Почему нельзя клясться
одна фраза Христа, отменившая традицию
Чем душа
отличается от духа
2 явления или 1?
Целомудрие
Зачем женщины
обещают это Богу

Можно ли кремировать православного человека

Кормить червей — перспектива так себе. Это одна из самых популярных причин того, что много людей задумывается о кремации. Да и это красиво — разлететься пеплом над морем или в горах.

Западные СМИ сообщают о людях, чей пепел родня в обход закона развевала в Диснейленде. Так завещали умершие.

Кто-то исходит из простой математики: население растёт, усопших всё больше. К чему занимать лишнее место после смерти?

Ну и других причин хватает. Потому предать своё тело земле хочет далеко не каждый. Способ погребения, подчас, заботит нас даже сильнее, чем образ жизни. Но каков православный взгляд на этот вопрос? Посмотрим на отношение церкви к кремации.

Православие не одобряет кремацию из-за традиции и по богословским причинам

Русская православная церковь имеет несколько причин не одобрять кремацию.

Причина 1. Традиция. Любая религия — или почти любая — это цепочка преемственности. Она — островок надёжности и стабильности. Нововведения в традицию вводят редко и осторожно. Иначе не сохранить наследия предков.

Людям очень важно верить в то же, во что верили их предки. 

Иначе мы получаем разрыв идеологий, культур, мировоззрений.

Иногда такие события приводят к благоприятному итогу. Например, христианство некогда дистанцировалось от иудаизма и прекрасно себя чувствует. Но бывает и наоборот. Поэтому к любым вещам церкви необходимо присмотреться, определить для себя, приемлемо это или нет.

Есть традиция обращения с телом умершего. Ей следует веками. Веских причин уходить от неё у православия нет.

Православие считает, что Спаситель телесно воскрес и тоже уготовил верующим, а значит, кремация противоречит Его замыслу
Православие считает, что Спаситель телесно воскрес и тоже уготовил верующим, а значит, кремация противоречит Его замыслу

Причина 2. Богословие. В православии есть идея уважительного отношения к останкам. Это упирается в богословие. В Священном Писании сказано, что все рано или поздно воскреснут из мёртвых. В том числе этот процесс касается и тела.

В Библии существует мысль о телесном воскресении. Есть душа, есть её храм — плоть. Если от плоти избавиться, возникает противоречие идее воскресения. Хотя вряд ли для Господа это проблема.

При желании он способен сотворить всё, что угодно. Это подтверждает святитель Григорий Богослов:

«Если ты,

держа в своей руке горсть семян,

без труда отличаешь один овощ от другого,

неужели у Господа,

Который держит в своей горсти весь мир,

что-то может исчезнуть или затеряться?»

Григорий Богослов
святитель

Однако в православной среде с телами покойных принято обращаться соответственно — как счастью человеческого естества, физическим выражением его духовной сути.

Казалось бы, чего такого хорошего в бренном теле? За что его почитать.

Митрополит Сурожский Антоний очень хорошо объясняет суть:

«Эту любовь, эту заботливость,

это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии;

и это сказывается удивительным образом в службе отпевания.

Мы окружаем это тело любовью и вниманием;

это тело — центр службы отпевания усопшего;

не душа только, но и тело.

И действительно, если подумать:

ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного,

но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

Анатолий Сурожский
митрополит

Для православных христиан обычно этих причин достаточно, чтобы прислушаться к позиции церкви. Но в то же время православие не может препятствовать воле умерших. Его мнение носит рекомендательный характер.

Это больше вопрос того, насколько для человека действительно силён авторитет церкви. Что он ставит выше — её мнение или свою волю.

Раннехристианский апологет Марк Минуций Феликс пишет:

«Церковь верует,

что Господь властен воскресить

любое тело и из любой стихии (Откр. 20: 13).

«Мы не боимся никакого ущерба

при любом способе погребения,

но придерживаемся старого и

лучшего обычая предавать тело земле».

Марк Минуций Феликс
апологет

Современная православная церковь в большинстве случаев категорично выступает против кремации и даже старается пресечь строительство крематориев.

Кремацию в православных кругах считают актом атеизма. Есть мнение, что сжигание тела запрещено в этом библейском высказывании:

«Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы».

(1 Кор. 3:16-17)

Однако это толкование не выдерживает критики. Святой Феофан Затворник объясняет, что храм Божий — это собравшиеся вместе верующие. И Дух Божий обитает в них, пока все держатся вместе.

В своём комментарии Феофан Затворник раскрывает такой смысл стиха: верующим нельзя разделяться. Это предостережение от разделения Церкви, но никак не разговор об участи тел умерших.

Когда эта мера вынужденная, православная церковь снисходительно относится к сжиганию тел

Возможны разные ситуации. Например, в некоторых странах запрещено хоронить в земле. У них разрешают только кремацию. Так что теперь делать православному человеку?

Становиться нарушителем закона ради того, что его вряд ли будет волновать после смерти? Конечно, нет.

Процедура кремации
Процедура кремации

В таких ситуациях отношение РПЦ к кремации снисходительное. Кесарю — кесарево, Богу — Божье. Иначе выходит, что человек прямо между молотом и наковальней: закон говорит одно, религия — другое, а виноват — человек.

В таком положении пойти навстречу должен самый рассудительный и справедливый. Священники рекомендуют пренебречь традицией из-за обстоятельств.

Также случается, что решение кремировать или хоронить принимают исходя из финансов. Ну, если нет усопшего и его родственников достаточной суммы за место на кладбище, гроб, памятник и пр., как быть?

Священник Александр Шантаев рассказывает, как церковь относится к таким историям:

«Если есть возможность похоронить умершего близкого, дорогого человека в могиле, в земле, пусть и сопряженная с трудностями и расходами, — лучше приложить все силы это сделать.

Если таковой возможности нет, и знаю, что таких случаев множество, — приходится кремировать. Это не грех, а вынужденная мера, обусловленная внешними обстоятельствами, которым мы ничего не можем противопоставить.

Если при этом в чем и следует каяться, так в том, что не приложили заблаговременных усилий, чтобы тело близкого человека избежало кремирования.

Усопший христианин, — принявший святое крещение и по смерти сподобившийся отпевания согласно чину Православной Церкви, вместо могильного погребения — кремированный, — может и должен быть поминаем на Литургиях и панихидах, как и прочие усопшие, в мире с Церковью живот свой скончавшие.

Мне не известны каноны или правила, утверждающие обратное».

Александр Шантаев
священник

Кремация — это просто уничтожение трупа, она не демонической природы

Иногда православие и кремация противопоставляются. Прямо рай и ад, Бог и Дьявол. Это неправильно. Сжигание трупа — это событие без плюса или минуса, оно нейтрально.

Совершенно пустое действие, не имеющее ничего общего с учением православия. Это никакой не адский огонь, не происки демонов.

Так можно ли кремировать православного человека? А почему нельзя? Судить на том свете всё равно будут за поступки при жизни, а не за то, как человек распорядился телом.

Главное условие православия: если кремация по той или иной причине произошла, то прах надлежит предать земле. Не все этому следуют.

Но у церкви нет на этот счёт никаких канонов и мер. За аборт, например, накладывают епитимью. За отдельные проступки отлучают от церкви. Но кремация — это событие пустое и третьестепенное. Не о том нужно заботиться человеку.

Хотя другие православные церкви (ЭПЦ, РПЦЗ) в отношении кремации более категоричны. Например, кремированных не отпевают.

Канонические православные похороны состоят из 8 действий от омовения до погребения

Все описанные ниже действия можно проводить только после того, как завершены все формальные процедуры.

Православие бережно относится к канонам и рекомендует хоронить по традиции, а не кремировать
Православие бережно относится к канонам и рекомендует хоронить по традиции, а не кремировать

С момента кончины и до погребения близкие должны читать псалтырь. Не обязательно находиться рядом с телом. Но важно не прерывать чтение.

Рекомендуется сразу заказать в храме сорокоуст за умершего. Считается, что это принесёт пользу душе.

Омовение тела. Покойника омывают тёплой водой. При этом следует читать «Господи помилуй» и «Трисвятое». В конце тело причёсывают. Этот ритуал символизирует, что человек воскреснет в чистоте и непорочности.

Одновременно в доме зажигают лампаду или свечку. Она горит до тех пор, пока тело покойного не вынесут наружу.

Облачение покойника. На покойника надевают крестик и чистую одежду. Лучше всего новую. Это символ обновления при воскресении.

Подготовка к положению во гроб: Сперва покойного кладут на стол, головой к иконам, и накрывают саваном. При этом следят, чтобы глаза и уста были зарытыми. Руки складывают крестообразно. Правую поверх левой.

В левую руку вкладывают крест, на грудь — икону, лицом к покойному. Мужчинам — Спасителя, женщинам — Богородицы. Вокруг покойного крестообразно расставляют четыре зажженные свечи. До отпевания родственники читают канон «Последование по исходе души от тела».

Положение во гроб: Священник окропляет гроб и тело святой водой. Внутрь кладут подушку из соломы или ваты. Затем — погружают тело. По пояс его накрывают саваном.

На голову надевают погребальный венчик. Следует заупокойная лития. Снова читают канон «Последование по исходе души от тела». Перед выносом родные прощаются с усопшим.

Отпевание. Гроб выносят ногами вперёд под пение «Трисвятого». Совершают чин погребения. Это можно сделать в храме, а можно и в доме.

За отпеванием читают отрывки Евангелия, «Апостола» и разрешительной молитвы. Затем её текст вкладывают в руку покойного. Поминальную кутью ставят возле гроба на столик.

Прощание. Все обходят гроб и последний раз целуют — но не умершего, а икону на его груди или венчик. Поются стихры. Лицо закрывают саваном навсегда.

Священник накрест посыпает тело землёй или специально приготовленным песком и говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней».

Траурная процессия. Гроб ногами вперёд выносят из храма (если отпевали в храме) на катафалк. Похоронная процессия движется на кладбище. Впереди обычно несут крест или икону Иисуса Христа.

Погребение. Гроб опускают в могилу ногами на восток. При этом поют Трисвятое. У всех должны быть горящие свечи. Священник снова говорит: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней» и накрест бросает землю на крышку гроба.

Затем каждый тоже бросает горсть земли. Затем гроб закапывают. Крест устанавливают у ног покойного. На могилу возлагают венки и цветы.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Оставить комментарий

Ваш email адрес не будет опубликован. Заполните поля, которые помечены *