Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Можно ли быть крестными мужу и жене одного ребенка

Появление ребенка на свет — долгожданное и радостное событие. В то же время родители должны понимать свою миссию по воспитанию чада данного им Богом.

Это сложный процесс прививания нравственных устоев, веры и морали. Повседневная забота о детях отнимает много сил и энергии.

Поэтому духовное просвещение ребенка разделяется с крестными родителями.

Дети – это дар Божий. Миссия родителей – помочь своему чаду распознать тот путь, который Господь для него определил.
Дети — это дар Божий. Миссия родителей — помочь своему чаду распознать тот путь, который Господь для него определил

Выбор крестных это всегда непростое решение. И православные папа с мамой серьезным образом подходят к этой задаче.

Однако найти достойных восприемников, которые возьмут на себя ответственность перед Всевышним за ребенка, это из главных моментов в жизни.

И часто возникает вопрос, можно ли быть крестными мужу и жене одного ребенка.

3 основные обязанности крестных родителей: молитвенная, вероучительная, нравоучительная

Крестный должен быть воцерковленным человеком, готовый выступать в роли поручителя за веру ребенка. В основные обязанности восприемников входит:

  • молится всегда о своем крестнике и по мере взросления приучать его к молитве;
  • заботиться о регулярном причащение Святых Христовых Таин;
  • Учить основам православной веры и знакомить с церковной жизнью;
  • Ответственность за воспитание и достойную жизнь ребенка в случае смерти родителей.
По вере восприемников совершается крещение младенца. Их святой долг научить детей истинной вере
По вере восприемников совершается крещение младенца. Их святой долг научить детей истинной вере

Крестные должны быть верующие православные христиане

Стать крестными могут:

  • человек крещенный в православное вере, воцерковленный. При Крещение он читает Символ веры и от имени младенца отрекается от сатаны и заявляет о преданности Богу;
  • беременная или незамужняя женщина;
  • бабушки, дедушки, тети, дяди и даже старшие брат и сестра.

Не могут быть крестными:

  • атеист или представитель другой религии не могут брать на себя такую обязанность;
  • отец и мать ребенка, на которых и так лежат разносторонние функции по воспитанию;
  • монахи и монахини, чтобы нее отвлекать их от аскетической жизни мирскими делами;
  • крестные не могут быть супругами.

Канонически браки между крестными одного ребенка не запрещены, но из церковной практики, крайне нежелательны

Стоит подробнее остановиться на том можно ли брать в крестные семейную пару. Дело в том, мужчина и женщина, становясь восприемниками одного малыша, вступают в духовное родство.

Такое родство имеет большую ценность, что даже венчанный брак теряет свою силу. Однако это не каноническое утверждение. И существуют некоторые разногласия в церкви по этому поводу.

В РПЦ практикуется правило выраженное Киевским митрополитом П.Могилой в богослужебной книге «Требник Петра Могилы» (1645г.), где освящается вопрос можно ли крестить ребенка супругам.

Там же, в содержании чинопоследования крещения, говориться о возможности одного восприемника.

Второй восприемник для крещаемого становится традиционным, а не обязательным предписанием.
Второй восприемник для крещаемого становится традиционным, а не обязательным предписанием

Это правило легло в основу указа Святейшего Синода 1810 г. :

«восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе;

понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно:

мужеское для крещаемых мужеска пола,

и женское для крещаемых женска пола».

То есть строго предписывается: мужчина должен быть крестным у мальчика, а женщина — у девочки.

На 6 Вселенском (Константинопольский) соборе, был установлен запрет на брачный союз между крестной/крестным ребенка и его овдовевшим отцом/матерью.

Указ императора Юстиниана, запрещает брак восприемника с воспринятой:

«ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т. е. восприемника и воспринятой) души».

В книге обер-секретаря Святейшего Синода С.Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении»(1984) по благославению Св.Патриарха Алексия II, указано:

Книга обер-секретаря Святейшего Синода С.Григоровского «Препятствия к венчанию и восприемничеству при крещении»

« В настоящее время 211-я статья Номоканона (где указывается на недопустимость брака между восприемниками) не имеет никакого практического значения и должна почитаться отмененною…

Так при крещении достаточно быть одному восприемнику или одной восприемнице, смотря по полу крещаемого,

то нет оснований считать восприемников состоящими в каком-либо духовном родстве и потому воспрещать им вступления в брак между собой».

Русская Православная Церковь выражает свою официальную позицию в «Настольной книге священнослужителя», М., 1983 г.:

«Вообще супруги не могут быть восприемниками

при крещении одного младенца,

но при этом мужу и жене разрешается быть

восприемниками разных детей одних и

тех же родителей, но разновременно»

На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, прошедшем в Москве с 29 ноября по 2 декабря 2017 года, был принят документ «О канонических аспектах церковного брака», где указывается:

Официальный сайт Московского патриарха. Текст документа «О канонических аспектах церковного брака»

«Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)».

Указом Святейшего Синода от 31 декабря 1837 г. отрицалось наличие духовного родства между восприемником и восприемницей одного ребенка.

По церковным канонам для совершения таинства крещения достаточно одного восприемника.

Однако, в венчаном браке супруги представляют собой единое целое. И Когда крестные родители муж и жена это не правильно.
Однако, в венчаном браке супруги представляют собой единое целое. И Когда крестные родители муж и жена это не правильно

Но что делать, если молодые люди сначала стали крестными ребенку, а потом решили вступить в брак.

Возникает вопрос: могут ли крестные родители пожениться?

В этом случае, можно сослаться на указ Св. Синода от 31.12.1837, который отрицает духовное родство между восприемниками.

Супружеская пара может стать крестными для разных детей одной семьи.
Супружеская пара может стать крестными для разных детей одной семьи

Если пара живет в невенчанном браке, скорее всего, стать крестными родителями они не смогут, так как такой союз считается блудом.

Во избежание спорных ситуаций, например, греки обходятся одни восприемником, во избежание духовного родства.

Румынская Православная Церковь такие браки запрещает. И уже вопрос: можно ли жениться крестным родителям одного ребенка, не стоит.

Решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, отражает эту проблему следующим образом:

«В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть.

Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать.

Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих.

По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными».

На основании всех изложенных аргументов «за» и «против» — почему крестным нельзя быть вместе — правильно было бы учитывать более позднее церковное мнение. Тем самым не искушать людей браками между крестными.

В любом случае, согласно последнего указа Святейшего Синода, такие ситуации разрешаются только правящим епископом.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *