Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

«Отец Арсений» — книга о духовных подвигах православных священников

04.03.2019
5 630

«…одни мы с тобой, Алёша. Двое суток никто не придёт. Будем молиться. Первый раз допустил Господь молиться в лагере в полный голос. Будем молиться, а там воля Господня…

Отец Арсений замолк, и вдруг я услышал отчётливо слова и понял — это молитва… Бабка когда-то крестила. Семья неверующая… Я — комсомолец, студент. Какая могла быть здесь вера? Сквозь оцепенение, сознание наступающей смерти, боль от побоев и холода сперва смутно, но через несколько мгновений отчётливо стали доходить до меня слова:

— Господи Боже! Помилуй нас грешных. Многомилостиве и Всемилостиве Боже наш»…

Из воспоминаний отца Алексея. Отрывок из книги «Отец Арсений».

Благодаря Владимиру Быкову и протоиерею Владимиру свет узнал об отце Арсении

Книга, о которой пойдет речь — документальное произведение из свидетельств очевидцев о жизни, испытаниях и подвигах их духовного отца, священника Арсения, а также их истории.

Отец Арсений, в миру Петр Андреевич Стрельцов, герой не вымышленный, а реально существующий.

Отец Арсений. Кадр из документального фильма. Изображений священника крайне мало в открытых источниках
Отец Арсений. Кадр из документального фильма. Изображений священника крайне мало в открытых источниках

Автор книги неизвестен. События описываются несколькими людьми, но на авторство никто из них не претендует.

Записки, рассказы, письма, обрывки событий из жизни сотен людей, кому посчастливилось в той или иной ситуации стать духовным чадом преподобного старца — сборник литературно обработанных повествований жизни современного исповедника.

Редактором книги стал ректор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерей Владимир Воробьев.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, редактор книги «Отец Арсений»
Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета, редактор книги «Отец Арсений»

В последние годы жизни Арсений благословлял своих учеников записывать рассказы прихожан и личные воспоминания. Он был уверен, что со временем все эти рукописи помогут людям прийти к Богу.

Он даже выразил желание, чтобы сборник историй назывался «Путь к вере». Именно так была названа четвертая часть в третьем издании книги 1998 года.

Отец Арсений говорил:

отец Арсений
иеромонах

«Можно умереть, но остаться жить для людей, и можно остаться жить, но быть погибшим».

Один из почитателей отца Арсения, Владимир Владимирович Быков, многие годы бережно собирал записи людей, пострадавших от большевистских репрессий и гонений против церкви. Он был лично знаком со старцем и знал многих авторов воспоминаний.

Собрав рукописи, принес в Тихоновский университет с одним условием. В книге не назывались настоящие имена, дабы избежать преследования властей.

Именно поэтому некоторые подвижники в сборнике с именем иеромонаха Арсения.

«Отец Арсений» издавался в трех редакциях с добавлением новых глав в каждой последующей

Долгие двадцать лет по крупицам собирались данные тысяч и тысяч пострадавших от геноцида православных христиан и священнослужителей, монахов и простых верующих.

Впервые книга в трех частях издается и распространяется подпольно в 1975 году.

В те годы читать ее или держать в доме было смерти подобно. В нее входят новеллы:

  1. «Лагерь»;
  2. «Путь»;
  3. «Дети».

В 1998 году в издание добавляется четвертая часть «Путь к вере», материалы для которой были собраны Владимиром Быковым.

Обложка книги «Отец Арсений» в твердом переплете в последней редакции.
Обложка книги «Отец Арсений» в твердом переплете в последней редакции

В переизданной в 2014 году книге появляется пятая, завершающая часть «Возлюби ближнего своего». В последней части публикуются настоящие имена реальных людей, знавших и общавшихся с подвижником Арсением.

В книгу включены сохранившиеся и новые фото священнослужителей, переживших гонения и испытания за веру.

Иллюстрации с фото в последней редакции книги «Отец Арсений» 2014 год.
Иллюстрации с фото в последней редакции книги «Отец Арсений» 2014 год

Не оставят читателя равнодушным и отзывы об «Отце Арсении».

Книгу читают и перечитывают миллионы людей в разных странах. Книга переводилась на английский и греческий языки, издавалась во Франции, Греции, Соединенных Штатах.

На сайте книжного магазина «Лабиринт» можно почитать отзывы о книге.

Одна из читательниц, Екатерина Фескина, пишет:

«Глубокая, цепляющая, обогащающая, дающая ответы на незаданные вопросы. Книга, в которой собраны воедино судьбы русских людей с 30-х по 70-е годы… Знаете, до этого я думала, что не было ничего страшнее войны.. На самом деле было! И сколько пережили невинные люди в ссылках и лагерях, сколько творили добра, жертвенно помогая другим — можно назвать не меньшим подвигом, чем подвигом в бою. И бывало, что этот бой был незримым, бой с самим собой, за право остаться человеком в нечеловеческих условиях. Много смешанных чувств приходят во время прочтения: печаль, злость, обида, радость и гордость за свой народ. Перечитаю. Рекомендую.»

Любовь к Господу и к ближним позвала молодого монаха Петра Стрельцова служить в приходе

Отец Арсений, в миру Стрельцов Петр Андреевич, родился в 1894 году в московской семье. Мама, Мария Александровна, с детства прививала Пете нерушимую веру и любовь к Богу.

После успешного окончания исторического факультета Московского Императорского Университета, в 1916 году, Петр Андреевич больше восьми месяцев болел эндокардитом. В это время им написаны первые работы по древнерусскому искусству и культуре.

Мечтая с детства о монашестве, в 1917 году поехал Петр Стрельцов в Оптину пустынь.

Два года прожив в послушании у старца Анатолия и отца Нектария, постиг великую любовь к Господу.

Приняв монашеский постриг с именем Арсений, что значит — мужественный, в чине иеромонаха, с благословения своих духовных отцов, отправился служить «в миру».

Обратившись с прошением к Святейшему патриарху Тихону, Арсений получил разрешение на службу в одном из московских приходских храмов.

Все лагеря и ссылки пережил отец Арсений с верой Христовой и любовью к человеку

Протоиерей Павел, настоятель храма, принял молодого иеромонаха и обучал его всему, чего сам постиг за тридцать лет служения.

В начале 1921 года отец Арсений стал вторым священником прихода, а в конце того же года   протоиерея Павла арестовали и сослали в Архангельскую область, где он скончался через шесть неполных лет.

Отец Арсений остался единственным священником прихода.

Сталинские репрессии имели массовый, жестокий характер. Жертвами становились не только политические противники большевизма, но и все, кто, по мнению коммунистов, представлял угрозу достижениям целей партии.

Репрессиям подвергались чиновники царской власти, полицейские, предприниматели и священнослужители, студенты. Сослать или расстрелять могли по доносу, сфабрикованному делу, или совсем без объяснения причин.

Исполнен был дух отца Арсения двумя разными путями, ведущими к одной цели. Один являл собой великую любовь к Богу, второй — к человеку, как к ближнему. Молился и просил он Господа указать на путь истинный.

Отправился Арсений в Оптину пустынь за советом к своему духовному отцу. Выслушал его старец Анатолий и сказал:

«Благословляю! Милость Господня да пребудет с тобой. Дерзай! Да зиждется вера Христова на двух заповедях о любви к Господу и к ближним».

Архиепископ Иларион также одобрил духовный путь иеромонаха, о чем молодой Арсений и мечтать не мог, поскольку не принято было иеромонахам служить в приходах. Благословение архиепископа вдвойне утвердило уверенность в правильном духовном выборе начинающего священника.

Отрывок из книги «Отец Арсений»:

«Я не осуждаю. Мне Господь дал пройти пять ступеней духовного постижения жизненного пути. Первая ступень была постижением веры, дали мне это моя мать Мария Александровна и великие Оптинские старцы о. Нектарий и о. Анатолий, у них я научился молиться, любить людей. На вторую ступень дали мне подняться Патриарх Московский и всея России Тихон в краткой беседе и архиепископ Илларион (Троицкий). Третью ступень показал простой сельский священник о. Иларион — тезка архиепископа Илариона. Четвертой был лагерь особо строгого режима (мы называли его смертным), где общение с самыми разными лагерниками открывало и духовно прекрасные души людей, и самые страшные души, охваченные неизмеримой злобой, соединенные с темными силами. И пятая ступень — мое пастырское служение и общение с вами, моими духовными детьми. Это научило меня никогда не осуждать никого, ибо сказано в одной из молитв: «Несть человек, иже жив будет, и не согрешит».

В 1927 году арестовали и сослали батюшку Арсения на два года в Архангельскую область. Возвращаться в Москву после ссылки ему было запрещено, поэтому служил он за сто первым километром, в одном из храмов Московской области.

В 1931 году снова арест и снова ссылка. На этот раз в Вологодскую область на долгих пять лет. Жить после ссылки отцу Арсению разрешалось в Архангельской, Владимирской или Волгоградской областях, но служить в церквях было запрещено.

После ссылки он продолжает богослужения, на этот раз уже подпольно, на дому. Тайно несколько раз успевает съездить к владыке Афанасию в Петушки.

В 1939 год — третий арест — Сибирь, затем — Урал.

В марте 1941 года — лагерь усиленного режима, без права переписки и посещений, и в 1942 году — перевод в лагерь с особым режимом, который называли смертным, поскольку выжить в таких условиях удавалось единицам.

Но даже в этих условиях отец Арсений продолжает хранить и множить любовь к Богу.

Верующие тянулись к нему, как к источнику духовного спасения, неверующие — обретали любовь, душевную теплоту, надежду и веру. Окружающие люди видели в нем старца, достигшего духовной безупречности.

Уголовники относились с уважением, заступались, приходили к нему за помощью или советом. Никогда и никого не сторонился старец Арсений.

Тысячи духовных чад обогрел за свою жизнь батюшка, вселяя веру и любовь

После освобождения из лагеря, в 1958 году, поселился батюшка в Ярославской области в Ростове Великом, где и остался жить. Сначала жил в уединении, но скоро написал письма своим духовным детям.

Начала собираться духовная семья. Со всех уголков необъятного Союза приезжали к нему за помощью, поддержкой, советом, опытом. Каждый год его посещали до 380 человек. И днем и ночью его жизнь была наполнена служением и любовью.

Символическая могила отца Арсения на кладбище Ростова Великого Ярославской области.
Символическая могила отца Арсения на кладбище Ростова Великого Ярославской области

Даже во время длительной болезни, когда оставалось жить ему несколько дней, отец Арсений не думал о себе, молился о других, исповедовал, наставлял. Скончался преподобный иеромонах в 1975 году и погребен был в Ростове.

На могиле его поставили камень с надписью «Отец Арсений 1894 — 1975». Сейчас место захоронения утеряно, пропал и камень, умерли все те, кто мог показать могилу батюшки. Однако, на кладбище Ростова Великого есть символическая могила в память об иеромонахе.

В 2011 году был снят документальный фильм о том, какими трудами и жертвами были собраны воспоминания, о том, что творилось в стране во времена культа личности, и как преследовались верующие во все последующие годы Советской власти.

 

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *