Содержание
- 1 Авва Дорофей — это старец-подвижник из Газы
- 2 В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство
- 3 Дорофей стал жить в монастыре, где принимал путников, прислуживал в лечебнице и общался с мудрыми людьми
- 4 У Дорофея был ученик — Досифей, ныне преподобный
- 5 После смерти наставника и настоятеля Дорофей основал собственный монастырь
- 6 Сохранились душеполезные поучения аввы Дорофея
О взглядах этого святого известно больше, чем о нём самом. Он стремился поведать потомкам не о себе, а о христианстве, Боге, вере. Хотя 14 веков разделяют авву Дорофея с нашими современниками, его труды не теряют актуальности. Их публикуют, изучают, и интерес этот вряд ли угаснет в обозримом будущем.
Авва Дорофей — это старец-подвижник из Газы
Дорофей прозван Газским в честь города Газы, хотя родом не из него. Газа — древний населённый пункт. Он известен дольше пяти тысяч лет, упомянут в Библии, есть других исторических источниках. Но современная Газа — не та, что была раньше. Древний город погребён под дюнами.
Об этом предупреждал пророк Иеремия:
«Оплешивела Газа, гибнет Аскалон, остаток долины их. Иеремия»
А ещё точнее в современном переводе:
«Газа голову свою обреет, Ашкелон умолкнет. Уцелевшие жители долины, доколе будете наносить себе раны?»
Что же касается слова «авва» — то это не имя, а уважительное обращение. Оно переводится как «отец». Встречается и в Священном Писании:
«Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты»
Обращение «авва» — это способ выразить доверие, расположение, любовь и покорность. Хотя это арамейско-сирийское слово, оно получило распространение в христианстве. С IV века так обращались к настоятелям монастырей в православии.
Сегодня «авва» звучит для нас непривычно, но формы этого слова унаследованы некоторыми христианскими традициями. Аббат — настоятель монастыря у католиков, абуна — монах или священнослужитель у некоторых афро-азиатских христиан.
Так почему же Дорофей Газский — авва? Во-первых, он был настоятелем монастыря. Во-вторых, так в православии иногда называют старцев-подвижников.
В ранние годы Дорофей переселился в Газу — пограничный город, где процветали философия и искусство
Хотя преподобный Дорофей прозван Газским, родился он в другом городе — Аскалоне. И сегодня на побережье Средиземного моря есть Ашкелон, хотя тоже не тот, что был изначально. В 1270 году город разрушил турецкий султан Бибарс, а гавань наполнил камнями. Сохранились лишь стены. Семь веков Аскалон стоял в безмолвии.
«Аскалон опустеет»
К моменту рождения преподобного Дорофея Аскалон уже пережил рассвет, разрушение Навуходоносором II, эллинистический период. Будущий святой родился в великом, но увядающем городе, который был византийской автономией.
Разумеется, христианство уже распространилось на этих землях, хотя и не было единственной религией: Аскалон всегда населяли люди разных национальностей и вероисповеданий.
Однако долго в Аскалоне Дорофей не прожил и уже в ранней молодости поселился в Газе. На этих землях утвердилось христианство, хотя это произошло не быстро и не мирно.
Газа — не последнее место в древнем мире: она славилась философами, поэтами, риториками, многими искусствами. В ней соприкасались самые разные культуры, и многие современники преподобного Дорофея искали симбиоз христианства и античной традиции.
Но времена были не спокойные. Пограничное положение Газы приводило к постоянным военным столкновениям. Персидский шахиншах Хосров II Парвиз неоднократно пытался завоевать город и даже ненадолго преуспел, тем же занимались арабы. Кстати, в 634 году они своего добились, но преподобный Дорофей до этого не дожил.
Дорофей стал жить в монастыре, где принимал путников, прислуживал в лечебнице и общался с мудрыми людьми
Семья у Дорофея была зажиточная. Об этом свидетельствует тот факт, что его брат смог на собственные деньги построить лечебницу при монастыре. Благодаря богатой культурной среде Дорофей набирался знаний. Есть версия, что он мог учиться у Прокопия Газского.
Оставил после себя немало работ с комментариями к Священному Писанию, многие из которых дошли до наших дней.
Из ряда других комментаторов его выделяет стремление найти синтез между античной и христианской культурой.
Уча Слову Божию, он обращался к античной мифологии.
Среди учеников Прокопия Газского более всех известен оратор Хорикий Газский и Авва Дорофей.
Предание не сохранило, почему Дорофей Газский решил принять монашеский постриг. Также неизвестно, сколько ему было лет, когда это произошло. Но сперва Дорофей просто переселился в окрестности монастыря аввы Серида в Газе.
В обитель Дорофей не торопился и жил за счёт большого наследства. Но, в конце концов, Дорофей стал послушником и келейником Иоанна Пророка на десять лет.
10 лет Дорофей Газский был послушником в обители аввы Серида
Был современником аввы Серида — настоятеля Газкого монастыря. Предсказал, что умрёт сразу после него.
Однако игумен Елиан попросил Иоанна Пророка отсрочить уход в другой мир, поскольку нуждался в советах на новой для себя должности настоятеля.
Иоанн Пророк выполнил просьбу.
До сегодняшних дней дошла переписка Иоанна Пророка с его учителем — Варсонофием.
Дорофей Газский должен был принимать разных людей:
- странников;
- паломников;
- богомольцев.
Такова была его роль в монастыре. Он общался с людьми любых социальных статусов, вер, воззрений. Кому-то помогал советом и утешением, от кого-то сам научился чему-то. Так он развивался — в общении, знакомствах, обмене опытом. Сотни жизней, историй, событий проносились перед глазами Дорофея.
Значительный вклад в формирование взглядов преподобного Дорофея сделал авва Зосима. В своё время это был известный и повсеместно уважаемый отшельник. Он не только знал Марию Египетскую, а лично её причастил и похоронил.
У Дорофея был ученик — Досифей, ныне преподобный
Из ярких событий в жизни Дорофея стоит отметить встречу с Досифеем — родственником влиятельного военачальника. Этот человек явился в обитель после чудесного видения. Некая женщина приказала ему не есть мясо и часто молиться, чтобы избавиться от мук. Досифей принял новый образ жизни и поселился в монастыре аввы Серида, где стал учеником и помощником Дорофея в больнице монастыря.
Досфией прилежно выполнял любые поручения, но быстро скончался — всего спустя пять лет, а затем явился во сне Варсонофию Великому в окружении небесных монахов.
Именно Дорофей и записал житие своего Досифея, хотя работу над текстом завершали уже его ученики.
После смерти наставника и настоятеля Дорофей основал собственный монастырь
Около 550 года умер настоятель Серид и учитель Дорофея Иоанн Пророк. Дальнейшие обстоятельства описаны скупо, но так или иначе преподобный авва Дорофей быстро покинул обитель. Есть мнение, что его намеревались сделать игуменом вместо Серида.
Это спорно, поскольку житие Иоанна Пророка говорит об игумене Елиане, которого уже избрали на место настоятеля. Так что версия об уходе из монастыря по скромности сомнительна.
К тому же, святой Дорофей Газский сам основал монастырь. У него появлялось всё больше приверженцев, так что до конца жизни преподобный занимал должность настоятеля.
Житие аввы Дорофея сообщает, что он умер в 565 году.
Сохранились душеполезные поучения аввы Дорофея
Душеполезные поучения аввы Дорофея — это наследие, которое оставил нам великий старец. Нам известно, с каким усердием он стремился к знаниям, развивал в себе дар говорить понятно и затрагивать тончайшие струны души человека.
Об авве Дорофее отзывались следующим образом «он был высок по дару слова». Впрочем, это не относится к стилистическим или художественным особенностям его поучений. Напротив, это довольно простые, в чём-то даже слишком, тексты. Но их задача в другом — помочь человеку на пути духовной жизни.
Наставления преподобного Дорофея — это труд об аскетизме, некий путеводитель для человека, взявшего на себя бремя подвижничества. Причём никакие другие христианские книги не способны заменить работы Дорофея. Перед читателем — одно из центральных произведений аскетической традиции.
Но и для простых мирян здесь немало поучительного и интересного. Помимо сухих истин, поучения аввы Дорофея содержат рассказы из личного опыта:
«…нашла на меня однажды великая и нестерпимая скорбь, и я был в таком страдании и стеснении, что готов был даже предать и самую душу мою: скорбь же сия происходила от коварства демонского. И такое искушение, наносимое демонами от зависти, бывает тяжко для человека, но маловременно: оно мрачно, тяжко, безутешно, ни откуда не представляется успокоения, но отовсюду стеснение, отовсюду угнетение.
Однако скоро посещает душу благодать Божия, ибо если бы не посетила благодать Божия, то никто не мог бы перенести сего. <…> взглянул я внутрь церкви, и увидел некоего (мужа) по виду Епископа. <…>По окончании молитвы, он <…> «терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою: и возведе мя от рова страстей и от брения тины: и постави на камени нозе мои, и исправи стопы моя, и вложи во уста моя песнь нову, пение Богу нашему (Пс. 39, 2-4)».
Все эти стихи произнес он по трижды, ударяя, как я сказал, в грудь мою, и так вышел. Тотчас после сего водворились в сердце моем: сладчайший свет, радость, утешение и великое веселие, и я стал уже не тем, чем был прежде. Когда он вышел, я поспешил вслед за ним, желая найти его, но не нашел, ибо он сделался невидим. С того времени, по милости Божией, я не ощущал уже, чтобы беспокоили меня скорбь или страх, но Господь покрыл меня до ныне ради молитв оных святых старцев»
Душеполезные поучения аввы Дорофея опираются на богатое наследие богословов древности, жизненный опыт самого автора, сведения, полученные им от знакомых подвижников. В этой книге можно найти советы, надежду и утешение, ведь преподобный Дорофей утешал путников при жизни. И сейчас он продолжает покровительствовать людям.
«Однако иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Правда, если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнять волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою.
Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращенным сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится, и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иезек. 14, 9). Посему мы должны всею силою направлять себя к воле Божией и не верить своему сердцу».
День памяти аввы Дорфея: 4 марта (переходящая) – 4 марта (19 февраля) в невисокосный год / 3 марта (19 февраля) в високосный год
В православии существует молитва аввы Дорофея от гнева:
Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение