания». При этом не прекращает и публицистическую деятельность, активно пишет статьи для «Журнала».
В 1964 г. его переводят в Тарасовку, где он пишет 4-й том и перерабатывает три первых. Пишет книгу о православном богослужении, получившую название «Таинство, слово и образ». В это же время он попал под колпак КГБ.
С 1969 г. в Брюсселе началась публикация «Истории религий». По СССР его книги издавались самостоятельно.
В 60-е годы организует подпольные кружки
Покорение космоса дало новый толчок антирелигиозной пропаганде. Верующим запретили собрания. В ответ Мень начал организовывать кружки христиан, где они могли бы изучать Писание, молиться, укрепляться в вере. Кружки получили название «малых групп».
В Новой деревне Александр сложился как пастырь
В 1970 г. Меня переводят в Сретенский храм г. Пушкина. Здесь он продолжает дописывать «Историю религий», пишет учебник для Духовной академии: «Опыт изложения основ ветхозаветной исагогики в свете работ русской библейско-исторической школы и новейших исследований», составляет «Словарь по библиологии» — труд о людях, посвятивших себя изучению Священного Писания.
Ведет просветительскую работу: к нему на службы ходят с соседних приходов, послушать его проповеди приезжают из разных городов.
К середине 1980-х годов Александр Мень имел широкую славу автора книг, проповедника и богослова. Его книги разбирали на цитаты.
Вместе с этим росли опасения, что за него всерьез примутся работники «органов». Напряжение росло. Неизвестно, чем бы все закончилось, но в 1985 г. грянула перестройка.
Первая публичная лекция по христианству принадлежит Александру Меню
1988 — Мень прочитал лекцию в Московском институте стали и сплавов.
Горбачев ослабил контроль за церковью. Проповедовать стало можно открыто. Иерархи православной церкви выдали Меню карт-бланш на любую миссионерскую деятельность.
До своей смерти, за два года он прочитал более двухсот лекций на самые разные темы. Отец Александр умел найти язык с любой аудиторией.
Священника убили на пути в храм. Убийц так и не нашли
Активная миссионерская деятельность вызвала недовольство в разных кругах. На отца Александра посыпались угрозы.
Утром 9 сентября 1990 г. отец Александр спешил на службу в храм в поселке Семхоз. Но прихожане не дождались своего пастыря.
На пути на Александра напали сзади и несколько раз ударили топором. Истекая кровью, он смог дойти до дома. Около калитки упал и больше не поднялся.
Убийство видного деятеля Православной церкви наделало много шуму. Следствие по делу было взято под самый высокий контроль, однако убийц так и не нашли.
Наиболее популярной версией считается, что к смерти Меня причастен КГБ.
Богословы оценивают взгляды Меня неоднозначно
Оценщики деятельности Александра Меня разделились на два лагеря.
Первый лагерь исходит из общей пользы миссионерской деятельности и направления людей на путь христианства. В этом лагере был патриарх Алексий II.
Второй лагерь анализирует саму суть того учения, которое нес как священник Александр. Дьякон Андрей Кураев в статье «Александр Мень: потерявшийся миссионер». писал, что Мень, стремясь подстроиться под аудиторию, сам не заметил, как стал нести не то, что нужно, а то, что хотят услышать конкретные слушатели: целители, оккультисты и т.п.:
Смотрите также статью Отлучен ли Андрей Кураев от церкви
Чрезвычайно важным является трезвое понимание своего отличия как христианина от вкусов и настроений своей еще-не-христианской аудитории.
Если этой трезвости не хватает, миссионер становится пьян тем же, чем и его слушатели:
он опьяняется модами века сего и начинает говорить их голосом вместо голоса предания.
Чужой, непривычный для христианина воздух язычества может ударить в голову и опьянить.
С резкой критикой на Меня обрушился настоятель храма апостола Фомы на Кантемировской иерей Даниил Сысоев. Он обвинял Меня в манихействе, синкретизме, отвержении первородного греха, отрицании буквальности Потопа, принятии теории ветвей и теории эволюции. Резолюция Сысоева такова:
Вообще мне не встречался человек,
которого Мень привел бы к истинному Христу,
каким Его знает Церковь.
Одно из теоретических положений манихейства — соучастие дьявола в сотворении мира.
Несмотря на широкую критику, Александр Мень не был отлучен от церкви. Высказывания о том, что отец Александр — еретик, хоть и отличались резкостью, подтверждения на официальном уровне не нашли.
Синкретизм — объединение нескольких учений в одно.
Вопрос о его «ереси» встал только после его смерти, в середине девяностых-начале нулевых. К этому времени церковь уже окрепла.
Во время общего кризиса православной веры проповедники нужны были всякие, и на их своеобразные взгляды можно было закрыть в глаза. Когда церковь стала на ноги, такие, как Мень, стали не нужны.
Ему и припомнили все его «грехи», благо ответить на обвинения он все равно уже не мог.
Сейчас существует Фонд протоиерея Александра Меня. Он хранит и распространяет наследие выдающегося православного миссионера XX столетия.
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение